Польза / Информация | весь раздел
Под парусом: секреты псковского яхтинга
Что вам приходит в голову, когда говорят о символах успеха или богатства? В десятку ответов неизбежно попадает «яхта». Многие вспоминают дорогие и люксовые яхты, цена которых приравнивается к бюджету Псковской области. А между тем, по рекам и озерам каждый год плавают яхтсмены-любители и спортсмены. Псковичи часто видят паруса и любуются ими, но не все знают, что в городе под парусом ходят даже дети и не так дорого стоит сама яхта, как то, чему она учит и какие пути открывает.
Корреспондент ЦДИ встретился с яхтменом и тренером по парусному спорту Сергеем Оверкиным, чтобы узнать, как сейчас живет этот вид спорта, трудно ли ему приходится и что нужно, чтобы выходить на яхте в самостоятельное плавание?
«Белеет парус одинокий»
В Псковской области каждый год проходит 5-7 разных соревнований на протяжении сезона. Детская команда парусного спорта базируется в яхт-клубе на Снятной горе, но правильно ее называть отделением парусного спорта СШОР «Ника».
Сейчас в команде 25 детей в возрасте от девяти лет до 18 лет. Все они уже маленькие капитаны, которые совершают большие открытия. Их тренер, наставник и друг – Сергей Оверкин в яхтинг пришел в далеком 1984 году, мальчишкой. С тех пор парус его души всегда движется по ветру.
- В парусный спорт я пришел в 14 лет, а через два года уже мог уйти путешествовать чуть ли не в любую точку мира, - рассказывает Сергей. - Парусный спорт открывает перед человеком безграничные возможности. Детям интересно участвовать в гонках, это соревнования и драйв, но есть еще и путешествия. Ты просто собираешь все необходимое и уходишь в автономное плаванье на неделю, а то и больше! Каждый находит в этом что-то для себя. Но это определенно свобода. Выходишь на водную гладь и можешь двигаться в любом направлении, как ветер. Останавливает только граница береговой линии.
Сергей считает, что если не обучать детей ходить под парусами, то через некоторое время яхтинг в Пскове будет развивать очень медленно или останется на плечах редких любителей.
- В прошлом году на «Псковской регате» было больше 100 яхт – рекорд для Пскова, Но большинство из них приезжие. А я хочу своих! Как еще развивать парусный спорт, если не давать детям вырастать в профессионалов своего дела? На данный момент активисты этого направления базируются в трех местах. На Снятной горе удобно тренироваться детям. Там и выход на реку сразу, и до клуба добираться самостоятельно автобусом не страшно. А вот среди взрослых яхтсменов жизнь кипит в Наволоке. Детям в одиночку туда не доехать, да и по воде выходить не просто. Есть еще стоянка в Писковичах, там четыре крейсерские яхты, но они активно участвуют в жизни парусного спорта.
Сергей привез меня в Наволок, чтобы показать яхты его учеников, которые уже давно выросли и ходят в самостоятельное плаванье.
- Интересно, что некоторые люди приходят в парусный спорт через детей. Вот история моего друга, - Максима - именно такая. Сначала занимался сын, а теперь плавает вся семья! – рассказывает Сергей.
Здесь он познакомил меня с Максимом и его сыном Глебом. Удивительно, но у юноши уже есть своя яхта!
- На самом деле, если в семье есть возможность купить машину, то у них есть возможность купить и яхту. Подержанная простая яхта стоит от ста тысяч рублей. Конечно, все зависит от состояния и ее характеристик, но мы ведь говорим о простых парусных яхтах для обычных людей, а она стоит как старенькая машина, - объясняет Сергей.
Как юнга становится капитаном?
Мы сидели на яхте «Helga» в городе княгини Ольги. За бортом плескалась вода и плавали рыбки. Оказывается, путь псковичей в яхтинг очень разный. Сергей делал рекламу и размешивал приглашающие объявления, но приходило мало людей.
- Наша история была простой, - рассказывает Максим. – Мы ехали по мосту и Глеб увидел гребцов. А мы тогда думали, чем ему заниматься летом, чтобы время проходило с пользой. Так мы поехали на гребную базу и все бы было замечательно, только тренер нам намекнул, что гребля не наш спорт… Тогда нам дали телефон Сергея... и вот мы здесь!
Глеб признается, что яхтинг вдохновил его не сразу, был даже спор с отцом, чтобы он продержался в спорте хотя бы лето. А потом, когда стало получаться, Глеб сдержал слово, а яхтинг увлек всю семью.
- Никто не называет здесь яхты по маркам или моделям. Отличают по названиям, - рассказывает Глеб.
- Среди названий вы встретите, например, «Агат», «Аметист», «Витязь», «Соло», «Акварель», «Че», «Синьор помидор», «Удача», «Вега», «Малибу», «Эстрелла де мар», «Флора», «Алькор», «Медиа», «Маркиз», «Миф», «Бриллиант», - объясняет Сергей.
- Я привез эту яхту из Санкт-Петербурга, ее звали Кристина, - вспоминает Максим. - Но… как-то вот имя ей не шло. А моя жена, мама Глеба – Ольга. Псков - город княгини Ольги. Так она стала Хельгой.
По рассказам яхтсменов, чтобы начать плавать на яхте, сначала достаточно попроситься на борт. Редко кто сразу покупает яхту, не имея никаких специальных навыков и знаний.
- Не яхта здесь главное. Мне странно, что люди этого не понимают, - удивляется Сергей. - Многие боятся прийти в клуб и спросить. Боятся подойти и пообщаться с яхтсменами! Мы не кусаемся! Огромное количество людей начинают с того, что просятся к кому-то в команду. Есть даже профессионалы, у которых нет яхт, но они успешно ходят на чужих и участвуют в команде на соревнованиях! Называю это: «Возьми меня на борт, я буду картошку чистить». Это когда человек совсем ничего не умеет, но может быть полезен на яхте хоть чем-то. Навыки придут позже. Нужно просто найти капитана, который согласиться взять в ученики.
В качестве примера мне показали шкоты и фалы в стопорах. Новичкам могут дать выполнять элементарную работу, с которой с первого раза тоже справиться бывает не так-то легко. А уже после нескольких выходов на воду, когда появится понимание и умение, можно говорить о покупке собственной яхты.
У страха глаза велики
Почему же с таким колоссальным потенциалом, реками и озерами области, у нас мало яхт?
- Много страхов… Даже когда мы тренируемся, люди видят со стороны, с берега, как яхта садится на мель или опрокидывается, начинают паниковать. Думают, что это великая катастрофа. А по факту, это как на машине пробить колесо – с каждым случается, - объясняет Сергей. - Яхты не тонут, у учеников есть спасательные жилеты.
Чтобы прийти в яхтинг приходится преодолевать свои страхи, чтобы зайти на борт, чтобы затем начать тренироваться в полную силу.
- Люди очень боятся опрокинуться или утонуть, - рассказывает Глеб. – Новички всего боятся! А я вот уже привык настолько, что могу спать внутри яхты и не замечать качки. Родители удивляются, как я спал… Потом мы меняемся, я поднимаюсь на верх, а родители могут спуститься вниз.
- Еще есть ценовой барьер. Когда у семьи двое детей и доход всего 20 тысяч, то будет тяжело. Но по факту содержать яхту даже дешевле, чем машину, - добавляет Сергей.
Для примера мы с Сергеем посчитали затраты на яхту для начального уровня.
Цена самой яхты в более менее сносном состоянии от 100 000 рублей. Да, можно купить и дешевле, чтобы ее отреставрировать, но если сложить грядущие затраты, цена будет такой же.
Из постоянных трат – стоянка, как и у автомобиля в среднем 1500-3000 рублей в месяц. На техническое обслуживание еще можно записать пару тысяч стабильно.
- Есть целый ряд технических аспектов, которые тоже важны. Вот взять, к примеру, паруса. От ветра они растягиваются. Если совсем нет денег, то ты просто сидишь и ушиваешь их! Такое тоже случается. Бывает, что яхта странно себя ведет на воде, а потом ты понимаешь, что ее просто пора полировать! Тогда ее достают из воды. Для этого вызывается кран. Яхту ставят на специальные подпорки. На них она, кстати, и зимует. А дальше полная обработка днища…
Из экипировки обязательно спасательные жилеты, одежда по погоде на жару и холод, водонепроницаемая и устойчивая к ветрам.
- Когда сажаешь яхту на мель, всегда интересно следить за поведением людей. Многие даже не представляют, что делать в такой ситуации! Просто теряются! - рассказывает Сергей.
К слову, если яхта села на мель, то ее можно подтолкнуть. В большинстве своем с мели все снимаются своими силами за очень редкими исключениями. По словам опытных капитанов, затраты действительно не так велики, как представляются многим, сравнивающим парусную яхту с лайнерами миллионеров.
Другое время - другая скорость
Затраты на участие в соревнованиях не превышают трат в других видах спорта.
- Мы стараемся участвовать на всех доступных соревнованиях. Выезд может обойтись и в пару тысяч рублей, - говорит тренер.
Сергей сетует, что современный ритм жизни повлиял на яхтинг. Раньше были популярны гонки, которые могли длиться неделями. Команды жили на воде и могли сойти на берег всего пару раз за это время.
- Теперь такого нет. Дело не в сложностях или технических особенностях. Просто в современном мире далеко не каждая команда может найти две или три недели, чтобы выйти на воду и участвовать в соревнованиях. Для кого-то это целый отпуск за весь год! Темп жизни уничтожает такие уникальные гонки. Есть кругосветные гонки и это удивительное путешествие, требующее много сил, времени и денег.
Короткие гонки и регаты сейчас особенно популярны. Дети из псковской команды часто просят устроить выход на большую воду, чтобы уйти в автономное плаванье на несколько дней, устроить им путешествие, но Сергей понимает, что детям может быть слишком скучно плыть столько времени без соревновательного момента. А вот среди псковских яхтсменов есть любители, которые с удовольствием плавают через Псковское озеро, ночуют на островах и возвращаются обратно.
Безопасность не в том, чтобы тренер всегда мог помочь, а в том, чтобы он научил ребенка спасать себя самостоятельно.
- Я считаю нормальным давать детям задачки, потому что может сложится ситуация, что меня не окажется рядом, особенно, когда мои ученики уже выросли и плавают самостоятельно. Навыки и понимание решают все. Какая бы дорогая яхта у тебя не была, ею нужно уметь управлять.
О насущном
Если спросить яхтсменов, за что они любят свое занятие, то практически все отвечают «за свободу».
Псковские яхтсмены мечтают о дальних путешествиях и победах в гонках.
- Многие видят в парусном спорте только команду, спортсменов, которые участвуют в гонках. Но парусный спорт - это люди, проектирующие яхты, для многих инженеров идея создания самой быстрой лодки - цель жизни. Другие конструируют и ходят по воде одновременно, - объясняет Сергей. - Есть и те, кто готовит команду только ради побед на соревнованиях. Есть яхтсмены, которые мечтают об автоном плаванье до дальних берегов. Вариантов очень много и все это - парусный спорт.
Сейчас в качестве нового толчка к развитию яхтинга в Пскове Сергей хотел бы видеть полноценный клуб - место, где можно было бы собирать команду, проводить теоретические занятия.
- Да, у нас есть клуб на Снятной горе. У нас нет класса для занятий. Клуба в полном смысле этого слова, как места, куда можно было бы прийти и провести мероприятие - у нас нет.
Стереотип о том, что парусный спорт непомерно дорогое удовольствие, в корне неверен. Он может обходиться неприлично дорого, когда вы только пассажир, который оплачивает работу команды. А вот когда вы сами приходите в порт, чините собственную лодку, натягиваете парус, проверяете оснастку, навигацию, если вам не лень держать отвертку, мыть яхту и вязать узлы, то цена за все это удовольствие совсем иная.
Парусный спорт учит отвечать за свои ошибки, решать проблемы быстро и оперативно. Нужно обладать смелостью, чтобы выходить на яхте на большую воду. Если хочется стать капитаном своей жизни – это про парусный спорт!
Ольга ЛИРОН
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции