Реклама на ЦДИ
 21.11.2024

Эксперты / Дмитрий Матвеев  | все комментарии

«Надо услышать и производителей, и переработчиков, и продавцов», - Дмитрий Матвеев о молочной проблеме в Псковской области

29.06.2012 14:47 ЦДИ, Псков


Здравой идеей только при первом приближении назвал предложение псковских сельхозпереработчиков о создании сети магазинов, торгующих исключительно псковской продукцией, председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат» Дмитрий Матвеев. 

Закрытое акционерное общество «Великолукский молочный комбинат» (ВМК) входит в пятерку крупнейших предприятий-переработчиков молока Северо-Западного региона и десятку крупнейших предприятий Псковской области. В вопросах организации производства и менеджмента комбинат позиционирует себя как западно-ориентированная компания. Дмитрий Матвеев возглавляет ЗАО с 2000 года.

В  группу компаний наряду с ВМК входят ООО «Слактис», инвестиции в которое составили 3 млрд 200 руб., и ряд крестьянских хозяйств Псковской области.

На четырех фермах в Бежаницком, Куньинском, Великолукском и Новосокольническом районах ООО «Слактис»  производят 100 тонн молока в сутки – по 25 тонн на ферму. И еще 60 тонн молока – в других хозяйствах области, входящих в группу компаний.

Группа компаний охватывает весь процесс от производства молока до доставки в розничную сеть готовой продукции и реализации ( в ГК входят торговые дома в Пскове и Санкт-Петербурге). Предприятие выпускает и реализует более 100 наименований продукции. Основные торговые марки - «Молоколамск», «Коровушка», «Сыры из Великих Лук».

В 2012 году реализован проект по строительству самого современного в РФ, полностью автоматизированного завода по производству сыров. В проект инвестировали 850 млн рублей.

По просьбе Центра Деловой Информации Дмитрий Матвеев поделился точкой зрения на критическую ситуацию с производством и сбытом молока в Псковской области. Напомним, в материале «Молочная засуха» ЦДИ привел мнение сельхозпереработчиков Псковской области о необходимости создания сети магазинов с псковской продукцией.

- Идея хорошая, но реализовать ее будет крайне сложно, - считает Дмитрий Матвеев. - Магазины с небольшим ассортиментом не смогут себя окупать, потребуются существенные  затраты. Далее, вопросы - кто будет управлять сетью и кому она будет принадлежать? Отдавать на откуп одному переработчику – значит, предоставить ему возможность лоббировать свои интересы. Возникают эти и другие вопросы, которые, я считаю, делают идею нежизнеспособной.

- Но ведь нужна какая-то защита от массовых поставок белорусской продукции.

- Это действительно очень серьезная проблема. Барьеры не поставишь, все действуют в рамках союзного государства. Сегодня наши сельхозтоваропроизводители находятся в неравных условиях с белорусскими коллегами. Основная разница в том, что мы работаем в условиях рыночной экономики, а в Белоруссии цены устанавливает государство. Я не говорю о преимуществах той или иной системы, я просто констатирую факт.

Процентов 60-70% молочной продукции, производимой в Белоруссии, идет на наш рынок. Более того, со слов руководителей государственных молочных комбинатов Белоруссии, есть прямое указание – демпинговать и делать все для того, чтобы захватить российский рынок.

Хорошо это? Для потребителя хорошо, когда есть конкуренция, но надо понимать, что, ставя наших производителей и переработчиков молока в неравные условия в сравнении с белорусами, мы «сажаем» отрасль. Если отрасль не будет зарабатывать деньги, она будет стагнировать. Поэтому государство должно вмешаться в этот процесс, но тут замешана политика, у нас Таможенный союз, и о таких пустяках, как цены на молоко, никто не думает.

Действительно, сегодня особенно болезненная ситуация – в Псковской области. Все дело в нашей географической близости к Белоруссии и в том, что основная продукция Белоруссии пересекается с той, что производят у нас: молоко, кефир, сметана. У нас одни и те же проблемы, связанные с ограниченными сроками хранения пастеризованной продукции  - ее невозможно транспортировать на дальние внешние рынки. Где ее можно продавать? У себя и у соседей. Так и происходит сегодня и в Псковской области, и в Белоруссии.

- Получается, никак не уйти от ситуации соперничества – по крайней мере, в Псковской области. В чем спасение?

- Мы, к примеру, переходим на производство сыров, так как с этим продуктом расширяется география наших продаж – мы даже за Урал можем везти, что и делаем.  И транспортные расходы на такую продукцию составляют 1-3% отпускной цены, а не 10-30%, как по молочной продукции.

Думаю, в нынешних условиях псковских переработчиков спасут только меры по повышению эффективности производства. Сегодня же в Псковской области почти все, кто перерабатывает молоко, работают на старом оборудовании.

- Каковы ваши закупочные цены?

- Сегодня - 15-17 рублей за литр, а в прошлом году цена доходила до 20 рублей за литр. Но речь, хочу заметить, идет о молоке первого и высшего сорта. Мы не принимаем молоко второго и ниже сортов.

Сами производим и перерабатываем молоко. Почему мы решили строить  фермы – чтобы держать весь процесс под контролем, так как самый главный человек для нас – это покупатель. Могу привести примитивный пример, что такое качество сырья. Представьте, вы в деревне, доите с бабушкой корову. Ведро в холодильник сразу поставили - молоко не будет портиться 3-4 суток. А если это же ведро сначала в чулане несколько часов продержали, и только потом поставили в холодильник, то оно в холодильнике через сутки-двое скиснет. На наших фермах, нашем производстве такое исключено, так как мы уделяем огромное внимание качеству и знаем, что потребитель это ценит.

При этом сегодня средний надой на одну дойную корову на фермах «Слактис» составляет 8,8 т в год, что более чем вдвое превышает средние показатели по области. Но мы ориентируемся на европейский рынок с надоями по 12 т.

После 10 лет работы в отрасли я сделал два вывода - сельским хозяйством нельзя заниматься факультативно, этим нужно болеть и жить. И второе - нельзя разделять отрасли сельхозтоваропроизводства и переработки. Они неразрывно связаны, проблемы в одной ведут к проблемам в другой. Так что ситуации, в том числе и ту, которую мы обсуждаем сегодня, нужно рассматривать только в комплексе. Надо постараться услышать и производителей, и переработчиков, и продавцов. 

Елена Калинина


Cюжет:  Молочный кризис в Псковской области



Распечатать:     Комментарии: 7

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать: