Реклама на ЦДИ
 19.03.2024

Новости  | весь раздел

Про «это»: Нужно ли вводить в школах уроки полового воспитания - родители, учителя, психологи

28.02.2020 14:37 ЦДИ, Псков

«По числу новых заболеваний ВИЧ Россия сравнима — и в это действительно невозможно поверить — со многими странами Африки», - с таких слов начинается фильм Юрия Дудя «ВИЧ в России – эпидемия, про которую не говорят». Никаких новых данных, никакой новой информации – блогер не собирался проводить журналистское «расследование». Все эти факты в широком доступе. Любой заинтересовавшийся темой может запросто найти такие же данные и разные мнения по этому вопросу. Слава Интернету. Но. Для Дудя было важно, как он говорит, привлечь внимание людей к данной теме снова, он ставит вопрос ребром – почему в нашей развитой, казалось бы, стране до сих пор невероятные цифры – более миллиона человек в России живет с ВИЧ, 37 тысяч человек умерли от СПИДа в прошлом году. «Это в среднем 100 человек в день», - уточняет Дудь. И подчеркивает  – они стремятся к тому,  чтобы эта важная тема прогремела, «чтобы незнания стало меньше».
 
И это, надо признать,  получилось. 15 миллионов просмотров за две недели. Показ фильма даже устроили в Госдуме (таким «интересным» образом парламентарии отметили День святого Валентина, об этом написал в своем Twitter-аккаунте Валерий Рашкин). А замминистра здравоохранения Олег Сагалай разместил в соцсетях пост, где написал, что «в фильме дается много важной информации. С этой информацией хорошо знакомы профессионалы, однако большая часть аудитории не много знает о ВИЧ. Именно поэтому фильм важен — он позволяет повысить информированность о проблеме ВИЧ тех, до кого другие активности, к сожалению, не дотягиваются».
 
Лейтмотивом фильма звучит тема полового воспитания школьников. Все герои Дудя говорят о том, что это – необходимо. Мы решили обратиться к специалистам, учителям и родителям с вопросом – а как считают они? Нужно ли вводить в школах «половое воспитание»? В каком формате? И кто должен в таком случае преподавать эту дисциплину? Честно сказать, тема настолько сложная, что к однозначному выводу мы не пришли. Но обо всем по порядку. 
 

Сочтите за эпиграф

В Псковской области на сегодняшний день нет ни одного подростка, заразившегося ВИЧ. Но на учете в Центре СПИД состоят 19 детей. Они инфицированы врожденно. Больше половины этих ребят приехали в регион - их усыновили или взяли под опеку псковские семьи. Каждый из приемных родителей знал о диагнозе ребенка. 

 

Паша, 4 года, показывая на трусики: «А что с ним?» 

 
- Вопрос полового просвещения сейчас остро стоит в России. В школах в средних классах дают поверхностные знания о половом созревании на уроках биологии, ОБЖ. Но, мне кажется, учителя больше стесняются, чем ученики, - рассуждает молодой псковский учитель Анна Клещева. - Кажется, что современные дети всё знают из «интернетов». Но, к сожалению, большое количество информации ведет к её неосмыслению. Детей в «интернетах» интересует совсем не проблемы ранней беременности и контрацепции, иначе на форумах я бы сейчас не читала такие вопросы от анонимных пользователей: «Парень меня поцеловал. Я беременна?», «У меня задержка три дня. Правда ли, что нужно ТАМ прополоскать уксусом и беременности не будет?» 
 
Казалось бы, ну зачем детям какие-то там уроки, если они сами готовы научить таким штукам, которые и не снились взрослым. Так вот, если вы думаете так, то думаете примитивно. Половое воспитание – это не про секс. Половое воспитание – это про здоровье и здравое отношение к своему организму, к выстраиванию отношений между полами, отмечают специалисты.  Уполномоченный по правам ребенка Наталия Соколова считает, что тема полового воспитания школьников очень актуальна. Омбудсмен часто общается с подростками, которые рассказывают ей о том, что хотели бы задать вопросы об отношениях между мальчиками и девочками. Наталия Соколова подчеркивает – именно об отношениях. Не только лишь  о сексе. 
 
- Надо начать с самого слова «воспитание», что мы вкладываем в смысл  «половое воспитание», - делится своими мыслями Наталия Соколова. -  Мы, когда какие-либо цели или задачи перед собой ставим, миссию для себя рисуем, должны понимать, чего мы хотим добиться. Вот здесь я поддержу идею, которую предложил наш федеральный уполномоченный Анна Юрьевна Кузнецова, это уроки семьеведения. Главной, ведущей, приоритетной задачей  является сохранение семьи, сохранение здоровья детей, профилактика абортов, борьба с распространением ВИЧ... И эти уроки семьеведения будут, наверное, более аккуратно доносить до детей  информацию об основах семейной жизни. Начиная с младших классов, где дозированно будут учить детей выстраиванию гендерных отношений, пониманию семейных ценностей и так далее…  
 

Игорь, 6 лет: «Откуда берутся дети?»

