Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Польза / Информация  | весь раздел

Казабар, бранль и маразуля - средневековые танцы в современном Пскове

21.02.2020 19:31 ЦДИ, Псков

Красивые наряды, оружие, средневековая музыка, необычные танцевальные па и ритмы просто завораживают. На выступлении творческих коллективов, которые занимаются сохранением, популяризацией и развитием средневековой культуры, всегда царит потрясающая атмосфера и энергетика. Зрители  с удовольствием присоединяются к танцорам и начинают учить движения и танцевальные комбинации.

Корреспондент ЦДИ решил выяснить, где и как обучают средневековым танцам в Пскове? Для этого мы отправились на занятие коллектива средневекового танца «Shork_Shork».

 

 

Псковский коллектив «Shork_Shork» увлечен историческими танцами периода Высокого Средневековья, а так же народными танцами Туманного Альбиона и Изумрудного Острова, которые популярны в Англии и Ирландии. В репертуаре коллектива в основном представлены танцы, пользовавшиеся популярностью в период с 14-го по 16-й век. Единственное направление, которое не включили в свои выступления танцоры - это ирландский степ. Связано это с его техническими особенностями исполнения. 

Танцевальное наследие прошлого бережно передается из поколения  в поколение, традиции своих национальных танцев пытаются сохранить национальные диаспоры и общественные организации. Как рассказали участники псковского коллектива, все знания о средневековых танцах кропотливо собираются историками из наследий искусства - иконографий, фресок, миниатюр, иллюстраций к книгам, литературных источников. Исследователи отмечают еще один факт - музыка, которая используется в качестве аккомпанемента для танцевальных номеров, менялась не менее активно и динамично, чем танцы. 

 

Танцующие девушки и юноши. «Роман об Александре» (Bodl. 264), лист 175r. 1338-1344 гг. фото: joyssance.org.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слева: Фреска в церкви св. Гаврила в Лесново, Сербия.1341 – 1349 гг.

Справа: Танцующие крестьяне. Гаага, KB, 76 G 18, «Парижская книга», Суассон; 1450 гг.    фото: joyssance.org.ua                                                                                    

Работа по восстановлению танцевального наследия, которое нам оставили, очень кропотливая. Несмотря на то, что  сохранились описания и названия многих средневековых танцев, утрачена часть их характерных особенностей. Связано это с тем, что раньше многие танцы назывались по аналогии с музыкальной композицией, под которую их танцевали. Из-за этого некоторые из них со временем утратили свои индивидуальные черты.

- Например, танец, который относится к 15-му веку, может быть упомянут в более ранних текстах. Причем, описание  характера танца и типовых движений будет похожим. Но у нас нет уверенности, что это именно тот танец, который исполняли в те времена, - объясняет представитель коллектива Елизавета. - Также есть и нюансы с наименованием танцев. В качестве примера можно привести кароль - круговой или линейный танец,  который позже стали называть фарандоль. При этом некоторые исследователи утверждают, что это два совершенно разных танца. Поэтому тем, кто решит заниматься средневековыми танцами, предстоит большая работа с историческими источниками.

 

Кароль и хоровод - родственники

 

Русское слово «хоровод» имеет те же корни, что и французское «кароль» - круговой танец. Были одинаково популярный как хороводы, так и танцы в одну линию - линейные. Многие средневековые танцы подразумевали массовость, но исторически сложилось, что некоторые композиции могли исполняться только девушками, только мужчинами и совместно и теми, и другими одновременно. 

- Когда нас танцует человек пять- восемь, это смотрится не очень презентабельно, потому что многие средневековые танцы исполнялись чуть ли не всей деревней. Это было большое событие, в котором участвовало много людей. Даже на фестивалях есть очевидная разница, когда танцуем мы - малым числом, и когда делаем мастер-класс, в котором участвует множество зрителей. Все танцуют, веселятся и танец обретает свой первоначальный смысл.

 

Казабар, бранль, маразуля! Танцуют все!

Так как период с 14-го по 16-й век охватывает большой культурный пласт, то танцев, которые можно было бы разучить и презентовать, довольно много. Самыми любимыми у коллектива являются:  казабар, бранль, маразуля. Как рассказывает представитель коллектива, на этих танцах они не остановятся, а будут развиваться дальше, разучивать новые направления. В планах перейти на изучение русских народных танцев. 

- Странно жить в древнем городе и представлять только танцы стран Европы, но не танцевать свои народные, - признается Елизавета. - Поэтому мы хотим расширять свой круг умений, ведь в русских народных танцах есть наши традиции, культура, самобытность, которые тоже нужно активно популяризировать.  

 

 

Девочки налево - мальчики направо 

Наша собеседница, представляющая коллектив и выступающая в роли преподавателя во время занятий, училась в Великом Новгороде на дизайнера костюмов. Там же во время обучения она посещала школу средневековых танцев. Преподаватели школы ездили по разным странам, буквально жили своим увлечением и всячески старались передать знания ученикам. Когда Елизавета вернулась в Псков, то поняла, что у нее осталось желание продолжать занятия и развиваться в этом направлении. Но в Пскове такой школы не было.

- Мы создали свою школу только в январе этого года, до этого мы танцевали каждый сам по себе, без четкого графика, без общей площадки, - объясняет Елизавета. - Сегодня бесплатные занятия стабильно проходят раз в неделю, по субботам с 10:00. Поэтому псковичи, которым интересно направление средневековых танцев, могут к нам присоединиться.

 

В Пскове хорошо развиты клубы исторической реконструкции, постоянно проводятся тематические фестивали. Но  так сложилось, что на таких мероприятиях девушки занимаются в основном только готовкой и презентуют изделия декоративно-прикладного творчества и показывают мастер-классы по разным видам ремесел. В это время мужчины задействованы в турнирах, совершенствуют владение оружием, выступают на поединках, устраивают мастер-классы по кузнечному делу и активно заняты практически во всех сферах фестивалей. Участницы танцевального коллектива решили исправить эту несправедливость. 

- Наши мужчины занялись фехтованием, а мы танцами, - говорит Лиза. - По сути танцы - наш эквивалент военному искусству. Мужчины выступают с оружием, а мы танцуем. 

Девушкам часто приходится танцевать и  мужские и женские партии в танцах, так как некоторые виды танцев подразумевают пару разного пола и смену партнеров, а на занятия пока ходят только женщины. 

- Мужчин, которым было бы интересно заниматься танцами,  нам очень не хватает, - признается Елизавета. - Был момент, когда мы пробовали танцевать все вместе, но на турнирах мужчины все равно выбирают оружие. 

 

 

Танцы не самое сложное

Самым сложным в своем увлечении Елизавета считает создание реалистичного образа.

- Так как мы учим танцы разных периодов Средневековья, у нас появляется проблема с точностью в костюмах, ведь наряд девушки 14 века существенно отличается от наряда 16 века, - объясняет Лиза. - Сейчас мы танцуем в стилизованных костюмах, так сказать - усредненных. Но если нужно выступать в контексте определенного исторического периода, тогда уже приходится говорить о том, чтобы все детали костюмов были переданы точно. К этому мы хотим прийти - иметь хорошие костюмы, которые можно использовать под нужный танец. В идеале, для каждого века - свой комплект нарядов. 

 

 

Создание антуража играет совсем не последнюю роль. Сами танцы разучить не трудно, они состоят из комбинаций простых степов, которые может освоить любой человек, даже без начальной танцевальной подготовки,  в среднем за полгода. Но вот без костюма теряется вся романтика и красота.

 

- Средневековые танцы - это не то направление, которое можно танцевать в спортивном костюме. Если мы будем исполнять их в простой современной одежде, то выглядеть будем очень нелепо, ну, или как минимум - странно, - говорит Лиза. - Люди хотят зрелищ, а мы тут на шпагаты не садимся, по пилону не ползаем, поэтому берем антуражем и оригинальными костюмами.

Елизавета нашла применение своему профессиональному образованию именно здесь, она помогает коллективу создавать костюмы. При этом в коллектив также пришли творческие личности.  Развивать танцевальное направление помогают танцовщица трайбла, есть среди танцоров и лингвисты, архитектор и дизайнер. Например, одна девушка владеет староанглийским и исландским языками. 

- Танцевать средневековые танцы может абсолютно любой, нет никаких противопоказаний, - уверяют создатели творческого коллектива. -  Мы очень рады, когда к нам приходят, потому что по-настоящему эти танцы раскрываются, когда участвует человек шестьдесят. 

На занятия девушки приходят в удобной для них одежде, но во время постановки танцев и их презентации одевают специально сшитые для номеров костюмы. Сейчас занятия проходят в зале, который не очень приспособлен для танцев, но так как деятельность коллектива исключительно творческая и некоммерческая - выбирать не приходится. Девушки мечтают найти место с антуражем, чтобы образу средневековых танцев соответствовали не только костюмы, но и атмосфера танцевального зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка нас связала 

Современные тренды заметно притесняют исторические танцы, ведь средневековые танцы интегрировать в стилистику популярной  клубной музыки не получится. 

- Ой, если прийти в клуб или какое-то подобное заведение, то человек не сможет танцевать средневековые направления. Музыка совершенно не соответствует! - признается Елизавета. - Мы часто выступаем, но это таверны и стилизованные под исторические места - рестораны, кафе.  Совместно с клубами реконструкции «Усадьба» и «Чертог Раса» проводим мастер-классы в школах. 

 

 

Для активного развития средневековых танцев в Пскове не хватает тематических встреч, куда могли бы приходить люди в костюмах и танцевать под музыку соответствующую веку, который реконструируют. Ранее подобные встречи проводились. У коллектива было помещение в Доме Сафьянщикова. Но 24 января прошлого года в здании произошел пожар, теперь такие мероприятия не проводятся.

- У нас была идея позвать музыкантов и заниматься вместе с ними. Они повышают мастерство в музыке, тренируются, а мы танцуем под живую музыку. Но в Пскове очень мало тех исполнителей, которые играли бы то, что нам нужно, - рассказывает представитель коллектива. - Мы слушаем и современные группы, которые исполняют на инструментах близкие нам мотивы, однако, когда речь идет об историческом соответствии, то отыскать музыкальный коллектив бывает тяжело. 

 На фестивали исторической реконструкции часто приезжают коллективы, которые также увлечены Средневековьем. Тогда удается танцевать под живую музыку и импровизировать на месте. В промежутках между фестивалями девушки танцуют под музыку, которую находят в Интернете, многие композиции они скачивают из тематических групп в социальных сетях. 

 

 

Удивительно, но пока псковичи гонятся за инновациями, высокоскоростным интернетом и «умным» домом, кто-то кует железо, плетет лапти и увлеченно копирует костюмы из далекого Средневековья. Клубы исторической реконструкции и коллективы средневековых танцев дают возможность современному человеку почувствовать себя кем-то другим: примерить роль лучника, воеводы, купца, а может быть и мельника. Можно окунуться в мир грез и историй из школьных учебников, а не в компьютерной игре или за просмотром фильма. Путешествия во времени существуют в реальности. И участники псковского коллектива доказали, что  самый простой путь - через творчество, музыку и танцы.

Ольга ЛИРОН

фото: Ольга ЛИРОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 
 

Читают




Обсуждают













Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты


Loading...