Реклама на ЦДИ
 02.11.2024

Досуг / Путешествия  | весь раздел

Записки из Ловозерских тундр: через перевал к Сейдозеру - вторая часть

18.09.2020 15:31 ЦДИ, Псков

Сейдозеро десятки лет манит к себе путешественников из разных уголков нашей огромной страны, а все потому, что оно находится среди удивительно красивых мест и словно жемчужина скрывается в центре горного «кольца». Не мало путешественников идут сюда ради уединения, ради превозмогания себя на маршруте, ради красивых пейзажей, кто-то просто мечтает о рыбалке в отдаленных уголках, другие хотят попить чай из морошки, а кто-то поначитался легенд про Гиперборею…  

 

 

Корреспондент ЦДИ отправился в составе команды из Санкт-Петербурга и Костромы на Кольский полуостров, чтобы заглянуть за перевал Геологов, половить туман руками на вершине горы Аллуайв, а потом в дождь осмелиться дойти к водам самого Сейдозера.

 

Отчаянные путешественницы

В предыдущей статье мы остановились на том моменте, когда погода на Кольском полуострове проверяла нас на прочность дождями и холодом буквально с порога. Под конец второго дня мы фотографировали радугу, возвращаясь с перевала Геологов, и решали, насколько сильно мы хотим идти в непогоду в горы.

 

 

На обратном пути нам позвонил владелец дома, который мы арендовали, и сообщил, что подселил к нам еще одного путешественника. Мы немного напряглись от такого поворота событий, ведь никто не ожидал незнакомого человека там, где у нас в прямом смысле разбросаны все вещи! Уезжая на перевал, мы растянули по всему дому мокрые палатки и спальники, чтобы просушить снаряжение после дождливой ночевки на берегу озера.

Оказалось, что в доме нас ждал не путешественник… а путешественница. На улице к деревянной лестнице был пристегнут велосипед. Выяснилось, что девушка уже не первый месяц путешествует из Москвы на велосипеде, как она выразилась – между работами.

 

 

Мне стало интересно, как это, ездить на велосипеде в одиночку, да еще по такому не самому гладкому рельефу, как Кольский полуостров? Туристка рассказала, что путь, который мы проделали из Санкт-Петербурга за сутки, она проехала на велосипеде…за два месяца. Два месяца крутила педали! Это не считая того времени, что она из Москвы добиралась на двух колесах и своей силе воли до Северной столицы! Меня это немного обескуражило. Насколько же нужно любить велосипед?

- Велосипед, это совсем другое! Что вы увидели за сутки пока ехали сюда? Нуль целых нуль десятых процента от Карелии и Севера? А знаете, сколько всего увидела я за эти два месяца? – сказала она, разогревая на газовой грелке овсяную кашу быстрого приготовления из пакетика. – Когда ты едешь на велосипеде, твоя скорость не превышает скорость осознания и мироощущения. Любой быстрый транспорт переносит тебя мгновенно, а ты не успеваешь это «переваривать». Велосипед ближе к человеку, естественнее.

 

 

Крайняя точка ее маршрута стояла в Мурманске. По пути из Санкт-Петербурга путешественница хотела попасть в Хибины, но плохая погода заставила и ее поменять свои планы. Так мы все оказались в старом домике перед горами в поселке городского типа Ревда.

 

 

Мою команду удивлял напор, с которым эта девушка ехала одна все это время на простом маленьком велосипеде. И ведь она не одна такая! Велосипедистов мы встречали часто, целые колонны велотуристов попадались за две недели не раз. Еще по трассе к краю русского Севера мы дважды встречали одну и туже женщину, которая голосовала на полупустой дроге. Она одна, с большим туристическим рюкзаком и красной «пенкой», коротко стриженная и худая, махала проезжающим машинам. Нам было совестно проезжать мимо, но пикап был забит доверху и просто не было места для еще одного пассажира с багажом. Мы извинялись и ехали дальше. Куда она добиралась в одиночку, да еще автостопом?

- Скорее всего, как и мы, в Ловозерье… или в Хибины. Здесь такое - норма, - предположил Дмитрий за рулем автомобиля.

А еще пару дней спустя на перевале к нам «прибилась» еще одна путешественница…

 

 

Кто тут старший?

На утро наш гуру туризма скомандовал сбор, мы послушно перетряхнули свои рюкзаки, собрали все самое нужное, разделили общий груз - палатки и еду. Даже маленький Данила в свои десять лет нес рюкзак, почти как взрослый. На каждого был рассчитан предельный вес. Уложены горные палки для ходьбы, одежда для плохой погоды и бутылочка воды.

Чтобы не тратить время и силы даром, мы договорились с владельцем домика, который организовал нам «заброску». Так как язык до Киева доведет, за нами утром приехал типичный русский джип-внедорожник… а раз мы были в Ревде, то это не «Патриот», а старая-добрая «Буханка». Мы забились в нее, закинули габаритные тяжеленные рюкзаки и отправились к месту старта. Проходная в заповедник расположилась на руднике – Горно-обогатительного комбината.

 

 

 

Водитель нашего внезапного «такси» рассказал, что работает инструктором в местной автошколе, а в свободное время подрабатывает водителем. Надо же как-то зарабатывать на хлеб с маслом в маленьких городках. 

По закону подлости, когда мы приехали к месту старта, начался дождь... Нам не оставалось ничего другого, кроме как запаковаться в дождевики, проверить лишний раз снаряжение, запихнуть фотокамеры по ближе к сердцу - повесить на шею и спрятать под одеждой. Вся наша техника видна невооруженным взглядом, потому что камеры выпирали из-под одежды, будто мы не туристы, а команда колобков - отряд разноцветных гномов.

 

 

На пропускном контроле мы еле втиснулись через турникеты. 

- Кто тут старший? Нужно отметиться! - прокричали нам с проходной. 

Старшим окрестили Дмитрия, который записал нашу команду в список ушедших в тундры. Здесь же нас догнала женщина, которая шла на маршрут в одиночку.

- А можно я с вами? - робко спросила она. Мы не возражали. 

Путешественница шла к Сейдозеру совсем одна, приехала на автобусе с одним небольшим рюкзачком и круглой палаткой на плече. Без головного убора в такую погоду идти ей было явно неприятно. Собственно.. я как та самая Маша-растеряша перед выходом заметила, что потеряла любимую кепку в горах, пока фотографировала радугу. Дмитрий одолжил мне свою запасную летнюю. Козырек идеально защищает глаза как от яркого света, так и от дождя, поэтому кепка это не предмет красоты, а полноправный элемент экипировки. 

 

 

Чтобы не вымокнуть под дождем, я заготовила плотный цельный дождевик яркого рыжего цвета. За это меня прозвали «мечта спасателя». Даже скрывать не буду, что на то и был расчет, ведь в плохую погоду, тем более в тумане, в горах легко потеряться. А если что-то произойдет? Вероятность того, что меня всю такую рыжую отыщут быстрее гораздо выше, чем в простом костюме цвета хаки. У ребят были мембранные куртки. Обувь мы предварительно обработали влагоотводящей пропиткой.  

 

 

 

 

Спустя первые километры хода мы поняли, кто здесь все решает. Когда обернулись на ГОК - в сторону обогатительного комбината, то увидели, как из-за гор сплошной занавеской приближается дождь. Вот как в фильмах-катастрофах показывают, будто из шланга..ближе и ближе... Так вот кто решает - погода. Опять погода! 

Доводилось ли вам играть с ливнем на перегонки? Мы ускорились и по команде забились к заветренной стороне в камнях - мы и та отчаянная путешественница Эльвира. 

Дождь хлынул как только мы затаились за скалами. Я думала о том, что за все время не видела здесь одиноких путешественников-мужчин, а Эльвира вот уже третья путешественница-одиночка. Допустим, встретить одну женщину - случайность, вторую - закономерность, но трех подряд? А где же эти суровые бородатые путешественники, которые штурмуют моря в одиночку, проходят джунгли и сыпучие пески стоически и гордо? Где те, про кого пишут книги и снимают фильмы? Неужели теперь настало время, когда в свободное одинокое плаванье отправляются смелые женщины? 

 

 

Поплыли!

Дождь сменился моросью. Мы выбрались из своего скромного убежища и смирились, что дальше по горам придется скользить. Нужную тропу приходилось высматривать и выискивать, ведь плохая погода сильно уменьшала видимость, а боковой ветер сталкивал с камней, задувая в бочину, разворачивая за рюкзак на месте. Самое неприятное, когда стоишь между камней, стопы зажаты ими и тут сильный ветер начинает закручивать, проворачивая тебя в коленях вокруг оси. Лично мне на подъем было гораздо легче по большим камням - прыгаешь по ним, как по лестнице через две ступени. Раздражало упираться горной палкой, которая вдруг ХЛОП и проскальзывает внутрь на десятку сантиметров или вовсе складывалась, потому что раскрутилась. 

 

 

 

Внезапно

Пока мы искали нужную тропу произошло две совсем неожиданные для меня вещи. Я была уверена, что никакая мобильная связь не пробивает так далеко, но в ту минуту, когда мне в лицо насвистывал ветер, пытаясь скинуть с двух огромных камней, между которыми я балансировала аки циркач... В тот самый момент, когда погода решила, что дождь - слишком щедро, поэтому вот, вам дорогие, град... у меня под комбинезоном начал надрываться телефон! Я не могла представить, кто же мог звонить сейчас, сюда... Да еще в самый неподходящий момент из всех возможных, когда стараешься выстоять на ветру и не соскользнуть с мокрого камня. 

Но раз уж тропу все равно еще выглядываем, я решила совершить подвиг и узнать, что же произошло такого в этом мире, что дозвонились даже на перевал. Незнакомый номер. Первая мысль: «А вдруг что-то случилось в Пскове?». Кое-как, еле-еле, мокрыми и замерзшими руками, глотая град, я расстегнула комбинезон, чтобы залезть внутрь и с неимоверными усилиями выловить надрывающийся телефон из внутреннего кармана, пережатого лямкой рюкзака. 

- Алло?! 

- Здравствуйте! Для вас есть выгодное предложение по кредиту... 

Я тупо уставилась в телефон и прокричала куда-то в горы слово, обозначающее собаку женского рода. Серьезно? Кредит? Колл-центр, даже не дослушала какого банка, дозвонился в горы сейчас? Правда? Сдержалась из последних сил, чтоб не запустить телефон куда-то в космос. 

Нужная тропа нашлась, а град сменился горизонтальным дождем. Вода заливала все сильнее. Мы добрались до точки, обозначенной на вершине скоплением камней, обойдя который я увидела его.... Ленин, это ты?

Как много вопросов...  

 

 

Вот так в тени вождя пролетариата мы снова забились в камнях, чтобы переждать косой горизонтальный дождь. Дороги пройдено от силы одна треть. Долго отсиживаться не стали. Спустя некоторое время погода сжалилась и подарила нам проблески среди облаков, а также минуты безветрия. Под ногами курумник, плотно укатанные камни, которые не так часто выскальзывают из-под ног. Позже мы сообразили, что в тумане сошли от тропы далеко к краю, взяли слишком большую дугу вправо от основного маршрута. 

Как только развиднелось, на горизонте появился горный ручей, рокочущий далеко внизу. Это Эльморайок. С ним мы еще неоднократно повстречаемся позже. 

 

 

 

 

Дальше маршрут лежал на спуск. Ребята подсказали, что нагрузка на колени гораздо больше именно на спуске. Собственно, разница между спуском и подъемом действительно ощущалась, особенно на мокрой земле крутого спуска. Чуть что не так и вот тебе веселые горки и турбулентный спуск кувырком. 

 

 

 

После крутого спуска нас ожидал маленький пяточек для привала. Вот только горизонт толсто намекал, что погода готовит новую пакость, поэтому гонять чаи с плюшками времени нет. Путешественница, которая шла месте с нами по горам, ускорилась и не стала оставаться на привал. Она отправилась дальше по своим делам - одна.

 

 

Больших и основательных остановок у нас до этого не было, ведь пережидание дождя было минутным. А здесь мы поскидывали рюкзаки, дабы размять затекающие мышцы. Перекус маленький и скромный - пара кусочков колбасы, да горсть орехов. Не есть же мы сюда пришли, да? Семья из Костромы, Аня и Юра, угостили сушеными мясом, а позже рассказали свои секреты из многочисленных походов на горы гораздо выше этих. 

Сушеное мясо - питательное, а главное не скоропортящееся и очень легкое по весу. Беру на заметку. 

Середина пути пройдена, впереди только мокрые подлески и Ловозерские тундры. Трекинговые ботинки у нас уже сдались и чавкали водой под пяткой. Мои еще держались из последних сил на влагоотводящей пропитке, но я приготовилась к тому, что проход по мокрому мху добьет их окончательно. Собственно, так оно и вышло. Вот где начались мечты про резиновые сапоги... которых нет. 

 

 

В очередной раз мы закинули рюкзаки на плечи и отправились собирать лицом мокрые ветки, которые свешивались вдоль узкой петляющей тропинки. Нам же мало дождя! Надо еще собрать всю воду, которая копилась в низине, стекая со всей окрестности. Плыть, так плыть! Сухих среди нас все равно уже нет!

 

 

Где-то рядом шумел горный ручей. Тот самый, который наблюдали с вершины. Мы нашли самое узкое место в русле. Мостика нет, поэтому форсировали по выступающим камням на мелководье. Не всю же воду собрали в тундре! Прыг-прыг и на той стороне. 

 

 

А на другой стороне приключения не заканчивались. Мокрый подлесок распахнул свои объятия. Дождь продолжал моросить в добавок к мокрым веткам, щедро устраивающим душ. Здесь, среди зелени, мы повстречали первых путешественников, шедших от Сейдозера. 

- Ребята! Далеко до перевала?! Мы с самого утра идем! А лес не кончается! - взмолились они.

- Да тут еще пара километров и горы, - ответили мы, представляя, сколько же тогда идти нам, раз эти двое идут с самого утра.

 

 

Долго ли, коротко ли

Дальше все как в сказке: долго ли, коротко ли шел Иван-дурак... Но мы продолжали идти-идти-идти пока не попали в русло пересохшего ручья. Здесь в камнях мы расселись, чтобы воззвать к помощи всевидящего ока - GPS-навигатору. Дмитрий ушел искать нашу тропу. А по навигатору, который брал сигнал от спутника, у нас впереди обещалось всего-то каких-то два километра. 

Приободрились, нахохлились и пошли. Километра через два спутник сказал, что до точки два километра... Спустя еще полчаса... два километра. Начались шутки про день сурка и Бермудские треугольники. Ветки, выступающие по краям тропы, начинали выводить из себя, потому что хлестали по лицу в самый неподходящий момент, как только не отмахивайся от них и не следи за ними - нет-нет, да прилетит оплеуха. Ни в лоб, так по лбу! Грязь под ногами чавкала в голос с водой в ботинках. Мы начали подозревать, что вещи в рюкзаках сухие не все. А по навигатору... два километра - ни опять, а снова. 

 

 

Погода уже действовала на нервы, энтузиазм посмывало моросью. Горные палки на узких тропинках не нужны, они только цепляются за ветки и кусты. Несем в руках.

А два километра какие-то бесконечные... мы сели на поваленное бревно, чтобы искать очередную тропу, по которой да... два километра, несмотря на уже пройденные непонятно сколько. Всевидящее око подсказало направление, а мы едва не ушли снова на подъем, пока чутье не подсказало, что Сейдозеро должно быть на спуск. Тем временем мы подсчитали, что идем под рюкзаками уже семь с лишним часов. 

 

Бинго! 

Мокрые и уставшие, но вышли к цели. Сейдозеро встретило нас прохладой и бескрайней красотой своих прозрачных вод. Неподалеку от берега уже стоял чей-то лагерь, но наше место находилось дальше, спасибо, что не через два километра. 

 

 

 

Мы заняли песчаный берег. Дождь наконец-то прекратился, как только мы вышли туда. Ощущение, будто уровень в игре прошли и условия тут же изменились. Мы достали экипировку и поняли, что часть палаток мокрые, спальники - мокрые. А костер для просушки не развести, ведь вся тундра крутом что? Мокрая... 

Ночь в этот день обещалась самой холодной. Я, памятуя про спальник, который и без того по факту не блещет характеристиками, готовилась ночью не спать, а разгонять кровь - приседать или бегать. Люди ведь ученые, не в первый раз подобные приключения. Дима и Юра поделились сухой одеждой. Я посмеялась: 

- Сами мы не местные...

Но нужно сказать, что пуховик был очень к месту, ведь в этот раз я спала в согревающем термобелье, штанах, пуховике, двух парах носков, а еще подвернула длинный спальник под ноги и натянула на него сверху кофту, чтобы получился эффект термоса. Выживальщик из меня - какой есть, извините, импровизация наше все. Должна признаться, что такая система доработки спальника сработала. Ногам однозначно было теплее. Но эту ночь я думала, что если этот спальник сжечь, то тепла будет больше.

Ужин приготовили на газовых горелках. Для вещей растянули тент, чтобы очередной дождь не выполоскал и без того сырые кофты, носки, брюки и ботинки. 

Мы приготовились к ночлегу, оставалось пережить ночь и не замерзнуть. А на утро ориентироваться по погоде.

 

 

В следующей статье вы знаете, чем можно заняться на Сейдозере, когда вас сильно ограничивает погода и время. Какие люди еще приходят в эти тундры и нужно готовить свежепойманного хариуса. А пока для вас еще одно виде из дневников Юрия Мыслицкого: 

 

Автор: Ольга ЛИРОН

Фото: Дмитрий Новиков, Татьяна Алексеева, Юрий Мыслицкий, Ольга Лирон

 

 

 

 

 

 


Cюжет:  Путешествуем с ЦДИ



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают