Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ
 24.09.2020

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

Об урбанистических преступлениях и культуре дизайна - Интервью с Сергеем Станкевичем

22.01.2020 11:47 ЦДИ, Псков

«А точно рождественская ярмарка должна выглядеть так?
Загуглил -  да нет, не выдумываю ничего. Теперь вопрос к организаторам: Может лучше и не стоило?»

Эти слова из публикации ВКонтакте дизайнера Сергея Станкевича вызвали резонанс. Тема назрела давно, а публикация Сергея стала катализатором.

 

 

Я встретилась с Сергеем, чтобы задать ему несколько вопросов о том, что он хотел сказать своей публикацией, о том, как выглядит, а как мог бы выглядеть Псков. Главным вопросом стал «Как этого добиться». Тем более, что теперь разговор с ним вышел за рамки «поговорить и заыть». Сергей Станкевич стал членом градостроительного совета города Пскова и занялся общественной деятельностью.

 

 

Про ярмарку


- Почему ты посчитал необходимым высказаться по поводу ярмарки в этом году, а не в прошлом, например?

- Я знаю, что рождественская ярмарка в Пскове проводится не первый раз, но в прошлом году я ее пропустил - меня не было в городе. Так что отреагировал сразу, как только познакомился с явлением «Рождественская ярмарка по-псковски». Мне, мягко говоря, стало неловко и стыдно за то, что я увидел, поэтому и высказался. Обычно я пишу только о чем-то хорошем и интересном, а критике предпочитаю дело. Но тут накипело. Ведь это не первый «псковский праздник» от которого тошно!

- Твой пост вызвал резонанс, активное обсуждение. Это и было твоей целью?

- В первую очередь я хотел услышать мнение псковичей. И я его услышал. А вот серия моих последующих публикаций на эту тему - это призыв к ответственным «перестать думать, что так нормально»! 

 

 

- Ты хотел призвать к ответу тех, кто несет ответственность за организацию?

И да, и нет. С одной стороны я всегда придерживаюсь принципа: видишь проблему - молча реши и иди дальше. Не справиться в одиночку - присоединись к тем, кто уже ее решает. Не готов ни на то, ни на другое - пройди мимо и займись своим делом. Раскачивать ситуацию и сотрясать воздух - это не мои методы.

С другой стороны, иногда рецидивная ситуация требует активной реакции со стороны горожан и профессионального сообщества. Что касается ответственности, а точнее безответственности, то на мой взгляд главная безответственность в этом вопросе - из раза в раз доверять проведение значимых для города мероприятий тем, кто из года в год доказывает свою некомпетентность. Но в любом случае будет хорошо не от скандалов и громких увольнений, а от исправления ошибок и нового качественного результата.

 

 

- Считаешь ли ты, что все дело в бюджете на проведение мероприятия и его ограниченности?

- Бюджет, безусловно, коррелирует масштаб идей любого проекта, но он ни в коем случае не влияет на качество! Как говорится, с деньгами может каждый. А ты попробуй сделать круто в ограниченных ресурсах. Это на мой взгляд и есть профессионализм. К тому же мы не знаем, о каком совокупном бюджете идёт речь. Практика показывает, что любые средства в руках непрофессионалов обретают новые странные значения. И я не про «разворовали», я про «плохо подумали».

- Имеет ли дизайн отношение к организации ярмарки?

- Дизайн как всеобъемлющее понятие имеет отношение ко всему. Все что нас окружает, сделано дизайнерами. От кроссовок на ногах и авторучки в кармане, до стула на котором ты сейчас сидишь и автомобиля на котором уедешь домой.  Все люди и чиновники в том числе - дизайнеры. Все, что мы делаем - практически всегда дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. И дело даже не в эстетике, а в первую очередь в продуманном функционале, его упорядоченности и целесообразности наших действий. Строим ли мы дом, рисуем ли картину, договариваемся ли об интервью, планируем ли путешествие, организуем ли рождественскую ярмарку или наводим порядок на рабочем столе - все это и есть дизайн.

