Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Новости  | весь раздел

Школа здоровья. Дети. Полезные советы для родителей

28.08.2020 14:15 ЦДИ, Псков

Вопрос профилактики здоровья детей перед началом учебного года остро стоит перед обеспокоенными родителями школьников. ЦДИ решил помочь родителям и попросил псковского врача-педиатра Ирину Запольских ответить на часто встречающиеся и волнующие вопросы.

 

 

— До нового учебного года остались считанные дни. Как настроить ребенка на учебу? Стоит ли заранее налаживать школьный режим? Как это сделать лучше всего?

— Налаживать школьный режим просто необходимо заранее, минимум за неделю до школы. В первую очередь это проявляется в том, что ребенок должен начинать просыпаться и ложиться спать в то время, в какое было бы во время учебы. Необходимо урезать времяпрепровождения в гаджетах и начинать читать книжки, решать примеры и т.д. Как бы начинать заставлять работать головной мозг. Но не переусердствовать. По 30-60 минут в день активной мозговой деятельности будет вполне достаточно.

 

— Школьникам приходится носить много учебников. Есть ли правила по выбору рюкзака? Действительно ли правильный выбор портфеля облегчит нагрузку на спину?

— Портфель. Это одно из самых важных атрибутов школьника. Именно на нем не стоит экономить. Именно к выбору портфеля необходимо подойти очень серьёзно. Правильный портфель облегчит нагрузку на спину и поможет сохранить правильную осанку. Но помимо этого есть смысл поработать и над содержимым портфеля. К примеру, не покупать толстые тетради, альбомы. Обойтись 12-ти листовыми. Этот подход тоже уменьшит нагрузку на позвоночник. По выбору портфеля и его параметров регламентируется санитарными правилами СанПин, где четко прописывается должный вес ранца, масса содержимого портфеля в определенном возрасте. К примеру, вес ежедневного содержимого портфеля не должен превышать 1.5 кг для детей 1-2 классов, 2 кг – для 3-4 классов, 2.5 кг – 5-6 классов, 3.5 кг – 7-8 класс, 4 кг для 9-11 классов. Для осанки важно выбирать именно ранцы и рюкзаки, которые носятся на обоих плечах, а, не как любят многие, на одном плече. Нагрузка должна равномерно распределятся на все тело ребенка. Необходимо четко отрегулировать длину лямок, чтобы рюкзак плотно прилегал к телу, а не болтался где-то там, внизу. Задник портфеля тоже должен быть ортопедический, материалы нетоксичные, водонепроницаемые и обязательно со светоотражающими вкладышами.

 

— Осанка — большая проблема у многих детей. Как сохранить спину ребенка здоровой? Как приучить не сутулиться?

— Во-первых, купить нормальный рюкзак. Во-вторых, у ребенка должен быть отдельный стол, где он будет исключительно заниматься уроками и подобрать соответствующий по высоте стул. Сейчас вполне возможно купить нормальный стул для ребенка. Регулируемый по росту и предусматривающий опору для стоп. Стопы не должны болтаться. Каждый раз напоминаем о том, что обе руки должны быть расположены на столе, голову поднять, спину держать. А больше никак.

 

— Многие родители стремятся нагрузит ребенка большим количеством секций. Что вы думаете по этому поводу? Как понять, что ребенок перегружен? Как не навредить?

— Секции это хорошо, но когда много — просто беда. По мне вполне достаточно двух. Что-то одно подвижное (спорт, танцы, гимнастика, бассейн) и одно спокойное (пение, рисование, творчество, конструирование). Конечно, есть дети активные: и успевающие везде, и получающие от этого большое удовольствие. И есть дополнительные занятия, которое хоть и одно, но занимает много времени (музыкальная школа, гимнастика…). Но самое страшное в данных ситуациях, что родители ждут от ребенка больших результатов как в учебе, так и от тренировок/кружков/секций. Но так редко бывает. Если вы хотите от ребенка получить результаты, скажем, в гимнастике, то не надо напрягать его и требовать пятерок от школьных предметов. Всегда выбираем что-то главное. И не забываем, что главнее здоровья ничего нет. Если видите, что ребенок устает, ему не хватает времени на отдых, прогулку, нормально выполнять домашние задания, жалуется на постоянные головные боли, то необходимо обсудить данный вопрос с ребенком о выборе кружка. Мнение ребенка всегда нужно спрашивать. Порой просто неинтересное дело для него может сильнее самой учебы утомлять и перегружать его психоэмоциональное состояние.

 

— Что должно входить в рацион школьника? Надо ли давать с собой что-то на перекус, воду?