 
Половое воспитание и половое просвещение  – разные вещи. Но  они имеют одинаковую степень важности. Каждый родитель (думающий) однажды задает себе вопрос - есть ли какая-то четкая граница – все, пора: надо срочно садиться и говорить с ребенком «про это».  Заинтересованность «половой» темой  плавно приходит в жизнь ребенка, говорят психологи. И приходит еще до школы. А родители, которые это замечают, постепенно начинают об этом говорить с детьми. И должны говорить. Но аккуратно. 
 
- Однозначно могу сказать, что такие вопросы начинаются в семье. Даже если родители не говорят на эту с ребенком, игнорируют вопросы, первые представления об отношениях между мужчинами и женщинами складываются из наблюдений за родителями, из подслушанных разговоров между взрослыми, - рассказывает Елена Дубова, ее старшая дочь сейчас находится на семейном обучении. - Со своими дочками я говорю на темы полового воспитания, но, безусловно, учитываю возраст. Начинаю с того момента, когда дети спрашивают, откуда они взялись, как появились (3-5 лет). Так и рассказываю: папа дал свою клеточку, я - свою, они соединились, потом ты росла в животике (беременных к тому времени уже встречали, и дочка знала, что ребенок развивается внутри мамы), потом родилась, мы очень рады, что у нас появилась такая замечательная девочка и прочее. Подробности детям поначалу не нужны, их устраивает такой ответ, акцент делаю на том, что мы очень с папой любили (и любим) друга друга, сильно ждали наших дочек и очень обрадовались их появлению! Показываю фотографии, где девочки совсем маленькие, рассказываю истории из младенчества. Потом (через пару лет), конечно, дочь заинтересовалась, а как папина клеточка попала ко мне в живот. И вот тут разговор был уже другой, с некоторыми подробностями, но тактичный, аккуратный. Бывают книги на эту тему, но ни одна полностью меня не устроила: то картинки неподходящие, то выражения грубоватые (может для кого-то в самый раз, но не для моей дочки). Сейчас ей 9 лет, периодически мы говорим об отношениях между мужчинами и женщинами (акцент делаю на уважении и любви друг к другу), обсуждаем фильмы, разбираем ситуации, которые происходят в жизни, рассказываю об изменениях, которые скоро начнут с девочкой происходить…
 
Как раз это – половое просвещение. И в дошкольном возрасте (а некоторые специалисты считают, что вплоть до подросткового возраста) этого достаточно. Детская любознательность, безусловно, приведет к вопросам – откуда берутся дети, что же происходит с моим организмом? И даже если родители не отвечают на эти вопросы прямо, правда все равно придет в жизнь ребенка. Из Интернета ли, с улицы… Но правда не равно истина. А истина в данном случае – в здоровых отношениях (множественное число) и здоровом отношении (единственное – что означает – «к себе»).
 
 - До младшего подросткового возраста (до начала полового созревания) взрослым лучше не проявлять инициативу, но, если у ребёнка будут возникать вопросы «про это», отвечать на них. Не надо вываливать на ребёнка все подробности и детали, - комментирует психолог Сергей Калинин. -  Сначала уточните, откуда взялся вопрос, что именно не понимает или хочет узнать ребёнок. Потом давайте ответ (лучше краткий) и уточняйте, достаточно ли такого ответа ребёнку? Если нет, то поясняйте, приоткрывая ещё немного информации. Тут главное не торопиться. Если не очень понятно, что и как говорить, можно использовать книги. В подростковом возрасте вопросы о сексе становятся более конкретными и могут быть связаны с реальным опытом подростков (причём, не всегда удачным). Тут нужен доступ или возможность получить помощь или консультацию врача или психолога. Хорошо бы, если бы существовали специализированные службы (межшкольные), ориентированные на помощь подросткам.

Маша, 10 лет: «Мы с Колей поцеловались, я забеременею?»

 

Аня, 12 лет, при отсутствии половой жизни: «У меня задержка 3 дня, я беременна?»

 
И вот снова встает вопрос – должна ли школа, так скажем, образовывать детей в этой области. И еще один – не менее важный -  как именно?
 
 -  Конечно, в семейном кругу должны обсуждаться такие темы, как формирование своих половых потребностей, культура отношений полового поведения, в том числе речь должна идти и о сексуальном воспитании, да и вообще о формировании правильного отношения к семье, будущим детям. Зачастую дети не принимают всерьёз слова родителей, боятся у них о чем-то спросить, поговорить с ними на самые сокровенные темы, предпочитая выслушать мнения сверстников или кого-то со стороны, возможно, в том числе, это будет психолог, который сможет помочь, - подхватывает тему молодой педагог Ольга Носонова.
 
- Моя мама стеснялась это обсуждать. Она сама никогда ничего не знала и, страшно сказать, когда замуж в 22 года выходила, не знала, что с ней будет в первую брачную ночь. Серьезно! - рассказывает Анна Лютинская. - Я хочу, чтобы моя дочь знала об этом и о последствиях. Поэтому я за то, чтобы все эти темы озвучивались. Жаль, что, скорее всего, не все готовы к этому. И я за эти предметы в школе. Главное, чтобы это вёл грамотный учитель. А то поставят бабулю, которая сама от слова «секс» падает в обморок -  и пиши пропало.
 
Не скатиться к «Ита-ак, дети! Вот банан…». Кому подросток доверит такую интимную – во всех смыслах этого слова – тему? И в каком формате должно проходить  общение?
 
 -  Школьный учитель или психолог, как по мне, тоже не вариант. Это должен быть внешний человек или служба, - размышляет психолог Диана Грибанова.И это - занятия по половому воспитанию, но их очень легко спутать с половым просвещением, чем активно занимались в начале 2000-х гг. (мысль не моя, а психотерапевта, основателя перинатальной психологии в России Игоря Валерьевича Добрякова, у которого я училась). Когда мы говорим про секс среди подростков, надо понимать, зачем он им: это недолюбленность родителями и желание дополучить любовь через интимные отношения, это зависимость от партнера и невозможность сказать «нет», потому что страшно его потерять сразу, это смещение ценностей с внутренних на внешние, это «престижность» и неумение самоутвердиться другим способом. Поэтому надо учить заботиться о других людях. Это не про секс, а про ответственность и отношение к другому человеку. Начинать со средней школы. Хотя вопросы, откуда я взялся, могут быть у ребенка лет с 4 и задача родителей не рассказывать сказки, но и не краснеть от интимных подробностей, которые не нужны ребенку. И это тоже сексуальное воспитание. 
 
- Конечно, дети на таких общеразвивающих уроках будут стесняться. Живой диалог вряд ли получится. Но и вряд ли там будут звучать прямые вопросы типа: «А с вами было...?», - делится своим мнением учитель Анна Клещева. - Дети на самом деле много знают и про венерические заболевания, и про процесс, и про законы. Но не знают об элементарном: как сказать «нет», к кому обратиться при принуждении или вымогательстве, к какому врачу идти, какие анализы сдать и, самое главное, почему не стыдно обращать к специалистам и задавать вопросы.
 
Наталия Игнатенко много лет работала вожатой в детских лагерях, где, естественно, постоянно общалась с подростками в непринужденной обстановке. Она считает, что смеяться над «половой» темой в школе дети будут только в том случае, если спикер сам неуверенно себя чувствует. Или рассказывает что-то не то (как в примере с бананом). 
 
- Подростки очень чутко реагируют на подвох. Но компетентный педагог (который всегда хороший психолог и который умеет находить нужные слова и мотивации) сможет донести важность информации, заставит задуматься и сделать выводы, - рассуждает Наталия. -  Наверное, будет здорово, если на таких уроках будут использованы отрывки из фильма Дудя или материалы других блогеров, популярных у подростков, чтобы не превращать урок в скучные цифры и назидания, а быть ближе к школьникам и говорить с ними языком тех, кого они слушают.
 
Специалисты псковского Центра профилактики и борьбы со СПИД проводят подобные уроки в школах. Правда, они не ставят перед собой цель говорить только о ВИЧ, контрацепции и отказе. Психологи центра, по словам главного врача Ираиды Сивачевой, говорят о здоровье, таким образом, пытаясь привить подросткам «моду» на здоровый образ жизни. 
 
- Сохранение здоровья – это главный капитал общества и цивилизации, - говорит Ираида Сивачева. - Нести ответственность за здоровье молодого поколения должны все - и семья, и школа, и здравоохранение. Это очень важный вопрос. Если бы такие уроки ввели в школах - сейчас я не могу сказать, в каком формате они должны проходить - это было бы очень хорошо. Это и правда очень нужно. 
 

