Реклама на ЦДИ
 19.01.2025

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

Черным по белому: упс, и здесь у нас набережная?

30.03.2018 09:30 ЦДИ, Псков

Перефразируя сакраментальную формулировку советской киноклассики, любой город с историей - это город контрастов. Псков - яркий тому пример. Вроде бы гуляешь по центру, любуешься - красота! Но обязательно найдется что-то, что смутит взгляд - разрушенное здание, надписи на стенах, разбитые фонари... Эффект сажи на белом платье - чем ближе пресловутая Ганза, тем эффектнее.
 
Неслучайно новый проект Центра Деловой Информации называется «Черным по белому». Мы прогуляемся по общественным пространствам города и выясним, что же хорошего есть в активе Пскова, а что требует доработки. Надеемся, наши субъективные публикации станут подспорьем для муниципальных властей в благоустройстве любимого города.
 
Сегодня идем на левый берег реки Великой.
 
***

Левый берег реки Великой. Что ни фотографируй - если ты идешь по течению, то в кадр всегда попадет Кремль и Троицкий собор. Тем поразительнее и ярче контраст между приметами разных исторических эпох и разного отношения к жизни. После одних остается память, после других - бурьян.

В конце 2016 года, когда вопрос застройки и благоустройства набережной левого берега реки Великой рассматривался на заседании Общественного совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области, архитектор Владимир Шуляковский предложил создать именно комплексный проект благоустройства этой территории. По мнению специалиста, сейчас проектирование объектов (жилая застройка территории бывшего речного порта, студенческий кампус ПсковГУ, новый жилой квартал вблизи Дом Батова, строительство корпусов судебного департамента) ведется отдельно, без какой-либо объединительной идеи.

Тогдашний губернатор региона Андрей Турчак согласился с Шуляковским и пояснил для «тех, кто не понял»: «Лоскутного одеяла здесь быть не должно». Спустя полтора года облик левобережья Великой почти не изменился: здесь стало грязнее (во многом из-за развернувшихся строек, которые когда-нибудь да закончатся), многолюднее, а еще заметно увеличилось количество автомобилей (припаркованных на том, что принято называть «зеленой зоной»).

Попыткой начать благоустройство этой части города выглядят работы в районе моста имени 50-летия Октября. Осенью прошлого года здесь наметили дорожку с несколькими лестничными спусками, естественные террасы выделили при помощи габионов - оцинкованной сетки, заполненной камнями.

Склоны берега укрепили георешеткой и разноцветными валунами - своего рода реплика в адрес противоположного берега.

Небольшой пятачок набережной расчистили от мусора и сорняков - и вдруг оказалось, что здесь красиво. Вот неожиданность! Но дальше небольшого участка у опор моста благоустроители не пошли. Ни скамеек не поставили, ни урн, оставили кучу песка, развороченные следы строительной автотехники. И вокруг-то ничего не изменилось. С левой стороны моста - заросли, ведущие к недостроенному зданию Дворца пионеров. С другой - остатки частного сектора с непролазной грязью грунтовки.

Если преодолеть весенние хляби и пройти десять метров по тропе (а по большому счету? почти всю набережную с этой стороны можно назвать тропой), то на пути вам встретится очень живописный объект. Дилетант назовет его развалюхой, поэт наречет осколком бетонного социализма, а на самом деле это  гидрологический пост, охраняемый государством. Серьезное сооружение, между прочим!

На гидрологическом посту ведутся наблюдения за уровнем воды, температурой воды, ледовыми явлениями и некоторыми метеорологическими характеристиками. Наш, псковский, есть в перечне действующих гидрологических постов сети Росгидромета. А внешне и не скажешь: круглая в основании небольшая будка сверху донизу расписана граффити самого причудливого характера. От поста вниз к берегу реки ведет не менее живописная витая лестница, спускаться по которой мы поостереглись.

    

Да и незачем спускаться - внизу только река Великая, пока еще застывшая во льдах, да береговые заросли (интересно, что на картах Пскова эта часть обозначена как зеленая зона). Дальше путешествие по берегу Великой мы вынуждены прервать из-за огороженной территории, на которой разместились строения Государственной инспекции по маломерным судам Псковской области.

Огибаем это секретное место, перепрыгивая через лужи небольшого проулочка, который выводит нас к Мирожскому монастырю.

Весеннее солнце частично уже растопило дорожку вдоль монастырской стены, но там, где оно еще не успело добраться до снега, - почти каток, с той лишь разницей, что лед замерз буграми. Вот бы где песочком посыпать, а не в городе по асфальту. Впрочем, рядом с монастырем, со стороны пляжа, площадка усеяна песком, что называется, от души. Сделана и попытка зонировать эту часть набережной, отделив территорию монастыря от городского пляжа - осталось дождаться, когда туи подрастут (если раньше их не выкопают «рачительные» горожане).

А вот так было раньше - фото с портала fotostarina.ru

Вы когда-нибудь бывали на городском пляже зимой? Здесь и летом-то сложно «душой и телом возвеселиться», а сейчас пляж вообще представляет собой сюрреалистическое зрелище. Объясните, зачем красить турники в цвета российского флага? Каким ландшафтным дизайнером вписана в берег шина б/у? На столб с крючками летом точно повесят канаты для желающих испытать силу притяжения? И верх развлекательной мысли - горка с поддоном (1 штука) и веселая «курусель» (1 штука). Да уж, тут не забалуешь! Суровое псковское пляжное детство...

С трудом сдержав острое желание скатиться с горки, продолжаем прогулку. На пути - мостик, перекинутый через Мирожку. Конечно, ни о какой доступности здесь и речи не идет, но мостик выполняет свою функцию, он почти целый, цвет красивый - и на том спасибо. С мостика открываются живописные виды на Кремль и церковь Климента, о которой речь еще впереди.

От моста можно подняться вверх, на Красноармейскую набережную, а можно брести дальше, берегом. На пути лежит бордюр - ну и пусть себе лежит. Мешает он, что ли, здесь кому-то? Давно лежит, между прочим. А коли давно, значит, это уже не разгильдяйство, а миссия.

Наверху крепятся, как ласточкины гнезда, частные домишки и даже дворец деревянного зодчества - летом, когда деревья покроются зеленью, разносортица заборов станет не так заметна.

Отметим, что берег Великой (в том числе в месте впадения в нее Мирожки) для весны довольно чистый, на удивление. Кстати, идти по пружинящему песку в зимних сапогах - довольно необычное ощущение, чувствуешь себя потерпевшим кораблекрушение (дада, и бутылка здесь весьма кстати).

И морской храм святителя Климента Римского ощущение это только усиливает. Памятник республиканского значения, датируемый ХIV-ХV веком, нуждается в реставрационных работах. Здесь вспоминается Шурик с его «Часовню - тоже я развалил?» Потому что состояние церкви Климента вызывало опасения еще в позапрошлом веке, в начале века 20-го предполагался даже значительный ее ремонт. Церковь обмеряли, но в планы архитекторов вмешалась история.

Соседи церкви Климента - корпуса областной больницы - находятся в несравненно лучшем состоянии, чего не скажешь о больничной ограде. Хэ - хозяйственность: сетка рабица всегда пригодится в доме.

Дальше забор еще прекраснее, бетонные столбики перемежаются кирпичными вставками с образцами эпистолярного жанра. «Катя, мы тебя...» - что (или кто?) прервало порыв автора? Что именно он хотел написать? Катя - какая она? Чем заслужила она увековечивания на заборе облбольницы? Столько вопросов, и ни одного ответа. Но лучше уходить отсюда - стая собак, прикорнувшая на солнышке, уже начинает просыпаться и недобро присматриваться к потенциальному обеду.

Кстати, начиная от морского храма тропа плавно переходит в мостовую Красноармейской набережной. Идти приходится прямо по проезжей части - тротуаров здесь никогда и не было. Но раньше автомобильное движение здесь и не было таким оживленным, как сейчас, когда уже весь берег уставлен машинами. Развернувшееся строительство нескольких жилых комплексов и студенческого кампуса, переезд в здание индустриального техникума части факультетов ПсковГУ - все это повлияло на изменение облика прежде пустующего района.

Вовремя «подсуетился» и бизнес. Например, не так давно на этом участке набережной открылся гостевой дом. Летом рядом с ним открывается терраса кафе. Сразу видно, что над дизайном гостевого дома думали: декор здания выглядит интересно, свежо. Забавно, правда, смотрится мусорный контейнер прямо у входа в ворота с винтажными колесом, подковами и хомутами. Но лучше так, чем не так.

В прошлом году здесь же начал работать ресторан-дебаркадер. Но, к сожалению, в этом году он успел сгореть, зато от него осталась лестница к берегу реки и деревянный настил, заканчивающийся прямо в пункт назначения «Грязь».

А эта жестяная конструкция на самом деле - также предпринимательская инициатива. Это кафе-бар «Рица». На вывеске - псковский рай: пальмы, беседки, шезлонги и тропическая ночь коктейлей. На деле - псковская реальность: облупленная каморка папы Карло с покосившимися опорами козырька крыши. Летом здесь еще и выставляют пластиковые столы и стулья - чтобы гости смогли насладиться культурным отдыхом и «ваще заценили шикардосные видоны».

Из пространства стройки и гостеприимства мы плавно перемещаемся в страну знаний - перед нами один из корпусов ПсковГУ, который в народе до сих пор зовется «индус» - по располагавшемуся там раньше индустриальному техникуму. О проблеме парковки здесь знают не понаслышке: машины стоят по обочинам дороги «впритирку». Чужим на этом празднике жизни выглядит рекомендуемый знак пешеходного перехода: тротуаров на Красноармейской набережной, напомним, нет.

Именно здесь, у здания Аlma Mater, вы увидите вторую скамейку левобережной набережной реки Великой (первая была на пляже) - точнее, то, что от нее осталось. Видимо, она пользовалась большой популярностью у студентов - такой же большой, как и малюсенькая урна, переполненная доверху уже в час дня. Есть и вторая урна, на дерево, у которого она установлена, привязана трогательная картонка с просьбой «не мусорить». Чуть подальше есть еще одна скамейка (целая на этот раз) и переполненная урна, тоже с мимими-картинкой, изображающей человечка, выбрасывающего мусор, - для тех, кто не идентифицирует объект как урну, вероятно.

К теплому времени года газоны у корпуса ПсковГУ запестреют цветами (клумбы из шин стали уже общенациональным трендом благоустройства), в хорошем состоянии находится и памятник советским военнопленным (в годы войны на этой территории был концлагерь).

Отсутствие бордюров, которые зонировали бы автодорогу и грунтовую дорожку для пешеходов, привело к тому, что владельцы машин особо не стесняются: разворачиваясь на грунтовке, они превратили ее в грязевое месиво. Понять их тоже можно: на набережной в принципе не продумано совместное движение авто и пешеходов. Асфальт положен - и достаточно.

Между тем, по ходу движения перед нами возникают знаменитые псковские долгострои, по времени появления на свет их можно смело причислить к поколению веселого напитка Юпи и жвачки Типи-Тип. Несостоявшаяся гостиница в виде корабля станет (надеемся) студенческим кампусом - за забором видны несколько рабочих, складирующих мусор. Появился хозяин и у зданий гостиницы профсоюзов - строительство клубного дома «Парус DeLuxe» идет полным ходом. Кстати, инвесторы обещали, что в этом районе будет благоустроена пешеходная набережная и сквер вокруг часовни Святой Анастасии. Как говорил в июле прошлого года генеральный директор ОАО «Псковгражданпроект» Аркадий Гинделес, «после завершения всех работ это будет одно из красивейших мест Пскова».

А пока здесь неприглядно: сказываются не только стройки, но и многолетняя заброшенность этой части набережной, облюбованной, пожалуй, только владельцами собак. Канализационные коллекторы завалены мусором, забор покосился от времени, вход в часовню Анастасии по-прежнему закрыт, более того - перекрыт временной конструкцией, установленной строителями (подробности ЗДЕСЬ).

Печально выглядит набережная под Ольгинским мостом. Разбитые бетонные бордюры и плиты, осыпающиеся склоны, грязь, следы пиршеств и ночевок бомжей, и дальше, у церкви Успения с Пароменья - запустение и разруха (о части набережной правее моста мы писали в декабре прошлого года).

Особенного «очарования» примостью добавляет, конечно, дом Батова и «дорога, изрытая дождями» и строительной техникой, ведущая, кстати, к кукольному театру.

Так что дети наши, прежде чем окунуться в мир иллюзий, с головой погружаются в самую что ни на есть реальность хлябей земных. Удивительно еще, что лестница, по которой можно подняться с «набережной» на Рижский проспект, находится в хорошем состоянии.

Ступеньки выводят нас на залитый солнцем городской проспект, по которому гуляет пыль. Тротуар постепенно освобождается ото льда, обнажая все свои впадины и трещины, а ветер играет обрывками баннера на доме Батова. И вспоминая граффити, увиденные на опорах моста, так и хочется спросить от бессилия и немого восторга: «упс, это была набережная?»

Елена Никитина


Cюжет:  Черным по белому



Распечатать:     Комментарии: 5

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают