Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Польза / Информация  | весь раздел

Право имею или... Как псковичи относятся к ужесточению наказаний за оскорбление учителей

26.02.2020 17:05 ЦДИ, Псков

В России рассматривают возможность ужесточения наказания за оскорбления учителей. Родителей школьников-хулиганов предложили штрафовать.

В последнее время школьники, которые и раньше нередко издевались над учителями, начали снимать свое хамское поведение, а иногда и нападения на видео, а затем выкладывать в Интернет. Учителя же ответить не могут - обычно они оказываются виноватыми, их увольняют из школ, а то и возбуждают уголовные дела. Получается, что для восстановления справедливости нужно искать кардинальные меры,которые в идеале бы лишили учащихся желания самоутверждаться перед сверстниками с помощью унижения учителей, а с другой стороны - защитили бы педагогическое сообщество от такого поведения школьников.

 

 

Какой метод будет лучше всего работать: кнута или пряника? Достаточно ли только общественного порицания и вызова родителей в школу или на педсовет? Кого в ситуации неадекватного поведения учащегося нужно наказывать: зачинщика ссоры с педагогом или его родителей? И чем продуктивнее учить школьников хорошим манерам и вежливому обращению с учителями: штрафами, которые за них вынуждены будут платить родители или лишением дебоширов свободы в реальных условиях спецприемников для несовершеннолетних?

 

ЦДИ решил разобраться в этом вопросе и собрал мнения учителей, школьников и родителей. И далеко не все верят в то,что новая система мер воздействия на учеников оправдает себя и будет более результативной.

 

Мнения учителей

 

Анна, педагог: «Проблема травли педагогов существует уже давно. Бесправность учителя уже стала притчей во языцах и причиной насмешек. Но штрафовать за это... Необходимо помнить, что образование и воспитание - это всегда триада: учитель, ученик, родитель. И когда это триада распадается, результата нет. А штраф лишь создаст дополнительный аргумент к агрессии и ненависти к учителю. Агрессивный ребенок - это прежде всего несчастный ребенок. У него проблемы, и он пытается их решить, как умеет. (Конечно, если здесь мы не имеем дела с психическим диагнозом.) Поверьте, каждая ситуация агрессии приводит к тому, что пострадавшая сторона - это не только учитель, но и родитель и подросток. Здесь нужно конфликт решать и искать точки соприкосновения, а тут – штраф. Были у меня ситуации разные в школе: и обзывали, и дневник в лицо кидали, и уроки срывали. Но никогда я не отвечала агрессией на агрессию. Приходилось действовать жестко, да. Но в рамках закона и педагогической этики.И конфликт замирал в начальной стадии. Потому что агрессия со стороны ученика - это всегда крик о помощи.А вот агрессию со стороны родителей я бы штрафовала.Знаете, я встречала больше агрессивных родителей, чем учеников. Один раз одна мамочка меня в учительской так матом по телефону обложила, что я могла бы диссертацию по обсценной лексике и её применению написать.»

 

Андрей, учитель математики: «Считаю, что проблема актуальна только в отношении тех педагогов, которые не могут себя правильно поставить. И дело тут не в требовательности. Дело просто в том, что они не могут стать для детей авторитетом. У меня не было никогда на уроке случая, чтобы я не смог так или иначе решить вопрос с учеником. Даже без привлечения его родителей. Штрафы и варианты временной изоляции подростков нужны только в спецучреждениях, где учатся дети, которые совершили преступления. Там это было бы совершенно закономерно. В обычных же школах, видя поведение моих коллег, их панибратство по отношению к ученикам и то, какие шутки они отпускают, могу сказать, что не всегда виноваты дети. Если педагог провоцирует своим отношением ученика на агрессию, то спрашивать в более жесткой форме нужно в этом случае с учителя.»

 

 

Татьяна, педагог колледжа: «Никакие деньги не исправят положения дел. В мою бытность не то,что оскорбить, а даже голос нельзя повысить было.За деньги начнут оскорблять еще увереннее.Это мое мнение.Нужно менять отношение учитель-ученик.Я уже пятый год в колледже и хочу сказать, что уровень культуры учеников снижается. А денег учителям за оскорбления не дождаться,т.к. в основном на унижение достоинства педагогов замахиваются учащиеся, родители которых просто эти штрафы не смогут оплатить. Что же делать в этой ситуации? В чем причина такого отношения и неуважения к учителям? Просто у нас несколько изменились ценности и духовные в то числе...даже среди моего поколения. Хочу - оскорблю,хочу - наплюю.Так что не в деньгах счастье и воспитание.»

 

Елена, педагог с 35-летним стажем: «Я уверена, что это не поможет. Не застрахует от учеников, которые позволяют себе поднимать руки на учителей. И не поможет вернуть уважение к педагогам. Потому что налаживать и выстраивать отношения с учениками обязан учитель. И в каждом видеть - личность, а не угрозу своей безопасности. Если ученик агрессивен, то нужно подключать на начальном этапе конфликта психологическую службу поддержки, которая работает в каждом учебном заведении. И я убеждена, что просто так( за исключением учащихся с особенностями развития) ни один ученик на учителя руку не поднимет. И просто так не оскорбит. На все есть какая-то причина, которая могла возникнуть на начальном этапе построения модели их отношений. И надо ее искать, анализировать и строить отношения заново. Это под силу опытным педагогам. А штраф — это мера воздействия на родителей, а не на учеников. Поверьте, с проблемными и сложными детьми родителям и сами непросто справиться, а тут еще и педагоги будут инициировать штрафы. Не будет это работать. Кто хамил учителям- того это не остановит, а кто не хамил- тот, узнав об ответственности за данный вид нарушений, явно не станет начинать проверять психику педагогов на прочность.»

 

Мнение родителей

 

Ольга, мама шестиклассника: «Дети могут в переходном возрасте проявлять жестокость. Но, как показывает жизненный опыт, они проявляют ее в отношении определенного учителя. И на месте рукводства школы я бы гасила эти конфликты просто переводом ученика и класса, где назревает конфликт. Можно было бы сделать что-то типа горячей линии для учеников и учителей, на которую могли бы анонимно написать и рассказать о том, что происходит в классе, как школьники, так и учителя. От такой доверительной формы, когда руководство школы слушало бы две стороны участников конфликта, толку было бы в разы больше. А штрафы, изоляция детей и компенсации педагогам решить вопрос кардинальным образом не помогут.»

 

Артем, папа первоклассника: «В таком случае, если мы заботимся о правах учителей, нужно ужесточить и требования к самим учителям. Потому что нередко, когда жду своего сына с урока, из соседних дверей класса постарше доносится такой крик на детей, что просто уши хочется от страха даже взрослому человеку прикрыть. А рукоприкладство? Почему я себе не позволяю как папа даже пальцем тронуть своего сына, а Марфа Петровна может по голове ударить моего сына? Считаю, что в такой ситуации бояться должен учитель, а не мой сын. Более того, некоторые рукоприкладства не допускают, зато вольны издеваться над детьми, прозвища используют. В такой ситуации шансов защитить детей нет. Так что ужесточая наказание за жестокость, которую дети могут проявить по отношению к учителям, стоит и ответные меры ответственности предусмотреть.»

 

 

Валерия, мама двоих детей: «Безусловно, учителей необходимо оградить и защитить от хамства и уже тем более рукоприкладства со стороны учеников. Хоть и не верится, что вообще такое возможно в реальной жизни! Помогут ли штрафы? У меня неоднозначное мнение по этому поводу. Я считаю, что все идет из семьи, если у ребенка родители ведут себя агрессивно и по-хамски, то что мы можем ждать от ребенка? С другой стороны, есть случаи подобного поведения детей из весьма благополучных семей, руководствующихся принципом вседозволенности. Мало штрафовать, надо искать причины такого поведения, если дети стали вести себя таким образом, значит, мы что-то делаем не так. Если вспомнить наше детство, то, например, моя мама всегда была на стороне детей в вопросах спора с учителями. И когда случился прямой конфликт с педагогом у моей сестры, которая выпалила преподавателю «Подавитесь вы своей пятеркой!», мама сразу сказала, что у нее связаны руки, так как она не может и не хочет поощрять хамство, и в данной ситуации она не может занять ее сторону. Сейчас в школе с первого класса создается какой-то напряг - как будто мы приходим на войну и сразу по разные стороны баррикад с учителями. Из-за этого, я полагаю, может получится так, что эти штрафы развяжут руки самим учителям. Думаю, что ситуация неоднозначная. Я считаю, что важно налаживать диалог в любой ситуации, хоть и не с каждым родителем это получается, но надо. Мне хочется думать, что все педагоги профессионалы, а значит они в состоянии справиться с тем, в чем они понимают больше остальных - в детях. Ведь им как никому известно все и о переходном возрасте, и об отклонениях в работе психики....В диалоге с родителями, думаю, можно во многих случаях избежать открытого противостояния.»

 

Ирина, мама выпускника: «Мы меняли школу, так как получилось, что на самом деле мой сын на резкое замечание отреагировал и при всем классе допустил нелицеприятное высказывание. Ребенка я перевела в другую школу и могу сказать, что рада этому. Оценки стали лучше, учиться он стал с ещё большим желанием и рвением. Но и оскорблений больше не было.Так что многое зависит и от педагогического коллектива, который занимается обучением детей.»


История вопроса

 

За ненадлежащее воспитание ребенка в профсоюзе предлагают штрафовать родителей на три тысячи рублей, пишет «Российская газета». Однако если ученик поднимает руку на учителей, систематически занимается его травлей, то тут уже для школьника может наступить уголовная ответственность - три года лишения свободы.

«Мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм», - отметил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. По его данным, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников.

Зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов: «Учителю нужно обеспечить такое положение в обществе, которого он заслуживает».

Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Также ответственность может быть введена для должностных лиц и юридических лиц, штраф для которых за унижение чести и достоинства педагога составит от 100 до 150 тысяч рублей.

 

Зарубежный опыт

 

С похожими ситуациями, в которых по отношению к педагогам проявляли агрессию ученики, сталкиваются не только в России. Например, в Англии учителя начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподавателю, у которого всегда будут неоспоримые доказательства на случай конфликта.

 

 

Можно ли ответить учителю и как это сделать? Если закон будет принят, то в свете новых веяний получается, что родителям перед 1 сентября в этом году придется провести инструктаж со своими детьми, чтобы они не попали на деньги. Но вот станет ли от этого больше уважения в глазах учеников по отношению к педагогам? Смогут ли учителя чувствовать себя более защищенными и уверенными, что к ним никто не проявит агрессии? Ответы на эти вопросы поможет дать время. Но в одном сходятся представители педагогического сообщества и учащиеся, что агрессии не должно быть ни в отношении учителей, ни в отношении учеников.

 

Мнение интервьюируемых может не совпадать с мнением редакции.

В статье использованы фото из открытых источников 

 

 

 


Cюжет:  О детях



Распечатать:     Комментарии: 0

Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:





Афиша

Кошелек



 
 

Читают




Обсуждают













Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты


Loading...