Реклама на ЦДИ
 19.03.2024

Досуг / Путешествия  | весь раздел

Записки из Ловозерской тундры: сборы, дорога и попутчики – часть первая

10.09.2020 19:31 ЦДИ, Псков

Все-таки Россия-матушка настолько велика, что природа ее позволяет отправиться в путешествие за приключениями, красотами и новыми знакомствами – во все стороны, куда глаза глядят. Каждый выбирает для себя свое направление и соизмеряет маршрут с ценностями, которые хочет получить от пройденного пути.

Лично для меня направление русского Севера одно из самых любимых, прельщающих своей угрюмой и строгой красотой, лаконичностью и прохладой. А ведь природа Кольского полуострова – почти та же Исландия!

Я давно планировала маршрут на Кольский полуостров, чтобы бродить через леса вдоль гор, ёжиться от студёного сурового ветра, гулять по местам, где иней по утрам среди высоких мохнатых елок и разноцветных мхов на грудах камней.

В начале 2020 года путешественник Дмитрий позвал меня в свою команду на маршрут - туда, где с утеса закат и над бескрайними озерами рассвет. По плану был большой пеший маршрут через Ловозерские тундры, по горам к Сейдозеру, а вторая неделя должна была закончиться красотами Белого моря. И всё это со стоянками в палаточном лагере, с пробежками на рыбалку, охоту и сбор грибов.

От таких предложений грех отказываться, тем более, я всеми руками за активный туризм – две недели в тундрах на Кольском полуострове – великолепный план.

Собрать все самое нужное

Для меня это был первый поход в горы, соответственно предыдущий «полевой» опыт для этого оказался слабоват. Сейчас я бы готовилась иначе, но как говорится, все мы задним умом крепки и сообразительны. Так как разброс по погоде обещал нам дополнительные «мокрые» приключения, то я бы взяла с собой настоящие резиновые сапоги и лучше бы заколенники. Но на этапе сбора мне даже в голову не пришло, что там можно передвигаться в сапогах, поэтому на случай дождя раздобыла дождевые бахилы. Они прослужили мне несколько дней, после чего не выдержали превратностей судьбы и порвались. А шутки про сапоги, которых нет, сыпались на протяжении всего прохода через тундры и болота вплоть до самой Кандалакши, где я прикупила себе новые сапожки.

Взяла с собой термобелье – охлаждающее в виде тельняшки и согревающее - комплект. Положила кофту и флисовую куртку, которая неплохо согревала вместе с термобельем. Один минус – ветрозащиты по факту не хватало. Момент, о котором я не подумала, списав все на дождевик. А дождевик я выбрала в виде большого и цельного комбинезона, с расчетом на то, чтобы в него не поддувало и не заливало на стыке верхней и нижней части. Но нужно было все же брать еще один дождевик - простой - для легких прогулок. Такой на месте мне одолжили друзья.

Из обязательного – туристический нож, набор индивидуальной посуды (кружка, миска, ложка, вилка, несколько зажигалок (а вдруг одна потеряется?!), целая пачка носков, среднего размера полотенце, средства гигиены, фонарик, аккумуляторы и разные бытовые мелочи.

Отдельным пунктом идут медикаменты. Аптечку собирала с расчетом на оказание первой помощи при ранениях и наиболее вероятные события в местных природно-погодных условиях – жар, простуда, отравление, перепады высот – значит, в числе неприятностей может быть больная голова и сопутствующий букет недомоганий. Дополнительно пластыри всех видов, какие только были в центральной аптеке. Мозоли и порезы в походах – классика жанра и совсем не хотелось портить себе настроение такими мелочами.

Для себя уже давно решила носить нитки с иголкой, как показывает практика, нет-нет, а пригождается. К слову – реально пригодилось.

Спальник меня разочаровал. Перед самым отъездом я решила обновить свой спальник и купила очень легкий, по техническим характеристикам обещающий комфортный сон в +10 и возможность согреться при погоде до -4 градусов. Я купилась на его сверхлегкий вес – всего 900 граммов! Это же по горам носить не так много! Однако в первую же ночь в этом спальнике я поняла, что производитель мягко говоря слукавил…

Под спальник обязательно нужна пенка, она же коврик. Можно использовать надувные коврики, они сглаживают неровности земли и теплее за счет большей прослойки. Еще нужна пенка, которая в простонародье получила название «пендаль»… которую я благополучно забыла перед выездом из дома.... Гипермаркет «ЛЕНТА» решил эту проблему по пути за каких-то 143 рубля.

Палатку мне одолжил Дмитрий, дабы я не везла с собой лишний груз в рюкзаке. О рюкзаке отдельно – не совершайте моих ошибок, не берите экипировку, которая пытается «умереть»! Моему горному рюкзаку уже много лет, он верно служил, хотя был куплен по какой-то неведомой щедрой акции за всего 900 рублей. Но годы взяли свое… я пожадничала тратиться на новый рюкзак в этом году и в пути он делал, что мог, но лямки уже сносились и безбожно перекручивались каждый раз, отвлекая мое внимание.

О том, как пришлось импровизировать с тем, что я взяла с собой и как докупала необходимое - читайте в следующих статьях.

Если вы соберетесь на Кольский полуостров в пеший поход с ночевкой, то учтите, что без палатки, спальника, пенки, теплой одежды, влаго- и ветрозащиты, надежных ботинок - там делать нечего.

Дорога и попутный ветер

В нашей команде из Пскова я была одна. Скоростным поездом «Ласточка» отправилась в Санкт-Петербург, чтобы там пересесть в машину к организаторам маршрута - Дмитрию и Татьяне. Билеты на поезда покупала заранее, пока они были. На обратный путь был взят билет из Кандалакши в Санкт-Петербург и через час после его прихода на Ладожский вокзал с Балтийского должна была уйти моя «Ласточка» в Псков. И да, забегая вперед… из Кандалакши мой поезд ушел без меня. Но об этом тоже чуть позже.

Совершу преступление, если не расскажу историю моего неожиданного попутчика. В «Ласточке» на соседнем месте ехал трубач из Башкирии, живущий в Пскове - музыкант, который ехал в военную часть в Лугу. Ему было уже 66 лет.

- В Псков я приехал в 1978 году по службе. Труба – это не хобби, это мой хлеб! На военной пенсии уже 20 лет. Учился в духовом училище и с 14 лет играл на кларнете. Позже в оркестре были очень нужны трубачи, ведь труба – основа оркестра! Тогда и переучился… Я за те годы все посмотреть успел – 70-е, 80-е, 90-е… В 90е, когда было особенно трудно и безденежье -  халтурил – играл на похоронах. А сейчас думаю, чего на диване лежать? Так ведь нельзя! Я еще молодой, как мальчишка! - рассказывал он.

И весь путь до Луги моей неожиданный попутчик рассказывал истории из своей жизни, как музыка в военном оркестре скрашивала его быт, что жить нужно для себя и для родины, что делать хорошее нужно – не ломая того, что уже построено.

- А сейчас стараюсь держать себя в форме, иногда выхожу в поле играть, потому что в квартире не поиграешь. Соседи начинают плакать: «Дедушка, перестань! Очень громко!». А на улицу выходишь, играешь... прохожие останавливаются, спрашивают: «Можно мы послушаем?». Приятно!

И тут я вспомнила, что видела этого трубача в городе на Октябрьском проспекте, как он играл для людей на улице, как он же играл и недалеко от Пушкинского театра.

- Да, я играю на улице! Но не потому, что мне нужны деньги, а для себя и для людей! Прохожие денежку жертвуют, улыбаются… для нас сейчас 10 рублей – не деньги. А так дают, кто 10, кто 20… к вечеру рублей 500 набирается, - улыбается музыкант.

Перед тем, как раствориться в толпе людей на станции «Луга», мой попутчик достал с полки сумку, раскрыл…а там.. лежит поблескивая на тусклом желтом свете труба, потертая за годы такой же усердной музыкальной службы.

- Кормилица моя, - музыкант погладил трубу, закрыл сумку, пожелал мне сердечно удачи и вышел из вагона.

На низком старте

В Санкт-Петербурге перед выездом на маршрут было всего два с половиной часа сна. Здесь меня встретили  Дмитрий с Татьяной, которые сами неожиданно нашли друг друга четыре года назад в Хибинах каким-то неведомым стечением обстоятельств и непогоды. Вот и не верь после таких историй в судьбу!

Мы собрали машину, в которую поместилось совершенно нереальное количество вещей для туризма, весь провиант на почти две недели маршрута и то, что везла не я – котелки, бутылки для воды, удочки Дмитрия. К слову, большая часть продуктов долгого хранения покупалась заранее по скидочным акциям, дабы удешевить наше путешествие всеми возможными способами. Перед выездом мы покупали только овощи и хлеб.

Автотуризм - вопрос наличия свободного времени и денег, а еще лучше, когда знаешь, куда и как ехать, но для этого есть карты, форумы и вездесущий Интернет. Путешествия общественным транспортом отнимают больше времени, требуют логистики сведения поездов, автобусов, самолетов и прочего.

На машине путешествовать, конечно, сподручнее, чем просто «под рюкзаком». Ты заботишься о весе только тех вещей, которые несешь на себе, а все остальное несет за тебя машина.

Как только мы утрамбовали вещи в кузов, разложили все по местам, завели мотор… по лобовому стеклу заморосил дождь. На часах было 06:00.

- Как мы все успели! Дождь, хорошая примета! – объявил Дмитрий.

Так мы отправились по автодорогам из Санкт-Петербурга на Карелию, чтобы пролететь республику насквозь буквально за сутки. На протяжении этого дня по обочинам прекрасной Карелии стояли грибники, которые выносили из леса ведра и полные корзины грибов, даже не углубляясь в чащу.

Впереди были переполненные автозаправки, очереди на которых толсто намекали, что в туалет очередь не меньше. С упоением через окна мы любовались карельской природой и временами Татьяна со своего места указывала:

- Там грибы! Смотри! И там тоже!

На обеденную стоянку мы заехали в лес, чтобы разделить нехитрый обед вдали от дороги на берегу озера. Но не прошло и пяти минут, как мы набрали огромное количество грибов да таких, каких редко встретишь в Псковской области. Эти грибы, собранные вокруг нашей стоянки, мы всей командой из шести человек ели еще двое суток…

Дороги ровные, водители шустрые, местами дерзкие, иногда даже слишком. Пару раз на нас выскакивали встречные автомобили, которые успевали перестроиться, так сказать – за секунду до. Адреналин.

Заполярье и новые друзья

Еще не доезжая до знаменитой стелы Заполярного круга, нам начали звонить остальные участники команды – семья из Костромы. Ребята проводили свой отпуск в горах Кавказа, готовились к другому более серьезному маршруту, но горная болезнь не интересуется желаниями туристов и проверяет многих на прочность. Собственно, именно «горняшка» заставила семью Мыслицких передумать и изменить маршрут. Вот так, с Юга на Север, семья резко смела свои планы и не просто догнала нас, а перегнала и встала лагерем на заранее выбранной площадке.

Через Карелию мы ехали в теплую, даже душную и очень солнечную погоду, но с другого края на месте стоянки ребята докладывала о дожде и холоде. Мы отказывались верить в то, что нас ждет жесткий морозец и дожди, шутили, что привезем с собой солнечное тепло… но после пересечения Полярного круга в Заполярье отправились только мы, оставив тепло и солнышко позади.

От себя хочется сделать одно наблюдение. Стела, у которой фотографируются поголовно все туристы, ранее была обклеена тысячей объявлений, сейчас вычищена. Но… лес рядом со стелой – общественный туалет. И это то, что бросалось в глаза возле многих объектов и троп. Фотозона – сто метров от нее – лес, превращенный в клозет, сияющий по периметру туалетной бумагой. Грустно.

Недалеко от поселка Ревда мы нашли стоянку под кодовым названием «Камбуз веселый мамонт». Здесь видимо проводились какие-то мероприятия, потому что есть и облагороженное кострище, и подобие сцены.

Место для ночлега и стоянки лучше искать подальше от общественной дороги, чтобы ночью спокойно спать в тишине и не страдать от проезжающих автомобилей, которые могут внезапно припарковаться на вашей палатке.

К полуночи мы добрались до кампуса, здесь уже стояла палатка семьи Мыслицких, нас встретили – Юра, Аня и их десятилетний сын Данила, который позже был прозван «белым медвежонком» за белую пушистую безрукавку.

Погода портилась все сильнее. В дождь мы разложили свои палатки. На утро заготовили грибы, собранные за пять минут в Карелии, и приготовились решать судьбу экспедиции. Погода портила все планы – температура упала до +6 градусов, против +15-17, к которым готовились мы.

И все-таки горы!

На утро было принято волевое решение отправляться в Ревду и искать там убежище, так как погода все еще портилась. В Ревде все комнаты и квартиры, которые можно было бы снять хотя бы на сутки, были уже давно заняты. Но Дмитрий предвидел подобный поворот событий, заранее нашел человека, который сдает в аренду гостевой дом и разрешает оставлять на своем участке автомобили - не бесплатно, естественно.

Итак, аренда дома на шесть человек - пять тысяч рублей в сутки. Не так страшно, как могло бы быть. В этом доме мы переждали день. На следующий решили подняться на перевал Геологов.

Подъем простой для лифтованных и высоких автомобилей, для других - может показаться сложным. Этот же подъем научил держать дистанцию и не социальную из-за covid19. Дело в том, что если перед тобой по горной дороге на подъем рвет землю шинами другое авто, то банально - все камни твои. А еще если по каким-то причинам у него закончатся тормоза, то тебе нужно успеть убраться с пути. На середине подъема дорогу заволокло туманом облаков. Другие автомобили мы разглядывали в тумане только по сигналам габаритных огней. Разойтись со встречной машиной на узкой дороге было проблематично, но возможно.

В кромешном тумане облаков мы поднялись на самую верхнюю точку. Со смехом кричали друг другу:

- Ежи-и-и-к!

- Лоша-а-а-а-дка!

Несколько раз реально заблудились из-за нулевой видимости. Ориентироваться в пространстве помогали приложения с картами, которые по GPS позволяли отыскать наш автомобиль. Ветер свирепствовал, завывал и трепал одежду.

Чтобы не уходить ни с чем, мы решили подождать - вдруг распогодится? Терять прекрасные виды, которые открываются с вершины, но скрыты сейчас облаками, не хотелось совершенно.

Перед тем, как распогодилось, мы наблюдали рыцарский подвиг. Наши доблестные мужчины видели, что Татьяна отошла в туман, но прошляпили, когда она вернулась в машину... и почему-то решили, что она заблудились и ей нужна помощь, вдруг сорвалась со склона?! И  нет бы заглянуть в салон автомобиля прежде, чем пойти на ее поиски!

Началось увлекательное реалити-шоу, как найти человека, который не терялся, а потом найти друг друга на вершине горы, где видимость не лучше чем на 100 метров. Зато я теперь знаю, что не перевелись еще рыцари на земле!

Распогодилось очень резко, будто и не было этих плотных облаков. Вершина сразу засияла новыми красками, еще бы, ведь все потрясающие виды открылись нашему взору! В какую сторону не смотри - простор! Мы осмотрелись вокруг и были поражены тому факту, что в тумане пряталось еще человек десять! Они словно из воздуха появились на склонах! Оказывается, тоже  ждали, притаившись в облаках, когда же - когда распогодится!

Вот он бисер человеческих жизней в силуэтах, рассыпанных по спине вершины горы Аллуайв, она же Э̄ллвуэййв или Элла-вуйв. Почувствуй себя песчинкой, тридесятым камушком в ботинке векового старца, стоя посреди массива Ловозерских тундр на Кольском полуострове России.

Мы бросились фотографировать. Ощущение полноты мира, который наполняет тебя, когда смотришь вокруг во все глаза.

Туристы разбежались по склонам, все с фотоаппаратами в поисках красивых кадров. Небо намекало, что готовится вторая волна непогоды, поэтому от точек, с которых лучше всего видно, мы передвигались практически перебежками и мелкой трусцой. До непогоды мы успели навернуть еще пару кругов по вершине и даже полюбоваться, как над долиной идут проливные дожди.

На спуске с гор мы обогнали дождь и к завершению этого дня погода подарила нам потрясающей красоты пейзаж, украшенный радугой во все небо. Мостик радуги красочными воротами украшал дорогу с перевала Геологов. Мы остановились прямо по середине маршрута, бросили все, чтобы схватиться за фотоаппараты, чтобы уж такая красота не пропадала даром!

Солнце выглянуло из-за облаков и радуга стала двойной. Вот так подарок!

Мы простояли под радугой, разинув рот, до тех пор, пока она совсем не исчезла. Тогда мы отправились обратно в поселок Ревда, чтобы на следующий день решиться уйти в горы, перебраться в непогоду через перевал... но об этом, читайте уже в следующей статье!

Для полноты картины нашей истории посмотрите первую часть видеодневника, записанную Юрием Мыслицким.