Досуг / Концерты/спектакли | весь раздел
Дмитрий Месхиев: о хороших девочках, плохих мальчиках и театре
Хорошие девочки попадают в рай. Так называется новый фильм Дмитрия Месхиева. А как сам режиссер попал в кино? Почему теперь оказался в Псковской области и почему так полюбил псковский театр? О первом фильме, о творческой свободе, о том, что театр – это не кино, и об итогах, которые рано подводить, – в интервью с Дмитрием Месхиевым.
Фото: пресс-служба компании "СТВ".
Он не сразу решил связать свою судьбу с кинематографом, но когда, работая механиком на съемочной площадке, понял, что сделал бы по-другому, чем режиссер, сам себе сказал: «Хочу посвятить свою жизнь кино». Известный кинорежиссер, заслуженный деятель искусств, он снял более 20 кинокартин, получил награды всех континентов мира. Но в призах ли дело, когда с юности не мыслишь себя без кино?
«Как я буду снимать, если еще ВГИК не закончил?»
– Дмитрий Дмитриевич, если мысленно вернуться в тот день, когда вы пришли работать на «Ленфильм», – 21 апреля 1981 года. Когда вы переступили порог киностудии, могли подумать, что в этот момент определяется ваша судьба?
– Поскольку я киноребенок и вырос в семье кинематографистов, в детстве я не просто бывал на «Ленфильме» – окна нашей квартиры выходили во двор киностудии. Я видел и знал многих артистов, с которыми дружили родители, они часто бывали у нас в гостях. Мне все это очень нравилось. Поэтому, скажу честно, день, когда я переступил порог киностудии, я не считал какой-то вехой в моей жизни.
Тем более что мое попадание на «Ленфильм» было вынужденным ходом моих родителей. Мне было 17 лет, я был не очень правильным подростком, и чтобы меня уберечь от проблем с законом, меня устроили механиком на «Ленфильм» и сразу отправили в экспедицию в Дагестан на четыре месяца, чтобы я уже никуда оттуда не делся. А из Дагестана сложно убежать.
Первая киноэкспедиция в Дагестан, 1981 год. Фото из личного архива Дмитрия Месхиева
– Какие воспоминания увезли из первой киношной экспедиции?
– Вот первый день работы в Дагестане я помню очень хорошо. Нас с самолета в Махачкале встретил таксист – такой огромный, потный дагестанец. До того места, где снималось это кино – «Тайна синих гор», – нужно было ехать в горы около двухсот километров. Выехав уже за город, мы остановились в придорожной чайхане, где таксист за завтраком выпил почти целую бутылку водки и в таком состоянии собрался ехать дальше. «А в другом состоянии я туда и не поеду, потому что страшно», – сказал он, и мы сели в машину. Он был изрядно пьян и понесся с бешеной скоростью. Это было правда страшно. Вот эту первую поездку по горам Дагестана с пьяным таксистом я запомнил на всю жизнь. Так начался первый рабочий день. А в кино я втянулся очень быстро, и в какой-то момент кинематограф стал неотрывной частью моей жизни.
– Кажется, ваши родители хотели, чтобы вы стали кинооператором, но вы выбрали профессию режиссера. Как пришло это решение?
– Я буквально до минут помню, когда ко мне пришло осознание, что я хочу посвятить свою жизнь кино и быть кинорежиссером. Это было спустя полтора года после начала моей работы на «Ленфильме». Режиссер Леонид Менакер снимал фильм «Паганини», в нем играл великий советский артист Владимир Самойлов, а я катал тележку с оператором и камерой. Я помню: была панорама, они развели сцену – и я внезапно понял, что я бы сделал ее совершенно по-другому. Тогда я подумал: «Я хочу быть кинорежиссером». И после этого начал готовиться к поступлению во ВГИК. И больше у меня никогда не возникало никаких сомнений.
– Как к вам пришел ваш первый фильм «Гамбринус», который вышел в 1990-м году? Вы начали его снимать, будучи студентом?
– Это была абсолютная случайность, тогда я еще только снимал дипломную работу. Мы дружили со сценаристом, а ныне известным режиссером Валерой Тодоровским, который написал сценарий по рассказу Куприна и предложил мне его снять. Помню, я ему ответил: «А как я его сниму, если я еще ВГИК не закончил?». Мы решили ехать на киностудию в Одессу (действие рассказа происходит в южном портовом городе): Валера – со сценарием, а я – с дипломом. Вез пленку в этих огромных ведрах под названием ЯУФы (ящики упаковки фильмокопий), тогда же еще не было кассет. Мое кино и Валерин сценарий одобрили, и нас запустили в производство еще до того, как я окончил институт. Потом я защитил диплом и уже вернулся в Одессу, чтобы снимать «Гамбринус».
При этом в какой-то момент художественный совет киностудии решил меня с этого фильма убрать, что-то им не понравилось. Меня тогда защитила режиссер Кира Муратова: она посмотрела работу и сказала, что я делаю все правильно и что я талантливый человек, за что Кире Георгиевне большое спасибо. С ней спорить, конечно, никто не стал.
Личный ТОП-3
– Мне кажется, такая ситуация, когда подрезают крылья, удручает и подавляет. Вам часто приходилось сомневаться в том, что вы делали?
– Сомнения я испытываю по сей день, вообще я сомневающийся режиссер. Я могу с уверенностью сказать, что я профессионал, но с уверенностью сказать, что сейчас у меня получится создать что-то выдающееся, я не могу. Я всегда очень сильно переживаю и некоторых своих фильмов, причем известных, я стесняюсь и считаю, что они не очень хорошие, хотя публике они нравятся. Сказать, что я доволен многими своими работами, я не могу. Такие картины есть, но их немного.
– Можете назвать конкретные фильмы, которыми вы довольны, которые для вас как для режиссера значимы?
– Я доволен фильмом «Экзерсис №5» – это короткометражное кино, которое я снимал в 95-м году к столетию кинематографа. Я доволен фильмом «Свои». И я доволен последней картиной «Хорошие девочки попадают в рай». И, наверное, все.
Съемки фильма "Свои", 2003 год. Фото из личного архива Дмитрия Месхиева
– Почему фильм «Батальонъ», отмеченный немыслимым количеством наград, ставший лидером российского проката и поразивший зрителей, вы не включили в этот список?
– Потому что фильм «Батальонъ» не является для меня как для творческой единицы какой-то поворотной вехой. Я делал заказной коммерческий фильм, передо мной были поставлены определенные задачи, которые я на сто процентов выполнил, но сказать, что этот фильм повернул мою творческую судьбу, я не могу. Я назвал именно те картины, которые для меня лично чрезвычайно важны в моей профессиональной деятельности и в осознании искусства кино.
– Вот вы говорите, что вас никогда не покидают сомнения, но артисты и члены вашей творческой команды говорят, что вы всегда приходите на съемочную площадку с конкретным решением сцены, образа и даже музыки и уверены в своих действиях.
– Я считаю, что недостойно приходить на съемочную площадку, не зная, чего ты хочешь. Профессиональный режиссер должен быть готов к тому, что он делает, и знать, зачем он это делает. При этом я могу растеряться, засомневаться, могу во время съемки, как и любого другого творческого процесса, осознать, что я ошибся. Но не уметь работать с артистом, не знать, что и как нужно сказать, чтобы он иногда не осознанно, а интуитивно понял, что ему нужно сделать, режиссеру непозволительно. Это не говорит о моей самоуверенности или о том, что я считаю себя безумным гением, это как раз говорит о том, что я считаю себя профессионалом.
Ломать себя через колено
– Дмитрий Дмитриевич, вы уже сняли больше двадцати кинокартин, и между ними трудно усмотреть какую-то тематическую или жанровую преемственность. Почему ваши фильмы так разительно отличаются друг от друга?
– Мне не интересно делать одинаковое кино. Я понимаю, что мелодрамы или простое кино про войну мне будет снять значительно проще, чем что-то новое и принципиально другое. Я понимаю, что рискованно каждый раз пытаться ломать себя через колено, но я стараюсь это делать, потому что хочу разнообразить свою работу. Иногда у меня что-то может не получиться, потому что я не иду по проторенной дорожке, а иду по более рискованному пути, но это дает мне ощущение свободы – творческой свободы. Наверное, если бы я более опасливо отбирал материал и делал бы только то, в чем я уверен, у меня бы все шло очень ровно, но я не боюсь неудач, я экспериментирую и пробую, для меня это важно.
– Хотела бы поделиться одним наблюдением: вы феноменально прозорливы на счет талантливых артистов. Ведь когда вы в 1998-м году снимали Константина Хабенского, он еще не был тем Константином Хабенским, которым является сейчас. Такая же история с Юлией Пересильд, Михаилом Евлановым, Ильей Шакуновым и многими, многими другими. Вы как будто бы на шаг впереди остальных…
– Я не на шаг впереди. Я же не смотрю на артиста и не думаю: «Вот этот молодой актер будет звездой». Я просто вижу в человеке какое-то актерское дарование, обаяние, харизму, как мне кажется. Мне интересно с ним, и я с ним работаю. А то, что они потом становятся известными артистами, звездами, я не считаю своей заслугой. Да, артист Хабенский снялся у меня в первый раз в кино, но это не значит, что я открыл артиста Хабенского. Артист Хабенский сам себя открыл. Костя Хабенский, Миша Евланов или Юля Пересильд, они сами стали звездами, потому что они талантливые люди.
– Но вы работаете и с маститыми актерами, которые в ваших фильмах часто предстают в совсем непривычных образах, и им тоже, как вы подметили, приходится ломать себя через колено. Вы просите их начать с чистого листа, актерски обнулиться?
– Просить и настаивать обнулиться, конечно, бессмысленно. Но я стараюсь добиться от артиста каких-то новых красок, прошу полностью мне довериться, расслабиться и начать работать по другой системе. Так было с Юрой Стояновым в фильме «Человек у окна». Мы с ним сговорились изначально. Я ему сказал: «Если ты хочешь получить такую роль, где будет новый Юра Стоянов, ты должен перестать делать то, что ты делал всегда, и научиться делать это по-другому». Он на это согласился, и дальше мы стали учиться чувствовать – учиться работать не при помощи профессиональной игры, своих наработок и актерских привычек, а при помощи чувств. И он это очень быстро схватил и сделал достойную роль.
Театр – это не кино
– Вы можете не снимать кино?
– Сказать, могу ли я не снимать кино? Теперь я могу так сказать, потому что у меня есть театр. И мне трудно ответить, что для меня важнее сейчас – театр или кино. И я склоняюсь к тому, что на данном этапе для меня театр важнее. Если бы мне кто-нибудь десять лет назад сказал, что я так полюблю театр, что я так проникнусь этим делом, я бы не поверил этому человеку и решил, что он сумасшедший. Я никогда не думал, что театр у меня будет вызывать такой интерес и творческое удовлетворение.
Поэтому сейчас я могу сказать точно: я могу прожить без кино, потому что у меня есть театр. И, да, театр – это не кино.
Творческая команда спектакля "Село Степанчиково и его обитатели".
– Меня удивляет тот факт, что вы, известный, выдающийся кинорежиссер, ленинградец, в какой-то момент решили связать свою жизнь с Псковской областью, переехать в провинцию, стать руководителем театра и вписать себя в культурную повестку области, в которой она, скажем, не очень насыщенная. Почему вы здесь?
– Что касается ваших слов о культурной повестке в Пскове, скажу так: моя задача ее насытить. Я хочу сделать театр не просто местом, где идут спектакли, а создать здесь мультикультурное пространство, где паровозом, естественно, будет театр и сценическое искусство. Мне очень интересно здесь работать, и я полюбил наш театр. И не стоит принижать важность провинции в культурной жизни страны. Я считаю, что город Псков – чрезвычайно хорошая площадка с благодатной социальной средой для развития культуры. А провинциальность людей не зависит от места пребывания, это в голове и в душе.
Съемки фильма "Американка" (1998). Фото из личного архива Дмитрия Месхиева
– Не как профессионала, а как человека чем вас привлекает Псковская область?
– Псковская область меня привлекает просто потому, что я ее люблю, и город Псков меня привлекает только по одной причине – потому, что я его люблю. Просто потому, что моя бабушка, она же няня, женщина не родная мне по крови, но которую я считаю ближайшим мне человеком, была из псковской деревни. Я помню с раннего детства город Псков и свою жизнь в Псковской области. Никаких других причин нет. Поэтому и «Американку» я приехал снимать сюда, потому что этот фильм частично про мое детство и юность. И где мне его снимать, если не в тех местах, где я так много времени провел маленьким и юным? Этот город меня не отпускает, эти места меня не отпускают. Я говорю это искренне. Все шло к тому, чтобы я был в этом месте, и я этому не противлюсь.
Жизнь – корм для творчества
– В число важных для себя фильмов вы включили, в том числе новую картину, которая еще не вышла в прокат, – «Хорошие девочки попадают в рай». Чем важен этот фильм для вас?
– Это совсем новое для меня кино, такого я никогда не делал. Я сознательно на это пошел, потому что мне хотелось войти в другую воду: мне хотелось доказать себе, что я могу еще сделать современное, молодое кино. Такого арт-кино я давно не делал. А все-таки «Девочки» – это немножко арт-кино, это фильм некоммерческого свойства, это не картина, которая пойдет большим, широким экраном. Это смелое кино, где много матерятся. Не потому что я так хочу или мне нравится, когда люди матерятся, а потому что я старался сделать так, чтобы в этом фильме разговаривали, как в жизни.
Я туда вложил много личных ассоциаций. Как писал Булат Окуджава, «из собственной судьбы я выдергивал по нитке». Там много задушевных вещей, много вопросов, над которыми я думаю, много событий, которые я сам пережил и на которые сегодня я могу посмотреть как бы сверху и воссоздать их, поэтому эта картина для меня важна.
Съемки фильма "Хорошие девочки попадают в рай", 2020. Фото пресс-службы компании "СТВ"
– Когда зрители смогут увидеть фильм «Хорошие девочки попадают в рай»?
– Я думаю, что эта картина выйдет осенью, потому что мы ждем ответов от кинофестивалей, а до тех пор мы не можем сделать премьеру или выпустить фильм прокат.
– Вас можно назвать человеком, который живет работой или вы четко разграничиваете личное пространство и творчество?
– Я вообще не разграничиваю личное пространство и творчество, потому что для меня, собственно, жизнь является кормом для творчества. Но при этом я не могу сказать, что я живу только работой, потому что у меня масса других интересов – от литературы до стендовой стрельбы – и если бы я жил только работой, я бы считал свою жизнь очень обделенной, неинтересной и ненасыщенной.
Итоги подведут там, а здесь – будем работать
Съемки фильма "Хорошие девочки попадают в рай", 2020. Фото пресс-службы компании "СТВ"
– Все-таки 40 лет в кино – это впечатляющая, шокирующая цифра. Вы склонны подводить какие-то промежуточные итоги?
– Для меня это тоже шокирующая дата, потому что своего возраста я, скажу честно, совершенно не чувствую. А итоги я не подвожу в принципе: стараюсь что-то сделать, выполнить поставленные перед собой задачи – как самим собой, так и моей работой. Что касается подведения итогов, я думаю, что это дело более важных существ, которые на том свете подведут итоги правильнее, нежели я сам смогу это сделать.
– Хотя зачем подводить итоги, если еще ничего не закончено?
– Да еще толком и не начато ничего. Я всегда считаю, что все впереди.
Беседовала Елизавета СЛАВЯТИНСКАЯ
Cюжет: Псковские звёзды
Ксения Собчак готова приехать в Псков и бесплатно провести корпоратив, если ее пригласят
Откровенно о школьных годах: за что псковичи любят своих учителей
Юлия Пересильд рассказала, как тренируют космонавтов
Оксана Фёдорова приедет в Псков
Псковский Кром вошел в рейтинг топ-5 каменных крепостей России
«Вот это я удачно на почту зашел». Жизнь после выигрыша в лотерею победителя из Псковской области
В Молодёжном центре состоялся мастер-класс по TikTok
Юлия Пересильд приехала в Псков и рассказала, что ее расстроило на вокзале
Александр Братчиков показал необычную семью
Псковские поэты награждены дипломами XII Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь»
Псковички покажут мастер-класс по лоскутному шитью в Москве
Пять золотых медалей заняла псковичка на соревнованиях Северо-Запада по конкуру
Псковичка Джесси выиграла кубок «Мисс Марпл 2021»
Псковичка Юлия Пересильд начала подготовку к полету в космос
Анастасия Ивлеева рассказала про псковское кафе «Ёшкин кот»
Телеведущая Анастасия Ивлеева поделилась впечатлениями от поездки в Псковскую область
Как Анастасия Ивлеева попробовала себя в роли доярки в Псковской области
Анастасия Ивлеева выбрала свадебное платье в Великих Луках
Дмитрий Месхиев: о хороших девочках, плохих мальчиках и театре
Псковская пончиковая получила наклейку «Ревизорро»
Ксения Милас оценила псковский севрис
Клава Кока после концерта в Пскове вытирала псковичке слезы
Борис Корчевников набрал 28,6 тысяч лайков за фото с котом псковского владыки Тихона
Александр Либ и Наталья Александрова получили звание «Заслуженный деятель искусств Псковской области»
Псковичка получила на 8 марта в подарок загородный дом по лотерейному билету
Честный пскович отнес найденный iPhone в банк
Скульптура из Псковской области вошла в десятку самых необычных в России
Псковские фанаты Эльдара Джарахова могут сочинить ему новую мелодию для песни
Псковича Дмитрия Марина в роли Хлестакова можно увидеть в спектакле
Скульптура из Псковской области борется за звание самой необычной в России
Виктория Голубкова стала лучшим редактором сети «МК»-2020
Арт-объект из Псковской области стал восьмым финалистом конкурса самых необычных скульптур
Житель Псковской области исполнил давнее желание об автомобиле выиграв в лотерею
Псковичи стали лауреатами межрегионального конкурса сочинений «Я — гражданин России!»
В Пскове появился парикмахер, который стрижет за конфеты
Российская национальная библиотека заинтересовалась псковскими библиотечными «шалостями»
Псковский повар пришла на шоу «Битву шефов» телеканала «Пятница»
Представитель Псковской области поедет на финал Кубка по менеджменту «Управляй!»
Наваны победители культурно-патриотической акции «Воинский подвиг глазами детей»
Псковский аниматор поделился откровениями о своей работе
Участник государственной лотереи из Пскова выиграл более 2 миллионов рублей
Псковский десятиклассник создал умную трость
Псковичи стали участниками выставки металлических скульптур в Санкт-Петербурге
Жители Псковской области вошли в число финалистов этнокультурного конкурса «Диалог культур»
Семья Абабковых рассказала губернатору о секрете крепкого брака
Задержаны вымогатели, требовавшие 2 миллиона рублей у любовника псковички Ксении Черновой
Дмитрий Марков рассказал в интервью на youtube-канале «вДудь» о своих секретах
Полтора года и семь раз интима: экс-актриса псковского театра рассказала о романе со знаменитостью
Участница конкурса «Миссис Псков» рассказала о романе с Тарзаном
Незамужние псковички могут побороться за сердце Тимати
Псковичи смогут сегодня поддержать Алину Виардо на шоу «Голос»
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции