Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Псковские эндуристы о проблемах и перспективах спорта в области

17.06.2020 19:42 ЦДИ, Псков

Мотокультура всегда привлекает внимание зрелищностью, адреналином и драйвом. Если говорить о развитии мотоспорта в Пскове, то все сразу назовут мотокросс, а также вспомнят соревнования, которые традиционно проводились при поддержке клуба при региональном отделении ДОСААФ. Псковичи уже привыкли к тому, что каждый год пронзительный звук высокооборотистых моторов оглашает окрестности Ваулиных гор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но это не единственный вид мотоспорта, доступный псковичам! Корреспондент ЦДИ отправился в карьеры, где тренируются мотоциклисты.

 

Минутка теории

Если говорить о направлениях мотоспорта в Пскове, то очевидно, что шоссейно-кольцевых гонок у нас не будет, так как для этого требуется специализированная трасса и очень-очень много денег!

Именно спортбайки были ( и по сей день остаются) верхушкой мотоспорта во все времена, начиная от соленого озера Бонневиль, колыбели скоростных рекордов, и заканчивая смертоносными гонками острова Мэн. 

Давайте честно, экипировка для мотоспорта стоит как сам мотоцикл. Чем опаснее характер езды и условия использования мотоцикла  - тем дороже экипировка. Это закон. 

 

Гладкий асфальт также нужен для тренировок мотоджимханы, которая усилиями псковских активистов развивается в городе, и для стантрайдинга, которым у нас занимаются редкие единицы - спасибо, что не на дорогах общего пользования. 

А вот относительно тренировок на бездорожье, то псковичам грех не воспользоваться такой возможностью!

Но здесь появляется вторая проблема – псковичи (особенно не мотоциклисты) не различают мотокросс и эндуро, потому что мотоциклы на первый взгляд похожи и экипировка используется аналогичная.

 

 

В чем разница?

Давайте коротенький тест. Вот по две фотографии - на одних эндуро, на других - мотокросс. Внешне определите, где какой из видов? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотография слева - мотокросс, который многие смогли угадать по трассе. Фотография справа - эндуро. 

 

Различия классов мотоциклов зависят от целей и способа эксплуатации. Стоит вам помесить грязь на эндуро или погонять в отсечке на пределе своих возможностей по песку, как вы тут же начнете видеть явную разницу без всякой теории. Главное уяснить основной принцип. 

Строение мотоцикла в мотокроссе заточено на максимальные скорости в одной гонке. Все, что не задействовано на трассе - снято. Никаких зеркал, поворотников и заднего стоп-сигнала, подножки и той нет! Объем бака - только на гонку, чтобы не возить с собой лишний вес. Двигатели кроссовых мотоциклов очень «злые», а передачи в КПП короткие настолько, что иногда не знаешь, переключился ты или нет. 

 

 

Единственная цель в мотокроссе - отработать на максимум и вырвать каждую тысячную долю секунды у конкурента, чтобы пилот пришел к финишу первым и в идеале верхом, целым, непотрепанным - так бывает не каждый раз.

Мотоциклы для эндуро дело другое - это ломовые лошади, которые должны протащить своего водителя через грязь, камни, отвесные подъемы, броды... Профессиональные трассы эндуро выглядят так, будто организатор заблудился в тайге и вы все дружно отправляетесь его искать. Это всегда непредсказуемые маршруты, проходить которые тяжело как технически, так и физически. Мотоциклы могут долго буксовать в грязи. Кроссовый мотоцикл с его стремлением мчаться к звездам просто перегреется и заглохнет в таких условиях.

Больше того, гонки эндуро могут длиться много часов и даже целые сутки. Поэтому эндуро - это про выносливость на длинных дистанциях и решение трудных задач. 

Больше того, мотоциклы типа эндуро имеют смежные модели, на которых можно ездить в по дорогам общего пользования, в таком случае они обязаны иметь полный набор - зеркала, оптику, номерной знак, подножки для пассажира. 

 

 

А что псковские эндуристы?

Здорово, что псковские мотоциклисты хотят развивать свои навыки, а не просто ездят сами по себе, прокладывая просеку через буреломы. Совсем недавно, 14 июня, в карьерах Ваулиных гор прошла тренировка эндуро - отработка базовых навыков. 

Нужно сразу сказать, что клуба эндуро в Пскове как организации нет, есть так сказать клуб по интересам. Мотоциклисты, объединенные общей идеей, собираются вместе, чтобы тренироваться. Они же стали инициаторами этой тренировки, на которую в качестве тренера пригласили псковского спортсмена - Олега Каранина, КМС по мотокроссу.

 

 

Олег - чемпион и неоднократный призер СЗФО, выиграл чемпионат Санкт-Петербурга, победитель первого этапа чемпионата республики Беларусь, призер соревнований в Европе, участник международных соревнований, участник чемпионата Европы.

Олег согласился провести тренировку бесплатно для всех желающих. Сначала он переживал, что приедет слишком много ребят и будет трудно уделить каждому должное внимание. Мотоциклистов приехало больше, чем ожидалось, но от этого тренировка стала только интереснее.

Кто-то из ребят ездит давно, как говорят «всю сознательную жизнь», другие - около пяти лет, третьи - только первый год, но уже приехали на тренировку, что похвально.

 

 

Сложность была только одна:

- Я не могу требовать одинаково от опытных мотоциклистов и от начинающих, потому что у них разный уровень. По уму, надо бы делить ребят на группы по опыту, - объясняет Олег. – Базовые упражнения нужны каждому. Сначала ты выполняешь их, как можешь, а потом все лучше и лучше. Основная задача отработать каждую секунду. Я заметил, что в эндуро не хватает опыта мотокросса в плане отработки времени. В мотокроссе несколько спортсменов могут прийти в одну и туже секунду, это значит, что речь идет даже не о сотых долях, а о тысячных. Отрабатывать нужно каждый участок на максимум. В эндуро ребята пытаются отдохнуть там, где можно было бы вырвать заветное время. Я, например, отдыхаю в прыжках. За те пару секунд, что ты в полете, можно расслабить мышцы, а потом снова собраться и в бой!

 

 

С чего начинать?

Когда человек хочет прийти в мотоспорт, то начинать нужно не с мотоцикла и не с экипировки, а с поиска грамотного тренера.

- На самом деле часто получается так, что спортсмен покупает какой-то мотоцикл, экипировку, какая под руку подвернулась, а потом начинаются проблемы, - объясняет Олег. - Правильная схема начинается с толкового тренера. Тренер поможет подобрать нужный мотоцикл и надежную экипировку. С высоты своего опыта оценить возможности ученика. Это его задача. Тренер в мотоспорте - это образ жизни, возможно поэтому их в Пскове так мало.

 

 

На вопрос, где же искать тренера в Пскове, Олег замялся, потому что тренера по эндуро в городе днем с огнем и эхолокатором не сыскать. Сам же Олег очень благодарен своему главному тренеру Юрию Баулину.

- Нужно понимать, что мотоспорт это постоянные затраты сил, времени и особенно денег. Не все это осознают. Есть примеры из жизни, когда покупают мотоцикл, а потом считают во сколько обойдется его подготовка и восстановление после гонок. Такие грустные лица сразу. Мотоспорт дешевым не бывает. В меня в свое время сложили очень много, а сейчас я дорос до того, что провожу бесплатную тренировку для ребят, которым это нужно, - говорит Олег.

 

 

Олег пробует себя в роли тренера и имеет на это полное право, так как сам с самого низа прошел дорогу мотоспортсмена. Техника - это то, что отличает профессионала от новичка. Какой бы дорогой и хороший не был бы у гонщика мотоцикл, он ничего не стоит, если нет навыков, моторики и понимания в прохождении маршрута.

 

Техника и особенности

Тренировка длилась почти четыре часа. За это время Олег объяснил парням тонкости вхождения в повороты, в разных условиях, скоростях и радиусах. Если вам кажется, что поворачивать на мотоцикле это легко и просто, то любой спортсмен, скажет, что это не так. Правильный поворот начинается с выстроенной траектории задолго до его начала, еще на прямой.

 

 

Мотоциклисты отрабатывали не только повороты, маневрирование, но и правильный грамотный старт. Олег подходил к каждому, чтобы проверить, правильность посадки. К слову, позже все мотоциклисты стартовали одновременно, чтобы пройти всю трассу целиком на скорость. Без падений не обошлось, но это спорт, ничего личного. 

 

 

 

 

Перспективы и проблемы

В то время, как на трассу мотокросса часто приезжают спортсмены разного уровня из соседних регионов, у ребят направления эндуро с локациями для соревнований и тренировок большие проблемы. Дело в том, что настоящей полноценной трассы просто нет!

 

 

Для эндуро хорошо подойдет рельеф местности Изборска с его крутыми подъемами и спусками. Мотоциклисты пробуют делать трассу в карьерах Ваулиных гор, но это определенно не тот уровень, который должен быть. Профессионалы в Псковскую область не поедут, так как снова все упирается в несуществующую трассу. Псковичам далеко от города тоже не уехать, потому что мотоциклы нужно до трассы довести, а это или прицеп, или кузов машины. Своим ходом доберутся только те, у кого мотоциклы двойного назначения, но для профессиональных гонок - это неправильно. 

Чтобы создать хорошую трассу - нужно организовать клуб, а значит, нужен лидер, который возьмет все это на свои плечи. 

Если говорить о перспективах, то ровно насколько популярен в Псковской области мотокросс, могут быть популярны и гонки эндуро. Больше того, они в разы зрелищнее, потому что одно только прохождение нагромождения бревен или подъем в отвесную гору вызывает восторг зрителей и оглушительные комментарии самих участников. На международных гонках трассы невероятно сложные, но ради этого люди все равно приезжают побороться из разных уголков мира, а зрители занимают места на самых трудоемких участках, чтобы посмотреть, как спортсмены будут бороться с природой и кубарем будут вылетать мотоциклы. 

В теории, Псков мог бы быть таким местом для любительского уровня, будь у нас подходящая трасса... Наше приграничное положение выгодно для проведения соревнований или обучающих мероприятий, так как сюда могли бы приехать участники не только из соседних российских областей, но и из Прибалтики.

 

 

Второй проблемой, которую называют псковские мотоциклисты, является стоимость этого увлечения. Мотоцикл для мотокросса и эндуро хотя бы для начала стоит от ста тысяч рублей самый простенький. Добавляем к этой сумме цену обслуживания мотоцикла, а в мотоспорте износ происходит катастрофически быстро, и ценник уже пугает количеством нулей. 

Если говорить об экипировке, то по уму нужен полный комплект защиты. А только мотоботы, которые спасают ноги спортсменов от скручивания и выворачивания суставов, могут стоит как средняя зарплата по Пскову. Я не говорю о дешевых репликах, которые от серьезных аварий спасают редко. 

 

 

В конце тренировки, через четыре часа упорной работы, нужно отметить слаженность и уважение всех участников друг к другу. Занятие прошло в теплой атмосфере и при полной взаимовыручке. Пусть псковских эндуристов мало, пусть они еще не вышли на высокий соревновательный уровень, но они тренируются, как настоящие спортсмены. Да, у них нет настоящей трассы, возможно, это вопрос времени. 

Лично я вижу потенциал для развития направления эндуро в Пскове, потому что есть парни, готовые приезжать на солнцепек ради занятий и повышения водительского мастерства даже в таких ограниченных возможностях.

 

 

Ольга ЛИРОН

Фото автора

 



Распечатать:     Комментарии: 126

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.038204908370972