Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ
 14.08.2020

Новости  | весь раздел

Никаких звонков и сорокаминуток - три истории семейного обучения в Пскове

07.02.2020 19:31 ЦДИ, Псков

На днях стало известно, что министерство просвещения России разработало проект порядка осуществления образовательной деятельности в школах, включающий раздел о переходе на семейное образование, соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В документе  прописан порядок перехода на семейное образование с указанием документов, которые необходимо получить родителям или опекунам и предоставить в школу и муниципальным властям. Сама же такая форма обучения не нова - уже более 8 лет российские семьи могут оставить своего ребенка обучаться дома и сами при этом преподавать ему дисциплины. В школе в таком случае дети только берут учебники и проходят аттестацию в установленном порядке. 

С каждым годом семейное обучение - иначе его называют «Аутскулинг» -  в России становится все популярнее. Некоторые родители выбирают эту форму обучения для своих детей, потому что в чем-то не согласны со школьной программой или распределением нагрузки, а некоторые просто хотят больше времени проводить вместе. Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), по итогам учебного года 2018-2019 в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников.

В Пскове, как оказалось, много приверженцев семейной формы обучения. Мы расскажем вам о трех семьях, которые перевели (или вовсе начали с него) на семейное обучение своих детей - почему было принято такое решение, пришлось ли столкнуться с каким-то сложностями, как выстроить образовательную программу дома и  что думают дети об Аутскулинге в их жизни. 

Елена: Самое сложное для меня в семейном обучении - успеть всё

Надя не ходила в детсад. Ее мама приняла решение самостоятельно заниматься обучением и  развитием ребенка. И к моменту, когда нужно было пойти в школу,  девочка уже освоила всю «первоклассную»  программу – умела писать, читать и со счетом проблем не было. Елена, мама Нади, решила продолжить домашнее образование и выбрала для своего ребенка семейную форму обучения. 
 
- Причин было несколько, - рассказывает Елена. - Это интересно! Есть возможность идти своим путем, выбирать те программы, которые мне нравятся, рассматривать некоторые вопросы более подробно, чем в школьной программе, останавливаться, не торопиться, или наоборот ускориться, если материал простой.
 
Кроме того, делится Елена, у нее имеется соответствующее образование – она учитель начальных классов. И третья причина, по которой было принято решение получать образование в домашних условиях – это привитие семейных ценностей. Проблем с заявлением о такой форме обучения не возникло – Елена согласовала с учителями и директором школы свое решение, написала заявление в управление образования. 
 
- Мы не первые, кто выбрал такой путь, - уточняет женщина. - Отнеслись к нему в управлении образования совершенно спокойно и доброжелательно.
 
Первые два класса обучения Надя изучала все предметы по программе вместе с мамой. Начиная с третьего, девочка пошла в музыкальную школу, поэтому предмет «музыка» теперь изучается там, а физкультура засчитывается с посещения секции по тхэквондо, куда девочка ходит с 6 лет. Третьеклассница Надя каждый год сдает аттестацию по всем предметам, график сдачи обговаривается отдельно с учителями. «Например, английский язык сдаем чаще - 4 раза в год, иначе за год объем большой накапливается», - рассказывает Елена. 
 
Качество семейного обучения конкретно в этом случае ничуть не хуже школьного. По словам Елены, девочка успешно проходит аттестацию, а по некоторым предметам даже превышает школьный уровень знаний: 
 
- Английский, русский язык, например, у нас выше, - делится Елена. - Из-за возможности уделять им столько времени, сколько нужно. На аттестациях проблем не возникало, дочка жаловалась, что простые задания. Мы обычно опережаем программу по каждому предмету на 3-4 месяца.
 
Безусловно, у всех, кто интересуется темой семейного обучения, возникает резонный вопрос – ну, с начальной школой понятно – практически любой родитель справится. А вот что со старшими классами и их программой? Сможет ли родитель освоить химию, физику, алгебру для того, чтобы донести до своего ребенка верную информацию? 
 
- Сейчас есть множество вариантов дистанционного образования, какие-то предметы самим можно освоить, где-то репетитора найти и прочее. Как говорится, было бы желание! – рассказывает Елена. -  Я не знаю, до какого класса мы будем учиться дома, это зависит от многих факторов. Но в целом, я знаю (есть примеры), что и среднюю школу реально успешно закончить, обучаясь на семейной форме.
 
Наде нравится учиться дома. Как и всем ребятам, девочке порой хочется поскорее закончить урок или не заниматься вовсе, а на некоторых темах, наоборот, остановить подробнее. Семейное обучение позволяет им с мамой выстроить график так, как захочется. Правда, это скорее исключение из правил, чем правило. 
 
- Наде нравится учиться дома! А воспринимает информацию по-разному: зависит от настроения, состояния здоровья и других факторов. Иногда дочь пытается отложить занятия всеми силами, иногда наоборот начинает пораньше, чтобы скорее закончить... Иногда сидит и слушает, иногда даю тему на самостоятельное изучение, если вижу, что готова к этому, иногда ставлю видеоурок - есть очень интересные интернет-ресурсы, иногда оказывается, что Надя уже знает эту тему - читала, смотрела, слышала - тогда короткий опрос по теме и двигаемся дальше.... Вариантов множество. Бывает, что совсем отменяю уроки, и мы идем гулять, потому хорошая погода и хочется на улицу! 
 
Однако, несмотря на то, что в такой форме обучения учитель и ученик сами себе «хозяева», Елена особенно отмечает, что обязательна систематичность и учет индивидуальных способностей. 
 
- Результат - ребенок спокойный, здоровый, успевает заниматься интересными для нее делами, творить, любит читать, рисовать. Аттестацию мы сдаем в апреле, поэтому «каникулы» начинаются раньше. Заниматься, конечно, продолжаем, и занимаемся все лето, но совершенно в свободном формате.  Надя в школу не хочет. Она общается со школьниками-ровесниками, знает, что там задают домашние задания - у нас их нет, что надо рано вставать  - у нас занятия начинаются с 10, что во время урока нельзя вставать.... ей не нравится такое количество правил. При этом музыкальную школу посещает с радостью, на уроках сидит спокойно и все требования выполняет.
 
Семейное обучение набирает популярность. Сегодня мало кому приходится объяснять, в чем отличие семейной формы обучения от домашней. 
 
- Совсем редко я сталкивалась с непониманием или отрицательным отношением. Если кто-то и против, то оставляет свое мнение при себе  Моя позиция сразу ясна, и спорить со мной по поводу образования моих детей сложно. Будут ли так учиться многие - сложно сказать, но то, что сейчас форма все чаще выбирается, это факт. Когда я училась в  школе, затем в колледже и университете, я не знала о семейном обучении. Вообще, самое сложное для меня в семейном обучении - успеть всё. И я не о программе сейчас. Если ребенок (или несколько) учится дома, надо уметь четко планировать время: приготовить еду, порядок дома, учеба, дополнительное образование - отвести, встретить, помочь собраться... Подготовка к занятиям, поиск материалов.... К тому же у меня младшая в сад не ходит: надо и ее занять, отвлечь, чтобы к старшей не приставала, не отвлекала. Сейчас уже проще, девчата взрослеют, а первый год было непросто! Зато учимся слышать друг друга, уважать интересы ближних, помогать.
 
 
 
 

Наталья: Важно воспитать личности с сильным характером и со свободной волей, без «надо идти туда, потому что все ходят» и «делать так, потому что все так делают»

Для своих сыновей Наталья Михайлова тоже выбрала семейную форму обучения. Мальчики не посещали школу, с первого класса они учатся дома.  Причин для этого много, рассказывает Наталья. Родителям хотелось, чтобы мальчики воспитывались в духе семейных ценностей, а кроме того, научились самостоятельности. 
 
- Важно воспитать личности с сильным характером и со свободной волей, без «надо идти туда, потому что все ходят» и «делать так, потому что все так делают», - рассказывает Наталья. -  Научить принимать свои решения, самостоятельно планировать, выбирать. Для нашей семьи важен и уровень знаний детей, и умение справляться с обычными бытовыми делами, поскольку школьники много времени проводят в школе, есть риск, что не будет возможности заниматься дома выполнением бытовых обязанностей. Стараемся дать сыновьям образование, ориентированное не только на сдачу ЕГЭ, но и на решение жизненных задач.
 
