Реклама на ЦДИ
 28.03.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Большая любовь к большим машинам: как девушка стала лучшим консультантом по грузовым автозапчастям

25.02.2020 11:32 ЦДИ, Псков

Кому понравится, когда любое твое начинание сталкивается с предвзятым отношением? В 21 веке грань между интересами женскими и мужскими заметно стерлась, но многие все равно упорно продолжают с юных лет делить мир: мальчикам машины и инструменты, а девочкам платья и кулинарные рецепты. Но ведь девочкам тоже хочется разбираться в технике и уметь обращаться с инструментом.

Какого консультанта вы ожидаете увидеть, когда приходите в магазин автозапчастей для грузовых машин? Наверное, не стройную девушку с дредами?

Валентина Булеева вот уже 11 лет занимается подбором автозапчастей для грузовых автомобилей. Сейчас она индивидуальный предприниматель и практический каждый водитель грузовой машины или эвакуатора обращается к ней за советом.

 

 

Легко ли было завоевать доверие среди механиков и водителей-дальнобойщиков хрупкой девушке, любящей большие грузовые машины? 

Валентине еще не было 18 лет, когда ей предложили работу в магазине автозапчастей. Изначально была вакансия диспетчера по логистике, искать отгрузки и решать вопросы по доставке, но ее заинтересовала работа в зале.

 

- Когда я пришла, магазин был в стадии стихийной инвентаризации, - вспоминает Валя. – Это просто гора запчастей где-то в углу и ничего больше. Нам приходилось полностью организовывать склад, формировать отчетность, заводить карточки в программах.  2008 год. Технической литературы не хватало катастрофически, все программы были только на английском языке. Поэтому с одной стороны, это было ужасно сложно. С другой стороны, это была настоящая школа. Я брала запчасть из этой кучи и спрашивала: «Что ты такое?». Начинаешь пересматривать все каталоги, вручную выяснять, что это за запчасть, куда она ставится, какие могут быть аналоги, размеры, замеры, все-все досконально. Мы просто жили в магазине. Все это время я совмещала работу с учебой в политехе.

По воспоминаниям Валентины, даже обучающие семинары для работников магазинов запчастей в то время были редкостью. На свой первый семинар Вале удалось попасть только спустя три года работы. Каталоги запчастей передавались из рук в руки и даже сканировались.

 

- Я всегда говорю, что мне везет на хороших людей. Так случилось, что уже через несколько лет работы с запчастями мне позвонил Михаил Дмитриев. Он еще в 90-е одним из первых открыл свой магазин запчастей для отечественных грузовых машин. Я не знаю, кто дал ему мой номер телефона. В общем, он предложил расширить свой магазин и добавить отдел по запчастям на грузовые иномарки.

Когда Валентина приехала смотреть помещение для будущего магазина, там был только паркет, свежевыкрашенные стены и ничего больше. Все пришлось начинать  буквально с чистого листа.

 

- Мы даже мебель своими руками делали, все для себя, с любовью и трепетом.  Сначала я работала в отделе запчастей для отечественных машин, через стенку от нас, а когда приходили мастера и водители, видели меня, здоровались. Было приятно, что помнят. Потихоньку уже знакомые мне люди стали приезжать сюда. Мы расширили склад и заняли пустующее помещение. Решили перейти на премиум-сегмент и не прогадали.

На данный момент в отделе для иномарок Валентины более 15 000 наименований товаров и нет запчасти, которую она не смогла бы найти. Валентина уверена, что заказывать дешевые запчасти только из-за цены - нет смысла, потому что с плохими запчастями машина клиента выйдет из строя в самый неподходящий момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предвзятое отношение

Не секрет, что автомобильный бизнес - мир, в котором правят мужчины. Поэтому, когда Валентина только начала работать, скепсис среди клиентов и некоторых специалистов был очевиден. Но молодость Вали взяла свое, предвзятое отношение для нее звучало, как вызов.

- Я не передовик феминизма, я не с их флагом, - смеется Валентина. - Считаю, что нужно что-то оставить мужчинам, мы и так у них много чего отобрали! У меня замечательная работа, которую я очень люблю. То, чего я достигла сейчас, это мой Эверест, на который я взбиралась последние 11 лет.

 

Так как Псков - город маленький, информация о девушке-консультанте в отделе грузовых автозапчастей распространилась очень быстро. Когда она только начинала работать, были люди, которые приезжали посмеяться над ней, пошутить, привозили выдуманные VIN-номера, чтобы посмотреть, как она будет искать запчасти по несуществующему номеру.

- Я не жалуюсь, ко всему отношусь с юмором. Но да, были такие истории. Из конкурирующих магазинов даже. Один раз звонили и просили назвать цену. Говорят, а сколько стоит два мешка компрессии? Я всегда находила, что ответить.

Валентина не отчаивалась, а продолжала повышать свой уровень знаний, училась, общалась с механиками и водителями, чтобы наработать ценный опыт.

- Когда ты девушка, нужно быть на шаг впереди, а это очень тяжело.  Нет солидарности. Если ошибается мужчина, то прощают: «ну бывает», если ошибается девушка, то это потому, что «не женское дело». К тебе нет снисходительности,  строгие критерии и совершенно предвзятое отношение. Меня постоянно перепроверяли, сомневались во мне. Мастера могли прийти, спросить у меня, но потом обязательно шли к консультанту-мужчине.  Но я не против, проверяйте! Это не гордыня. Я же тоже человек и могу ошибаться. Этот авторитет пришлось завоевывать тяжелым трудом.  А так как ростом и внешностью не получится завоевать уважение, нужно брать знаниями.

 

 

Неформальное общение с клиентами помогает лучше раскрывать их потребности, считает Валя. Поэтому каждый раз она спрашивает их, как они съездили в рейс, искренне интересуется состоянием машин и готова помочь в решении проблем.

- Сейчас, спустя столько лет работы, некоторые клиенты приходят и с порога: «Валь, я шоколадку принес, я не покупать, мне совет нужен!». Это приятно. Иранцы, которых мы тут чинили, потому что время было позднее и никто не брался им помочь, в следующий рейс мимо не проехали. Вон, цветок в горшочке вообще гости из Турции привезли в качестве благодарности, говорят, для красоты. Мило. А один из клиентов передал свой бизнес сыну, и привез его с нами знакомить, чтобы он знал, куда ехать, если транзитная машина сломалась по пути. За 11 лет это не единственный случай!  Можно сказать, что к нам теперь ездят поколениями. Мы уже знаем их машины, как родные, им даже объяснять ничего не приходится. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена ошибки велика

Валентина безумно любит свою работу. Грузовые автомобили привлекли ее своей сложностью и объемом работы. Тягу к технике она объясняет исключительно интересом к механике.

- У тебя мозг постоянно в тонусе! Брала на дом каталоги, все изучала, как могла. Подобный подход помогает не просто выучить куда какая запчасть должна подходить и чем вот этот сальник отличается от другого, но и разъясняет цену ошибки. Здесь можно приводить миллионы примеров. К сожалению, не все это осознают. Даже вот два наглядных случая из жизни моих клиентов.

Человек чинит подвеску, у него лопнул болт в креплении, и он решил заменить его тем, который внешне подходит и по резьбе, и по диаметру. Вот только там металл другой жесткости. Новый болт не выдержал и лопнул, водителю придавило руку подвеской. Парень лежит на трассе под машиной, орет от боли и пытается себе помочь. А казалось бы, всего лишь болт! Мы здесь не просто деньги на запчасти меняем, понимаете? Один из моих водителей сломался в 70 километрах от Норильска, что ему делать? Он звонит в город, находит там магазин. Ему обещают подобрать запчасть. И вот он, бедолага, эти 70 километров, с муфтой в руках, идет по трассе. Где-то автостопом помогли, где-то сотрудники госавтоинспекции подобрали, довезли его до города. Ему отдают новую запчасть, он так же своим ходом добирается обратно. А все это время машина кинута разобранная на трассе. Если вы думаете, что сейчас на трассах безопасно, то вы просто не были дальнобойщиком. Водитель потратил целый день ради одной детали, чтобы приехать и понять, что она не подходит! Все. Парень ночует на трассе, у него «летят» сроки, он выбился из графика, а если еще и груз скоропортящийся, то просто беда. А все потому, что неверно подобрали запчасть.

Валентина вспоминает, как чинила машины по ночам, как выезжала помогать водителям, не глядя на то, что рабочий день уже давно закончился.

 

- Если мне водитель звонит в два часа ночи, у меня не хватает духу игнорировать. Он же не просто так звонит, а потому что что-то произошло, - признается Валя. - Я раньше посреди ночи могла взять такси (своей машины на тот момент у Валентины еще не было  - прим.авт.), приехать в магазин, ключи-то есть, выбить запчасть и приехать к клиенту. Стояли под дождем, с фонариками, чинили его. К нам «здоровые» не приезжают, у всех что-то сломано.

Сегодня в магазин Валентины приезжают водители не только из Пскова и области, но и из Санкт-Петербурга, и многие транзитные грузовики, которым не повезло сломаться по пути. Пограничное положение сказывается на потоке посетителей. Самыми необычными клиентами здесь были сербы, голландцы, ирландцы и израильтяне. С иностранцами объясняются на техническом английском, так как понятия в механике универсальны.

- У нас с клиентом общая цель: чтобы он ездил и не ломался, работал и не стоял, - объяснят Валентина. - Чтобы не звонил из полей Урюпинска с криками, что наш подшипник развалился. Если наша работа позволяет хорошо работать нашим клиентам, то мы определенно в плюсе.  И потом, это же бизнес, а не благотворительность. Мы рады, когда наши клиенты удачно съездили в рейс, и мы дружно выпьем кофе за это, когда они приедут к нам снова.

 

Валентина объясняет, когда машина ломается на трассе, то одного ключа на 13мм для починки не хватит. Водителям приходится полностью разбирать проблемный узел, в прямом смысле, на коленках и картонке. А если ломается грузовой лесовоз? Как правило, он сдается в такой местности, где ни эвакуатор быстро не вытащит, ни за запчастью не сбегаешь. Этим и сложна жизнь водителей большегрузов.

- Мне один клиент рассказывал, как их под Мурманском замело снегом. Они неделями стояли, не могли выехать. Дальнобойщик не бросит свою машину на дороге. И знаете что? Местное население ездило к ним на трассу, продавали буханку хлеба за четыре тысячи рублей и литр солярки за восемь тысяч, потому что водителям до населенного пункта не добраться в одиночку! Есть было нечего, жгли покрышки, чтобы согреться.

 

Дешево - сердито

Валя заметила, что многим водителям проще потратить полчаса на разговор с консультантом, нежели разобраться в тонкостях машины самому.

 

- Я иногда уговариваю клиента не покупать запчасть, потому что она ему реально не нужна или испортит машину! Но ему какой-то дядя Вася сказал... и понеслось, а мне машину жалко! Люди почему-то думают, что можно легко и просто заменить запчасть от одной модели на другую, просто потому что она подходит по креплениям и дешевле. Но это не так!

Валентина убеждена, что подбор запчастей из материалов, которые не могут прослужить долго в грузовом автомобиле, где нагрузки в разы больше, чем в легковых, одна из больных тем рынка. Обыватели считают, что совершенно все запчасти делают в Китае, покупают заведомо слабый по характеристикам аналог, но дешевый, а потом ругаются на китайцев, когда покупка быстро ломается.

- Один раз клиент за цены на оригинальные запчасти обещал нас сжечь, - смеется Валентина. - Некоторые люди как с Луны упали. Я как консультант, могу бесконечно рассказывать о материалах и механизмах, но моя задача - отфильтровать информацию для клиента и рассказать то, что ему действительно нужно знать. Иногда приходится объяснять, что ради вот такой вот мелкой запчасти на заводе где-нибудь в Германии людям приходится подключать отдельный станок и вытачивать вручную, запечатывать и присылать нам. Они дорогие, потому что оригинальные, с завода.

 

 

Один из клиентов Валентины сломал дорогую запчасть во время установки и решил вернуть ее как бракованную, но консультанты в магазине опытные и заметили следы неверной установки. В таком виде завод-изготовитель запчасть обратно не принял. Клиент разозлился и захотел разобраться по-другому.

- Прислал «братву» свою, решил, что можно «по понятиям разрулить». Вот только я не браток ему, - усмехается Валентина. - Юмор тогда очень помог выйти из ситуации, разошлись мирно. Я с большой любовью отношусь к своим клиентам, с многими есть, о чем поговорить. Каждая ситуация уникальна. Я ни на кого не обижаюсь.

Однажды Валя заказывала набор «крыльев» на «Scania» для себя на склад и для клиента. Завод-изготовитель маркирует посылку только именем заказчика.

- Я разложила «крылья» в зале, чтобы собрать комплект себе и клиенту. У меня фамилия Булеева. Клиент подходит, вижу, искренне хочет помочь. Смотрит на маркировку и говорит: «Вот же написано. Б.У.левая».Ты мне что, бэушные запчасти продаешь?! Я до сих пор хохочу!

За годы работы с грузовыми автозапчастями Валентине ни разу не хотелось сменить род деятельности. Ее работа приносит ей удовольствие. Кроме того, магазин занят не только активным подбором автозапчастей на все виды грузовых автомобилей, но и поддерживает идею экологичного бизнеса. 

- Мы заморочились и решили разделять весь мусор, который у нас копится. Пленки и пластик от товара собираем в одни мешки, бумагу и картон - в другие. Специально заказываем машину и отправляем на утилизацию. Металл и железки всякие, которое остаются, сдаем в пункты металлолома. Денег это не приносит, но это наша гражданская позиция. Мы даже субботники устраиваем. Наша территория возле трассы, на обочинах собирается много мусора. Облагораживать место, в котором работаешь – это нормально.

 

Работа должна приносить удовольствие 

Почти каждый человек проводит на работе почти половину своей жизни, в среднем восемь часов на работе каждый день, при этом время на дорогу до работы и обратно тоже нужно учитывать. Валентина на примере своего магазина старается объяснить, что работа может приносить удовольствие, что она может быть интересной, а сотрудники должны быть счастливы - тогда бизнес ждет успех.  

- Кадры решают все, - уверенно говорит Валентина, - Магазин может быть и рад продавать по акциям, устраивать скидки и прочие бонусы для клиентов. Но все это сводится на нет, если запчасть подобрана плохо, как бы хорошо с вами не общались и какую бы красивую скидку не сделали. Все дело в квалификации кадров, в образованности людей, в их технической подкованности и желании развиваться. 

Годы кропотливого труда способны подготовить настоящего специалиста, подкованного в своей сфере, несмотря на пол, возраст, внешность и другие факторы. Если работа приносит удовольствие, то это всегда положительно сказывается и на атмосфере, которая царит в коллективе. Люди, которые с энтузиазмом и искренним интересом подходят даже к обычным специальностям, заряжают позитивом и интересом и других работников.

Ольга ЛИРОН

О том, как тяжелы будни эвакуаторщиков, которые тоже работают с грузовыми и легковыми машинами, читайте ЗДЕСЬ.

 


Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.67037105560303