Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Инфраструктура / Транспорт  | весь раздел

Не везет? На чем псковичи до двух столиц ездили, ездят и будут ездить

03.07.2018 09:16 ЦДИ, Псков

Флипы, летающие автомобили, ховерборды, космолеты - каких только средств преодоления пространств не придумали фантасты прошлого века в попытках представить далекий высокотехнологичный XXI век! Но, к сожалению, все эти чудеса по-прежнему остаются в «прекрасном далеко». Больше того - даже привычные для любого жителя Советского Союза способы передвижения между городами сегодня стали недоступными, откинув нас по уровню транспортной обеспеченности во времена чуть ли не позапрошлого века.

Псковичи, конечно же, понимают, о чем идет речь. Последние лет пять, а то и десять мы добираемся до двух столиц, одна из которых расположена в 279 км, другая в 733 км, исключительно по шоссе. На маршрутках или личном транспорте. Других вариантов у нас, по сути дела, нет. Центр Деловой Информации предлагает вспомнить, а как обстояло дело с поездками из Пскова в Петербург и Москву 50, 30, 10 лет тому назад? Заодно мы попросили представителей разных поколений псковичей вспомнить о своих путешествиях в столицы.

Поездом

Псков - одна из первых столиц российских железных дорог. Прямое регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Псковом было открыто 10 (22) февраля 1859 года в рамках строительства железнодорожного полотна из Санкт-Петербурга до Варшавы.

Перерывы в движении между Псковом и Петербургом случались крайне редко и все были связаны с большими общественными волнениями и бедами: движение поездов было прекращено со 2 по 7 ноября 1905 г. в ходе Ноябрьской политической стачки, потом прерывалось во время волнений февральской революции 1917 года, затем – во время Гражданской войны, на самый долгий период – во время Великой Отечественной войны.

Чтобы уехать из Пскова в Ленинград по железной дороге, в годы СССР не нужно было даже знать расписание поездов: можно было прийти на вокзал в любое время суток и купить билет на ближайший поезд. Через Псков на Ленинград ходили поезда из Риги, Вильнюса, Львова, Кишинева, Калининграда, и «свои» были: от Пыталово и собственно из Пскова. Псковский вокзал не пустовал практически никогда.

В 2000-е, когда билеты на регулярные поезда подорожали, многие псковичи, особенно студенчество, добирались до «культурной столицы» на электричках Псков-Луга-Санкт-Петербург: дешево и сердито. Поезд Псков-Москва продолжал «держать оборону», оставаясь незаменимым способом попасть в столицу, хотя все те же студенты пытались сэкономить, отправляясь туда на автобусе: 12 часов - и вы в белокаменной.

Особенно остро проблема сообщения Псков-Петербург заявила о себе в последние 5 лет. Сначала был отменен прямой дизель-электропоезд Петербург – Псков с Балтийского вокзала, затем, в 2014 году исчезли ночные вагоны беспересадочного сообщения Петербург – Псков (ходили через Дно с поездами Петербург – Великие Луки и далее Москва – Псков).

Полностью прямое регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Псковом ОАО «Российские железные дороги» прекратило в октябре 2015 года, отменив поезд 37/38 Санкт-Петербург – Рига, идущий через Псков.

В настоящее время возможность заказать билет до Петербурга из Пскова есть - на поезде 224Ь, который ходит по воскресеньям (отпр.18.57, приб.23.13). Стоимость сидячего места - 688 рублей, купе - 3063 рубля (на верхней полке 2571 рубль).

О перспективах возобновления прямого регулярного сообщения вновь заговорили пару месяцев назад. В конце апреля стало известно, что железнодорожные перевозки между Псковом и Санкт-Петербургом стали предметом обсуждения между врио губернатора Псковской области Михаилом Ведерниковым и помощником президента Российской Федерации Игорем Левитиным. На данный момент планируется, что поезд «Ласточка» по маршруту Псков - Санкт-Петербург отправится в тестовую поездку уже в конце июля - начале августа.

«Мы рассчитываем, что маршрут будет востребован и коммерчески выгоден», - сказал врио губернатора. Благодаря запуску «Ласточки» время в пути между Псковом и Петербургом сократится почти в 1,5 раза. Сейчас поезд до Санкт-Петербурга идет 4 часа 18 минут, тогда как «Ласточка» будет преодолевать это расстояние за 3 часа 15 минут. Маршрут планируется сделать ежедневным. Остается два вопроса, от которых зависит привлекательность скоростного поезда для псковичей - расписание движения и цена проезда.

Анна, менеджер-кассир:«Помню, как в 70-е-80-е мы ездили в Ленинград поездом - за колбасой! Билет стоил рублей 5-6, сейчас уже точно не помню. А в Москву ездили покупать одежду, но уже в конце 80-х, когда дочь в школу собирали - рублей 10 стоил билет на человека. Вообще проще было добраться до любого города или деревни. Мы студентами скидывались и в пятницу отправлялись на Рижское взморье, возвращались в воскресенье вечером. Стипендии нам на это хватало!» 

Самолетом

Авиапредприятие в Пскове было образовано в ноябре 1944 года. Изначально авиакомпания занималась перевозкой грузов и животных, но уже потом перешла на перевозку пассажиров, хотя животных до сих пор перевозят на этих самолетах на фермы и птицефабрики.

До 1969 года полёты выполнялись на самолётах По-2, Як-12 и Ан-2, а в феврале 1969 года был получен первый самолёт Ан-24. С 1975 по 1995 год авиапредприятие выполняло регулярные пассажирские рейсы не только в Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), но и в Симферополь, Киев, Минск и Петрозаводск.

В 2013 году авиакомпанией перевезено 55 000 пассажиров. На маршруте Псков—Москва — 6200 пассажиров.

В 2014 году авиакомпанией перевезено более 65 000 пассажиров.

По данным на март 2016 года рейсы Москва — Псков осуществлялись по понедельникам, средам и пятницам из Домодедово, а рейсы Санкт-Петербург — Псков — по вторникам, пятницам и субботам из Пулково. Время полета из Москвы — 2 часа, из Cеверной столицы — 1 час. Стоимость билетов - 5000 и 1000 рублей соответственно. Время в пути - до Москвы 2 часа, до Петербурга 48 минут.

Несмотря на наличие расписания, рейсы часто отменялись - как из-за чисто технических накладок, так и из-за недостаточной заполненности борта.

На протяжении 2017 и на начало 2018 года авиакомпания находилась в глубочайшем финансовом кризисе. Тем не менее, буквально недавно появились поводы для оптимизма. Не исключено, что слетать в столицу можно будет уже в конце нынешнего года.

Предварительную договоренность с авиакомпанией «Азимут» заключил глава региона Михаил Ведерников, со своей стороны, Псков должен подготовить все, что входит в зону ответственности компании «Псковавиа» (топливно-заправочный комплекс, обслуживание самолетов в аэропорте, вопросы обслуживания пассажиров, информационное обеспечение с разработкой туристических пакетов).

Кроме столичного направления в числе приоритетных авианаправлений на 2019 год числится Краснодар.

Надежда, пенсионерка:«До Ленинграда мы летали очень дешево, не больше 10 рублей это стоило. Учитывая скидки для студентов и детей - получалось еще дешевле. Я знаю, что многие студенты летали из Пскова в культурную столицу в музеи и на театральные постановки. Не намного дороже стоил билет до Москвы. В Киев мы летали за 37 рублей. В Ленинград было 3-4 рейса в день, и они всегда были заполнены, столько же - в Москву, все билеты были проданы. Помню, что в Петрозаводск самолет из Пскова летал два раза в неделю. Даже на остров Залита летали - никаких проблем не было! А сейчас билеты очень дорогие, проще добраться до Питера на маршрутке. А в Москве и вовсе делать нечего!»

На колесах

Автобусное сообщение между Псковом и Санкт-Петербургом, а также Москвой в советское время не пользовалось большой популярностью: тех, кто не спешил, устраивали поезда (их было много, а стоимость билета по большому счету не отличалась от автобусных билетов), остальные летали самолетом.

Первые маршрутки Псков-Петербург начали курсировать между городами в 2006-2007 году, в течение нескольких лет они завоевали популярность у псковичей. Секрет успеха понятен. По информации одного из городских форумов, в 2011 году стоимость проезда в маршрутке до Петербурга составляла 400-500 рублей, на поезде - 2350 рублей.

Можно отправиться в Санкт-Петербург и с автовокзала, рейсами «Псковпассажиравтотранса». Такая поездка обойдется в зависимости от времени отправления и категории автобуса в диапазоне от 470 до 650 рублей. Приобрести билет до Москвы можно ежедневно за 1200 рублей (отпр.в 17.30, приб.в 07.40).

Главные минусы автобусного сообщения (и поездок на собственном транспорте) - опасности, связанные с дорогой. Не секрет, что этот вид транспорта - самый аварийноопасный. В некоторых случаях ситуация усугубляется изношенностью автобусного парка перевозчиков и прочими издержками (неудобства тесных пассажирских микроавтобусов, отсутствие гарантий при отмене рейса или опоздании).

Екатерина, секретарь:«Сейчас мы ездим в Петербург исключительно на машине, иногда на маршрутке. Если раньше, в годы студенчества, я знала расписание поездов, а особенно электрички Псков-Луга-Питер, где мы получали 50%-ную скидку, а некоторые вообще ездили зайцами, то сейчас я даже не в курсе, есть ли ж/д-сообщенеи между городами. Еще лет 20 назад автобусом ехать было очень дорого - раза в три-четыре дороже, чем электричкой. К тому же у автобуса было неудобное расписание. Поэтому в пятницу мы обычно уходили с последней пары, садились на электричку до луги, там ждали 40 минут примерно до электрички, которая привозила нас к вечеру в Питер».

***

Проблема транспортного сообщения между Псковом и Петербургом (Москва все же не в таком фаворе у псковичей, как культурная столица) не является надуманной - об этом говорит уже тот факт, что каждая новость о перспективах возобновления движения прямых поездов вызывает волну обсуждений, тревог и вместе с тем - надежд. Пусть и призрачных, но все же...

Вдруг властям удастся договориться с компаниями? Вдруг случится чудо, и билеты будут стоить сравнительно недорого? Вдруг расписание составят удобное? Вдруг - ПОВЕЗЕТ?

Елена Никитина


Cюжет:  «Ласточка»



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают