Реклама на ЦДИ
 23.11.2024

Досуг / Путешествия  | весь раздел

Зона рискованного предпринимательства - Как псковские отельеры бизнес спасают

20.04.2020 14:44 ЦДИ, Псков

Что принято считать зоной рискованного предпринимательства? Обычно в этот список входят сельское хозяйство и  строительство - эти две сферы реагируют на любые изменения в экономике, а земледелие вот даже от погоды зависит. Но современные реалии перевернули все с ног на голову. С появлением новой коронавирусной инфекции под удар попали совсем другие отрасли - те, которые связаны напрямую с работой с людьми и их перемещением. Гостиничный бизнес и сфера туризма буквально остановились. В Псковской области уже почти месяц не работают гостиницы. Де-юре возможность работать есть, де-факто работа в таком режиме приведет к убыткам.

 

 

Работать можно, но в убыток

 

Пункт 1.6. Указа губернатора региона «О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» гласит: «Временно приостановить с 28 марта по 1 июня 2020 года бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, базах отдыха, туристических базах, кемпингах, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, гостиницах, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках».

То есть командировочным в гостиницах жить можно. Только вот доля такого контингента - меньше 10% от обычного потока гостей, а в связи с тем, что остановили или сократили объемы работы многие отрасли, то это и вовсе единицы людей.

- У нас на момент введения ограничений как раз жил гость, который был в Пскове в командировке, - рассказал редакции владелец гостиницы «Чемодан» Сергей Абакумов. - У всех закончилось время пребывания в гостинице - уехали, а он остался. Мы несколько дней работали только для этого гостя. А он и сам не знал, когда уедет, потому что на работе в Пскове была неопределенная ситуация.

Работать для одного или двух клиентов - непозволительная роскошь. Такой режим приводит к серьезным затратам, а возможности заработать не дает. Так предприниматель только долги накопит.

- Командировочные звонят, но мы не берем. Это очень накладно. Хорошо, если в ноль сработается, а то и в минус, - говорит Сергей Абакумов.

Ну, это в маленьких гостиницах, - скажете вы, - крупному бизнесу проще. Нет, в абсолютно равных условиях оказались мини-гостиницы и местные великаны бизнеса. Так, гостиничный комплекс «Двор Подзноева» также остановил свою работу с 1 апреля - простаивают 125 номеров.

Сфера гостиничного бизнеса пострадала больше других, считает генеральный директор компании инвестора гостиничного комплекса «Двор Подзноева» ООО «СевЗапИнвест» Николай Загоруй. По его мнению, положение можно сравнить с ситуацией в сфере общественного питания, но при этом у отелей возможности работать нет вообще.

- Если в общепите речь идет о работе «в ноль» или с небольшим минусом, то в гостиничном бизнесе идет речь только об убытках, - говорит Николай Иванович. - Беда полная.

 


Что такое простой для гостиницы

 

Слышали когда-нибудь, что дом, когда в нем не живут, умирает. А видели, как это происходит на практике? Вот примерно так же все обстоит с любым жилым помещением, то есть и с гостиницами тоже.

Для того, чтобы номера оставались в рабочем состоянии и были готовы принять гостей снова, в них нужно поддерживать оптимальную температуру, влажность, не допускать застоя воздуха. То есть это отдельный труд - держать гостиницу в готовности принимать постояльцев.

А кроме труда, это еще и затраты на ресурсы.

- Все время простоя мы поддерживаем оптимальный климат: работает отопление, работает вентиляция, чтобы не было сырости и застоя воздуха. Кроме того, работает охрана, - рассказал Николай Загоруй. - Уже сегодня речь идет о колоссальных убытках.

В таком режиме сегодня вынуждены работать все, кто хочет продолжить деятельность сразу после снятия ограничений. Если этого не делать, еще больше придется потратить на восстановление.

- Я сам езжу в гостиницу, потом рассказываю сотрудникам, которые не работают, как у нас там дела. Все волнуются, - говорит владелец «Чемодана».

 

Что делать с сотрудниками

 

К этим убыткам добавляется и зарплата сотрудников. На то время, что гостиницы не работают, сотрудники распущены по домам, но при этом им нужно платить зарплату. Владельцы в один голос говорят о том, что сегодня никак нельзя бросать своих. А как выходить из ситуации, пока не знают - каждый день ищут выход.

- При средних подсчетах, включая налоги, в месяц на оплату сотрудникам только одной гостиницы необходимо 1,5 миллиона рублей. Это только на зарплату, а еще коммунальные платежи, налог на имущество, - делится примерными подсчетами Николай Загоруй. - Всего в гостиничной сфере и сфере общепита в  нашей компании трудятся 442 человека. Все они сейчас получили заработную плату за март в полном объеме и распущены, а всего по холдингу сейчас простаивают без работы 620 человек.

Не готов даже думать о том, что может потерять своих сотрудников, и хозяин «Чемодана».

- Людей я не сокращаю, - говорит Сергей Абакумов. - Во-первых, по-человечески я  к этому не готов. Во-вторых, очень тяжело потом будет найти сотрудников. Сейчас люди все понимают, сидят дома, зная, что у них есть рабочие места. Нам только нужно начать работать. Все, что у меня было, я в первую очередь выплатил сотрудникам. Сейчас ищу возможности организовать оплату на время простоя, нужно поддержать людей.

Люди, которые работают в гостинице, и их профессионализм - это залог успеха. В этом мнении сходятся все, кто профессионально работает в сфере. Так, например, чтобы стать профессиональной горничной, потребуется не меньше полугода, делятся эксперты. Это труд высокой квалификации.

- Кадры в нашем бизнесе очень важны, это настоящие профессионалы. Набрать такой штат заново будет очень трудно, - говорит Загоруй. - Что будет дальше, мы пока не знаем. Кредит на зарплату нам пока не одобрили (обращались в два банка), а если и дадут, только из расчета 12630 на человека. Меж тем Минтруд предписывает сохранить уровень зарплаты на прежнем уровне. Бремя по оплате зарплаты за два нерабочих дня марта компания взяла на себя, но запасы иссякли.


Кому проще

 

Небольшие отели находятся в сложнейшей ситуации - нет ресурсов для вливаний в бизнес. Нет гостей - нет денег, нет возможности содержать помещения и сотрудников. Это уже ситуация в буквальном смысле выживания, а не построения планов и прогнозов.

Вместе с тем для крупных компаний ситуация оказалась не менее сложной.

- Гостиница - это серьезное направление нашего бизнеса, именно она приносила доход и тянула работу ресторанов, например, - рассказал Николай Загоруй. - Если простаивает гостиница, то, даже если ресторанам дадут зеленый свет, мы не соберем свою выручку, ведь наш основной гость - это турист.

Получается, что в одной лодке оказались все. Просто масштабом предприятия определяется объем необходимых вливаний, чтобы спасти бизнес.

 

Когда откроют 

 

Работа в гостиничном бизнесе полностью зависит от загрузки. То есть гости буквально обеспечивают способность жить и функционировать бизнес. И тут не играет роли масштаб - будь то небольшая гостиница, апарт-отель или хостел, огромный отель или камерный бутик-отель. Жить эта отрасль бизнеса сможет только при условии, что номера не простаивают. По мнению бизнес-омбудсмена, объективные риски закрытия и банкротства присутствуют, но многое зависит от конкретных решений.

- Сегодня бизнесмены стараются максимально снизить расходы и ждать, так как не понимают, когда это все закончится, и не могут разработать бизнес-план, стратегию, - говорит Аркадий Мурылев.

 

 

Пока гостиницы в Псковской области закрыты до 1 июня, но владельцы не очень рассчитывают на то, что через месяц они приступят к работе. А это означает, что гостиницы продолжат терпеть убытки. Почему? Потому что особенность работы в этой сфере определяется неравномерным потоком клиентов. Ни для кого ведь не секрет, что есть такое понятие как «сезон». Так вот в Псковской области этот самый сезон уже начался. Именно к теплу все гостиницы готовятся принимать постояльцев, кафе и рестораны прорабатывают новое меню.

- Если мы не откроемся 1 июня, то пропустим сезон, - говорит Загоруй. - Кроме того, мы потеряем кадры, ведь люди не смогут так жить.

По словам генерального директора компании «СевЗапИнвест», март этого года уже принес потери, по сравнению с прошлым годом.

- Март этого года просел, по сравнению с прошлым годом, на 30%. Год в любом случае нам уже не выровнять, - говорит он.

То есть получается, что на сегодняшний день речь идет или о больших убытках, или об очень больших убытках.

- Я считаю, что для меня этот туристический сезон будет потерян, - говорит хозяин «Чемодана». -  Даже если в июне откроемся, мы будем работать, но нужно время, чтобы прийти в себя. Месяц будем просто настраивать работу, месяц будем работать в ноль, лишь бы зарплату платить, а там уже и сезон кончится.

Но при этом собственники не говорят о закрытии или продаже. Они настроены на работу и поиски решений даже в условиях, в которых практически невозможно что-либо планировать - вводные данные меняются слишком быстро.

- Стратегии и планов нет, будем ориентироваться по обстоятельствам, - поделился Сергей Абакумов. - Я держу связь с туроператорами, с которыми мы работаем.

Предприниматель уверен, что стратегия сама организуется, как только станет понятно, в каких условиях начинать работать.

- Держим связь и с другими небольшими гостиницами, - рассказал бизнесмен. -  Возможно, что вместе будем принимать решение.

Не намерен сдаваться и Николай Загоруй.

- Если дадут кредит, то мы возьмем и будем бороться дальше! - говорит он. - Рассчитываем в любом случае спасать гостиницу.

О том, как получить кредит на выплату заработной платы и организовать взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, поступают вопросы и к уполномоченному по правам предпринимателей региона.

- Собственники могут воспользоваться всеми льготами, так эта отрасль признана пострадавшей, - говорит Аркадий Мурылев. - Были звонки, связанные с взаимодействием с ресурсоснабжающими организациями. Ведь ресурсникам рекомендовано не останавливать работу с МСП и не начислять штрафы в случае оплаты не в установленные сроки. Это касается всех задолженностей на момент ограничительных мер. Чтобы воспользоваться такой возможностью, нужно написать заявление в адрес ресурсоснабжающей организации о предоставлении отсрочки. Беспокоятся и о том, что не получают одобрения на кредиты.

Работая и выстраивая бизнес день за днем колоссальными усилиями, вкладывая в дело душу и средства, отельеры и не думали, что в один день им придется приостановить работу. Самое страшное - это невозможность делать прогнозы. Никто не знает, как изменится ситуация через месяц: разрешат работать, смягчат ограничения или напротив - только усилят. Как будет восстанавливаться отрасль после открытия? Откроют ли возможность свободно перемещаться внутри региона и по стране? Когда смогут попасть в Псков туристы из других стран? Как быть гостиницам, которые готовы работать, но гостей недостаточно?

Пока вопросов больше, чем ответов. Но ясно самое главное: местные бизнесмены не теряют присутствия духа и намерены продолжать борьбу за свое дело. Они чувствуют ответственность за своих сотрудников и очень хотят сохранить их. А это все дает надежду на то, что у них все получится. 
 


Елизавета ЛУГОВСКАЯ

фото: pixabay.com


Cюжет:  Поддержка бизнеса



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают