Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Новости  | весь раздел

Возвращение к жизни: Как псковичи восстанавливали послевоенный город

12.05.2020 16:01 ЦДИ, Псков

Часть II. Обретенный дом

«С Запсковья было видно здание вокзала…» – эти слова бабушки, попавшей в Псков сразу после освобождения области, прочно отпечатались в моей памяти.
 
За пару лет до этой встречи в одной из многочисленных псковских деревень вместе с матерью и односельчанами она, задыхаясь от шока, на непослушных ногах выходила из избы, в которой несколько минут назад могла быть похоронена. Точно те несчастные из онемевшей от горя Красухи. Покинув деревню после освобождения области, семья пришла на окраину Пскова, а примерно через десять лет моя бабушка трудилась на строительстве «сталинок» на Поземского, сразу за Варлаамовским углом и домом Сафьянщикова.
 
Сколько таких девочек и мальчиков, женщин и вернувшихся с передовой или из госпиталей мужчин кирпич за кирпичом, метр за метром восстанавливали город! Сколько из них, заброшенных в другие края, тосковали по родной земле!
 
Прожившие свой более или менее короткий век за себя и за того парня, скупо делившиеся своими кошмарами, они были столь же уязвимы, столь же чувствительны, как и мы. И в то же время гораздо скромнее, глубже и трудолюбивее нас.
 
 

Безжизненные улицы

 
Кто из нас не представляет масштабов разрушения страны после разорившей, обескровившей ее войны! Однако никакие кадры кинохроники не передадут, каково это – существовать без школ и больниц, водопровода и канализации.
 
 
В 1944–1945 гг. псковичи жили в подвалах, землянках, на чердаках, воду брали из речки, пищу готовили под открытым небом. Появление в списке 15 населенных пунктов, нуждающихся в первоочередном восстановлении, позволило не только сохранить уникальную средневековую архитектуру Пскова, но и обрести кров его жителям.
 
После того, как немцы покинули город, жить в нем было не менее опасно: перед своим отступлением саперы минировали дома, церкви, не проходили даже мимо деревьев в парках. Псковский историк Анатолий Васильевич Филимонов пишет в своей книге «Поднятый из руин» об этом времени:
 
- Страшная картина предстала перед глазами освободителей. Города как такового не существовало: всюду развалины, просматриваемые насквозь от разрушенного железнодорожного вокзала до Троицкого собора. Из имевшихся в довоенном Пскове 3 тыс. зданий было уничтожено 1380 полностью, а 435 полуразрушены. Особенно сильные разрушения пришлись на центральную часть города, где были взорваны лучшие здания и целые кварталы. В городе были разрушены промышленные предприятия, водопровод, трамвайный парк, 45 лечебных учреждений, 15 общеобразовательных и специальных школ. В сохранившихся немногочисленных кварталах минами-сюрпризами были заминированы обстановка и оставленные предметы обихода….
 
 
Саперов не хватало, и тогда несколько десятков добровольцев прошли курсы, чтобы освободить городские здания от ловушек: лишь из Дома советов извлекли около 400 мин. Центральные улицы также были начинены: пришлось разминировать Пролетарский бульвар (ныне Октябрьский проспект), Крестовское и Рижское шоссе. Несколько человек погибли во время взрыва иконостаса Троицкого собора, в храме Василия на Горке подобного исхода удалось избежать. Местные предприятия – заводы «Выдвиженец», «Металлист», льночесальная фабрика и «Шпагат» – были разрушены. И не только они.
 
 
Псков опустел – отмечали и отмечают многие. Но взорванные здания и остовы домов с улиц никуда не делись. Мусор, кирпич, стекло, ямы, траншеи – вот что еще предстояло разобрать горожанам. А они – горстка от численности довоенного населения – не справлялись. Уже через два месяца – в сентябре – стало понятно, что к восстановлению города нужно привлекать тех, кто живет в области. Требовались каменщики, плотники, кровельщики.
 
 

Время жить!

 
Победа СССР была впереди, время шло медленно, жить все еще было очень сложно. Город поддерживал развитие огородничества около предприятий и жилых домов. Потому приметой этих дней стал запрет использовать для выпаса скота и создания огородов берега рек, места отдыха горожан, территории у памятников и центральных улиц. И все же Псков постепенно оживал: 5 августа 1944 года открылись хлебопекарня и баня, 1 сентября прозвенел звонок для учеников первой восстановленной школы – № 9, 5 ноября вышел номер псковской газеты, на следующий день горожане услышали радио. В это же время реанимируют пищекомбинат, промкомбинат. Зимой снова заработали телефонная станция и водопровод. Уже 3 марта 1945 года Псковский театр кукол представил первый спектакль, в этом же месяце создали филармонию и открыли библиотеку. В апреле начал действовать авторемонтный завод, в июне по Пскову прошел первый автобус, а 1 августа подключилась швейная фабрика. В сентябре в город приехала экспедиция археологов и начала раскопки.
 
Самым насущным вопросом в разрушенном городе стало облагораживание улиц и строительство.
 
 
Уже к началу 1945 года в Пскове появилось более 50 молодежных бригад, участники которых до начала 1950-х, отработав смену на заводах, выходили на улицы, чтобы разбирать уличные завалы, собирать строительные материалы – кирпичи, арматуру и проч. Работали, разумеется, бесплатно, на добровольных началах. Спустя три года потребность в помощи энтузиастов не пропала: в 1947 году на улицах трудились более 130 бригад! Город значительно похорошел со времен оккупации, но оставалось огромное количество завалов. Даже на центральных улицах. В этом году были не только восстановлен сад в кремле, благоустроены скверы и парки, посажены почти 30 тысяч деревьев и кустов, но и создана – на месте разрушенных зданий – площадь Отечественной войны. Ныне Октябрьская. В 1948 году псковичи разобрали завалы на улицах Советской, Некрасова, Профсоюзной, Поземского и других. На месте бывшей лютеранской кирхи освободили пространство для Анастасиевского сквера (близ церкви Анастасии Римлянки). Напротив Дома Советов (ныне администрации области) разбили парк, посадили деревья. 1949-1950 гг. прошли в неустанном труде, но к началу 1951 года в Пскове оставалось еще более ста тысяч квадратных метров завалов…
 
 
 

Освещенные окна

 
Всё это время квартирный вопрос в Пскове решен не был. Кажется, послевоенными были лишь первые несколько лет, ведь через 16 лет после войны мы покорили космос! – но, увы, до начала 1950-х большая часть населения Пскова продолжала остро нуждаться в жилье, воде, электричестве. А жизнь не ждала: люди трудились, работали на воскресниках, рожали детей, выращивали рядом с домом овощи.
 
К третьей годовщине Победы жилая площадь города сравнялась лишь с половиной довоенной! В землянках и немецких бункерах проживало три с половиной сотни человек, столько же находились в аварийном жилье, десятки семей называли домом чердаки, сараи. Даже в 1952 году в жилье нуждались более трехсот семей! До конца 1940-х для нужд населения приспосабливали старые здания, и лишь рубеж 1940-1950-х позволил возводить новые дома.
 
 
Когда речь заходит о послевоенном строительстве, неизменно возникает имя Алексея Афанасьевича Ларкина. Под его руководством реконструировали Октябрьский проспект, улицы Некрасова, Гоголя, Ленина, Вокзальную, Ботанический и Летний сады. Ворота со львами на входе в парки, которые – увы – давно уже исчезли!
 
 
Зато живы другие объекты, над которыми так или иначе работал Алексей Ларкин – кинотеатр «Победа», Дом профсоюзов на Советской, здание горисполкома (ныне городская администрация), Дом политпросвещения (сейчас корпус ПсковГУ) на улице Некрасова, драмтеатр, школы № 1 и № 11. Знакомы всем и «ларкинские дома» – на Октябрьском проспекте, на улице Советской.
 
 
Восстанавливали жилой фонд работники областного отдела по делам архитектуры под руководством А.А. Драги, главными архитекторами были П.Н. Твардовский, И.Т. Егоров, Г.И. Салонников, проектированием занимались в «Облпроекте» руководитель Г.Е. Гедике, архитекторы Э. П. Штольцер, Б.В. Кленевский и в «Горпроекте» архитекторы А.А.Ларкин и В.И. Русинов. Конечно, это не все фамилии. Вклад каждого определил облик современного Пскова.
 
Назовем лишь небольшую часть зданий рубежа 1940-1950-х гг. В 1948 году возводятся дома 3 и 5 на Ленина, дома 63А на Советской, 38 – на Октябрьской, 47 – на Гоголя, 21 и 23 – на Октябрьском пр. В 1951 году в фонд вводятся сразу 11 новых жилых домов. Например, дом 44 на Октябрьском пр. В 1952-м строят дом 49/51 на Октябрьском пр., дом на Ленина, 1. В 1953 году начинаются работы над зданием университета на Советской площади (теперь Ленина).
 
 
Город преображался, его главные улицы приобретали парадный вид, жители обретали дом. Жизнь продолжалась. Перед поколением победителей, созидателей и перед их детьми ставились новые цели. Как пелось в одной давно забытой послевоенной песне:
 
…Знал он, что скажет мать:
 
«Бойцов не редеет строй,
 
Должен и сын героем стать,
 
Если отец герой».
 
Когда огромная страна
 
Следила нежно за полетом сына
 
От гордости сияли ордена
 
Отца, погибшего под городом Берлином…
 
 
 
Мария СЕМЕНОВА
 
фото из собраний ГАПО, ГАНИПО, Псковского музея-заповедника, с сайтов https://rg.ru/ и http://pskovpark.ru/
 
Автор благодарит Анатолия Васильевича Филимонова за книгу «Поднятый из руин. Послевоенное развитие и восстановление Пскова (1944-начало 1950-х гг.)», которая вдохновила на создание материала и послужила источником точных данных об этапах восстановления Пскова после войны.

Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.02706503868103