В моей настольной книге «Дизайн для реального мира» Виктор Папанек так определил понятие дизайна:  «Дизайн - это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка». И я с ним полностью согласен. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью - есть суть дизайна.

- Какова, по-твоему, цель ярмарки?

Рождественская ярмарка - это праздник, и цель у нее одна - дарить праздничное настроение! Больше ничего. Ярмарка - это событийное мероприятие, посвященное Рождеству и Новому году, и не надо из нее делать ничего другого. Соответственно и критерий оценки качества у нее по сути один - дарит праздничное настроение, хочется петь и танцевать, возникает желание провести там время и потратить деньги - ярмарка удалась, цель достигнута. Нет значит нет. И никакие отговорки про бюджет и время нас, горожан, интересовать не должны. Мы уже знаем, что «в городе темно, потому что темно». Но пусть хотя бы будет темно, но весело, - смеется Сергей. 

 

 

- А как же монетизация?

Безусловно, круто и профессионально созданное мероприятие может и должно окупать себя и приносить прибыль. Но вернемся к началу предложения - круто и профессионально! Проведение массовых мероприятий - это тоже бизнес. А ярмарка - это его продукт. В бизнесе сначала инвестируют и только потом получают прибыль, и то, если продукт оказался качественным, конкурентоспособным и востребованным. Поэтому, до монетизации нам еще далеко. Вначале стоит признать провальной существующую «бизнес-схему» и начать создавать новый качественный продукт, который захотят купить и предприниматели, и горожане, и гости города. Учитывая испорченную репутацию «рождества по-псковски», можно понять, что будет нелегко, но нет ничего невозможного. Многое меняется к лучшему, просто пока не все готовы к переменам.

- Все очень просто на словах, а как быть с реализацией?

- Да все просто и на деле: каждый должен быть на своем месте, заниматься своим делом, делать его вовремя и качественно. Новый год - праздник с заранее известной датой, а значит, и подготовиться к нему можно и нужно заранее, в том числе и организовать рождественскую ярмарку. К тому же такое мероприятие тиражируется из года в год и не требует глобальных усилий и постоянных изменений в программе. Один раз качественно поработали, все придумали, создали проект, провели, внесли корректировки по результатам и все - сидим наслаждаемся!

 

 

- Ты лично помог бы?

Конечно! Я не профессионал в этом вопросе, но так уж сложилось, что имею большой практический опыт, поэтому, конечно, поделился бы. Только вот ни меня, ни тех кто действительно профи в этом вопросе, никто не приглашал к участию.  В 2011-2013 годах мы с моей командой ежегодно по собственной инициативе проводили общегородской «День спортивного строителя». По масштабу это был праздник раз в 10 больше, чем ярмарка. Но главное - это был настоящий праздник!  А бюджета не было никакого, от слова  вообще. Привлекали заинтересованных партнеров и использовали собственные ресурсы - в первую очередь головы.

Кроме меня есть большое количество псковичей-профессионалов, готовых принять участие и помочь знаниями.  После моих публикаций о ярмарке мне позвонили два знакомых - известных псковских предпринимателя, которые сказали, что готовы даже вложить в мероприятие личные деньги, если им просто дадут территорию и карт-бланш. Многие публично высказали готовность безвозмездно делиться своим опытом в процессе организации таких мероприятий. Посмотрим, скольким активистам позвонят.

 

Украшение города

- Продолжим тему Нового года. Несомненно, созданию новогоднего настроения способствует и украшение города. Как ты оценишь украшение Пскова к Новому году?

- Здесь все, как с ярмаркой. Украшения есть, а ощущения украшенного города нет. Как нет и новогоднего настроения от такого украшательства. А значит и оценка: «Садись, два!» И отсутствие снега здесь по сути ни при чем. В Сочи тоже нет снега, но в Сочи есть праздник!

- Ну ведь гирлянды есть в Детском парке и мост украсили - что не так?

- Возвращаемся к основам дизайна и проектной работе. У любого дизайна должна быть концепция, а у любого проекта должна быть понятная, вменяемая и достигаемая цель. Украшение города - это часть дизайна, его декор. Он должен быть вписан в общую концепцию и являться той самой вишенкой на торте. У нас, к сожалению, концепции нет. Что-то где-то светится, мигает разными, порой отвратительного цвета огоньками, и все это еще разбросано в разных частях города по принципу «везде по чуть-чуть». А во многих местах, например, на улице Свердлова, украшения есть, но они почти никогда не горят. Что в итоге? Формально - город украшали. Достигнута ли истинная цель по созданию атмосферы праздника - нет. 

 

 

- Как можно исправить ситуацию?

Разработать один раз достойную концепцию новогоднего декорирования города. Мы не Москва, думаю, переживем спокойно, если каждый год не будет нового, но будет красиво. Дальше весь декор в концепции делим две части: постоянный (украшения фонарных столбов, зданий, деревьев и тд) и мобильный (светящиеся малые архитектурные формы в парках и новогодние инсталляции). Первая часть - используется в течении всего срока службы изделий, согласно изначальной концепции. Вторая - ежегодно обновляется. Но не за счет покупки новых украшений, а за счет их ротации по нашему и соседним регионам. Иными словами: имеем общий красивый фон, а остальным меняемся с соседями для ежегодного разнообразия в рамках партнерских соглашений. Что касается ограниченного бюджета, то мое мнение такое: не можем достойно украсить за один раз весь город - значит просто не размазываем декор по улицам, а концентрируем все усилия там, где принято массово отмечать праздник - в центре города. Сначала достигаем главной цели там, затем ежегодно развиваем общую концепцию в других районах города. Разве это сложно?

 

 

А как тебе наша елка?

- Елка классная! Большая и красивая. И кстати, такая только в центре. Нет же никаких с этим проблем и недовольств, что подобной нет в каждом дворе. Центр города на то он и центр города. Единственное, о чем все же стоит подумать, это о переносе елки в другое место. Туда, где к ней можно подходить на протяжении всех праздников, а не только в новогоднюю ночь. Возможно, таким местом могла бы стать площадь Ленина, а точнее сквер перед ПсковГУ, который остался от Торговой площади. На праздниках можно по прежнему перекрывать движение и увеличивать «площадь гуляний», а в остальные дни горожане смогли бы собираться и гулять в сквере у елки. Осталось только решить где будет гулять дедушка Ленин в новогодние праздники, - смеется Сергей.

 

 

 

Площадь Ленина

- Раз уж мы коснулись площади Ленина, как ты относишься к ее реконструкции?

Я в этом вопросе придерживаюсь мнения о необходимости восстановить определенную историческую справедливость. Не в том контексте, чтобы снести все и оставить только стены кремля, пересесть на сани и переобуться в лапти. Нужно понимать, что дорожная сеть города без этой части бывшей площади уже не сможет нормально функционировать. Говорить о строительстве новых мостов или подземных туннелей - это пока из области фантастики. Потому, нужно работать с тем, что имеем, и находить оптимальные решения без застоя для развития города. В этом году за счет федеральных средств планируется капитальный ремонт без внесения кардинальных изменений в существующий внешний вид. Финансирование целевое. Поэтому я против интернет-истерии некоторых коллег по архитектурному цеху, развивающих скандал на тему: «А почему проект не такой, как хотелось бы лично нам?»

- Как тогда определиться с точным градусом соблюдения исторической справедливости?

- Честно, я бы снес здание бывшего кинотеатра «Октябрь». На мой взгляд, какой-либо культурно-исторической ценности он не несет. Функционала, без которого город реально пострадает, в нем уже тоже давно нет. Да и не секрет для многих, с какой целью в 1958 году «Октябрь» был построен именно на этом месте. Если бы снесли, то никаких революционных решений в этом не было бы. В 2017 году в Москве на месте гостиницы «Россия» открыли парк «Зарядье», а вместе с ним открыли два новых вида на город - в сторону высотки на Котельнической набережной и сквозь березовую рощу на Красную площадь. И это не единственный пример здравого переосмысления истории и смелого исправления ее урбанистических ошибок. Наш «Октябрь» решили оставить и приспособить для развития городской молодежи - дело безусловно благое. 

 

 

- Вернемся к той части площади, которая сейчас является пешеходной. Она, по-твоему,  подходит для проведения городских мероприятий?

- Конечно! Это самый центр города, около здания университета, рядом кремль - все отлично. Соответственно, эта площадка может стать идеальной для проведения всех городских мероприятий.

 

 

Торговые центры

- Неотъемлемой частью жизни современного города являются торговые центры. Кроме того, они привлекают внимание своими габаритами. Как ты оцениваешь облик ТЦ, которые работают в Пскове?

- Современный торговый центр в глазах горожанина, если мы говорим не о торговых рядах, которые когда-то пришли на смену рынкам, а о современных торгово-развлекательных центрах, - это место не только и не столько торговли, но и место встреч и проведения различного досуга. Эта функция ТРЦ особенно актуальна в городах, в которых другая досуговая инфраструктура развита плохо. К сожалению, Псков пока еще относится именно к таким городам. И как бы не было это печально, но можно сказать что ТРЦ для псковичей порой являются спасением от скуки или плохой погоды. Лично я хожу в кино.

- Соответствуют местные ТЦ таким требованиям?

- На мой взгляд к этому списку можно отнести всего два ТРЦ - «Акваполис» и FJORD PLAZA. Не без вопросов к обоим конечно же, но в целом, это именно торгово-развлекательные центры. 

 

 

От чего еще волосы встают дыбом?

В черный список урбанистических преступлений отправляю изуродованный магазин Ракета на Октябрьском проспекте, двух серых металлических уродов на перекрестке улиц Леона Поземского и Ипподромной, практически все новостройки района Борисовичи и дальнего Запсковья, а заодно с ними и все заборы в черте города! С последними правда попроще - есть шанс демонтировать. Работаю над этим. А вот с архитектурным беспределом придется жить. Парадокс заключается в том, что совершают эти преступления одни, а сидеть пожизненно в этом безобразии нам. И все же хочу верить в человеческий разум. Пока не поздно, нам нужно остановиться. Псков объективно заслуживает лучшего развития. 

Наружная реклама

- Один из самых «больных» вопросов для Пскова - наружная реклама. Как ты относишься к облику города с этой точки зрения?

А как можно к этому относиться? Это дичь и откровенное бескультурье! Правда, с каждым годом становится все лучше. Даже классные вывески появляются. За что ряду предпринимателей мой низкий поклон. Из последнего - вывеска нового ресторана МАМА ROMA на Октябрьском проспекте. 

- В чем ты видишь причину беспорядка?

В первую очередь, в отсутствии культуры дизайна. Она просто еще не сформирована. Для понимания ситуации необходимо знать, что в ряде европейских стран это направление гражданского сознания формируется уже сто лет. В 2019 году первой в европейской школе дизайна Bauhaus исполнилось 100 лет. С нее-то собственно и началась «современная эра дизайна» и появилась профессия дизайнера. Мы в России еще в самом начале этого пути. В Пскове еще немного ближе к старту. Верю, что сегодняшнее отставание в 80 лет преодолеем хотя бы за 20-30. Зато в космосе мы первые, - шутит Сергей.  

 

 

- Дизайн-код Пскова есть?

Насколько мне известно, в этом году появится. Точно знаю, что работа идет. Дизайн-код города - важный и нужный документ. Слава богу, и у нас до него дошли руки. Но внедряя его и рассчитывая на определенный эффект, мы должны осознавать, что декларативно культурной революции мы не совершим.  Любая культура растет и развивается в обществе снизу вверх, а не наоборот. А значит и все действия государства, направленные на ее развитие, должны быть комплексными и симметричными, закладывающими основы устойчивого развития общественого сознания в этом вопросе.   

- Насколько важно наладить соблюдение требований правил размещения вывесок?

Важно! Как и соблюдение любого другого закона. Но еще важнее всем нам перестать игнорировать влияние окружающей среды на наше эмоциональное состояние. Мы часто говорим о том, что главное - это здоровье. А еще говорим, что все болезни и проблемы от нервов. Но при этом то, что ежеминутно влияет на нашу психику (окружающая среда, интерьеры квартир и офисов), мы считаем не первоочередными задачами и откладываем «на потом».  И здесь снова возвращаемся к дизайну, а в частности к психологии дизайна. Известно, что эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Все, что нас окружает, а мы уже знаем, что все это дизайн, существенно влияет на наше самочувствие и здоровье, а как следствие - на направленность нашего поведения в обществе.  Как только мы придем к пониманию того, что человек, живущий в гармоничной среде, чувствует себя лучше и счастливее, мы придем к успеху.  

- С чего начать работу в этом направлении?

С начала! Фундаментом и катализатором развития любой индустрии являются ее специалисты. А они в свою очередь есть там, где есть профильные вузы. Это естественный процесс с четко прослеживаемой причинно-следственной связью. Я уже упоминал первую в мире школу дизайна Bauhaus, которая была создана при поддержки германских властей. А теперь вспомним что из себя представляла Германия с точки зрения развития промышленности, архитектуры и искусства 100 лет назад. Да по сути ничего. Как историк дизайна я могу бесконечно рассказывать о различных мировых примерах колоссального социально-экономического роста в тех странах и городах, где развитие дизайна (промышленного, графического, интерьерного, средового и т.д.) становилось национальным приоритетом. Скажу лишь, что без этого катализатора все остальное будет тщетно. 

 

 

- В Пскове же есть профильные факультеты дизайна и архитектуры. Значит у нас не все так плохо?

- К сожалению, пока еще плохо. На бумаге у нас выпускают и архитекторов и дизайнеров. Фактически нет ни тех, ни других. Я много лет работаю со студентами этих факультетов. Несколько лет их учат чему угодно, только не современным прикладным знаниям в области архитектуры и дизайна. Когда они приходят устраиваться на работу, приходится переучивать их всему и с нуля. Нет, что-то они конечно знают, но эта подготовка совершенно не отвечает современному запросу рынка.

- И какой выход из этой ситуации видишь ты?

- Перемены к лучшему все же есть, и это меня очень радует. В прошлом году, благодаря поддержке нового руководства университета и администрации области, мы запустили пилотный проект беспрерывной практики для группы студентов архитекторов и дизайнеров. Цель проекта - протестировать и отточить новый подход к обучению, который в дальнейшем ляжет в основу образовательной программы высшей международной архитектурной школы ПсковГУ. Этот проект я задумал еще семь лет назад. Сейчас меня услышали. Если получится, значит, все было не зря. Также сейчас в университете начинается реализация еще нескольких уникальных образовательных проектов связанных с архитектурой, реставрацией и тд. Но об этом пока рано. Сейчас вообще время положительных перемен и новых возможностей для всех. Всех тех, кто хочет развиваться, идти вперед и создавать для себя и других новую прекрасную жизнь. Уверен, у таких людей всё будет прекрасно!
Закончу слоганом моей школы дизайна: Стань дизайнером своей жизни - проектируй будущее вместе с нами!

Беседовала Елизавета ЛУГОВСКАЯ

 


Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 7

Что больше всего подорожало в псковских магазинах?







смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










Что больше всего подорожало в псковских магазинах?







смотреть результаты


Loading...