Эксперты / Дмитрий Матвеев | все комментарии
«Надо услышать и производителей, и переработчиков, и продавцов», - Дмитрий Матвеев о молочной проблеме в Псковской области
Здравой идеей только при первом приближении назвал предложение псковских сельхозпереработчиков о создании сети магазинов, торгующих исключительно псковской продукцией, председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат» Дмитрий Матвеев.
Закрытое акционерное общество «Великолукский молочный комбинат» (ВМК) входит в пятерку крупнейших предприятий-переработчиков молока Северо-Западного региона и десятку крупнейших предприятий Псковской области. В вопросах организации производства и менеджмента комбинат позиционирует себя как западно-ориентированная компания. Дмитрий Матвеев возглавляет ЗАО с 2000 года.
В группу компаний наряду с ВМК входят ООО «Слактис», инвестиции в которое составили 3 млрд 200 руб., и ряд крестьянских хозяйств Псковской области.
На четырех фермах в Бежаницком, Куньинском, Великолукском и Новосокольническом районах ООО «Слактис» производят 100 тонн молока в сутки – по 25 тонн на ферму. И еще 60 тонн молока – в других хозяйствах области, входящих в группу компаний.
Группа компаний охватывает весь процесс от производства молока до доставки в розничную сеть готовой продукции и реализации ( в ГК входят торговые дома в Пскове и Санкт-Петербурге). Предприятие выпускает и реализует более 100 наименований продукции. Основные торговые марки - «Молоколамск», «Коровушка», «Сыры из Великих Лук».
В 2012 году реализован проект по строительству самого современного в РФ, полностью автоматизированного завода по производству сыров. В проект инвестировали 850 млн рублей.
По просьбе Центра Деловой Информации Дмитрий Матвеев поделился точкой зрения на критическую ситуацию с производством и сбытом молока в Псковской области. Напомним, в материале «Молочная засуха» ЦДИ привел мнение сельхозпереработчиков Псковской области о необходимости создания сети магазинов с псковской продукцией.
- Идея хорошая, но реализовать ее будет крайне сложно, - считает Дмитрий Матвеев. - Магазины с небольшим ассортиментом не смогут себя окупать, потребуются существенные затраты. Далее, вопросы - кто будет управлять сетью и кому она будет принадлежать? Отдавать на откуп одному переработчику – значит, предоставить ему возможность лоббировать свои интересы. Возникают эти и другие вопросы, которые, я считаю, делают идею нежизнеспособной.
- Но ведь нужна какая-то защита от массовых поставок белорусской продукции.
- Это действительно очень серьезная проблема. Барьеры не поставишь, все действуют в рамках союзного государства. Сегодня наши сельхозтоваропроизводители находятся в неравных условиях с белорусскими коллегами. Основная разница в том, что мы работаем в условиях рыночной экономики, а в Белоруссии цены устанавливает государство. Я не говорю о преимуществах той или иной системы, я просто констатирую факт.
Процентов 60-70% молочной продукции, производимой в Белоруссии, идет на наш рынок. Более того, со слов руководителей государственных молочных комбинатов Белоруссии, есть прямое указание – демпинговать и делать все для того, чтобы захватить российский рынок.
Хорошо это? Для потребителя хорошо, когда есть конкуренция, но надо понимать, что, ставя наших производителей и переработчиков молока в неравные условия в сравнении с белорусами, мы «сажаем» отрасль. Если отрасль не будет зарабатывать деньги, она будет стагнировать. Поэтому государство должно вмешаться в этот процесс, но тут замешана политика, у нас Таможенный союз, и о таких пустяках, как цены на молоко, никто не думает.
Действительно, сегодня особенно болезненная ситуация – в Псковской области. Все дело в нашей географической близости к Белоруссии и в том, что основная продукция Белоруссии пересекается с той, что производят у нас: молоко, кефир, сметана. У нас одни и те же проблемы, связанные с ограниченными сроками хранения пастеризованной продукции - ее невозможно транспортировать на дальние внешние рынки. Где ее можно продавать? У себя и у соседей. Так и происходит сегодня и в Псковской области, и в Белоруссии.
- Получается, никак не уйти от ситуации соперничества – по крайней мере, в Псковской области. В чем спасение?
- Мы, к примеру, переходим на производство сыров, так как с этим продуктом расширяется география наших продаж – мы даже за Урал можем везти, что и делаем. И транспортные расходы на такую продукцию составляют 1-3% отпускной цены, а не 10-30%, как по молочной продукции.
Думаю, в нынешних условиях псковских переработчиков спасут только меры по повышению эффективности производства. Сегодня же в Псковской области почти все, кто перерабатывает молоко, работают на старом оборудовании.
- Каковы ваши закупочные цены?
- Сегодня - 15-17 рублей за литр, а в прошлом году цена доходила до 20 рублей за литр. Но речь, хочу заметить, идет о молоке первого и высшего сорта. Мы не принимаем молоко второго и ниже сортов.
Сами производим и перерабатываем молоко. Почему мы решили строить фермы – чтобы держать весь процесс под контролем, так как самый главный человек для нас – это покупатель. Могу привести примитивный пример, что такое качество сырья. Представьте, вы в деревне, доите с бабушкой корову. Ведро в холодильник сразу поставили - молоко не будет портиться 3-4 суток. А если это же ведро сначала в чулане несколько часов продержали, и только потом поставили в холодильник, то оно в холодильнике через сутки-двое скиснет. На наших фермах, нашем производстве такое исключено, так как мы уделяем огромное внимание качеству и знаем, что потребитель это ценит.
При этом сегодня средний надой на одну дойную корову на фермах «Слактис» составляет 8,8 т в год, что более чем вдвое превышает средние показатели по области. Но мы ориентируемся на европейский рынок с надоями по 12 т.
После 10 лет работы в отрасли я сделал два вывода - сельским хозяйством нельзя заниматься факультативно, этим нужно болеть и жить. И второе - нельзя разделять отрасли сельхозтоваропроизводства и переработки. Они неразрывно связаны, проблемы в одной ведут к проблемам в другой. Так что ситуации, в том числе и ту, которую мы обсуждаем сегодня, нужно рассматривать только в комплексе. Надо постараться услышать и производителей, и переработчиков, и продавцов.
Елена Калинина
Cюжет: Молочный кризис в Псковской области
Белорусы, ВТО, дотации не вовремя - что больше угнетает псковское село?
О молочном кризисе и проблемах продажи псковских продуктов будут говорить в Общественном пресс-центре
«Надо услышать и производителей, и переработчиков, и продавцов», - Дмитрий Матвеев о молочной проблеме в Псковской области
Молочная засуха
Из-за низких цен на молоко и долгов в 12 районах Псковской области не приступают к заготовке кормов
Покупайте псковское! Есть ли выбор у покупателей областного центра?
На псковском совещании по «молочному» вопросу предложили временно отказаться от закупа продукции в других регионах
Ситуация в молочной отрасли области требует возобновления работы антикризисной комиссии
Районы Псковской области не могут полностью обеспечить себя основными продуктами
Руководители псковских сельхозпредприятий попросили губернатора увеличить молочные субсидии
«Магнит» отказался от продукции Псковского молзавода
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции