Аппетит / Хлеб, соль | весь раздел
Хлеб, соль, теория. Немного о чучхе спины. Ну то есть об этнических заведениях
«Хлеб, соль, ...» - это проект Центра Деловой Информации, посвященный заведениям общественного питания Псковской области. Основа этого проекта - пятничный цикл обзоров ресторанов и кафе, которые время от времени «разбавляются» прикладными и не очень размышлениями на разные околоресторанные темы.
Ведет этот проект Денис Шумаков. Ему слово.
В русском маркетинговом языке есть слова, которые не имеют строгого значения (или почти утратили его) и чаще всего употребляются в тех случаях, когда ничего содержательного продавец о товаре или услуге сообщить не может, но внимание к ним привлечь хочет. Самым популярным из таких слов является, конечно, слово «элитный». Характеристики типа «элитное жилье», «элитный алкоголь», «элитный чай», «элитный сервис», «элитный ресторан» применительно к конкретному жилью, алкоголю и т.д. в лучшем случае являются оспариваемыми, а чаще всего – совершенно абстрактными. И если исследователи рынка в своих умных отчетах еще хоть как-то стараются формализовать элитность (все равно получается довольно спорно, даже по такому лобовому параметру, каким является цена), то продавцы не напрягаются вообще, заменяя красивым словом прямой и нагловатый призыв «налетай, подорожало!».
Еще одним словом, теряющим смысл в процессе маркетингового употребления, является слово «этнический». Изначально с ним все просто, точное значение этого слова можно подсмотреть в словаре. Все просто и с его «лобовым» употреблением. «Этническая кухня», например, это чрезвычайно понятная вещь, в случае с некоторыми этносами еще и довольно хорошо изученная. И даже когда в рамках каждой конкретной этнической кухни возникают неопределенности (об одни только пельмени можно ломать копья связками), то сам феномен этнической кухни никаких вопросов не вызывает. Живет себе народ в какой-либо местности, у него есть кулинарные неизбежности, традиции и рецепты – вот тебе и этническая кухня.
фото: nacionalnayakuhnya.blogspot.com
Но если мы это же самое слово приставим к слову «ресторан», то сразу начнутся сложности. Что такое «этнический ресторан»? Может ли считаться этническим ресторан, работающий в месте постоянного проживание этноса (ресторан японской кухни в Киото – это как, этника или нет)? Или может «этнический» - это только экзотический? Тогда как быть с таиландскими ресторанами на Тайване? И если этнический ресторан (ну, например, итальянский) работает за пределами Италии (ну, например, в Пскове), то когда он становится «настоящим итальянским»? Когда начинает эксплуатировать устоявшиеся и светлые стереотипы об Италии («Феличита! Тыры-рыры-рырыры, тыры-рырыры, феличита»), когда готовит по итальянским рецептам, когда завозит продукты, поваров и официантов из Италии или когда за каждым столиком сидит итальянец? (Если в итальянца за каждым столиком в псковском ресторане не очень верится, давайте заменим Италию на Армению и посадим за каждый столик по армянину, вах!) И если в пивном ресторане с закосом под Баварию у официанток грудь меньше второго размера и они не в дирндлях, а бармен не в ледерхозенах – то это как, всему конец, или пить пиво все-таки можно?
фото: busparty.ru
Очень много вопросов, короче говоря. И вопросы эти могут быть отличной темой для досужих разговоров (до драки) – но однозначного ответа на них нет. И не будет. Феномен этнических ресторанов почти на сто процентов является феноменом маркетинговым. «Этничность» - это отличный способ привлечь внимание к простой и технологичной еде, которой выгодно торговать. Ну посудите сами, что сейчас может быть проще суши? Они собираются из готовых комплектующих, как конструктор LEGO Friends – некоторые навыки, конечно, нужны, но при любом раскладе все будет розовым и с готовыми девчонками. А пицца? Как ее можно сделать плохо, если у пиццериста (я знаю, знаю, «пиццайоло», да) не кривые руки и он использует нормальные продукты? И даже святое – эспрессо – больше зависит от качества и состояния эспрессо-машины, чем от мастерства бариста (собственно для этого итальянцы и придумали машины – чтобы не напрягаться).
Так что относиться к «этничности» ресторанов и степени ее «достоверности» нужно легко и непринужденно, как к фламенко. Ну да, традиция. Ну да, костюмы. Ну да, музыка зажигательная. И вообще в Андалусии хорошо. Но на самом-то деле дама просто вышла на сцену немного ногами потопать. И если дама симпатичная, то пускай себе топает. А если нет... Впрочем, это на любителя, многим хватает костюма и убедительного названия.
С этническими ресторанами вообще и с псковскими этническими ресторанами в частности все точно также. Если в ресторане хорошо сидеть и готовят вкусно, то пусть в нем хоть Лондон столицей Парижа называют. Если людям так легче работается, то ради бога. Лишь бы суп не пересаливали. И совершенно неважно, по каким правильным рецептам готовил и в каком правильном костюме был повар, если он суп таки пересолил. А этническая аутентичность официантов, естественно, не дает им права не мыть руки и протирать столы полугодовой тряпкой.
И еще. Ни в коем случае не нужно сравнивать этнические рестораны в Пскове с ресторанами национальной кухни, работающими там, где эта кухня – родная. И вовсе не потому, что там все свежее и настоящее. Проблема точного воспроизведения рецептов – это проблема чисто техническая, ее решить довольно просто (часто дорого – но просто). А проблему доставки свежих продуктов к нужному столу научились решать еще при Дарии (тираны вообще неплохо поработали на мировую гастрономию).
«Там» всегда есть два фактора, которые невероятно сложно воспроизвести «здесь». Первый фактор – это носители культуры. Если чайную террасу с видом на крокетную площадку в лондонском «Горинге» заполнить не английскими бабушками и деловыми пижонами, а коллегами по офису, то довольно быстро не захочется ни чаю, ни крокету – просто потому, что в привычной компании все это будет восприниматься не иначе, как извращение (довольно справедливо, кстати). Носителей культуры очень сложно перевозить вместе с рестораном, тем более, что в неволе они живут не очень радостно (об исключениях - позже).
фото: tutitututu.com
Второй фактор – это собственное эмоциональное состояние. Здесь мы дома, живем и работает. А там мы в гостях, туристы и отдыхаем. А это всегда вкуснее.
Ну и исключение. Таким исключением являются «диаспорные» рестораны, в которых очень достоверно может воспроизводиться атмосфера того места, из которого держащая ресторан диаспора вышла. Но с такими заведениями в Пскове все плохо. Грузинская чебуречная, которая столько долгих лет дарила псковичам мчади и хачапури, давно закрылась. Качество ее работы было спорным – но само место было правильным и очень жаль, что его больше нет. Потому что без чебуреков и Штирлица дети дураками растут. Кафе с классическим армянским названием «Ахтамар» сменило профиль – так что и долму на заказ там теперь тоже не делают. «Золотой бамбук» и бар «На Кирпичах» диаспорными заведениями не являются. «Сказка Востока» постоянно переименовывается и тоже какая-то ненастоящая. А больше я ничего не знаю. Если кто-то чего-то подскажет, буду признателен.
На фотографии, кстати, этническая псковская еда. Залитский снеток со старым портвейном. Очень вкусно.
Денис Шумаков
Cюжет: Хлеб, соль
Хлеб, соль, метательные пампушки. Ресторация. Изборск
Хлеб, соль, лакомства. Бархат. Псков
Хлеб, соль, скорость. Пироговые палаты. Псков
Хлеб, соль, доска и мел. Тортомания. Псков
Хлеб, соль, пять судаков. Бристоль. Псков
Хлеб, соль, еще один уютный подвальчик. Пилигрим на Рижском. Псков
Хлеб, соль, уютненький ресторанчик в подвальчике. Старый Таллинн. Псков
Рис, имбирь, водоросли. Васаби. Псков
Хлеб, соль, уровень. Аристократ. Псков
Хлеб, соль, поднос. Сергiевская (Сергеевская) столовая. Псков
Хлеба нет, соли нет, есть кофе и марципаны. Coffee Rico. Псков
Хлеб, соль, теория. Немного о чучхе спины. Ну то есть об этнических заведениях
Хлеб, соль, теория. Где выпить (устало, без вопросительного знака).
Хлеб, соль, символы еды. «Шоколад». Псков
Хлеб, соль, салаты и закуски. Кафе «Комплимент». Псков
Хлеб, соль, мясо. Бар «На Кирпичах». Псков
Хлеб, соль, отсутствие безысходности. «Пилигрим» на Октябрьском. Псков
Хлеб, соль, ядрена Матрена. «Эпоха». Псков
Хлеб, соль, эклектика. Арсенал. Псков
Хлеб, соль, печеньки. Антикафе «Мегаполис». Псков
Хлеб, соль, печеньки. Антикафе «Мегаполис». Псков
Хлеб, соль, солнце. Розарио. Псков
Хлеб, соль, дробля. «Трапезные палаты». Псков
Хлеб, соль, туристы. «У мельницы». Пушкинские Горы
Хлеб, соль, студентки. «Моя Италия» на Октябрьском. Псков
Хлеб, соль, пергамент. Фрегат. Псков
Хлеб, соль, гриль-тандыр. «В отпуск». Псков
Хлеб, соль, солод. 903. Псков
Хлеб, соль, одиночество. Old School Bar. Псков
Хлеб, соль, уточка. Примостье. Псков
Хлеб, соль, подвешенный кофе. Caramel. Псков
Хлеб, соль, шарики. Double Coffee. Псков
Хлеб, соль, пирожные. Кофейные палаты. Псков
Хлеб, соль, качели. Соколиха. Псков
Хлеб, соль, жаркамень. Графin. Псков
Хлеб, соль, окуни. Ресторан «Русь». Псков
Хлеб, соль, голубцы. «Изборск-парк». Изборск
Автор проекта «Хлеб, соль» - все как на духу о себе
Хлеб, соль, сложности. Ресторанные обзоры в Пскове
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции