Реклама на ЦДИ
 26.11.2024

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

Каким бы мог стать Псков, но так и не стал. Улица Калинина

25.04.2017 15:00 ЦДИ, Псков

Не слишком известная туристам, не очень востребованная у псковичей. Улица Калинина в Пскове скорее была транзитной артерией до Покровской башни у первых и задворками в центре города для вторых. Несмотря на богатое историческое прошлое, интересные памятники архитектуры и выгодное местоположение, сюда редко приходили гулять и почти никогда не приезжали полюбоваться местными видами.

Реконструкция улицы, завершившаяся недавно, по идее должна была переломить этот тренд, а заодно задать вектор - как могут и должны выглядеть псковские улицы в XXI веке. Получилось ли?

Свиная, Успенская, Калинина

В XVI веке на территории нынешней улицы Калинина располагалась башня с проездными воротами, через которую выгоняли на выпас домашний скот, в основном свиней. Поэтому башню очень скоро окрестили Свинорской или Свинузской, а улицу Свиной.

В XVII веке улица получила более благозвучное название - Успенская, в честь возведенной здесь Церкви Успения Пресвятой Богородицы с Полонища. В первоначальном виде храм не сохранился. То, что мы видим сегодня - изящное каменное здание с элементами классицизма - построено на месте древнего сооружения в начале XIX века по инициативе богатой помещицы.

Судьба этой церкви непроста. В 1936 году ее закрыли, а с 1948 года в ней успели побывать фонды Государственного архива Псковской области, отдел культуры Псковского облисполкома и даже молодежный политический театр с клубом. В 1991 году здание вернули РПЦ.

На Успенской улице располагалось и несколько престижных учебных заведений: Епархиальное женское училище (теперь в нем находится штаб 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ), Реальное училище (не сохранилось) и губернская мужская гимназия (ныне школа № 1).

А еще до Великой Отечественной войны 1940-45 гг. по улице Калинина ходили трамваи. В послевоенные годы рельсы еще использовались некоторое время для доставки в ТЭЦ топлива, вплоть до 90-х годов минувшего столетия. Впрочем, существует версия, что эти рельсы проложили специально для этих целей уже поверх трамвайных. Поэтому считать их остатками трамвайного пути нельзя.

Как бы то ни было, железную дорогу в свое время за ненадобностью демонтировали, но не до конца. Частично шпалы просто «закатали» в асфальт. Из-за этого дорога на улице Калинина всегда отличалась неровностью и очень быстро приходила в негодность.

Любопытно, что еще в XIX веке Городская дума обсуждала идею обустроить на Успенской улице прогулочную аллею. Обсуждали слишком долго, пока в дело не вмешалась революция. Ну а пришедшие к власти коммунисты ограничились тем, что дали улице новое имя - Михаила Калинина, «всероссийского старосты», как его называл Лев Троцкий.

В постсоветское время улица Калинина долгие годы не видела нормального ремонта и пришла в плачевное состояние. К счастью, она была включена в туристско-рекреационный кластер «Псковский». Это дало городу надежду привести ее в божеский вид за счет федерального бюджета.

Сначала был проект

Все проекты, которые разрабатывались в рамках реализации туристско-рекреационного кластера «Псковский», встречались общественностью в штыки. И проект реконструкции улицы Калинина не стал исключением. Его рассматривали на двух Градостроительных советах при двух главах администрации - Петре Слепченко в 2012 году и Игоре Чередниченко в 2013-м, и каждый раз рассмотрение превращалось в бурную дискуссию.

Представляла проект Елена Трошкова, директор фирмы «НАИС ППК», ныне отсутствующей на бизнес-карте Пскова. Члены совета возмущались практически через слово - проектными материалами, отсутствием специалистов, беспощадной вырубкой деревьев без четкого дендроплана, отсутствием внятной идеи и чувства стиля.

«Этот проект был сделан без участия архитектора, исключительно инженерами-дорожниками. Все элементы уличного дизайна, благоустройства, озеленения обязательно должны быть отработаны архитектором. Дорожники должны заниматься только технической частью. Решения ведь могли бы быть очень продвинутыми, интересными, или ориентированными на сохранение каких-то исторических особенностей улицы. Но ни того, ни другого сделано не было. По факту весь уличный дизайн взят из интернета. С одного сайта позаимствовали фонарик, с другого - скамейки, с третьего – клумбы», - поделилась председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева.

Вот как раз с точки зрения дорожной инфраструктуры проектировщики и развернулись. Они предложили расширить улицу в среднем с 8 метров (с тротуарами - до 12 метров) до 20 метров. То есть еще на бумаге было понятно, что масштаб исторической улицы изменится до неузнаваемости.

При этом очень большое внимание уделялось парковкам. Серьезных расчетов, конечно, никто не производил. Инженеры просто решили, что проблем со свободными местами для автотранспорта не избежать, поэтому площади под отдых машин выделялись немалые. Предполагалось, что возле Дома Спорта появится многоярусный паркинг, а на протяжении улицы четыре экопарковки – это такие модные нынче площадки, покрытые газонной решеткой, на которую можно ставить автомобили.

Решения, на самом деле интересные, но все эти планы сразу отмели, как избыточные. Хотя, скорее всего, проблема кроется в том, что за экопарковками надо ухаживать. Видимо, чиновники сразу сообразили, что за это никто не захочет браться.

Не оценили члены Градостроительного совета и потуги проектировщиков на оригинальность. Так, идею установить на улице Калинина памятник паровозу посчитали, мягко говоря, странной. Увековечивание доставки топлива до ТЭЦ - это действительно сомнительное объяснение для подобного монумента.

Возведение часовни около границы окольного города тоже показалось экспертом неуместной затеей. «Потому что непонятно зачем. Часовни либо восстанавливают, либо устанавливают в честь какого-то исторически значимого события. Но уж точно не просто так, для антуража», - пояснила Ирина Голубева.

Не прижилась идея проектировщиков и о рубленых избушках - сувенирных лавочках тут же, рядом с паровозом. Между тем, с сувенирами в Пскове дела обстоят не очень хорошо. Туристам еще постараться нужно, чтобы найти место, где они могут прикупить что-нибудь достойное на память.

На самом деле именно дизайнерских решений, или как сейчас модно говорить, фишек в проекте изначально было немного. Ведь главная задача реконструкции улицы Калинина - это капитальный ремонт дорожного полотна с расширением проезжей части и перекладка инженерных коммуникаций. Стоимость проекта оценивалась в 71,7 миллиона рублей, половину из которых предполагалось как раз потратить на замену сетей.

Поэтому удивляться недовольным ремаркам, прозвучавшим на Градсовете, не приходится. Так, Ирина Клименко, которая занимала тогда должность начальника управления по градостроительной деятельности, отметила, что предложенный план легко можно назвать капитальным ремонтом улицы, а вот реконструкцией - едва ли.

Однако кое-что в проекте все же получилось, если не уникальным, то весьма новаторским для Пскова. Так на улице Калинина предлагалось сделать велосипедные дорожки, общая протяженность которых приблизилась к отметке в 800 метров. Это на самом деле не так много, но для нашего города велодорожки на улицах, а не только в парках и на набережных, пока в диковинку.

С интересными идеями решил помочь депутат Псковской городской Думы Александр Самуйлов. Он предложил организовать площадку для кемперов возле бассейна. «Люди могли бы там летом отдыхать, а зимой эта зона превратилась бы в парковку», - пояснил он. Затея оригинальная, но члены Градсовета, похоже, пропустили ее мимо ушей.

В проекте были даже вот такие замечательные клумбы. С нетерпением ждем лета? 

При всех замечаниях и оговорках Градостроительный совет проект реконструкции улицы Калинина одобрил, пусть и без особого энтузиазма. Видимо, эксперты понимали, что бодаться с проектом, на который выделяются федеральные средства, где уже давно выиграны все тендеры, да и работы по большому счету уже начаты, это пустая трата времени.

Зато в очередной раз прозвучала критика в адрес туркластера в целом. Указывалось, в частности, что этот громкий проект напрочь игнорирует памятники архитектуры – федеральные деньги на их реставрацию попросту не выделяются. Поэтому получаются новые, как с иголочки тротуары и велодорожки, а фоном им служат облупившиеся грязные фасады. И никто не задумывается, где нужно поставить туалеты, а где организовать точки общепита. Как будто по кластеру будут ходить не туристы, а роботы.

К сожалению, и улица Калинина не стала исключением.

И тебя вылечат

Самым спорным моментом проекта стала санация деревьев. Под словом санация – скрывается оздоровление. Однако все мы знаем, что санация банков приводит либо к их банкротству или поглощению, а санация деревьев - к банальной вырубке, под корень.

На улице Калинина «вылечить» таким образом предлагалось чуть ли не 200 деревьев. В качестве компенсации – высадить такое же количество саженцев. Ирония в том, и на это обратили внимание участники Градсовета, что далеко не все саженцы смогут вырасти в большие деревья. Около половины – погибнут. Такова природа.

Пока мы с нетерпением ждем новых деревьев, улица по факту лишилась почти сотни лип, которые здесь высадили в послевоенное время. Как ни крути, произошло полное уничтожение зеленого окаймления улицы. Вместе с этим она почти полностью утратила свое пускай провинциальное, но обаяние.

«Было время, когда за липами ухаживали, поддерживали контур, но это время давно прошло. В последние годы за ними никто не ухаживал. Сейчас деревья уничтожают зачастую только потому, что за ними некому ухаживать. Формально для этого есть служба - управление городского хозяйства, но они жалуются на отсутствие средств и специалистов по уходу за деревьями в городском ландшафте», - отмечает Ирина Голубева.

Уход за деревьями - это действительно непросто. Это не только обрезка крон деревьев, которая у нас к тому же осуществляется мало что понимающими в этом вопросе рабочими. Это еще и регулярная подпитка, установка прикорневых решеток. Когда этого не делают, вся грязь попадает в корневую систему, в результате деревья чахнут, деформируются, приходят в аварийной состояние. Что у нас повсеместно в городе и происходит…

«Инженеры не придумали ничего более оригинального, как вместо этих лип посадить туи. Эти пирамидальные деревья вообще никак не ассоциируются с северными русскими городами. У нас их даже в оранжереях не выращивали. Они не свойственны пейзажу губернского города. Тем более, что на этой улице нет современных домов, только послевоенные, в основном очень стандартные, которые очень плохо сочетаются с таким озеленением. Традиционные кусты сирени, ухоженные, конечно, смотрелись бы здесь куда более уместно», - добавляет Ирина Голубева.

Участников Градсовета еще на стадии рассмотрения проекта смущало отсутствие серьезных обоснований по вырубке - дендрологических исследований никто ведь не представил. Но маховик реконструкции уже раскручивался, и все, что смогли предпринять неравнодушные – сесть за проект и буквально по каждому дереву решать: оставить или «вылечить».

Было решено, что Успенскую церковь и церковь Иоакима и Анны нужно полностью очистить от деревьев, чтобы достичь «открыточного вида». Чтобы эти памятники можно было сфотографировать с разного расстояния и ни одно  дерево их бы не заслоняло. При этом градоначальники уверяли, что ни одно другое здоровое дерево при реконструкции не будет уничтожено, только больные. Вот только оказалось, что улице Калинина больным можно посчитать почти каждое дерево.

«Сейчас воплощается жизнь очень хороший проект реконструкции улицы Свердлова, очень много полезного в нем. Но деревья там тоже вырубаются. И причина в том, что у городской администрации нет денег для ухода за деревьями. Нужно ставить этот вопрос перед депутатами. Оголять так город нельзя, у нас будет повсюду пыль. Деревья выступают своеобразным заслоном», - подчеркивает Ирина Голубева.

Что ж, жители домов на улице Калинина этого заслона уже лишились. Любопытно, что в проектной визуализации ООО «НАИС ППК» собранные в фотошопе картинки утопают в зелени деревьев. Естественно, ведь за их основу брались реальные фотографии улицы Калинина в дореконструированном виде. Сейчас улицу можно назвать какой угодно, но только не зеленой. Впрочем, давайте по порядку.

А по порядку был… скандал

Традиционно псковские реконструкции сопровождают скандалы. Не обошлось без них и при обновлении улицы Калинина. Территориальному УФАС категорически не понравилось затягивание сроков реконструкции. Вместо положенных трех месяцев дело затянулось на девять.

Изначально на исполнение контрактных обязательств отводились сентябрь, октябрь и ноябрь. Однако в конце осени на улице Калинина, как говорится, еще конь не валялся. И это при том, что большая часть средств уже была «освоена».

Антимонопольное ведомство усмотрело в этом нарушения закона о контрактной системе. В управлении капитального строительства города в свою очередь заявили, что одновременно перекрывать все улицы невозможно, ведь там находятся ЗАГС, школы, Псковэнерго, поэтому и работы пришлось продлить.

«А вы когда аукцион разыгрывали, об этом не знали?» - резонно поинтересовалась руководитель управления ФАС по Псковской области Ольга Милонаец. По ее мнению, заказчик с самого начала должен был понимать, что установленные сроки соблюсти невозможно, что будут пробки, что погода осенью непредсказуема, что зима на носу. По факту же получилось, что подрядчик не справился с обязательствами. К тому же контракт не просто продлили, а на срок, превышающий предусмотренный первоначальным контрактом более чем в 2 раза!

Закрывать глаза на такое безобразие в региональном УФАС отказались. Правда, наказание получилось … образцово-показательным. За увеличение срока реконструкции улицы Калинина наказали в итоге замглавы администрации Пскова - оштрафовали на 20 тысяч рублей.

Впрочем, довольно предаваться ностальгии. Давайте, наконец, посмотрим, что родилось во всех этих прениях, и к каким звездам городского благоустройства мы прилетели сквозь тернии затянувшейся реконструкции.  

Что получилось

Улица Калинина действительно изменилась до неузнаваемости. Так, что порой кажется, что это уже совсем другая улица в совсем другом городе. Новый асфальт, пешеходные и велосипедные дорожки с удобными съездами, ограждение проезжей части, дополнительное уличное освещение, две детские площадки, скамейки и урны, и даже контейнеры заглубленного типа.

Звучит красиво, но на практике глаз постоянно на чем-то спотыкается. С одной стороны улица вдруг раскрылась с интересной перспективой, церковь Успения теперь издалека видно. С другой, ее внезапный европейский дух кажется каким-то диссонирующим с историческим центром. Хотя именно исторически это улица и создавалась по европейским лекалам.

«Да, изначально она запланирована как улица европейской регуляции, - соглашается Ирина Голубева. - Типично псковские улицы - все криволинейные, а построенные уже по европейскому образцу - прямые. Регулярные улицы создавали элемент перспективы, которая заканчивалась какой-либо вертикалью – например, псковским Собором. Это европейское градостроительное мышление. И эта логика сохранена, вот только масштаб изменился. Потому что деревья визуально сокращали ширину улицы. С точки зрения психологии, город бы воспринимался совершенно иначе, если бы здесь были деревья. Здесь опять же нужна была работа архитектора, который бы привнес в улицу Калинина гармонию. К счастью, на соседних улицах - Георгиевской, Свердлова, масштаб пока держится».

Зато с точки зрения дорог тут все очень хорошо. Можно сказать, образцово. Здесь проложено более 2 000 кв. метров пешеходных дорожек! Гуляй – не хочу. А если устал, то до ближайшей скамейки не придется идти долго, на протяжении улиц их установлено достаточно много. И, к слову, они довольно симпатичные,  да и урн весьма интересное дизайнерское решение.

Велодорожки и тротуары в местах соединения с проезжей частью выполнены с занижением, за это можно смело ставить зачет. Такое понижение важно и для людей на инвалидных креслах, и для молодых родителей с колясками.

 

На каждом перекрестке поставлена тактильная плитка (с неровной поверхностью), которая позволяет передвигаться самостоятельно людям с ограниченным зрением, без сопровождения.

На пять баллов сделаны и люки, которые «утопают» в асфальте и брусчатке заподлицо – никто не споткнется и не потеряет колесо.

Неудивительно, что улица Калинина частично снизила поток автомобилей в центре города. Правда, в будний день большого трафика здесь не видно. Да и на выезд на улицу Кузнецкую водители жалуются, говорят, что он не очень удобен.

Здесь, на пересечении этих улиц, еще и странная история со светофором приключилась. В ГИБДД посчитали, что транспортный тут не нужен, а пешеходный – кнопочный, по «вызову», - до сих пор не включили. Однако переходить дорогу в этом месте откровенно страшно – поток машин очень большой, и лишь редкий автолюбитель предусмотрительно останавливается, пропуская пешеходов. Между тем, переходом пользуются и пожилые люди, и дети.

Зато приятно удивило наличие информационных стендов. Наконец-то! Даже псковичам будет интересно почитать об истории здешних памятников, не говоря уже о гостях города.

 

Хорошим решением смотрится газонная сетка. Она дает возможность ходить по лужайке без вреда для травы и в то же время не дает распространяться грязи с открытого грунта.

К сожалению, здесь же, на улице Калинина, можно увидеть, и чем опасен открытый грунт. Особенно дико это выглядит рядом с церковью Успения. Остается надеяться, что в этом месте будут посажены если не цветы, то хотя бы газонная трава.

На улице Калинина установлено сразу две детские площадки. Прямо друг напротив друга. Причем, если на одной играют дети и рассказывают родителям, как им тут нравится, то на другой – никого нет. С площадками вообще вышел странный конфуз. По сути одну из них перенесли из двора близлежащего дома, чтобы установить рядом с Дворцом спорта, где изначально собирались расширить парковку. А во дворе, видимо, в качестве компенсации, поставили другую – попроще.

Многоярусной парковки не видно, а на одном ярусе автомобилям явно тесно. Да и проезжая часть по бокам прилично заставлена. Возможно, парковку нужно было сделать действительно попросторнее.

Туалетов найти на улице Калинина не удалось, лишь рядом с Домом спорта стоит одинокая будка без опознавательных знаков. На двери – замок. Где брать ключ – неизвестно. Скорее всего, он для охранников стоянки. Интересно, что в проекте «НАИС ППК» туалетные кабинки были, но в реальности они так и не появились. Куда будут бегать обремененные внезапной нуждой туристы – вопрос открытый.

Контейнеры заглубленного типа для сбора твердо-бытовых отходов, установленные на этой улице, вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны их удобство сложно переоценить. К тому же они выполнены в интересной с точки зрения дизайна форме. Однако многих специалистов они раздражают.

Коммунальные службы, видимо, очень торопятся, поэтому крышки контейнеров закрыты плохо...

Так председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева назвала их «помойкой посреди улицы». «Если они для местного населения, как заявлено, то их нужно делать на специальных хозплощадках. Если для туристов, то их явно не порадуют груды мусора на туристическом маршруте. Это опять же следствие того, что никакого архитектора при разработке проекта не было», - высказалась она.

Неприятным сюрпризом она назвала и обилие ограждений вдоль улицы. «Люди возмущаются. Такие загородки должны ставить в опасных местах - на переходах, на перекрестках, там, где школа и церковь. Но зачем их ставить по всей улице? Совершенно ясно, что кто-то сорвал очень хороший заказ. Пусть бы они хотя бы красивыми были. Но эти решетки не имеют никакой дизайнерской формы, это самая дешевая грубая заводская работа. Они никак не связаны с обликом улицы», - поделилась мнением Ирина Голубева.

Незамысловатые решетки смущают еще и тем, что многие секции уже начали ржаветь, а на выезде на ул. Кузнецкую стоит целый блок - откровенно ржавый. Как часто их будут зачищать и красить? Если этим не заниматься, они вне всякого сомнения изуродуют облик обновленной улицы.

  

Убирают улицу Калинина немного странно, просто сметая всю грязь по краям тротуаров.
Ветер и пешеходы снова разносят всю грязь по улице...

Велодорожка на протяжении всей улицы Калинина проходит по одной стороне, ближе к ул. Советской. С двух сторон она отделена зеленой зоной, и лишь в некоторых местах пересекается с тротуаром. Кстати, последний выполнен в брусчатке, а для велодорожки предусмотрено асфальтовое покрытие. Однако, и это вполне предсказуемо, пешеходы предпочитают ходить именно по велодорожкам.

 

Не совсем понятно пока, в чем в принципе смысл велосипедной дорожки на улице Калинина в существующем виде - прокатись туда-обратно? Хочется верить, что велоинфраструктуру города - улиц Калинина, Свердлова, Финского парка и набережной Псковы в будущем объединят в единое целое. Пока это выглядит разрозненно и  смотрится чисто формальным решением. Поэтому и не видно пока на улице Калинина ни одного велосипедиста.

К новогодним праздникам на улице Калинина впервые появилась новогодняя иллюминация, а рядом с Домом спорта установили нарядные новогодние шарики. Иллюминация, к слову,  установлена инвестором, занимавшимся реконструкцией улицы Калинина, в рамках взятых социальных обязательств. Любопытно, что  на летний период она не демонтируется. Только смотрится это несколько… неоднозначно.

Образец?

Председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева уверена, что главная проблема реконструкции улицы Калинина заключается в том, что никто не пытался ее регенерировать. Это не значит, что нужно было восстановить улицу Успенскую по старым фотографиям. Но у нее были интересные особенности, которые можно было бы восстановить – например, характерные фонари. По факту же делали по принципу – на что хватило времени и денег, а ни того, ни другого не хватало. И это видно и в элементах освещения, и в ограждении, и в каких-то мелких огрехах.

 

К сожалению, отсутствие зелени обнажило не всегда приличные фасады. Надежд на их скорую реставрацию немного. Пожалуй, скорее тут вырастут новые деревья, которые вернут улице прежние масштаб и обаяние и скроют неприглядные моменты. Саженцев действительно много. Когда они подрастут, на их фоне, возможно, и решетки не будут резать глаза.

 

Не стоит забывать, что на этой улице расположены замечательные памятники - две церкви, дом священника Иоанна Кирилловича Кюппара, доходный дом Градум Берты Эрнестовны… Интересным объектом является даже железный столб первой электросети, стоящий здесь с незапамятных времен. Его не поставили на охрану, поэтому он пока не является памятником, но общественникам удалось его отстоять. Их осталось не так много по городу.

Вездесущие вандалы и здесь умудрились внести свою лепту...

Такие фишки, безусловно, нужно показывать туристам. В региональном госкомитете по культуре нас заверили, что улица Калинина уже включена  в туристические маршруты.

Президент Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада «АСТУР» Гелена Самохвалова не думает, что улица Калинина сама по себе увеличит турпоток в Псков, однако в целом комплексе в рамках реализации туристко-рекреационного кластера «Псковский» выстрелить может. «Туристы наверняка оценят такое развитие инфраструктуры в городе», - пояснила она.  

Дорожка до Покровской башни тоже приятно преобразилась

Вот только с инфраструктурой пока у нас получается не очень. Да, здесь есть неподалеку отель «Покровский», гостевой дом «У Покровки» и скоро откроется еще один туристический объект. Но на самой улице не хватает тех же точек общепита.

В целом, реконструкцию улицы Калинина нельзя назвать провальной. Здесь очень много интересных и важных для жизни города находок и в каком-то смысле достижений. Но присваивать ей титул образцовой пока не хочется. Еще есть над чем поработать. И поработать основательно.

 

Фото автора, pln24.ru, pleskov60.ru

Еще больше фотографий ЗДЕСЬ>>>

Александр Серединин


Cюжет:  Каким мог бы стать Псков



Распечатать:     Комментарии: 24

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают