Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Псковская матрешка: новое лицо и история популярности

18.02.2020 16:31 ЦДИ, Псков

Матрешка, балалайка и расписные изделия из дерева - такие сувениры ассоциируются с Россией. В Пскове есть мастер по росписи матрешек, чьи работы разошлись по свету и заняли место не только на полках магазинов, в домах туристов, бывавших в нашем городе, но и даже в музее Джеки Чана в Китае.

Корреспондент ЦДИ отправился в мастерскую по росписи, чтобы узнать, как изготавливается матрешка и почему спустя столько лет этот сувенир все еще популярен?

 

 

Ольга Гусева - профессионального художественного образования у нее нет, но это не мешает ей вот уже 10 лет успешно украшать росписью сувениры. Друзья называют ее просто - «Матрешка».

 

Матрешка - традиционная русская деревянная игрушка, представляющая собой разборную куклу, в которой находятся куклы меньшего размера. 

 

История возникновения матрешки уходит в 1890 год, когда ее праобраз, фигурку буддийского святого мудреца Фукурума, привезли из Японии с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево, где токарь Василий Звездочкин выточил свою версию фигурки. Художник Сергей Малютин изобразил на заготовке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Первая игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и так далее, каждая отличались друг от друга, а последняя, восьмая и самая маленькая, изображала завернутого в пеленки младенца.

 

Позже на фигурках начали изображать реальных личностей. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием даже Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной. Так же начали изображать последовательность королевских семей и императоров с их приемниками. 

Эта традиция сохранилась и по сей день. В современности популярны матрешки с изображением политических деятелей. И в подражание им россияне заказывают портретные матрешки для себя и родственников.

- Сегодня я вижу тенденцию, что люди отходят от классических стилей, а переходят на авторские, - рассказывает Ольга. - Можно сказать, что это тренд последних лет 10-20. По лицам матрешек можно узнать мастера, который их рисовал.

Традиционно матрешки изображались в цветном сарафане, но сейчас матрешка такое же средство творческого самовыражения мастера, как холст художника, поэтому в современности кукла может быть очень разной. Неизменно только ее назначение - подарок, который несет в себе «сюрприз».

- Я считаю, что сегодня популярность матрешек обозначается не только модой на русские традиции, но и более глубоким ее смыслом, - говорит Ольга. - Матрешка - это очень добрый символ семьи. Кроме того и вытачивание формы, и роспись матрешки - это ручной труд. Люди подсознательно тянутся к добрым вещам, и всем хочется иметь что-то такое у себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрешка, которая изменила все

Когда Ольга училась в 9 классе, ее подруге предложили работу по росписи матрешек. Ольга пошла в мастерскую за компанию. Студия произвела на школьниц впечатление.

- Меня еще в детстве потрясла одна мастерская, - рассказывает Ольга. - Я увидела расписное деревянное яйцо на подставке и не могла понять, как... как мастер смог уместить лес, на таком маленьком предмете?!

Ольга нарисовала пару матрешек и продолжила жить своей жизнью: закончила вуз, работала в сфере туризма, вышла замуж, но профессионально не рисовала.

 

- Уже в декрете, после рождения сына, я решила, что нужно чем-то заниматься. Как-то само собой появилось желание рисовать.  - рассказывает Ольга. - Я купила болванку и одну матрешку рисовала целый месяц! Моя мама увидела, что получилось, сказала, что это невероятно красиво и предложила отдать сувенир в магазин на продажу. Я колебалась, но она так убеждала меня... В общем, отнесла в сувенирный магазин.

 

Первую работу Ольги выкупили иностранные туристы за шестьсот рублей. Это окрылило мастера. Ощущение, что она может украсить изделие, порадовать этим других людей, а туристы готовы купить изделие, заряжало ее желанием продолжать работу.

- Я тогда такая довольная ходила! - делится впечатлениями Ольга. - Дело было не в деньгах, а в том, что мою работу оценили.

Ольга не боялась брать сложные заказы. Первую портретную матрешку она выполнила на заказ для другой мастерицы. Работа заняла много времени, но открыла для Ольги новую грань творчества. 

- До этого заказа я даже предположить не могла, что смогу нарисовать человека на матрешке, - признается мастер. - Портретная матрешка сложна тем, что я не знаю человека, которого рисую, но он должен быть узнаваемым, добрым и милым. Кроме того, рисунок нужно перенести на выпуклую поверхность. Это не так легко, как может показаться. 

Однажды кто-то из посетителей мастерской заметил сходство Ольги с лицами кукол, так появилась идея о том, что Ольга рисует саму себя. В тот же день сделали фотографию в качестве доказательства этой мысли. 

 

 

В разных городах нашей страны матрешку рисовали по-своему: они отличались стилем изображения лица и характером узора. Наиболее известными можно считать Семеновскую, Вятскую, Загородскую, Тверскую и Полхов-Майданскую. Таким образом, исторически сложилось, что у матрешки нет единственно верного образа. 

Роспись Ольги легко узнать - ее матрешки практически всегда с большими глазами и светлыми волосами, у этих кукол выразительные, открытые лица. 

- Не могу сказать, что изменение рисунка матрешки происходило канонично. Просто каждый мастер передает матрешку по-своему. Изображение лица куклы зависит от опыта. Когда его мало, ты рисуешь, как умеешь. А когда опыт позволяет, ты можешь сделать любую матрешку. 

Очень трудно нарисовать матрешку симметричной, особенно трудно правильно нарисовать лицо и глаза.

- Есть хитрость, когда я рисую лицо матрешки, я делаю одну половину, а потом переворачиваю ее и рисую вторую половину вверх ногами. Один из моих посетителей посоветовал так сделать, к удивлению, действительно удобно!

Этот секрет по переворачиванию матрешки во время прорисовки лица достался Ольге спустя много лет работы. Но она замечает, что во время мастер-классов некоторые ученики инстинктивно, без подсказок, переварачивают матрешки вверх ногами и рисуют лица таким образом.

- Когда я вижу таких учеников, думаю: «Вот будущий мастер росписи матрешек, но еще не знает об этом!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смех и радость мы приносим людям

 - Для меня матрешка - это что-то очень доброе, милое. Даже дерево, как материал для нее, оно мягкое и теплое, - рассказывает мастер по росписи Ольга. - Есть заказы, от которых я отказывалась, потому что я не понимала, как можно нанести такое изображение на куклу.

 

Многие заказы приходят к Ольге из Интернета. Одна молодая пара пожелала на свадьбу портретные матрешки. Оказалось, что молодожены обожают мультфильм «Труп невесты», поэтому они пожелали стилизовать изображения под этот мультфильм. 

- Ну как можно такой светлый и радостный символ расписать в загробной тематике? У меня рука не поднимается нарисовать на матрешке выпадающий глаз и червяка. Фу! - говорит Ольга. - Был и другой заказ. Для одного музея меня попросили нарисовать матрешку, где вместо лица - череп. Естественно, я отказалась! 

Большим спросом пользуются семейные матрешки, которые заказывают на праздники и юбилеи. На первой кукле сам юбиляр, а на последующих дети и внуки. 

- О, это такая радость! Люди заказывают матрешки, а когда дарят, получают море счастья, потому что юбиляр открывает, а там все родственники! По итогу довольна вся семья, потому что каждый изображен. Очень мило! 

Каждая матрешка уникальна, одинаковых не найдешь. 

- Я же не конвейер, - смеется мастер. - И не станок. У каждой работы свой характер.

У Ольги заказывают портретные матрешки в подарок для известных личностей. Так, одна матрешка уехала в Китай в музей Джеки Чана на шестидесятилетие артиста. 

- С одной стороны я рисовала портрет Джеки Чана, с другой стороны - Московский Кремль. Сейчас уже спустя столько времени в этом музее скопилось много матрешек с его портретом. Но мне очень приятно, что моя работа тоже там представлена. 

 

 

Ольга рисовала матрешку для писателя и бизнес-тренера из Америки Брайан Трейси, для Валентины Матвиенко и многих других. Псковские матрешки периодически уезжают под заказ в Китай и Францию.

 

- Я рисовала сувениры для музея «Мурариум». Однажды был заказ на тигра Амура и козла Тимура из приморского сафари-парка. Нужно было нарисовать коз из стада Тимура и их козлят. Вот где я потрудилась, потому что от меня требовали полного портретного соответствия. Если у козы пятно под левым ухом, я должна была его нарисовать. В общем, нужно было максимально правдоподобно изобразить каждое животное.

 

 

 

 

 

Больная тема

Все материалы для своих изделий Ольга покупает уже готовыми под роспись. Стоимость их серьезно сказывается на цене сувенира. 

- Роспись матрешек - это не та сфера, где нужно зарабатывать, это не бизнес в широком смысле слова, - объясняет Ольга. - Изначально нужно садиться за работу в определенном настроении, потому что работа от слова «надо» так и выглядит - вымученной. Многие пробуют, а потом бросают затею с росписью, потому что они не могут продать свое изделие за ее реальную стоимость, так как рисунок еще слаб, а материалов потрачено много. У мастеров маленькая матрешка стоит в среднем 750 рублей, а большая из двадцати составных частей может стоить 50 тысяч. 

 

Был момент, когда она пыталась сменить деятельность и перейти на другую сферу. 

- У всех людей есть мысли, что где-то там трава зеленее. Я пробовала уйти на другую работу, по графику, так сказать, «на дядю», но мне не хватило свободы. Есть работа, для которой не обязательно сидеть в офисе. Многие виды задач работники могут выполнить лучше и качественнее, находясь дома или в других удобных для них условиях. Меня раздражало это хождение по часам, когда в мастерской у себя я работаю так, как мне удобно. 

Кроме графика Ольге не хватало творческого общения и отзыва клиентов. 

 

- Я скучала по эффекту «вау»! - признается Ольга. - Когда я отдаю сложную работу, и она нравится заказчику, тогда выдыхаю, и открывается второе дыхание. Так приятно, когда люди заходят в мастерскую, и я вижу их горящие глаза и восхищение. На простой работе этого не было. 

 

Ольгу очень вдохновляют люди, которые к ней приходят, отзывы и мнение покупателей. 

- Если я участвую в ярмарке и мои работы стоят без внимания, то я начинаю волноваться. Неужели я нарисовала некрасиво? Может быть что-то не так? Когда какая-то матрешка долго не может найти себе хозяина, я беспокоюсь за нее. Может быть я нарисовала ее не с тем посылом? Для художника важно содержать свой внутренний мир в определенном настроении, иначе магии не случится. Как можно нарисовать радостную и счастливую матрешку, когда у тебя на душе скребут кошки? Никак. Поэтому с плохими мыслями к творчеству не подхожу.

Сейчас Ольга ведет мастер-классы в своей студии  «Матрешкины сказки». На эти занятия ее буквально уговорили, ведь мастер не была уверена в своих силах, ведь она самоучка. А сейчас на занятия по росписи приходят люди разного возраста, готовые творить по четыре часа без отдыха. 

- Когда я покрываю изделие лаком, а потом отдаю человеку, который его рисовал, у них всегда такие радостные глаза! Это то, почему я вернулась к творчеству. 

 

 

Всегда рисовала храмы

Любимой тематикой в росписи мастер считает храмы, в особенности Троицкий собор и Ольгинскую часовню, которые сами по себе уже являются визитной карточкой города. 

 Всегда рисовала гелиевыми ручками храмы. На полном серьезе мне это нравилось больше всего. Меня пытались отдать в художественную школу. Я помню, как пришла туда и увидела человеческий череп, с которого нужно было рисовать. Спросила, настоящий ли он. А мне ответили: «Еще какой настоящий!». Мне как отрезало желание рисовать, настолько восприимчивая. Возможно, если бы я училась профессионально, то не рисовала бы матрешек вообще.

Ольга уверена, что умение рисовать может быть талантом или результатом упорного кропотливого труда.

- Постоянно сидеть и рисовать очень трудно, ты быстро устаешь. Я рисую для себя, для людей. Люди приходят ко мне в мастерскую и удивляются, как я все это рисую. Но я считаю, что это не талант, а годы труда. Все, чему я сейчас учу на мастер-классах, это наработано бесконечным трудом.

Работы Ольги проходят строжайший контроль. Дело в том, что сувениры после покраски нуждаются в завершающем этапе - покрытии лаком. А лаком занимается мама Ольги и, если ей не нравится сувенир или она считает, что он нарисован с ошибками, то такие произведения отбраковываются и возвращаются на дорисовку.

- Вот на днях она вернула мне матрешку, - рассказывает Ольга. - Когда ты долго работаешь, у тебя замыливается глаз. Смотришь и не видишь очевидных вещей! У матрешки, которую она мне вернула, длинная шея, слишком длинная для такого сувенира. Решили дорисовать ей воротник. Моя мама самый верный судья, и ее опытный глаз проверяет, где, что и как нарисовано.

 

 

Матрешка по-своему завоевала мир, спустя столько лет она все еще продолжает оставаться одним из популярных сувениров и уникальных подарков. Как результат ручного труда, матрешка является символом семейного благополучия. Кто знает, как изменится лицо этой куклы спустя десятилетия? Но мы уверены, что даже тогда, она все еще будет чем-то добрым и ласковым. 

Ольга ЛИРОН


Cюжет:  Истории



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.031466007232666