Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Компетентно  | весь раздел

На кого учиться, чтобы не стать продавцом? Рассуждает и советует Сергей Калинин

19.06.2012 09:45 ЦДИ, Псков

 

Бизнес-консультант, бизнес-тренер, сотрудник консалтинговой компании «Психология и бизнес», эксперт Центра Деловой Информации Сергей Калинин - о самом важном выборе выпускников школ.

Еще больше полезной информации -  в блоге  автора.

Близится к концу июнь. Это означает, что по всей стране наступает время окончания выпускных экзаменов в школах. После чего для десятков и сотен тысяч выпускников наступает время выбора своего дальнейшего жизненного пути. На первый взгляд кажется, что под ногами вчерашнего выпускника сотни открытых дорог – выбирай любую! Но не всё так просто.

Существует много исследований, подтверждающих тот факт, что одним из важнейших условий «простого человеческого счастья» является наличие любимой работы. Хорошо известен и обратный вариант: не нашедшие своего дела в этой жизни быстро превращаются в раздражительных неудачников, способных только задорно критиковать то, что делают другие. Проблемы в профессиональной сфере часто тянут за собой проблемы в личных отношениях, заниженную самооценку, бестолково растраченное здоровье и т.п.

Понятно, что неудачная работа – не пожизненный приговор. Не нравится профессия – можно освоить другую; не устраивает конкретное место работы – находим новое! Есть люди, которые в подобных исканиях своего места в жизни проводят почти всю свою жизнь. Но скольким из них потом бывает мучительно больно за бесцельно прожитые годы?

Можно ли уменьшить степень риска «на входе» (т.е. в самом начале карьерного пути вчерашнего выпускника)? Можно ли выбрать будущую профессию с максимальной точностью, раз и навсегда?

Современная профориентация предлагает множество способов (обычно это психологические тесты) с помощью которых способности вчерашнего выпускника можно оценить. Например, провели несколько тестов и получили, что вчерашний школьник идеально подходит для профессии «менеджер». Означает ли это, что ему нужно обязательно идти учиться на менеджера, и что потом он будет успешно работать в качестве менеджера? Совсем не обязательно!

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, и скорость изменений всё возрастает. Если сегодня актуальными были одни трудовые навыки (способности, профессии), то завтра – совершенно другие. Кроме того, меняется и содержание самих профессий (т.е. знаний и навыков, которые нужны, чтобы достичь успеха в работе). Можно ли предсказать направление изменений? Далеко не всегда!

Добра деточке желаем!

Чаще всего в выборе будущей профессии вчерашним выпускником принимает участие множество людей (сам выпускник, его друзья-приятели, его родители, ближние и дальние родственники и т.д.), каждый из которых «желает добра». «Желание добра» обычно заключается в стремлении выбрать для своего чада «самую-самую» (престижную, денежную и т.п.) профессию. О том, будут ли потом у чада, получившего данную профессию, возможности куда-то устроиться на работу – никто не думает.

Кстати, на волне этого самого «желания добра» живут и процветают разного рода коммерческие ВУЗы, тысячами штампующие сомнительного качества «менеджеров», «экономистов», «юристов» и проч. Обратитесь ради любопытства в федеральную службу занятости населения и убедитесь, что количество безработных выпускников с дипломами по «престижным» специальностям очень велико!

Миром правят технари

Рынок труда достаточно ясно и прямолинейно заявляет о своих потребностях. Например, для Пскова и области самыми востребованными и денежными являются рабочие специальности, вроде сварщика или экскаваторщика. Но кто из «доброжелателей» по доброй воле отправит своего ребенка учиться на экскаваторщика!?

Даже если псковский рынок труда не является пределом ваших мечтаний, то оглядитесь вокруг себя: какие профессии являются по-настоящему востребованными (с поправкой на будущее) на федеральном или даже на мировом уровнях?  Миром правят математики и «технари». Не верите? Посмотрите, какое базовое образование получили люди, входящие в «золотую сотню» Forbes.  Вот только что-то очереди из поступающих на физико-математический факультет ПсковГУ я не наблюдаю…

 

Требуются профессионалы

Могут возразить: «А что если у моего ребенка совсем нет математических способностей?». Даже если математические способности отсутствуют, это ещё не повод во что бы то ни стало устраивать ребенка в ВУЗ (чаще всего коммерческий, которому всё равно, кого учить), а потом наблюдать его в статусе безработного, но с дипломом.

Кстати, не догадываетесь, на какую работу в подавляющем большинстве случаев трудоустраиваются выпускники ВУЗов с «престижными» специальностями? За прилавок. Они работают в торговле и сфере услуг. И это уже проблема, которая  касается каждого…

На Западе потомственная (и пожизненная) профессия продавца или, например, официанта, не является чем-то удивительным. Быть хорошим профессионалом в данной профессии не менее почетно, чем быть каким-нибудь финансовым директором.