 Настя, 17 лет: «Он меня бросит, если откажусь»

Стас, 16 лет: «Она будет смеяться, если я неловко обойдусь с этой штукой»

 
Одна моя знакомая на днях рассказала, что ее муж – человек в солидном возрасте – до сих пор помнит, как однажды к ним на урок приходил специалист и объяснял, что почему зачем. И – как предохраняться. «Столько лет прошло, - резюмировала она. – А впечатления остались». 
 
- В моей гимназии у нас были такие уроки. Учитель биологии проводила беседы отдельно с мальчиками, и отдельно с девочками, - продолжает тему Валерия Соловьева. - Нам рассказывали про средства контрацепции, как считать свой цикл и так далее. Об этом надо говорить, на мой взгляд, и в школе, и дома. В воспитании своих двух мальчишек я непременно прибегну к разговорам о контрацепции, а папу ещё и заставлю провести практические занятия с презервативом. Было бы очень здорово, если бы об этом им ещё рассказали в школе, может, так же как и мне, на уроках биологии. Вообще, все эти вопросы плоти хорошо бы в школе совмещать с вопросами чести и души. Наряду с уроками по половом воспитанию у нас были уроки православия. На них бы говорили обо всем - о Боге, литературе, душе, смирении, ответственности... Судя по нашему классу, это возымело потрясающий результат!
 
Есть и те, кто считают, что половое воспитание детей – исключительно дело родителей. И школа может только навредить. 
 
- Считаю, что этот вопрос должен полностью решаться в семье, в личном приватном разговоре между ребенком и родителем. И ни в коем случае в школе или другом общественном месте, где в обсуждении участвует группа, - делится мнением Наталья Михайлова. -  Потому что каждому человеку, особенно в детстве, присуще чувство стыда, смущения, когда говорят об интимном. Это чувство основано на чистоте души, непосредственно связанной с чистотой, духовной чистотой, тела. Если это чувство обесценить, стереть (а это как раз и происходит при групповом обсуждении интимных вопросов, когда каждая фраза «наставляющего» «обхихикивается», осмеивается группой детей), тогда стирается грань между нравственно допустимыми и недопустимыми поступками. Конечно, это только один фактор, но он важный.
 
Есть и те, кто отрицают возможность разговоров на «половые» темы в школах и потому, что  подобные уроки могут дискриминировать детей, а соответственно, и их семьи. 
 
- Страна многонациональная, в школах много, например, мусульман. Я думаю, половое воспитание - это тема для многих несветских семей закрытая, - рассуждает педагог Денис Аннин. - Если и говорить в школе об этом, то один на один с квалифицированным психологом, только где его взять за эти зарплаты?. Вообще, это дело семьи. Пусть родители решают, как со своим ребенком говорить о проблемах пола.
 
 
- Я консерватор.  Категорически против школьных бесед и выставления на публику «половых тем», - рассказывает педагог со стажем работы в школе более двадцати лет Галина Петрова. -  Дети, какие бы они «свободные», современные и раскрепощенные ни были, все равно чувствуют неловкость при обсуждении таких тем не один на один с мамой, а при других детях с посторонним человеком. Тем более, если дети разного пола! И это нормально! Так и должно быть. Стыд и совесть никто не отменял. И отменять ни в коем случае нельзя! Они и так уже потеряли детскую непосредственность из-за засилия всей этой пошлятины на ТВ и в интернете.
 

Максим, 19 лет: «Да без круче! Совершенно другие ощущения!»

 
- В соответствии с семейным кодексом у нас родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. И половое воспитание -  это часть общего воспитания ребенка, - говорит Наталия Соколова, уполномоченный по правам ребенка в Псковской области. -  Поэтому мне кажется, что основная нагрузка здесь ложится на плечи семьи, на плечи родителей. Родители играют и должны играть самую большую роль в половом воспитании своих детей. И раз ответственность за воспитание ложится на родителей, а родители порой и сами не знают, как до детей донести информацию о половом воспитании, то может быть, стоит начать с родителей? Может, стоит сначала их научить говорить с детьми? Чтобы не напугать, чтобы не опередить событие.  Возможно, это тоже один из механизмов дальнейшего сохранения семьи. 
 
 

Света, 18 лет: «Да все так делают, и никто не беременеет!»

 
Вопросы ребят, которые разбросаны по тексту, считаете ли вы смешными или глупыми? Может быть, среди вас и найдутся те, кто скажет, что это полная ерунда. Но это  - реальные вопросы реальных ребят. И в жизни каждого ребенка они были, есть и будут возникать. Можно посчитать необязательным отвечать на них. Откреститься или обойтись вялым и скудным объяснением. Но лучше попытаться найти на них грамотные ответы – в каждом отдельном случае и в широком смысле -  пока это просто вопрос, а не проблема. 
 
Алена РЯБКИНА
 
 

Cюжет:  О детях



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.16765189170837