Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Не пустили инвалида-колясочника - скандал в псковском баре: правозащитник, Роспотребнадзор, потребители

27.02.2020 12:48 ЦДИ, Псков

В который раз медиапространство Пскова осветила молнией весть о том, что не являются наши развлекательные заведения дружелюбными и клиенториентированными. На этот раз карательный разряд осуждения направлен на Old School Bar. Осложнилась ситуация тем, что не сумел войти в бар не просто гость, а человек с ограниченными возможностями и блогер Владислав Фокин. Раньше мы рассказывали о том, что Влад хотел бы однажды получить серебряную кнопку Youtube.

Видение ситуации блогер подробно изложил на своем youtube-канале. Так, по мнению Владислава, поводом для отказа в посещении стало именно то, что он «инвалид-колясочник». Тем не менее, на видео, записанном блогером, подтверждения такому мнению не нашлось.

 

 

С какой стороны ни посмотри, историю трудно назвать приятной, а если почитать комментарии под видео, то и однозначной. Редакция ЦДИ решила посмотреть на нее шире и ответить на вопрос, что может послужить отказом в посещении заведения вне зависимости от особенностей здоровья посетителей. Я подчеркиваю - вне зависимости от состояния здоровья.  Все люди имеют абсолютно равные права. Каковы в этом поле права и обязанности обеих сторон - заведения и посетителя? И вообще, кто кому и что должен?

 

 

А - по букве закона

В первую очередь важно понимать, что заведения общепита, в том числе и бары, работают по договору публичной оферты. То есть они предлагают свою услугу и не могут отказать в ее оказании. Все предельно просто: вижу я вывеску «Кафе-чебуречная», понимаю, что там продаются чебуреки, захожу и покупаю чебурек. Отказать в этом заведение мне не может из-за цвета шапки на моей голове или наличия татуировок на теле.  Но! При этом стоит учитывать, что подобные заведения являются частными, что никак не противоречит факту заключения публичного договора, и могут иметь собственные правила посещения.

Но есть главное условие - эти правила не должны противоречить законодательству и, уж конечно, не могут дискриминировать кого-либо.

- Публичный договор распространяется на всех потребителей без ограничений, - говорит руководитель правозащитной организации «Наше право» Александр Алексеев. - Вместе с тем руководство клуба или бара старается предотвратить конфликтные ситуации и соблюсти права и безопасность всех посетителей. Думаю, именно в связи с этим в правилах заведений появляются пункты о том, что во входе могут отказать человеку в алкогольном или наркотическом опьянении.

Вместе с тем, правомерность таких правил Алексеев ставит под сомнение, но призывает к разумной позиции самих потребителей.

- Если вы идете в какое-то заведение, то вы должны учитывать права других посетителей. Приходят люди в ресторан в костюмах и вечерних платьях, с соответствующим настроением и тут кто-то придет в шортах и майке - это вопрос уже больше к культуре самого человека, - считает он.

А если же мне чебурек не продали по какой-то непонятной причине, я могу обратиться в Роспотребнадзор. Именно он в такой ситуации выступает контролирующим органом.

 

Фейс-контроль или дресс-код?

Руководитель отдела защиты потребителей регионального Роспотребнадзора Лариса Пышьева пояснила, что внутренние правила заведения имеют место быть.

- Есть правила оказания услуг общественного питания, которые утверждены правительством. В этих правилах есть пункт, где написано, что исполнитель в праве самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, нахождение в помещении в верхней одежде и другое), - пояснила она. Такие ограничения призваны защитить других потребителей, в том числе и их безопасность.

Специалист указала на то, что правила разрабатываются самостоятельно каждым заведением. И, например, установленный дресс-код или же пропуск только по клубным картам не являются нарушением прав потребителей.

- Важно, чтобы это условие было прописано в правилах и находилось на видном месте. В таком случае это никак не нарушает прав посетителей. Например, если это клуб, и там проводят тематическую вечеринку, обязательное условие которой маскарадные костюмы. Это ведь тоже дресс-код. Если это правило, оно доступно на двери висит, то это не нарушает прав. Также это касается и требования на вход, например, мужчин только в смокингах, а женщин только в бальных платьях. Отсутствие такой одежды может стать поводом для отказа в посещении, - объясняет Лариса Пышьева. - Вся информация должна быть доведена наглядно и доступной форме. То есть это должно касаться не какого-то определенного круга людей.

По сути, это означает, что правила едины для всех посетителей, и отрицает пресловутый фейс-контроль, который подразумевает оценку и принятие решения о входе конкретного человека. Надо понимать разницу - фейс-контроль дискриминирует, а дресс-код - нет.  Есть на мне бальное платье, если сегодня тематическая вечеринка, будьте добры, впустите в клуб. Если же я пришла на бал в спортивном костюме, мне могут отказать в посещении заведения - это законно, это дресс-код. А вот то, что мое бальное платье, например, показалось охраннику или администратору дешевым или некрасивым - нет, это уже не дресс-код, а фейс-контроль. 

 

Б - безопасность

Блюстителями правил посещения клубов и баров является охрана. Это сотрудники охранных организаций, нанятые клубом, а не самого заведения.

- Правила есть, почти во всех клубах города они одинаковые, - рассказывает ЦДИ охранник частного предприятия. - Эти правила везде висят на входе, с ними можно ознакомиться, только вот посетители обычно не озадачиваются этим.

Именно правила, убежден специалист, и позволяют избежать конфликтных ситуаций в клубах и обеспечить посетителям спокойный и комфортный отдых.

- Это, в первую очередь, большая психологическая работа. Зачастую, посмотрев на человека, немного с ним поговорив, мы понимаем, как он настроен. Иногда сразу видно, что пустишь - быть беде. И так оно обычно и бывает. Посетители с повышенным уровнем конфликтности могут доставить много неудобств гостям.

Также охрана всегда обращает внимание на состояние гостя, который хочет пройти в заведение. Алкогольное или наркотическое опьянение гарантируют запрет на вход.

- Мы определяем опьянение по внешним признакам, - рассказыват специалист. - Конечно, с алкотестером не стоим, но видим, насколько человек себя контролирует. Да и всегда видно -  повеселиться человек пришел или нет. Именно люди в состоянии опьянения не могут себя контролировать, начинают из себя «царей» корчить. Мы всегда стараемся ситуацию мирно решить: разговариваем, объясняем. Но он же уже «царь» и  лезет драться. Сколько раз мне по лицу попадало - не счесть, я же ответить ударом не могу. В таких случаях приходится и полицию, и группу быстрого реагирования вызывать. У нас ведь как: мы охранники, к такой работе допускаемся с шестого разряда, действуем исключительно по инструкции, видим, что охраняемому лицу (гостям) или объекту угрожает опасность - реагируем.

Удивительно, но рассказывая о сложных ситуациях в работе, сотрудник охраны поделился, что чаще всего вызывает трудности поведение нетрезвых женщин, а не мужчин.

- С мужчинами можно все же договориться чаще всего, с женщинами - нет. Это даже не тигрицы, просто бешеные тигрицы. Они убеждены, что женщин трогать нельзя, это же убеждение сдерживает и охрану. Результат - расцарапанные лица охранников, которые пытаются их угомонить словами.

 

Все равны

 

Как же быть в этих условиях людям с ограниченными возможностями?

Председатель Псковской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Марина Борисенкова говорит о том, что псковские точки общепита и развлекательные заведения в целом не готовы  принимать в своих стенах людей с инвалидностью.

- При этом инвалидность может быть разной нозологии: инвалиды-колясочники, люди с нарушением зрения или слуха. Ни сам персонал не обучен общению с людьми, имеющими инвалидность, ни среда не обеспечена, - говорит Марина Борисенкова. - Даже если есть возможность попасть в заведение без каких-то сложностей, то не всегда доступен санузел. И получается, если ты находишься в заведении, приятно проводишь время и, вроде как, и обслуживание хорошее, то справить физиологическую нужду у тебя практически нет возможности.

 

 

Ну нет секрета для псковичей в том, что не обеспечена у нас доступная среда. Иногда асфальтовое покрытие на тротуаре такого качества, что дорога для колясочника становится просто непреодолима. А пандусы даже в аптеках настолько условны, что глядя на них понимаешь -  попытка подняться и спуститься по ним на коляске может обернуться бедой. Мы уже рассказывали о том, что далека от доступности и псковская среда масс-маркета. Получается, что де-юре права маломобильных граждан соблюдаются, а де-факто - нет.

- Есть закон 181 «О социальной защите инвалидов», где в статье 15 прописано, что все социальные учреждения должны быть доступны. Кроме того, это диктует «Технический регламент», - напоминает Борисенкова.

А это значит, что беспрепятственно вне зависимости от состояния здоровья люди должны попадать в аптеки, магазины, учреждения здравоохранения и госорганы. Но речь не идет о частных развлекательных заведениях.

- Я не могу сказать, что часто хожу по развлекательным заведениям, но хожу. И могу сказать, что заведений приспособленных, если не нет, то точно не много. Начиная с того, что уже входная группа является препятствием, например, высокий порог или пандус, по которому тяжело подняться, - рассказала ЦДИ Вера Курбанова, которая так же, как и блогер, поднявший тему, передвигается только на инвалидной коляске.

 

 

Девушка очень спокойно говорит о том, что кроме названных проблем с входом и порогами, у большинства заведений нет специальных туалетов. При этом сама объясняет эту проблему: маленькая площадь заведения не позволяет их оборудовать.

- Я никогда не попадала в ситуацию непонимания с представителями псковских развлекательных заведений. Если я иду с “ходячими” друзьями, то они мне помогают подняться по лестнице или преодолеть ступеньки. Если с подругами -  многие из них тоже на колясках -  то нам помогает персонал и гости заведения. Совершенно без проблем. Никогда не было такого, чтобы не помогли, не подняли, дверь не придержали.

А туда, где Вере неудобно, она просто не ходит, выбирая другие заведения.

- Было бы очень приятно, если бы появились оборудованные туалеты. Тогда можно было бы провести в этом заведении больше времени. Я и в ресторан могу пойти, и в кафе, и в кино. Не вижу в этом проблемы.

В - взаимопонимание

 

Вопрос, на который стоит обратить внимание в этой теме - клубы и рестораны не являются социально значимыми объектами. То есть нельзя взять и, указав пальцем на проблему, получить ее решение. Обязать оборудовать туалет и вход в ночной бар -  нельзя. Запретить вход инвалиду-колясочнику, потому что он инвалид - тоже.  Получается, что есть один лишь выход - договариваться.

Трудно быть первыми и выстраивать новую культуру обращения с чем-либо, не имея подспорья в виде законодательной нормы и финансирования. Но ведь здравый смысл у нас никто не отнимал, а этого вполне достаточно для разговора. Позитивный пример Веры говорит о том, что положительный настрой и здравый подход к любому вопросу дает возможность решить большинство ситуаций. 

 

Елизавета ЛУГОВСКАЯ

в статье использованы фото из открытых источников

Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.034492015838623