О такой форме обучения детей Наталья узнала, когда старшему сыну было 3 года, от семьи, которая уже на тот момент выбрала для себя форму семейного обучения. Из простого интереса это переросло в настоящее увлечение – Наталья организовывала встречи родителей, чьи дети учатся дома, анализировала их опыт, их учебные и аттестационные материалы, условия и варианты сдачи аттестаций. Особенно важным для Натальи  было общение с детьми: понять их интересы, увидеть отношение к учебе, к родителям, к другим детям, к миру, к своему обучению вне школы. 
 
- Я прошла обучение  на семинарах, тренингах и онлайн курсах, изучала методики Зайцева, Монтессори, Щетинина, Домана, Ушинского... ездила в Вальдорфовскую школу… - рассказывает Наталья. - Изучала прописи и учебники разных авторов и издательств, чтобы выбрать самые интересные, эффективные, удобные. Собирала по знакомым и книгообменникам методички, анализировала все программы ФГОС, закон «Об образовании» и многое другое. Поэтому к моменту принятия окончательного решения уже сложилось довольно глубокое понимание того, как может быть организовано обучение ребенка в семье. Но решение по поводу СО для первого сына принять было все равно непросто - очень уж непривычно. Весной были даже поданы заявления на обучение в ППК и в православную гимназию - вдруг не решимся на семейное обучение.  Но к концу рабочего дня 31 августа сходила и забрала документы из обоих школ, оставили сына учиться дома.
 
По словам Натальи, для того, чтобы оставить ребенка на семейном обучении достаточно написать заявление в управлении образования города. Сделать это нужно не позднее, чем ребенку исполнится 8 лет. Это если говорить об обучении в семье с первого класса. Перевести ребенка на такую форму обучения можно, когда угодно. Для того, чтобы ребенок получил аттестат о среднем образовании нужно сдать ряд аттестаций. Экзамены по школьным предметам можно сдавать непосредственно в любой школе России, это бесплатно.  Или дистанционно через специально организованные аттестационные площадки, за это уже придется заплатить.
 
- В управлении образования администрации  Пскова к нашему решению обучать ребенка в семье отнеслись совершенно нормально. Когда возникали какие-либо вопросы, специалисты управления образования всегда оказывали поддержку. Очень им благодарна, - делится Наталья. - Аттестацию наши сыновья сдают в школе, к которой мы территориально относимся по прописке. Это лицей №10. В лицее к нам очень хорошо относятся. Директор лицея, Ольга Александровна Федорова, с самого начала поддержала и постаралась создать комфортную атмосферу и для меня, как мамы, и для детей. Учителя, принимающие аттестацию, профессиональны и очень дружелюбны. В результате для детей аттестация - не только проверка знаний, некий итог приложенных усилий, но и праздник.
 
Разница в возрасте между двумя сыновьями Натальи небольшая – немногим меньше трех лет. Младший сын всегда интересовался занятиями старшего, находился рядом, пока брат занимался вместе с мамой по программе первого и второго классов. Занятия проходили в игровой форме в большей степени, но и учебники, и тетради были – как и в школе. Однако некоторые методики Наталья разработала сама. 
 
- Читать младшего сына я научила по специально для него подготовленным мною пособиям. Причиной обращения к чтению и развитию речи послужила необходимость заниматься с логопедом. У сына были очень серьезные логопедические трудности: ни один звук четко он не произносил, даже я, мама, не понимала, что он говорит. Пришлось много и упорно заниматься с логопедом, к этим занятиям я и добавила свои самодельные пособия для обучения чтению. В результате и звуки в речи стали четкими, и читать научился, - улыбается Наталья. - Конечно, когда вот так рассказываешь, кажется, все просто. На самом деле это большой труд и затраты времени. Но всё это было сделано не зря. Сейчас, в свои 8 лет, ребенок читает большое количество хороших книг и может сам найти и прочитать любую интересующую его информацию. Это значительно наполняет жизнь и облегчает обучение. 
 
Наталью заинтересовала система русской Классической Школы. В Пскове на тот момент не было педагогов, владеющих ею. Помог интернет. 
 
- Вообще, необходимость выхода в интернет тогда открыла возможность объединить заинтересованные семьи, детей-ровесников и создать небольшие - по 2-4 человека - дистанционные классы, где преподают прекрасные педагоги по классической образовательной системе Константина Дмитриевича Ушинского. 
 
В Пскове родители,  заинтересованные в семейном обучении по системе РКШ, встречались, общались, поддерживали друг друга и продолжают это делать. Есть даже сообщество, которое объединяет псковичей-приверженцев такой формы обучения, кстати, к этой группе присоединились и продолжают присоединяться семьи из других городов. Студия семейного образования сейчас занимается с ребятами именно по системе РКШ. Правда, потому, что дети у всех разного возраста, у каждого в разное время секции, заниматься всем вместе реально получается редко. 
 
- Дистанционная же группа ровесников старшего сына сложилась довольно легко и быстро, вот уже третий год ребята занимаются вместе. Сначала были только мальчики, потом присоединились девочки. Сейчас в дистанционном «классе» нашего старшего сына мальчик из Североуральска, две сестрички из Сергиева Посада, девочка из Печор, - делится Наталья. -  Младший сын, когда ему пришло время стать первоклассником, в школу идти отказался, но и дома один учиться не хотел. Хотел учиться в семье, но с компанией. В результате объединились 3 семьи: наша семья и две семьи наших знакомых. Мальчики у нас ровесники, стали учиться вместе по системе Русской Классической Школы. Это решение принималось заранее, учитель заранее прошла обучение по системе РКШ, заранее были закуплены все необходимые пособия и учебные принадлежности. То есть с моей стороны это была уже не педагогическая, а организационная деятельность. 
 
По поводу преподавания всех тех предметов, которые родителям  сложно  донести самим, обучая ребенка в семье, всегда можно обратиться к учителю или репетитору. Все как обычно – многие дети, обучающиеся в школе, тоже обращаются к дополнительным занятиям. Так, Михайловы обратились к педагогам по иностранным языкам. 
 
- Обязательно ли чтобы дети сидели за партами и слушали? Нет, конечно. Могут прыгать и сами говорить, - улыбается Наталья. - Но есть письменные работы, их на бегу не выполнишь. Поэтому дети занимаются и за партой, это нормально. Чем старше, тем больше письменных заданий, больше работы за партой. С особым интересом пишут свои истории, а письменные тренировочные задания по русскому языку выполняют для того, чтобы истории свои грамотно писать. Но с тренировочными упражнениями особого огня в глазах нет, делают из необходимости. Конечно, учиться не за партой детям больше нравится. 
 
Наталья рассказывает, что ее дети не относятся к ней как к учителю во время урока. Она всегда остается для них мамой, а они для нее – детьми. Но это не мешает мальчикам воспринимать информацию и успешно проходить аттестации. 
 
- Среди друзей наших мальчиков есть и ребята, обучающиеся в семье, есть и школьники. Поэтому о школе наши дети слышат из первых уст. Сейчас пошла и спросила, хотят ли они учиться в школе. Ответили, что нет и в ближайшее время не планируют школьного обучения для себя. Обоих мальчиков ежегодно после аттестации я спрашиваю, продолжат ли они обучение на СО или хотят в школу. Сыновья знают, что по закону имеют право пойти в школу и стать учениками школы в любой учебный день учебного года. Пока предпочитают СО. Я не могу сказать, какими были бы мои дети, если бы ходили в детский сад и в школу. Какой была бы я. Наверное, в чем-то мы были бы другими, ведь это другой образ жизни. Хотя это уже не наша история. Наша история - про семейное обучение. 
 
Главный принцип семейной формы обучения, по словам Натальи, это слушать, понимать и принимать потребности ребенка – с одной стороны,  а с другой -  держать планку современных образовательных требований. 
 
- Нужно находить баланс, стараться гармонично выстраивать учебный процесс. Чтобы нагрузка на интеллект и моторику была постоянной, тогда интересно, ребенок сам вдохновляется от своего развития, ощущает свои достижения, и при этом чтобы отдых был качественным, чтобы хватало общения с ровесниками, друзьями, чтобы оставалось время на обдумывание и воплощение своих идей. Важно сохранять и укреплять здоровье ребенка, а для этого нужно формировать целостное мироощущение, чтобы не было противоречий внутри личности. То есть и духовному, и физическому развитию нужно уделять внимание.
 
Конечно, не все сразу получается, а что-то получается не так, как задумывалось. Меняется все вокруг, появляется что-то новое, что-то теряет свою актуальность. Приходится проявлять гибкость и постоянно быть внимательной к детям, к себе, к окружающим.
 
 

Елена: Для меня важно не создать школу дома, а сделать обучение естественной частью нашей жизни

 
У Елены Овчаровой четверо детей. Все они обучаются дома, правда, двое младших еще дошколята. Легко догадаться, что Елену  постоянно спрашивают, почему она решила выбрать именно такую форму обучения.  Семья Овчаровых не сразу пришла к этому. Старшая дочь почти до 4 класса посещала общеобразовательную школу. Не сказать, что девочке что-то не нравилось там, но времени «на жизнь», как мы сейчас часто говорим, почти не оставалось. 
 
- На первый взгляд все было хорошо, но,  тем не менее причины были. Необходимо было заново объяснять материал по основным предметам, при том что ребенок приходил из школы в 15 часов, обед, плавание, рисование, и уроки до 22 часов как минимум, а ведь еще хочется почитать книги, провести время в кругу семьи… - рассказывает Елена. -  У дочери не было общих интересов со своими одноклассниками. Она, например,  не смотрела мультики типа «Винкс», «Монстер Хай»  и т.д., не имела смартфона, потому что увлекалась совсем другим. И мы узнали о семейной форме обучения. Нас вдохновил положительный многолетний опыт в СО некоторых семей, в частности Оксаны Агеевой из Санкт – Петербурга, дети которой уже окончили школу и поступили в вузы.
 
О своем решении перейти на семейную форму обучения Овчаровы в письменном виде сообщили в управление образования. Написали заявление об отчислении из общеобразовательной школы и прикрепились к школе, лояльной к семейной форме обучения. Причем, не важно, где именно находится эта школа. Дети Елены «прикреплены» к частной школе Санкт-Петербурга. 
 
- Мы получили в электронном виде всю программу       (от школы, - прим.ред.)  на данный момент это 1 и 4 класс. Программа полностью соответствует ФГОСу, включает в себя все предметы, - рассказывает Елена. - На каждую тему школа предоставляет видео урок, который преподает учитель высшей категории. Если нужны пояснения, то я подключаюсь к процессу. Дополнительные курсы, такие как Астрономия или история древней Руси я преподаю им сама, их охотно слушают и наши младшие мальчики. Коля, например в свои 5 лет очень вдохновился рассказом о Николае Копернике и его гелиоцентрической модели земли, что выучил названия всех планет и увлекся рисованием созвездий.
 
До 9 класса дети Елены будут проходить аттестацию дома, онлайн. Школа, за которой они закреплены, предоставляет тесты по каждому предмету, включающие в себя по 20 вопросов. И уже в старших классах ребята поедут в Санкт-Петербург и сдадут там ОГЭ и ЕГЭ вместе с другими учениками школы. 
 
- Старшая дочь не хочет возвращаться в школу, - рассказывает Елена. - Хотя 2 раза в неделю видит своих одноклассников, так как посещает музыкальную школу с некоторыми из них. Младшая относится как к обычной жизни, учится с интересом. Маму они воспринимают как маму и меньше всего хотелось бы чтобы они воспринимали меня как учителя. Во время урока, девочки конечно сидят за столом, пишут, работают с учебником, отвечают на вопросы, пересказывают материал.
 
Елена говорит, что цели – создать дома школу в привычном для нас понимании – у нее нет. Ей важно позиционировать обучение как естественный процесс, ведь человек учится всегда. 
 
- У каждого ребенка свой учебный стол, пока я занимаюсь с одним ребенком, другой изучает новый материал, или закрепляет знания, ну или у него заслуженный перерыв. На данный момент девочки сдали первую аттестацию, успешно, на пятерки. Пока меня все устраивает, хотя это наш первый год и было много переживаний, но все оказалось даже лучше, чем я могла предположить. Желания отправить в школу не возникало ни разу.
 
 
С 2015 года по сегодняшний день количество детей-аутскулеров в России выросло в два раза. Стоит, пожалуй, еще раз особенно подчеркнуть -  переходить на семейное обучение исключительно из-за того, что это становится модным, сомнительное предприятие. И, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что этот путь непростой. От родителей на такой форме обучения потребуется еще больше внимания детям, еще больше терпения и труда. Правда, как перейти на семейное обучение в нашей стране не сложно, так и вернуться обратно в школу - тоже. Заявить о своем решении - о выходе из общеобразовательного учреждения и возвращении туда - можно даже в течении учебного года. 
 
Алена РЯБКИНА
фото из личного архива героев публикации
 
 
 

Cюжет:  О детях



Распечатать:     Комментарии: 0

Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты


Loading...