Наш вчерашний выпускник с «престижным» дипломом воспринимает работу в торговле или сфере услуг исключительно как временную занятость. Ему просто «не повезло», он чувствует, что находится не на своём месте в жизни. Поэтому он не столько работает, сколько имитирует работу, делает её непрофессионально. А мы потом как потребители возмущаемся: Почему мы живем в рыночном обществе, а у нас такой совковый сервис?

Если посмотреть на ситуацию без эмоций, то на рынке труда наблюдается огромный дефицит профессионалов в сфере торговли. (Да-да, оказывается, качественно продавать и квалифицированно обслуживать клиентов тоже надо уметь, и этому тоже надо учиться!). Может быть правильнее не запихивать вчерашнего старшеклассника в какие-нибудь престижные юристы, а выучить его на какого-нибудь востребованного мерчандайзера (например)?

Если подвести итог, то главным критерием выбора будущей профессии для вчерашнего выпускника должны быть не столько «способности», сколько объективная востребованность профессии на рынке труда. Я не утверждаю, что способности при выборе жизненного пути вообще не важны – я говорю лишь о том, что нужно правильно (без чрезмерного «желания добра») расставлять приоритеты.

Где навигатор карьерной дороги?

Кстати, о «способностях»… Хорошо, если у родителей (или самого выпускника) имеется возможность обратиться к квалифицированному психологу или профконсультанту. В данном случае вы сможете получить сразу несколько вариантов рекомендуемых «карьерных дорог». Но как быть, если такой возможности нет, а вы (в роли родителя, например) сами хотите понять, к какой профессии ваше чадо наиболее пригодно?

Есть очень простой способ (даже без использования психологических тестов). Просто понаблюдайте, что ваш ребенок больше всего любит/умеет делать? Что у него особенно хорошо получается? Т.е. важно не что он хочет или о чем мечтает – а что уже делает.

Иногда это не такая простая задача, как кажется. Например, один из родителей сформулировал так: «Чадо круглые сутки болтается по улицам и в компании себе подобных занимается всякой фигней. Разве есть такая профессия – заниматься фигней?!». Стали разбираться, и оказалось, что компания не просто «болтается», а много лет уже увлекается сначала катанием на велосипедах, потом на скутерах. И что в этой компании их «чадо» играет вполне почетную роль человека, который способен починить практически любую неисправность двухколесных «коней». Вывод, надеюсь, понятен: вряд ли имеет смысл заставлять «чадо» учиться на юриста, когда из него явно получится технарь самой высокой пробы.

Иногда учиться рано

В заключение отмечу ещё один важный момент. В нашей стране сложилась странная традиция: во что бы то ни стало сразу после окончания средней школы надо поступить в ВУЗ. Хоть в какой, хоть в коммерческий. Что в итоге? Плюс пять лет к «детству золотому» (вроде как на шее у родителей, но зато им же и спокойней); и инфантильный выпускник ВУЗа с «престижным» дипломом, которого никто не хочет брать на работу.

Я не случайно написал «в нашей стране». У нас количество студентов - вчерашних выпускников школ примерно в 2,5-3 раза превышает показатель, характерный для западных стран. Это означает, что подавляющее большинство выпускников зарубежных школ не продлевает детство, а просто идёт работать. Разумеется, не большими начальниками, а по рабочим специальностям.

В ВУЗы они поступают после того, как проработают 5-7 лет, и поймут, что высшее образование им действительно необходимо. Что знания нужны не просто для повышения по служебной лестнице, а для того, чтобы более качественно и профессионально делать свою работу. Например, среди российских руководителей среднего и крупного бизнеса почти все имеют второе (и то и третье) высшее образование. При этом своё первое высшее образование они чаще всего не используют (т.е. их деятельность не имеет ничего общего с полученной первоначальной специальностью).

Я пишу это для того, чтобы тревожные мамы и папы великовозрастных деток отчетливо поняли одну простую вещь:  если выпускник не поступил сразу после школы в ВУЗ – это не означает крах его карьеры, или что он инфантильный, или что он хуже других. Лучшее обучение – то, от которого будет максимальная отдача от вложенного времени и денег. И лучшее обучение возможно только тогда, когда в нём есть настоятельная жизненная потребность (а не «все поступают, ну и я с ними за компанию»).

По-настоящему учится тот, кто знает, ради чего и для чего он учится. Кого не мама с папой заставили, а у кого есть собственная мощная потребность в получении конкретных профессиональных знаний и навыков.  Именно поэтому лучшие ученики - люди, которые уже поработали и хоть немного определились в жизни; точно знают, чем бы они хотели заниматься в жизни, а чем нет.

Учиться никогда не поздно. Но иногда учиться – рано. Не забывайте об этом, выбирая одну из сотен открытых в жизни дорог.

 

 


Cюжет:  Советы Сергея Калинина



Распечатать:     Комментарии: 22

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.030301094055176