Инфраструктура / Благоустройство | весь раздел
Кластер-ломастер: плюсы и минусы изменения привычных городских пространств в Пскове
Реконструкция по проекту создания туркластера «Псковский», которая продолжается в областном центре уже около пяти лет, сломала многое из того, что было привычно псковичам - нахоженные тропы, места парковок, общие виды. Как это обычно бывает, ломка стереотипов - процесс закономерный и необходимый, но болезненный. Тем более что среди горожан достаточно тех, кто считает нынешнюю ломку ущербной, непродуманной.
«Ох уж эти псковичи - им вечно что-то не нравится!», - скажут одни. И тут же получат в ответ от оппонентов, оглядывающих внешне похорошевшие за последний год улицы Пушкина и Калинина (а в перспективе еще и Свердлова): «Не спорим, красиво, но туристы уедут, а нам-то здесь жить»... Центр Деловой Информации выяснил, что же вызывает возражения у псковичей на трех центральных улицах, чей облик не менялся с незапамятных времен - Пушкина, Калинина и Свердлова.
Пешеходная улица без пешеходов: Пушкина
Стоимость выполненных работ: 170 млн рублей (совместно с улицей Ленина)
Протяженность - 205 метров.
Что сделано: перевод улицы в категорию «пешеходная» в границах Октябрьский пр-т – ул. Ленина. замена асфальтового покрытия, прокладка новых инженерных сетей, установка новых опор освещения, малых архитектурных форм, озеленение территории. Предполагалось также устройство площадки общественных мероприятий, с установкой в центре памятной композиции (Н.Н.Гончарова).
Цитата: «Скамеек недостаточно для того, чтобы появилась пешеходная зона. Все сделано в недодуманном виде!» (Владимир Шуляковский, архитектор)
Минусы (по мнению псковичей): урны («похоронные», как характеризуют их в комментариях), пустота, отсутствие интересных точек торговли, развлечений или общепита, вырубленные деревья, отделка плиткой.
Псковичи достаточно долго приглядывались к новой улице, не веря своим глазам. Предпринимательское сословие до сих пор не осознало выгод нового решения улицы: несмотря на то, что городская администрация открыта к диалогу и ждет заявок на размещение торговых точек и общепита на Пушкина, псковский бизнес не торопится занимать пустующие площади, предпочитая сначала разузнать правила игры. А правил до сих пор нет (подробнее ЗДЕСЬ).
Что касается мнения горожан - то многим новая улица пришлась по душе, в том числе тем, кто живет в этом районе. Стало чище, ухоженнее, нет постоянного движения автомашин, музыка из Пушкинского театра - все культурно! С ними соглашаются и туристы. Елена, псковский экскурсовод со стажем, поделилась с нами впечатлениями: «Улицу Пушкина сделали пешеходной - это здорово, ведь часто приходилось слышать, что, мол, в Пскове очень не хватает пешеходной зоны. Сравнивали с пешеходными улицами в разных городах... правда, там на пешеходных улицах находятся разные магазины и кафе».
Похоже, это один из главных упреков в адрес «реконструкторов»: в найденной форме должно появиться достойное содержание. Из предложений, которые то и дело звучат на разных площадках обсуждений - высадить деревья, разместить общепит, интересные магазинчики, кафе, акцентировать внимание на музее Спегальского, находящегося здесь, разместить ремесленников, продумать внешний вид продолжения улицы Пушкина. «Было бы интересно еще продумать какие-то оригинальные уголки, - делится своими соображениями Елена, - возможно, памятники, в том числе шутливые. Мне кажется, что достойные памятники и парки - пусть хоть кованых, хоть каких скульптур, очень оживляют те же туристические маршруты!»
Кстати, не продумана и наполненность улицы Ленина в районе ее пересечения с Пушкина. Со стороны бывшего детского садика здесь расположилась новая зона, в проекте названная «уличная эстрада музыкантов». Ни одного музыканта, насколько нам известно, здесь пока не «засветилось». Да и взгляду зацепиться не за что.
Бельмо размером в километр: улица Калинина
Стоимость выполненных работ: 155 млн рублей
Протяжённость - 841 метр
Что сделано: ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части, установка светофора на пересечении улиц Калинина и Кузнецкой, устройство нового тротуара, смотровой площадки из тротуарной плитки, зеленой пешеходной зоны (газон посажен по георешётке, что позволит сделать его более стойким к вытаптыванию), малых архитектурных форм, контейнерных площадок, велодорожки. Замена всех инженерных сетей, санация старых деревьев (181 штука) и посадка новых (192 штуки). Четыре зоны отдыха, около 200 машиномест (основная парковка, примерно на 150 машиномест, - на участке возле здания штаба 76-й десантно-штурмовой дивизии и Дома спорта. Остальные машиноместа - в уширениях дороги). Напротив основной парковки - рекреационная зона с детской площадкой.
Цитата: «Улица Калинина - одна из самых сложных и проблемных в Пскове. Как бельмо в глазу!» (глава города Иван Цецерский).
Минусы (по мнению псковичей): неудобные схемы движения пешеходов в районе штаба и Дома спорта, отсутствие ограждения детской площадки, сужение дворовой территории дома по улице Советской 35а, спил деревьев, нарушения, допущенные при укладке асфальтового полотна.
«Улицу Калинина давно нужно было приводить в порядок, - уверена наш экскурсовод, - ведь рядом Покровский комплекс, кроме того, здесь скоро откроется новая гостиница». Действительно, с этим мнением трудно спорить. Если раньше Калинина была, скорее, направлением, чем улицей (таксисты и вовсе отказывались порой ехать в тот район), то теперь благодаря реконструкции открылась удивительная чистая перспектива. Улица-то оказалась красивой!
Тем не менее, ломка старого не проходит без проблем. Создававшие проект не учли маршруты движения людей. Есть такая практика: прежде чем класть асфальт, смотрят - где появятся тропинки, именно там делают дорожку. Зеленые зоны в районе дома 35а по улице Советской остались в прежних границах. Кто может дать гарантию, что свеженький газон не падет жертвой мамочек с будущими чемпионами по плаванию или - того хуже - паркующихся автомобилей? Тем более что с парковками - тоже загвоздка.
Двор на Советской и раньше был проблемным с точки зрения подъезда для транспорта, а после реконструкции стало еще хуже. Об этом нам рассказали сами жители дома. Они неоднократно, еще до реконструкции, отправляли официальные письма в администрацию города с предложениями по улучшению и даже удешевлению работ. Ни одно из них рассмотрено не было, уверяют жильцы, а в присланных документах цифры порой противоречат сами себе (копии есть в распоряжении редакции).
«Мы просили расширить дорожное полотно: в отдельно взятом дворе транспортный коллапс каждое утро, - рассказывает Алексей, житель дома. - Ставят машины не только жильцы, но и служащие из штаба, охраны, близлежащих организаций: кафе, Центр решения социальных проблем ветеранов. Нам объяснили, что будет оборудована большая автостоянка у бассейна, но это еще когда будет. И не факт, что люди прекратят парковаться в нашем дворе. Нам объяснили, что на зеленой зоне машины по определению нельзя ставить. Мы и не ставили бы, если бы было другое место. Мы рады, что город потихоньку приводят в порядок. Но в результате сейчас не подъехать ни к кафе, ни к подъезду. К тому же во время ремонтных работ дворовую территорию «расковыряли» спецтехникой, теперь двор непригоден для проезда. Просим привести в порядок - ссылаются на домоуправление и обещают рассмотреть возможность включения в план ремонта дворов на 2016 год».
Еще одна проблема, которая беспокоит жильцов дома, - велодорожка, которая будет пролегать вдоль Калинина. Рядом будет располагаться детская площадка. «Мы не против велосипедистов, но просим поставить ограждение: в Москве были случаи, когда на велодорожках насмерть сбивали людей. Мы понимаем все: делается проект под туркластер. Но не хотим, чтобы у нас во дворе тоже случилось что-то подобное. Нам отвечают, что не имеют право оборудовать ограждение». Кстати, велодорожку большинство пешеходов считает пешеходной. Люди ходят именно по ней. Почему? Во-первых, зима - из-за снега не разобрать, где тротуар, где мечта велосипедистов. Во-вторых, тротуар очень узкий. По словам все тех же жильцов, если парой идёшь, то встречному человеку будет не обойти.
Доходит до смешного: в документации, присланной жильцам дома, среди всего прочего значится, что на территории будет установлено 24 урны. «Зачем столько? - удивляются псковичи. - Давайте уж тогда 28 урн - по количеству квартир в доме! Да и какие это будут урны? Если такие, как на Пушкина - совмещенные со скамейками - так не надо таких, на них сидеть некомфортно». И добавляют: деревья на улице спилили и оголили фасады облезлых домов. Даже зимой растительность более-менее прикрывала «срамоту». «Да и чем на Калинина любоваться? - откровенничают псковичи. - Там только церковь и школа. Остальное - новоделы постсоветской постройки».
Остается только шутить: «Власть оказывает услуги, так? Но если услуга оказана некачественно, мы имеем право обратиться в Роспотребназдор. Ну, или сменить того, кто оказывает услуги».
Мелочи бывшей Стенной: улица Свердлова
Стоимость проекта: 30 млн 600 тыс. рублей
Протяженность тротуаров - 1765 м. Локации: от реки Великой до реки Псковы (Петровские бастионы, крепостная стена Окольного города, Летний и Ботанический сады, памятник Пушкину, парк игровых аттракционов, Зеленый театр, «таблетка»).
Что будет сделано: обустройство велосипедной дорожки (которая соединит веломаршрут вокруг исторического центра Пскова), мест для парковок автотранспорта вдоль улицы Свердлова, появление еще одного фонтана в Ботаническом саду, установка памятника известному псковскому велосипедисту Глебу Травину.
Подробнее: у Зеленого театра появится надежное высокое ограждение, крыша, кафе, туалет, в административной пристройке - отопление, пожарная сигнализация и система пожаротушения, система видеонаблюдения, возможность подъезда на территорию перед сценой, задвижные или переносные ступеньки для хорового пения, замена зрительных мест на сиденья или скамейки и даже организация места звукооператора.
При реконструкции административно-развлекательного здания «Летнего сада» предполагается предусмотреть устройство «универсального зала для проведения концертов, массовых мероприятий, танцевальных вечеров» и «рассмотреть возможность устройства ограждающих конструкций второго этажа». Кроме универсального зала в здании должны быть предусмотрены детское кафе, гардероб, гримёрные комнаты, административные кабинеты, мастерские для художников и оформителей, для техников, для звукооператоров, для хранения аппаратуры, для хранения декораций, баннеров, помещения для дворника и уборщиков, для сторожа, общественный туалет и туалет для артистов.
Цитата: «Хотелось, чтобы в итоге город получил территорию, удовлетворяющую всем современным требованиям: с прогулочными площадками для мам с детьми и для маломобильных групп, велодорожками и, конечно, памятниками, интересными для туристов. Хорошо, что именно псковская организация занимается этим. У иногородних специалистов такого дотошного отношения к мелочам нет. Они знают, что скоро уедут. А нам не все равно. Мы здесь живем. Вспоминать нас – хвалить или ругать – потом будут долго» (Аркадий Гинделес, гендиректор института «Псковгражданпроект»).
О минусах пока можно говорить только гипотетически - проект будет реализован в жизнь только в будущем году. Но уже сейчас общественность обсуждает высокую стоимость проекта («это 450 тыс. евро! за 500 000 евро в Вильнюсе был сделан новый парк, гораздо круче, чем все наши трущобы» - из комментариев), габариты будущего забора вокруг Летней сцены, предстоящий спил деревьев и отсутствие тени, мощение набившей оскомину брусчаткой. Псковичи, как и в случае с реконструкцией набережной, сокрушаются, что не будет отреставрирована крепостная стена (стоит отметить, что эта задача и не стояла в рамках туркластера). Спрашивают, будет ли отремонтировано здание детского сада №7 на улице Свердлова. Предлагают вернуть улице прежнее название - Стенная. Надеются, что обещанная велосипедная дорожка появится - как и контейнеры для мусора с подземным мусоросборником.
***
Согласно Толковому словарю русского языка, ломать - значит «сгибая или ударяя с силой, разделять надвое, на куски, на части, отделять части чего-нибудь». Реализация туркластера «Псковский» весьма резко разбила жителей города на сторонников, противников и тех, кто «воздерживается».
Тем не менее - ТУРИСТИЧЕСКИЙ кластер медленно, но верно начинает работать. «Те, кто приезжал в Псков раньше, отмечают, что город становится чище, зеленее и приятнее во всех отношениях, - рассказывает экскурсовод Елена, которая еще пару лет назад делилась со мной прямо противоположными отзывами туристов. - У нас к новому всегда очень тяжело относятся. Наши ярые защитники лучше бы посодействовали ремонту смотровой площадки в Кремле...»
Речь идет о смотровой площадке, с которой открывается классический псковский вид — башни Плоская и Высокая по двум берегам устья Псковы. Пару лет назад ее уже закрывали (по официальной версии, «на ремонт»). Нынче туда вновь не попасть. Говорят, что стена, которая идет по периметру площадки, вот-вот обрушится... Может, слухи? «Ох уж эти псковичи - им вечно что-то не нравится!», - скажут одни. И тут же получат в ответ от оппонентов, оглядывающих внешне похорошевший за последние несколько лет Псков: «Не спорим, красиво, но туристы уедут, а нам-то здесь жить»...
Елена Никитина
Cюжет: Коммерческая недвижимость в Пскове
В Пскове не хватает объектов для проведения досуга - мнение эксперта
В Пскове торговые комплексы потеряли 20% покупателей
Торговые ряды в ТРК «Акваполис» стали ближе к псковичам - эксперт
Крупнейший в Пскове кинотеатр «Мираж Синема» откроется в июне
Коммерческая недвижимость в Пскове переживает не лучшие времена - Роман Максименко
Кластер-ломастер: плюсы и минусы изменения привычных городских пространств в Пскове
Три шкуры с одной коровы
Некуда расти: коммерческая недвижимость Пскова в период кризиса
Спад цен на дорогое жилье и коммерческую недвижимость прогнозируют псковские эксперты
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции