Бизнес / Деловая среда | весь раздел
Кто станет новым лидером мировой экономики - эксперты разошлись во мнениях
Мировая экономика переживает очередной период резкой трансформации. Существует мнение, что вместе с этим меняются и лидеры, определяющие ее развитие – как среди стран, так и среди отраслей. Какие направления станут новыми драйверами роста? На этот вопрос попытались ответить участники панельной дискуссии, прошедшей в рамках XX Петербургского экономического форума. Подробности в репортаже корреспондента ЦДИ.
Новое время, новые лидеры?
Прежняя модель мировой экономики, основанная на стабильном росте потребления, похоже, исчерпала себя. Накопленный во время предыдущего финансового кризиса корпоративный и государственный долг мешает инвестициям, а стимулирование спроса за счет активного кредитования признано аналитиками уже не работающим инструментом.
Прогнозы развития мировой экономики в последнее время сохраняют негативный тренд. Экономика вырастет лишь на 3,2% вместо ожидаемых ранее 3,4%, а ВВП развитых стран увеличится и того меньше – лишь на 1,9%. Любопытно, что ВВП стран, имеющих статус развивающихся, показывает куда больший рост – почти 5%. Таковы данные Международного валютного фонда.
При этом Китай, активно растущий в предыдущие годы благодаря экспорту, статус локомотива мировой экономики теряет столь же стремительно, сколь когда-то его приобрел. На авансцену выходят новые лидеры, среди которых Индия, Мьянма, Бангладеш, Индонезия и Вьетнам. К сожалению, Россию среди этих стран эксперты не называют.
Большинство новых лидеров делают ставку на развитие человеческого капитала, рост внутреннего потребления, сферы услуг и высокотехнологичные отрасли экономики. Аналитики намекают, что и России следует идти тем же курсом.
Об этом говорили многие приглашенные на панельную дискуссию эксперты, впрочем, их мнение разделили не все.
Так, вице-председатель индийской SUN Group Шив Викрам Кхемка предупредил, что несмотря на то, что рост экономики в Китае замедлился, скидывать эту страну со счетов пока рано. Однако он уверен, что успех Поднебесной может повторить и Индия. «Сегодня вес индийской экономики - 2,5 трлн долларов. Все то, что мы наблюдали в Китае, может произойти и у нас», - подчеркнул он.
Еще один потенциальный локомотив мировой экономики, по его мнению, это Африка. Однако там существует серьезная проблема – госуправление. Как только она будет решена, этот материк сыграет свою роль.
Запад не сдается
Председатель совета директоров компании A.T. Kearney (Великобритания) Йохан Аурик заверил, что в обозримой перспективе доля развитых стран в мировой экономике останется преобладающей.
«Основным локомотивом экономики являлась и является США. Опрос бизнесменов из разных стран показывает, что значительная часть инвестиций сегодня перемещается из развивающихся стран в развитые. В развитые, взрослые рынки. Опять же, прежде всего, в США. Хотя еще пару лет назад основные инвестиции приходились на страны БРИКС. Номер два – по-прежнему Китай. А вот показатели Бразилии и ЮАР сильно упали. Единственное исключение – это Индия, она вошла в первую десятку», - заявил он, добавив, что Россия также не демонстрирует топовых результатов по привлечению капитала.
Президент Procter & Gamble по операциям на европейском рынке Гэри Кумб признался, что Россия интересна прежде всего возрастной аудиторией.
«Экономика России испытывает сейчас сложности. Однако рынок интернет-коммерции выглядит здесь достаточно привлекательно. Сегодня здесь есть просто потрясающие возможности в этой сфере. Не нужно бояться стареющих экономик, не нужно закрывать на них глаза. Мы видим, что здесь еще есть возможности для роста. Особенно привлекательной в России является аудитория 50+», - добавил он.
Информационно-коммуникативные технологии как новый драйвер роста
Какому государству достанется роль лидера, а кому суждено прослыть аутсайдером, вопрос, как показала встреча экспертов, дискуссионный и открытый. Может быть, с большей определенностью можно понять, какая отрасль возглавит локомотив экономического развития?
Генеральный директор компании Huawei Technologies Co. Го Пин уверен, что будущее за информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ). Именно в них стоит вкладываться тем, кто рассчитывает на увеличение производительности труда и внушительные дивиденды, настаивает он.
«Все государства - члены ООН признают ИКТ как основной инструмент развития экономики, который может повысить уровень обслуживания населения, а значит, и эффективность работы правительства. ИКТ можно использовать в качестве инноваций как в сфере обслуживания, так и в бизнесе. Немецкое правительство запустило проект «Промышленность 4.0», в рамках которой создаются целые «заводы». В результате Германия завоевала существенные позиции и сохранила лидерство», - напомнил он.
При этом спикер подчеркнул, что у многих продуктов сегодня наблюдается переизбыток предложений на рынке. Выиграть можно только за счет их качества. «Оно должно стоять во главе угла у компаний. Этому мы можем поучиться опять же у немцев», - добавил он.
Эксперт отметил, что и в России есть отрасли, которые можно назвать мировыми лидерами: аэрокосмическая, военно-промышленный и энергетический комплексы. Но, чтобы сохранить это лидерство, здесь тоже надо активно внедрять ИКТ, посоветовал он.
По его мнению, огромный потенциал таит в себе так называемый «Интернет вещей». Здесь пока не хватает технологий, которые бы позволили бы решить множество проблем, которые существуют в этой сфере.
«Высокие технологии позволяют развиваться и другим сферам. Инвестиции в сферу ИКТ вполне могут являться драйвером для развития. Компания Huawei – яркий тому пример», - заключил Го Пин.
Однако вице-председатель SUN Group Шив Викрам Кхемка попросил не переоценивать потенциал ИКТ. «Необязательно инвестиции в технологии увеличат производительность. Впрочем, и ее недостаток может негативно сказаться на производительности. Я считаю, что прежде всего нужно вкладывать капитал в инфраструктуру. Это те инвестиции, которые всегда окупаются», - высказался он.
По мнению эксперта, серьезное внимание нужно уделить и поиску низкозатратных, но долгосрочных и экологичных решений. «Если мы сохраним уровень выбросов на современном уровне, нас ждет катастрофа», - акцентировал он.
К тому же он отметил, что развитие технологий не поможет преодолеть кризис лидерства, который наблюдается сегодня во многих странах. Скорее это сделает развитие системы образования. В качестве примера он привел опыт Индии, где существует образование, разработанное в Гарварде, – этика лидерства. Студенты учатся тому, как быть современным лидером.
А будут ли лидеры?
Общий оптимистический настрой несколько «сгладил» независимый китайский экономист Энди Се. Он указал на то, что в мировой экономике есть столько глобальных застаревших проблем, решение которых пока не лежит на поверхности, что новых драйверов роста может просто не найтись.
«Мы все хотим быть оптимистами. Особенно бизнесмены. Пессимисты просто не берутся за бизнес. Однако факты есть факты: глобальная экономика испытывает спад. Общий государственный долг составляет 60 трлн долларов. Как можно вообще выплатить такой долг? Если мы будем экономить, то это плохо скажется на экономике в целом. Если же уповать на инфляцию, то это приведет к социальной напряженности. Какие же шаги нам предпринять? Можно искать положительные сигналы в высоких технологиях и инновациях. Но это никак не повлияет на экономику в целом. Мы не можем есть «айфоны», - сыронизировал он.
«Истории компаний Apple и Uber – все под впечатлением от их успехов, - подхватил г-н Аурик, - но в ВВП они занимают не более 1%. Остальные – работают по старинке».
«Наверное, мы неправильно тратим деньги, неправильно их инвестируем. Это путь в никуда. Сегодня мы видим глобальный провал лидерства в мировой экономике. В последние 20 лет мы наслаждались капитализмом, но не хотели видеть его проблем. Надеясь, что их решат центробанки. Но они не справились. Посмотрите на Японию. Дешевые доступные деньги не привели ни к чему хорошему», - продолжал нагнетать Энди Се. Впрочем, он же отметил, что за кризисами кроется стимул, новый огромный толчок. Правда, его еще нужно подождать примерно 6-7 лет.
Мыслить нужно глобальнее
Президент и председатель правления ПАО «МТС» Андрей Дубовсков предложил абстрагироваться от утилитарного понимания термина локомотива экономики. И задуматься над тем, что будет двигать вперед цивилизацию. Именно это и может стать драйверами роста.
«Для нас должна быть важнее тема цивилизационных локомотивов. Ими должны быть стремление человека в космос, сохранение и развитие коммуникационных возможностей, биотехнологии, фармакология и исследования в области развития и даже трансформация человеческого естества. Важно, что локомотивом может являться только то, что естественным образом отвечает развитию цивилизации. Это то, чем занимается компания МТС. Мы помогаем вам быть людьми, помогая вам осуществлять коммуникацию», - рассказал он.
Еще одним важным элементом развития эксперт назвал инвестиции в энергетический комплекс.
В каком-то смысле Андрей Дубовсков намекнул участникам панельной дискуссии, что кризис надо искать не в отраслях и отдельных странах, а в «головах». «2 млрд человек на Земле голодают не потому, что у нас низкая производительность труда. Аргентина может всех накормить мясом, а Россия – пшеницей. Тут нужно переосмысливать всю нашу современную цивилизацию», - заключил он.
Вице-председатель SUN Group Шив Викрам Кхемка в свою очередь призвал уделять особое внимание развитию предпринимательства и стартапам. «Бизнес – это не дойная корова, и не тигр, которого нужно опасаться, тяговая лошадь, которая тянет повозку государства. Поэтому его нужно поддерживать», - аргументировал он.
Как видим, ведущие экономические эксперты в оценках того, кто или что может стать локомотивом мировой экономики, разошлись. Будут ли это капиталовложения в высокие технологии, в образование или инфраструктуру, вероятную отдачу спрогнозировать, похоже, невозможно. Но посыл руководителя МТС кажется наиболее здравым. Что двигает цивилизацию, то должно двигать и экономику. История циклична, вспомните, в конце концов, времена научно-технической революции в 50-е и в 90-е или эпоху Возрождения.
Алексей Овчинников
Cюжет: ПМЭФ16
США сознательно настраивает Евросоюз против России - Путин
Целые города будут превращаться в smart cities - председатель Совета министров Италии на форуме в Петербурге
Глобальная экономика страдает не от переизбытка интеграции, а от ее недостатка - Назарбаев
Псковская и Костромская области заключили соглашение о сотрудничестве
Губернаторы Псковской и Ленинградской областей договорились о сотрудничестве
МТС подписала соглашение с РЖД
Кто станет новым лидером мировой экономики - эксперты разошлись во мнениях
До конца года увидим снижение ипотечных ставок - глава Сбербанка
Не путать ЕАЭС с СССР попросили на Петербургском экономическом форуме
Рубль может укрепиться сильнее, чем прогнозировали - Минфин
Нужно возводить мосты с Россией, а не стены - генсек ООН
На международном экономическом форуме назвали главные проблемы при ведении бизнеса в России
Петербургский экономический форум – это демонстрация нашего потенциала - вице-премьер
Россельхозбанк выступил партнером XX Петербургского международного экономического форума
Нижняя точка спада пройдена, идет быстрое восстановление российской экономики - Улюкаев
МТС и Ericsson подписали соглашение о развитии сетей 5G и «интернета вещей» в России
Международный экономический форум начал работу в Санкт-Петербурге
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции