Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Новости  | весь раздел

Израненный, опаленный огнем войны: Как возрождался Псков

09.05.2020 11:41 ЦДИ, Псков

 
 
75 лет назад Советский Союз победил в Великой Отечественной войне. Эта дата стала началом трудных лет восстановления страны из руин, подвига, который наши близкие продолжали совершать в мирное время. Многие и многие уцелевшие в Пскове, вернувшиеся в Псков, нашедшие приют в Пскове восстановили город, связав себя с ним по-настоящему кровными узами. Каждый год они уходят навсегда. Но есть то, чего не отнять времени, – город. И память о чудом уцелевших людях, которые самозабвенно сохраняли и сохранили его.
 

Часть 1. Стражи города 

Старый город... Между городом и человеком
                больше не было даже стены.
 
Поль Элюар
 
Эти строки, посвященные освобожденному Парижу, подойдут для описания сотен городов, тысяч населенных пунктов середины 1950-х гг. Страницы послевоенной истории были порою безнадежны, порою радостны. Пскову повезло. Неслучайно период восстановления опустевшего города называют «золотым веком» реставрации. Целая плеяда необыкновенно ярких, безусловно талантливых и горячо преданных наследию предков архитекторов и реставраторов трудилась в течение нескольких десятилетий, для того чтобы мы увидели Псков таким, каким знаем его сейчас. Между ними и городом словно не было сотен лет, послевоенной неустроенности – ни единой преграды.
 
Уже 1 ноября 1945 года было принято постановление «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР». Псков наряду с Новгородом, Севастополем, Смоленском, Великими Луками и еще десятью знаковыми местами вошел в этот приоритетный список. Застройка разрушенных немецкими захватчиками городов, население которых проживало «в подвалах, землянках и временно приспособленных для жилья помещениях» было первоочередной задачей наряду с восстановлением наиболее ценных архитектурных памятников. Однако сохранить самобытный облик Пскова, его уникальный архитектурный стиль и отдельные памятники было не так уж просто. Ведь проектов восстановления появлялось много. Например, можно было снести все культовые постройки и оставить лишь две-три церкви, остальные же средства потратить на возведение жилых домов. А сколько копий было сломано из-за методов реставрации, подходящих материалов! Не случайно охрана памятников Пскова для некоторых его стражей становилась роковой. Влюбленные в город блестящие профессионалы не могли позволить себе ошибок, сделок с совестью, обмена сокровищницы, попавшей им в руки, на тщету. Спегальский-Скобельцин-Семенов-Смирнов-Лебедева-Рахманина и многие другие. Послевоенный «золотой век» псковской реставрации.
 

Нарисованный город

Карандаш, тусклый свет, память рук, касавшихся средневековых изразцов и шершавой холодной кладки палат до войны. Утешающий, согревающий в блокадном продрогшем Ленинграде обман воспоминаний. Именно тогда, за несколько лет до окончания войны, рисовал Юрий Павлович не просто поэму в карандаше, но план восстановления Пскова. 70 работ – реконструкций памятников архитектуры Пскова, изданных позже под заглавием «По Пскову XVII века», стали прообразом проекта реставрации охранных зон – идеей, подобной той, которая выразится в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО спустя 30 лет.
 
 
 
 
 
Через несколько лет Спегальский вернется на родину. Он расчищал палаты и башни от завалов, составлял их полный список, был экспертом в работе комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 
 
 
 
 
Его усилиями созданы Псковские реставрационные мастерские. Вот как пишет о первой послевоенной встрече с городом его жена Ольга Аршакуни в книге «Предчувствие»:
 
«Вышли на широкий проспект. По обеим сторонам стояли сожженные и разрушенные здания. Сквозь пробоины просвечивало небо. Израненный, опаленный огнем войны город — таким я впервые увидела Псков. ‹…›
Юрий Павлович повел меня в кремль. ‹…› долго молчал, глядя вниз, на город. Потом он повел меня на Завеличье, к храму Успения у Паромени. В куполе зияла огромная дыра от снаряда. Часть кровли была разворочена и сброшена на землю. Внизу лежали груды изъеденного ржавчиной кровельного железа, обломки дерева и известняковых плит. Юрий Павлович в этом хламе долго и упорно что-то искал. И вот какой-то предмет ярко блеснул в его руке. — Голубь!..
‹…›
Он нашел его. Глаза Юрия Павловича светились счастьем. Голубь сидел в его руках как живой».
 
 
 
 
Живым хотел оставить Псков своим потомкам Спегальский. Назначенный в 1944 году начальником Псковской областной инспекции охраны памятников, он с 1945 по 1947 гг. спасал облик средневекового города. За несколько лет под его руководством и при непосредственном участии проводятся реставрационные работы и составляются проекты восстановления десятков местных жемчужин. С бригадой каменщиков Юрий Павлович защищает Рождественский собор Снетогорского монастыря, частично покрывая его железом, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, «укутывая» его купола в собственноручно созданный лемех, Стефановскую церковь Мирожского монастыря, воссоздавая под ней древние ворота. Он собирает конструкции верхних частей Троицкого собора, устраивает распоры между колоннами на Ивановском соборе. Составляет проекты реставрации церкви Богоявления с Запсковья, «Дома ксендза», церкви Иоакима и Анны. Не только подготавливает проекты реставрации, но и начинает работы в церквях Козьмы и Дамиана с Примостья, Михаила и Гавриила Архангелов, в Михайловской и Гремячей башнях. Заготавливает детали для восстановления крыльца, колонн и оконных проемов дома Яковлева. Восстанавливает церковь Варвары в Петровском посаде, церковь Николы со Усохи.
 
 
 
 
 
Именно под руководством Спегальского были учтены и постановлены под охрану государства все памятники средневековой архитектуры Пскова. Именно здесь идея об архитектурных заповедниках приобретала необыкновенную актуальность. Восстановление города, органично включающее историческую застройку в современные городские пейзажи, делающее приоритетом бережное обращение с архитектурными заповедниками, позволило бы сохранить ни на что не похожий, самобытный голос Пскова времен его расцвета! Но не все относились к данной идее с энтузиазмом. И Спегальский приложил немало усилий, чтобы учтенные его проектами древние улицы и площади, границы особых зон микрорайонов вошли в общий генеральный проект планировки Пскова. Доработан документ был уже в 1968-1969 гг., а после кончины Спегальского стал одним из программных для работы Псковской реставрационной мастерской. И пускай не все было воссоздано и сохранено, он остался ориентиром для потомков.
 

Прапор на башне

Середина 1950-х стала особенным временем для Пскова. В городе собираются блестящие архитекторы. Всеволод Петрович Смирнов, Борис Степанович Скобельцын, Вера Алексеевна Лебедева и другие. Приглашенные для работы в реставрационной мастерской, они приехали сюда, чтобы стать сопричастными спасению уникальной архитектуры. 
 
Одной из первых стала Вера Лебедева, попавшая в Псков по распределению. В свои 22 года она начала работу по приспособлению памятников для хозяйственных нужд. Требовательность к качеству их исследования, точность в обмерах были для нее главными. Важно понимать – до приезда Всеволода Смирнова строительные леса не использовались! И хрупкая девушка порою лавировала на поврежденной кладке полуразрушенных зданий.
 
Взорванная часть Поганкиных палат была восстановлена Лебедевой по фотографиям. По ее проектам были воссозданы покрытия и главы храмов –Успения с Парома, Старого Вознесения, Петра и Павла с Буя, Николы со Усохи. Приспособленному для реставрационной мастерской «Дому ксендза» вернули покрытие и крыльцо. Начали радовать глаз прохожих Кожевенный завод у Гремячьей горы и часть крепостной стены Окольного города.
 
 
 
 
Как дребезжали стекла в доме Миши Семенова в феврале 1944 года, что происходило с ним и его родными в течение двенадцати часов, пока длилась бомбежка, сложно представить. Он видел, как был разрушен Псков. И стал его хранителем, бережно восстанавливая многие и многие памятники более 50 лет. 
 
 
 
 
Уже в 1947 году Михаил Семенов начал работу в местной архитектурно-планировочной мастерской, затем получил образование техника-строителя, после армии стал автором проектов реставрации Власьевской башни и многих храмов Пскова. Михаил Иванович сделал обмеры и исследования гражданских построек XVII-XVIII вв. и храмов Пскова, множества архитектурных объектов области. Его руки сохранили для нас церковь Святой Троицы в селе Доможирка, Успенскую церковь в селе Мелетово (в соавторстве с Н.С. Рахманиной), Изборскую крепость. Более 17 лет он  восстанавливал стены, башни и храмы Псково-Печерского монастыря (в соавторстве с В.П. Смирновым). Вел Семенов и архитектурный надзор – внимательный, высоко принципиальный – за восстановлением Псковского кремля, руководителями которого были московские реставраторы. 
 
 
 
 
В конце апреля прошло ровно десять лет с вечернего пожара, который не пощадил ни кровли башен кремля, ни гордо воспаривших над ними прапоров. Подарка архитектора, реставратора и кузнеца Пскову. Символа возрождения архитектуры города. «Вот эти стены и башни на Псковской земле восстанавливал он, бывший солдат, архитектор и художник Всеволод Петрович Смирнов. И эти прапоры, что испокон века указывали в русских городах дорогу ветрам, выковал он», – так начинается один из фильмов о Всеволоде Смирнове 1980-х годов. 
 
 
 
 
До того как обучиться кузнечному делу, архитектор более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. С 1955 по 1964 гг. он принял участие в реставрации Покровской башни, подарив ей необыкновенный шатер, потерянный во время пожара в 90-е гг. Церкви Покрова и Рождества от Пролома, Ильи Пророка в Выбутах, дом Осиповых-Вульф в Тригорском также сохранены и восстановлены им. Уже в 1960-е он реставрирует стены и башни Псково-Печерского монастыря, украшает вершины Псковского кремля коваными прапорами, созданными самостоятельно.
 
В 1967 году Смирнов оставил реставрацию, занялся кузнечным ремеслом. Пошел подмастерьем к двум восьмидесятилетним кузнецам и перебрался в колокольню церкви Успения с Пароменья. И там создавал церковные кресты, кованые ворота, прапоры … Завершал образ средневековых построек. Сохранил он и память о героическом прошлом города, недавнем и легендарном, – могила Неизвестного солдата в Пскове и щит в Псковском кремле в честь победы Александра Невского на Чудском озере выполнены по его проектам.
 
 
 
 
Еще одним ратником послевоенной реставрации Пскова стал фронтовик Борис Скобельцын. Корнями связанный с Псковской землей он приезжает сюда, чтобы шаг за шагом, камень за камнем восстанавливать ее сокровищницу. Вспоминают, первыми его рабочими объектами стали часовня XVII века на Мироносицком кладбище и участок стены вдоль реки Великой. Потом были северный фасад собора Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Нерукотворного образа с Жабьей лавицы, дом Сутоцкого на Романовой горке. 
 
 
 
 
Борис Степанович Скобельцын вслед за Юрием Спегальским и Верой Лебедевой возрождает величественный храм – Николу со Усохи. Становится автором проектов реставрации Порховской крепости и усадьбы Волышово. Другие памятники, почти разрушенные временем и войной, он частично реставрировал, частично сохранял консервационными работами. Среди них оказались церкви Порхова, деревни Малы Печорского района и многих других, Крыпецкий монастырь, которому в конце 1950-х грозило исчезновение. 
 
 
 
 
Но не только архитектором, реставратором был Скобельцын. Искусство фотографии также позволило ему сохранить Псков. В статье памяти Бориса Скобельцына Евгений Александрович Маймин писал: «Величие и красоту Псковской земли навечно запечатлел он в своих замечательных фотографиях. Его альбомы Пскова и Псковской области несравненны». 
 
 
 
 
Столь же уникален город, который уберегли для нас его стражи. Скобельцын, Смирнов, Семенов, Лебедева, Спегальский и многие другие. Они достойны носить высокое, гордое имя зодчих древнего Пскова. Они передали нам средневековый Псков. Город, который мог бы сделаться миражом, прекрасным вымыслом с рисунков, фотографий, кованных панно… Но благодаря их трудам остался осязаемым, реальным.  
 
Мария СЕМЕНОВА
 
фото из собраний Псковского музея-заповедника, Государственного архива Псковской области,
Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области,
из альбомов Ю.П. Спегальского «По Пскову XVII века»,
Б.С. Скобельцына «Псков»,
с сайта «Музеи России»
 
 
 
 
 
 
 

Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.1053900718689