— Питание — основа основ. Мы едим, чтобы жить. Именно этого принципа и придерживаемся. Наблюдая за нашими школьниками, можно четко сказать, что они перегружены простыми углеводами (сладостями, хлебобулочными изделиями, фастфудом). У большинства отсутствует как режим питания, так и качественный состав. Общаясь со школьниками, все чаще встречаю тех, которые практически не едят овощи. Когда нарушено питание, нарушается и работа кишечника и как следствие нарушается и деятельность головного мозга. Все взаимосвязано. А сколько детей с избыточным весом! А сколько с гастритами! Когда приходят ко мне на прием дети с болями в животе, нарушением стула, головными болями мы начинаем анализировать в первую очередь их питание и режим дня. У большей части отмечается голодовка в течении дня и обильный прием пищи вечером или перед сном, когда должно быть наоборот. Основная масса пищи должна приниматься в первую половину дня, а ужин более легкий, чтобы ночью организм отдыхал и набирался сил. Многих своих учеников я учу есть овощи. Не все и сразу, постепенно, по чуть-чуть. И обязательно брать с собой перекусы. Конечно, брать контейнер с кашей, котлетой и овощами не удобно. Но брать питьевые йогурты, яблоки, бананы, огурец, домашние сухари (именно домашние, а не покупные), вместо конфет сухофрукты, орехи, бутерброды из цельнозернового хлеба вполне возможно. И обязательно между переменками подкреплять свой организм.

 

— Если у ребенка появились симптомы вирусной инфекции — насморк, кашель и т. п., стоит ли отправлять его в школу?

— Нет, не стоит отправлять. Лучше дома полечиться основательно, соблюдать полупостельный режим и обильное питьё. Так быстрее поправится ребенок и не будет лишний раз заражать одноклассников.

 

— Нужны ли детям какие-то добавки в течение учебного года?

— Витамины можно принимать сезонно (осень, весна). Чаще всего, это комплекс поливитаминов. Постоянно есть смысл принимать витамин D и омега-3. У большинства населения нашего города отмечается недостаток витамина D. А его дефицит может повлиять как на иммунитет, так и на деятельность головного мозга. Также не забываем о том, что мы находимся в зоне по дефициту йода. Поэтому обогащаем свой рацион продуктами богатыми йодом.

 

— Стоит ли ставить прививки от гриппа, пневмонии?

— Я считаю, что вакцинироваться стоит. Смысл вакцин в том, что они нас защищают от смертельного исхода болезней и осложнений. Как показывает статистика, ни один вакцинированный от гриппа не погиб от гриппа. А вакцинация от пневмококковой инфекции снижает частоту не просто пневмоний, но и отитов. Но мы должны понимать, что вакцины работают на определенные возбудители. Скажем, вакцинируясь от пневмококковой инфекции мы защищены от пневмоний пневмококковой этиологии, но не защищает от пневмоний, вызванных другими возбудителями.

 

— Школа — это стресс для любого ребенка, особенно для первоклассника и выпускников. Как снизить уровень стресса? Как помочь ребенку?

— Чаще всего, школа стресс не для ребенка, а для их родителей. И уже родители настраивают своих детей негативно. И это происходит неосознанно. Через беседы внутри семьи. Когда родители не усложняют и не акцентируют внимание на оценках, то все для ребенка складывается неплохо. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими учениками. Сравнивайте его достижения вчерашние с сегодняшними и всегда хвалите за то, что сегодня получилось лучше чем вчера. А оценки — это не показатель знаний, а показатель его работы на тот момент. Ничего страшного не происходит, если ребенок иногда «считает ворон». И стоит всегда спокойно проводить работу над ошибками. Подумать вместе с ребенком, почему у него на контрольной не получилось выполнить задание. Всегда давайте понять, что вы своего ребенка любите не за оценки, а просто так. За работу в школе можно поощрять. Придумать свои семейные жетоны, и за определенное количество жетонов пообещать сюрприз. Суть в том, что интерес к учебе у ребенка будет подогреваться. Не стоит пугать оценками. Это может «замкнуть» ребенка, вселить страхи ответить неправильно. Вы должны объяснить ребенку, особенно первокласснику, что ответить неправильно это лучше, чем промолчать. Каждый день нужно интересоваться делами ребенка. Я своему ребенку задаю три вопроса. Что тебя обрадовало в школе? Что тебе показалось интересным? Что тебя огорчило сегодня в школе? Эти вопросы мне помогают понять внутреннее состояние моего ребенка.

 

— Нужно ли пройти какие-то обследования перед началом учебного года?

— В этом нет никакого смысла. 

 

Cюжет:  ЦДИ: Школа здоровья



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают