Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Новости  | весь раздел

Диван в поле: как преобразовать сгоревшую псковскую прачечную в городское пространство? Взгляд художника из Берлина.

14.02.2020 19:31 ЦДИ, Псков

Мы каждый день ходим по городским улицам – спешим на работу или учебу, идем домой, гуляем в парке. Нас окружают многоэтажки спальных районов, стены старого города, храмы и церкви. И руины. Да, в Пскове есть еще и руины. Заброшенные дома, стыдливо спрятанные под кусками ткани от посторонних глаз, ожидающие нового хозяина. Их обычно не замечают, или видят и думают, скорей бы отреставрировали, а то и вовсе снесли. Не буду скрывать, я именно так и думала про сгоревшее здание за баней на улице Советской, оно отмечено в кадастре как прачечная.

А есть художник и фотограф архитектуры из Берлина – Денис Есаков. Мы сидим на скамье подозрительно похожей на Онегинскую в мастерских драмтеатра. Рядом постоянно что-то пилят, стучат молотком, переговариваются. Перед нами на столе стоит деревянная копия той самой прачечной. Сейчас она представлена на выставке в галерее «Цех».

 

 

Следуй за женщинами на каблуках

Денис впервые увидел разрушенное здание прошлым летом. И оно его очаровало. Идея о том, как   преобразовать разрушенный объект в общественное пространство возникла сразу, но об чуть позже…

 

Вернемся в лето 2019-го.

Независимый куратор проектов современного искусства, псковичка Людмила Кирсанова, живущая сейчас в Вене, пригласила Дениса Есакова поучаствовать в выставке в галерее «Цех», посвященной городской среде. У Дениса был проект про городское пространство Москвы. Пока жители и гости города бродили по выставке, художники реализовали еще один проект – дрейф по городу. Технику дрейфа ситуационисты ввели в  60-х годах во Франции. 

                                                         

                                                            

«Это техника путешествий, в которой все становится нарочито странным. Через определенные условия о городе можно узнать что-то новое», - сказал Денис.

Итогом путешествий стало создание альтернативной карты без условных обозначений ландшафта или каких-то исторически важных объектов, а карта, в которой меньше абстракции и больше человека.

На карту занесли пять нестандартных маршрутов, обычному обывателю вряд ли придет в голову так знакомиться с местностью. Например, Людмила выбрала для себя путь – следовать за женщинами на каблуках. Это способ взглянуть на город через женщину, отказаться от привычного маршрута, стать полностью ведомым и посмотреть, куда это может привести.

Денис выбрал для себя путешествие по тропам. По тем самым, где каждый из нас хоть раз сокращал себе путь, идя по газону (а кто не без греха?), вместо предложенного тротуара.

 

«Можно сказать, что с тропинками идет борьба – их перекапывают, дорожки придумывают и прокладывают, но люди в итоге живут как им удобно, изобретают свои пути, я их называю «телепортаторы», сокращают время и расстояние.  Эти дорожки они разбитые и разрозненные и между собой не связаны, я объединил их в длинную линию, которая идет своим маршрутом, выделил и сразу стало видно, что они существуют, это важная артерия человеческих передвижений. И еще один способ посмотреть на город через следы человека», - рассказал Денис.

Еще один участник дрейфа Савва Дудин проехал по границам города на велосипеде. Его маршрут получился самым длинным, во время путешествия он увидел в поле на окраине города два дивана. Их кто-то туда принес и сделал своим местом, то есть оказалось, что людям не хочется идти на площадку, специально созданную для встреч, или встретиться в квартире или парке. Для себя они выбрали место – поле и диван.

 

«Люди нашли для себя возможность сделать город таким, как им было нужно», - подчеркнул Денис.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Влюбиться в прачечную

После эксперимента художники пошли гулять по городу, и Денис увидел здание прачечной. Когда-то там случился пожар, это произошло довольно-таки давно, потому что внутри успели прорасти деревья. Получилась коробка с  лесом внутри. Денис вспоминает, что здание его очаровало и не отпускало. Появилась идея, как можно реализовать его в общественное пространство, уже после отъезда он рассказывал об этом проекте своим друзьям-архитекторам, и они быстро подхватили  эту идею и помогли создать рендер. 

 

 

«Прачечная территориально находится в очень интересном месте. Рядом амфитеатр, вуз, театр, галерея – места, где люди живут публично, но в тоже время их действия там очень регламентированы. В вузе – учатся, в театр приходят посмотреть спектакль и т.д. А прачечная – это готовый симбиоз руин и леса – довольно романтическое и притягательное место», - говорит Денис Есаков.

 

 

 

Художник рассказывает, что здание интересно своей историей: первый создатель – человек - построил обыкновенную коробку без всяких архитектурных излишек, затем поработал второй создатель - огонь - из-за чего здание находится в переходном состоянии, и третий создатель – природа - проросла сквозь здание. За счет этого складывается своя магия. То, как само время поработало над этим зданием, по мнению Дениса, уже является поводом глубже подумать, что с ним можно сделать, нежели просто сносить.

 


«Моя роль в дальнейшей работе над этим проектом очень сомнительна, я приезжаю сюда в лучшем случае раз в год, и заниматься им  могу только на каком-то идейном уровне. Потому что для осуществления этой идеи должны появиться ребята, которые «ставят в поле диван», и называют это место своим, тусуются и замечательно проводят там время. И именно они смогут превратить прачечную в такое место, заменить заброшенность на статус городской публичной руины», - размышляет Денис.

Поэтому прачечной сейчас очень нужен четвертый создатель - сообщество, которое заинтересуется и сделает это место притягательным. Своим. Своеобразным диваном в поле.

 

Вторая жизнь руин 

 

 

Денис – фотограф и художник, живущий в Берлине, кроме того, он автор книги «Архидрон. Пятый фасад современной Москвы».  Книга вышла на трех языках и имеет три разных названия. Но ему больше нравится вариант на английском, что в переводе звучит как «Шпионя над Москвой», потому что в книге запечатлена архитектура столицы, снятая с дрона. Это была первая и чуть ли не единственная возможность сделать такие кадры, так как тогда такая техника еще была не запрещена. 

                                                                                                                                                                              

                                                                                                             

Денис очень много путешествует и фотографирует архитектуру, работает с дизайнерами, архитекторами, издательствами. В нашем городе фотограф второй раз и отмечает, что Псков для него очень сильно отличается от других городов России своей внутренней интересной жизнью в отличие от, например, Подмосковья, куда люди в основном приезжают спать, а вся жизнь кипит в Москве.

 

Фото: @denisesakov 

 

«Наверное, для меня еще важен момент влюбленности в эту прачечную. Вопрос, что с ней делать, должен рано или поздно решиться. Сейчас этот объект невидим, он ниже радаров, отсутствует в повестке, и моя задача поместить в эти потоки образ прачечной, чтобы она стала объектом, с которым хочется работать», - говорит фотограф.

 

Я интересуюсь, были ли реализованы подобные проекты в жизнь? Оказалось, что широко известной практики превращения руин в общественное пространство нет. Есть пример подобного уважения к руине и ее использования в Берлине в районе Фридрихсхайн. Разрушенное трехэтажное здание укрепили, первые два этажа используют под студию звукозаписи, а последний этаж оставили в разрушенном состоянии.

 

Симбиозом рукотворного  и природы схожа национальная библиотека Франции. Архитектор Доминик Перро построил прямоугольную форму, в которой центральное место отведено лесу. Дубы, сосны, березы поднимаются чуть выше искусственной формы, привлекают птиц, насекомых и прохожих.

 

«Это переживание природы в центре города. В прачечной лес уже вырос, и стены стоят, осталось пригласить горожан», - отмечает Денис.

 

 

            Библиотека. Франция. Фото: Wikipedia

Среда обетованная

Вчера в галерее «Цех» открылась выставка «Городская среда».

 

Меня удивило, как там шумно, оглянулась и увидела молочные бидоны - звук шел оттуда. Сложно разобрать, о чем идет речь, но стоит поднести ухо, то слышишь четкий голос и историю - опыт выживания и опыт жизни. Эта звуковая инсталляция Шамиля Шааева интерпретирует исследовательский проект «Послевоенный Псков» - 10 голосов псковичей разных профессий, социального положения и пола, но одинаково ставших свидетелями войны и повествующих о разрушении и создании человека и города. 

 

 

Рядом на столах лежат карты, где отмечены маршруты того самого дрейфа, о котором рассказывал Денис. Псковский поэт Артем Верле наложил линии маршрутов на перемешанные сводки новостей за 22 и 23 июля - дни дрейфа, и те слова, которые оказались пересечены этими линиями, сложились в поэтический текст.

«Неожиданно появились персонажи, у которых есть своя история, сами собой появились невероятные обстоятельства и метафоры», - рассказал о поэтическом опыте Артем Верле.

 

 

 

Весомое место на выставке занимают проекты псковского краеведа Олега Ивченко, посвященные Овсищу и заводу «Тиконд». Художественную интервенцию в проект сделали Наташа Тарр и Гашлер Кунсич. Например, жители этого района могли заметить расклеенные по Овсищу плакаты.

Изображение на плакате символизирует деревенскую и городскую составляющую этого места, отмечены символы - это отсылка к заводу «Тиконд», вокруг которого и вырос микрорайон. Бросается в глаза цветок – это символ того, что в Овсище растет одно из самых старых плодовых деревьев в Псковской области – груша возрастом более 160 лет. На стене висят наушники, если их надеть, то можно услышать пение хора, который существовал при заводе.

 


 

 

Куратор Людмила Кирсанова рассказывает, что все участники выставки – «рефлексирующие горожане», а их проекты можно определить как «социально-ангажированное творчество».

 

«Авторы собирают - часто специфическим, неожиданным образом - информацию о повседневной жизни города и работают с ней – осмысливают и интерпретируют», - отмечает Людмила Кирсанова.

 

А куда делась прачечная? Она сегодня в центре внимания. Макет стоит практически в центре зала –  на него можно присесть и отдохнуть, собственно это и происходит весь вечер, люди постоянно садятся, чтобы о чем-то переговорить друг с другом, или просто посмотреть на экспозицию. В тоже время она осталась собой – сбоку виден пролом, а из крыши поднимается зеленая шапка комнатного растения. А сама прачечная выполняет ту роль, которую придумал ей Денис –  она стала частью нашей жизни. В отличие от настоящей, что пока только этого ждет. 

 

Выставка будет работать до 1 марта. Кроме инсталляции планируется насыщенная программа, в которой могут принять участие все желающие. 

 

Зоя ПАВЛОВА

Фото: Вадим Боченков

 Зоя Павлова

Личный архив Дениса Есакова 

 

 


Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.63670182228088