Польза / Информация | весь раздел
Влюбленный в небо: о воздушных шарах в Псковской области и первых полетах
Мы рассказывали вам о прыжках с парашютом, первыми открывали туры на сапбордах, бывали на ралли и наши журналисты частые гости на гонках мотокросса и эндуро. Истории о воздушных шарах и первые полеты оставались лишь вопросом времени, ведь в прошлом году встречи воздухоплавателей в Великих Луках не было.
В 2021 году команды аэростатов прибыли в Псковскую область, чтобы стать участниками традиционной встречи. В этот раз мероприятие прошло без зрителей, но это не помешало фанатам своего дела подняться в небо, а туристам приехать в Великие Луки и выжидать на набережной появления заветных шаров.
О том, как стать пилотом воздушного шара, почему аэростаты летают только утром и вечером, и как стать графом земель после первого полета, читайте в нашем материале.
Особенная встреча
В этом году 26-й Чемпионат России по воздухоплаванию открылся в День России, 12 июня, а регистрация спортсменов и участников началась на день раньше. Встреча аэронавтов носит международный статус, однако противоковидные ограничения наложили свое «вето». В результате участниками соревнований стали 22 экипажа спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Мари Эл, Тульской, Новгородской, Нижегородской, Калужской, Псковской, Рязанской, Воронежской областей, а также Республики Армения. Еще 6 аэростатов зарегистрировались в качестве участников фиесты, но они не участвовали в соревновательной сетке.
Всего в небе над Великими Луками можно было увидеть 28 воздушных шаров, за каждым из которых стоит влюбленная в полеты команда и очень много личных историй людей, которые не представляют своей жизни без воздухоплавания.
11 июня на набережной реки Ловать возле плотины открыли памятный знак основателям воздухоплавания. Участники церемонии отметили, что на время проведения Чемпионата Великие Луки становятся столицей воздухоплавания.
Главный элемент памятного знака - устремленный в небо купол аэростата в цветах российского триколора. Общий вес конструкции - около 4 тонн, высота - 10 метров, диаметр шара - 4 метра. Рядом установлен информационный стенд, на котором размещено описание истории воздухоплавания в Российской империи и памятные таблички с именами ежегодных победителей соревнований.
Создали арт-объекта подчеркнули, что памятный знак призван напоминать, что есть такая замечательная профессия, как пилот воздушного судна.
Кроме открытия новой площадки, город радовал участников мероприятия тематическими украшениями, плакатами и вывесками. Сложно вспомнить какое-то другое мероприятие в Псковской области, чтобы буквально на всех крупных зданиях и объектах находились упоминания. А здесь: на мостах - флаги, на зданиях - плакаты, на главных дорогах - информационные растяжки, чтобы никто не забыл, что в городе проходит, и кто главный спонсор. А спонсором многие годы выступает ПАО «Газпром», что логично, ведь в тепловых аэростатах подъемную силу создает газ внутри оболочки.
Туристам сложно что-то запрещать
Перед встречей аэронавтов буквально из каждого «утюга» доносилось сообщение: мол, простите, но из-за противоковидных ограничений мероприятие пройдет без зрителей. А ведь обычно ради Чемпионата в Великие Луки приезжает столько туристов, что население увеличивается чуть ли не в два раза. Зрители жаловались в социальных сетях, что на радостях уже напокупали билеты и забронировали гостиницы, а теперь вынуждены сдать их и мечтать о воздушных шарах, сидя перед трансляцией. Но не все послушались запрета.
Организаторы честно выполнили условия проведения и следили за соблюдением мер безопасности. Чтобы не создавать толпу и не давать повода для скопления любопытных граждан, места общего старта скрывались до последнего момента.
Туристы смирились, что близко к шарам их не подпустят. Но ведь участники встречи будут пролетать над городом, а как можно запретить людям приезжать в город? Никак. Поэтому на время проведения Чемпионата туристы, в надежде увидеть хоть что-нибудь, расселись на набережной, ждали с фотокамерами у крепости и в целом гуляли по городу в поисках лучших мест для наблюдения. Для простых зрителей поиск и ожидание воздушных шаров превратились в увлекательный квест. Толпы нет, условие выполнено. Кто захотел, тот приехал и посмотрел с земли.
Когда я приехала в гостиницу (забронировала за неделю последний номер на весь отель), то узнала от администратора, что тут почти все гости прибыли посмотреть на встречу воздухоплавателей. Когда я вставала в 3 часа ночи на утренний полет, то со мной выходили и другие гости гостиницы, приехавшие из соседних областей, чтобы полетать с участниками фиесты. Одна семья с детьми из Ленинградской области прибыла в Великие Луки только ради полета.
После поездки на такси к спортивному комплексу на брифинг аэронавтов таксист допрашивал меня: «Пожалуйста, скажите, откуда старт шаров?». А я сама не знала. Идеальная конспирация организаторов! Правда, они молодцы! Но даже такая продуманная схема выполнения Указа губернатора не отпугнула дотошных туристов. Дошло до того, что некоторые люди буквально выслеживали воздушные шары и ехали на машинах за ними! Особо упорным даже удавалось найти площадку, правда, проезд на соревнование только по пропускам.
И это не считая постоянных звонков с просьбой рассказать, через какой забор перелезть, чтобы хотя бы из кустов посмотреть на общий старт аэростатов!
Это все, что нужно знать о желании людей быть частью Чемпионата и о том, как туристы любят встречу воздухоплавателей, раз готовы даже в режим ограничений преследовать шары и ехать за ними в поле.Так выглядит успех.
«Я сегодня на заре встану…»
Мне очень повезло попасть на утренний тренировочный полет с командой аэростата из Великих Лук под управлением пилота Евгения Кравченко. Кстати,этот экипаж из пяти человек в этом году празднует 15 лет вместе. При этом они еще дружат со школьной скамьи.
Рано утром, еще до рассвета, мы на машине отправились искать место для взлета. Ехать пришлось в густом тумане. Двигались чуть ли не наощупь. Вокруг Великих Лук болотистая местность, поэтому перед рассветом здесь часто образуются плотные туманы. Они же создают непередаваемый, совершенно особенный антураж, когда на горизонте появляются яркие аэростаты, немного замутненные от белого марева. Зрелище поразительное, словно смотришь фильм о полетах и космосе.
Мы нашли место для старта. В предрассветных сумерках пели птицы. Открываешь дверь машины и по колено уходишь в мокрую траву. Все поле в холодной росе. Так вот почему ребята в резиновых сапогах…. Я запомню.
Команда оперативно и слажено достала все необходимое снаряжение. Собрать аэростат не так уж и долго, когда каждый знает, что делает. Пока оболочка шара наполнялась горячим воздухом, на горизонте уже появились первые аэростаты, совсем крошечные, в мутном очертании облаков. Солнце встает.
Пилот аэростата Евгений взял с собой трех пассажиров, меня и еще двух девушек, мечтавших о полетах. Команда осталась на земле и махала нам от машины, пока мы поднимались в небо.
Евгений помнит свой самый первый полет на воздушном шаре, тогда ему было всего 14 лет. А сейчас он самостоятельно управляет аэростатом и летает без малого 11 с копейками лет. Пилотом стал во многом благодаря отцу, который и сам летает.
- Династия, можно сказать, - улыбается Евгений Кравченко. – Чтобы стать пилотом нужно пройти обучение, специальная школа есть в Московской области в Дмитрове. Учиться не так сложно, это сопоставимо с вождением автомобиля. Нельзя самостоятельно обучаться езде на дорогах общественного пользования, специально для этого есть автошколы и инструкторы, которые дают все необходимые знания. Тоже и в пилотировании аэростата: обучение должно проходить безопасно для всех: и для учеников, и для окружающих людей.
Если в яхтинге принято проситься на борт судна, чтобы постигать примудрости на практике, в команде, то у воздухоплавателей система иная. Чтобы стать пилотом, необходимо пройти специальный курс. Небо не прощает ошибок, поэтому просто купить воздушный шар и учиться его пилотировать где-то на отшибе города – очень плохой план.
- Важно еще учитывать, что все полеты в обязательном порядке согласовываются. Есть города, где воздушным шарам летать нельзя, а там, где можно, нужно согласование, - объясняет Евгений.
В Пскове, например, воздушным шарам запрещено летать над городом. В рамках встречи воздухоплавателей участникам легче получить согласование на полеты над Великими Луками, поэтому команды с удовольствием участвуют в соревнованиях.
- Для меня самое сложное в нашем деле - это ранние подъемы ради утренних полетов. Для аэростатов наиболее подходящее время для полетов наступает на рассвете и вечером. Если брать календарный год, то благоприятным период - с марта по ноябрь. Зимой тоже летают, но реже. В зимних полетах есть своя прелесть. Дело в том, что в дневное время из-за неравномерного нагревания земли формируются сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха. Поэтому днем и в плохую погоду на воздушных шарах никто не летает, - говорит Евгений Кравченко. – Вообще считаю, что воздушный шар - это самый безопасный способ передвижения.
Евгений по профессии авиадиспетчер, поэтому с небом он связан напрямую, даже когда не управляет аэростатом. Максимальная высота, на которую он поднимался, составляет почти три километра. Полеты на воздушном шаре любит за ощущение свободы и само чувство полета.
- Я мечтаю подняться на максимально возможную для аэростата высоту, а еще облететь на воздушном шаре весь мир… Не за 80 дней, хотя бы за 79, но я считаю, что можно и быстрее, - рассказал пилот.
Для того, чтобы обычному человеку стать пилотом потребуется команда и кругленькая сумма денег. По сути, именно денежный вопрос дается труднее всего в начале становления воздухоплавателя. В команду нужен автомобиль, способный перевозить аэростат, может быть, даже придется покупать отдельный прицеп. Машина должна быть высокой и иметь хорошую проходимость, так как ездить по полю с низкой подвеской - то еще удовольствие. Вторая статья затрат - сам аэростат.
- Для запуска воздушного шара человеку потребуется около трех миллионов рублей, это я считаю вместе с машиной. Стоимость автомобиля может быть разной, как и стоимость аэростата. Это очень примерная цена, здесь много тонкостей, влияющих на конечную сумму. Но, если у будущего пилота нет ни аэростата, ни автомобиля, то придется обзаводиться и тем, и другим, - объясняет Евгений. - На один полет у меня уходит примерно шесть тысяч рублей на газ, а ведь еще нужен бензин для автомобиля.
Принцип организации полетов только кажется простым, но на деле весь маршрут планируется еще на земле. Команда помогает собрать аэростат для полета, а потом забирает пилота в конечной точке прибытия и собирает воздушный шар. В одиночку приготовить аэростат и собрать его после полета крайне трудно, поэтому никогда на встрече воздухоплавателей вы не встретите пилота без команды. Сюда приезжают экипажами, состоящими из друзей-единомышленников или семей и ближайших родственников.
Ранним утром, пролетая над городом, с высоты слышно собак в частном секторе, которые громогласно лают на шум аэростата. Пятый час утра. Невольно думаешь, что местные жители желают тебе доброго утра за такой будильник. С другой стороны, город за годы давно привык к аэростатам и ранним тренировочным полетам. Редкие прохожие в рассветный час машут руками, фотографируют. По рации слышны переговоры. От огня горелки припекает макушку. Высота около километра не пугает, а лишь вызывает интерес. Густой туман начинает отступать и обнажать многоэтажки, детские площадки и сонные поезда, движущиеся по рельсам с размеренным стуком.
Как в любой авиации, самое сложное в полетах - приземление. Евгений предупредил нас, что мы идем на посадку. Все это время он управлял аэростатом в одиночку и следил, чтобы восторженные пассажиры не опрокинули баллоны с газом, не перегибались из корзины и не делали ничего, что бы угрожало чьей-либо безопасности. Посадка оказалась невероятно мягкой. Если бы у меня в руках был стакан с водой, думаю, он бы не расплескался.
Дальше началась забавна игра, под названием "найди, куда поставить корзину". Евгений спустился на землю, держал корзину и ходил так с нами по полю, чтобы найти лучшее место, где потом было бы удобно собрать аэростат. Оболочку шара ведь нужно грамотно уложить на землю, а для этого нужна площадка. Оболочка не маленькая все же.
После мягкой посадки не прошло и пары минут, как за нами приехала команда аэростата. Оперативности ребятам не занимать, не зря же они столько времени вместе!
Из оболочки воздушного шара нужно выпустить воздух, а потом упаковать ее в специальную сумку. Утрамбовать "купол" попросили и нас, пассажиров. Оказалось, что нужно на полном серьезе прыгать на сумку с оболочкой, будто пытаешься запихнуть все свои праздничные наряды в чемодан перед поездкой в Сочи. Втроем мы по очереди прыгали на сумку, чтобы она наконец застегнулась.
Графы и графини
У воздухоплавателей есть интересная традиция. После первого полета присваивается титул графа или графини в соответствии с названием ближайшего места приземления.
Вот так, сидя в сумке с оболочкой воздушного шара, щурясь на рассветном солнце, мы слушали историю о возникновении воздухоплавания. В конце рассказа Евгений назначил нас, кто впервые совершил полет на тепловом аэростате, графинями Баландинскими. Нам даже выдали соответствующую грамоту за подписью пилота.
По традиции, все воздухоплаватели становятся графами и графинями тех мест, на которыми пролетели в первый раз, но только тогда, когда они снова в воздухе.
Попробовать должен каждый
Из года в год гости встречи воздухоплавателей уезжают вдохновленные, под впечатлением от увиденного действа, некоторые даже с титулом графа или графини. Полеты на воздушном шаре пользуются спросом у тех, кто пока не готов стать пилотом или только размышляет над большой дорогой в небо. Брать или не брать пассажиров - дело экипажа.
Встреча воздухоплавателей в Великих Луках - отличный способ увидеть аэростаты вблизи, понять, как организуются полеты и работает команда. Для тех, кто мечтает прийти в авиацию, такие мероприятиях могут стать поворотной точкой в принятии решения: да или нет. Вообще сложно не заразиться идеей стать пилотом аэростата, глядя на город с высоты, переполняясь восторгом при виде общего старта и пленяясь перспективами полетов с парой десятков других спортсменов.
Евгений Кравченко считает, что самые важные качества для пилота - концентрация и собранность, умение быстро принимать решения и нести за них ответственность.
- Естественно, пилот обязан знать всю теоретическую часть, чтобы понимать, как действовать в небе. В спортивных полетах мы выполняем упражнения, которые показывают, насколько мы умело обращаемся с аэростатом и ориентируемся на местности. В каждом из заданий есть свои сложности и особенности. Но я уверен, что стать пилотом может каждый, кто этого действительно хочет, - говорит Евгений.
Бесспорно, когда снимут хотя бы часть ограничений для зрителей, на встречу воздухоплавателей снова потянутся целые караваны туристов, мечтателей, фотографов, а с открытием границ и новых экипажей, которые захотят принять участие в полетах. Отрадно, что уже столько лет встреча аэронавтов не теряет своей актуальности, объединяет пилотов со всей страны и ближних стран, а еще является неотъемлемой частью жизни города Великие Луки.
Еще больше фото ЗДЕСЬ.
Тонкости воздухоплавания постигала графиня Баландинская Ольга ЛИРОН
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции