Реклама на ЦДИ
 27.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Контрактная система госзакупок: играем по-новому. Комментарии Псковского УФАС

23.01.2014 08:57 ЦДИ, Псков

Кто из нас не дает обещаний начать новую жизнь с наступлением Нового года! Пока мы обещаем - государство вовсю действует. Так, 1 января вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), который полностью заменил действовавший ранее закон о госзакупках (ФЗ №94). Правила игры, изученные вдоль и поперек за восемь лет, обновились. Самое интересное: уже принятый, новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел ряд изменений еще до вступления в силу... Что же ждет заказчиков по организации и проведению закупок и участников госзакупок? Консультант ЦДИ - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольга Милонаец.

Перемены - к лучшему?

Основной целью «перезагрузки» старого ФЗ№94 было создание контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая регулировала бы госзакупки от этапа планирования до этапа оценки их эффективности. Ключевое слово здесь - «система», поскольку ранее закупки регламентировались в основном только по процедуре отбора поставщика. Как рассчитывает Правительство, с помощью нововведений на госзакупках можно будет сэкономить не меньше триллиона рублей за три года.

Самое главное изменение: закупки становятся открытой системой отношений, которая начинается с планирования закупок, включает в себя определение поставщика и заключение договора с ним, контроль исполнения, а также последующий мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок (ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Новый закон продолжает прежний курс на полную информационную открытость закупок. Ресурсом, на котором заказчики размещают извещения о проведении закупок, закупочную документацию, итоговые протоколы по проведенным процедурам, а также информацию о заключенных контрактах, на переходный период является  сайт http://www.zakupki.gov.ru. Здесь же вы можете найти «черный список» поставщиков, то есть  реестр недобросовестных поставщиков. С 1 января 2016 г. на этой базе должна быть создана новая единая информационная  система. Ее главной особенностью будет полный охват закупочного процесса – от стадии планирования до стадии исполнения. Нажав на пункт графика закупки любого поставщика, вы увидите полную историю закупки данного объекта.

Для потенциальных поставщиков важным нововведением представляется включение в контрактную систему планирования закупок. Предусмотренная законом детальность и подробность планирования позволит им заранее и четко отслеживать и рассчитывать предполагаемые поставки и соответственно, предполагаемые  затраты (например обеспечение заявки и обеспечения исполнения контрактов. В планах закупки придется  также защищать обоснование объекта закупки, т.е. для достижения каких из 3-Х целей: выполнение каких функций, полномочий, реализация каких государственных программ) необходимо приобретение указанного объекта - приобретается товар, работа, услуга.

При отсутствии, недостаточности, неполноте обоснования закупка может быть снята с размещения. Кроме того, с 1 января 2016 г. заказчики будут не вправе осуществлять закупки, не включенные в план-график и план закупок (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.

Еще одно принципиальное новшество контрактной системы – это увеличение способов определения поставщика, которые могут использоваться заказчиком. Причем, в отличие от Закона № 94-ФЗ, основным способом закупки является не аукцион в электронной форме, а открытый конкурс (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). При проведении открытого конкурса заказчик вправе устанавливать определенные требования к объекту закупок, а также критерии оценки предложений участников по соответствию этим требованиям. Победителем признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Обоснование установления таких требований также должно быть отражено заказчиком в плане-графике (ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Перечень критериев, по которым сможет оцениваться поставщик, предусмотрен ч. 1 ст. 32. Это: цена товара; расходы на эксплуатацию и ремонт приобретаемого товара, использование результата работ; функциональные, технические, экологические характеристики товара, а также квалификация участников закупки (наличие финансовых ресурсов, необходимых специалистов, деловая репутация на рынке). В дальнейшем в планах у Правительства конкурсные процедуры из кабинетов заказчиков перенести на электронные площадки

Помимо конкурса и электронного аукциона, Закон № 44-ФЗ предусматривает такие упрощенные формы закупок, как запрос котировок и запрос предложений. Очевидно, что новые правила запроса котировок понравятся предпринимателям. Процедура из закрытой кабинетной превращается в публичную. То есть участник, который подал заявку на запрос котировок (кстати, в запечатанном конверте) имеет право присутствовать на вскрытии и заслушать все предложения конкурентов.

Принято очень много говорить о нерадивых заказчиках, но достаточно редко обращаются внимание на то, что «недобросовестных участников» не меньше – тех, которые организовывают сговоры на торгах, «сносят торги», приносят «липовые банковские гарантии», срывают сроки исполнения контракта, занижают  (демпингуют) стоимость, а потом «ставят ультиматумы заказчикам», зная о нюансах бюджетного законодательства. Специально для данной категории участников Ольга Милонаец сообщила: "В законе предусмотрено множество защитных механизмов от таких действий. Изучите для начала, придется сделать выбор!"

Наиболее важным нововведением в части борьбы с поставками дешевой и некачественной продукции представляется введение антидемпинговых мер. Им полностью посвящена ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Антидемпинговые меры будут применяться для процедур конкурса и аукциона в любом случае, если цена, предложенная участником, будет на 25 и более процентов ниже начальной цены контракта.

Эти и другие изменения, зафиксированные в новом законе, напомним, вступили в силу 1 января 2014 года. Но: 28 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ, который внес поправки в ФЗ №44. По оценкам экспертов, основная масса изменений носит юридико-технический характер и направлена на унификацию используемой терминологии, замену ссылочного аппарата. Однако вносятся существенные поправки и в сам Закон о контрактной системе, простым включением предлога «не», от которого изменяется весь смысл статьи (например, ст. 30).

Новее нового

Нельзя сказать, что псковские заказчики и исполнители заказов не были готовы к изменениям, связанным с принятием нового закона: на базе ТПП, ФАС и других организаций и ведомств с апреля 2013 года проводились разъясняющие курсы и семинары. Но как выясняется, закон еще не заработал, а в него уже начали вносить изменения, и значит, всем придется знакомиться с поправками к ФЗ№44, ведь - очевидно - незнание закона не освобождает от его выполнения.

По словам заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольги Милонаец, следует обратить внимание на новеллы, датированные 28 декабря прошлого года, а именно:

1. Согласно ФЗ№44, если проведенные закупки с преференциями для субъектов малого бизнеса торги признавались несостоявшимися, заказчик мог заключить контракт с любой другой организацией. С учетом поправок 28 декабря ситуация в корне меняется: такие торги будут проводиться до тех пор, пока не найдется подрядчик.

2. Приятные поправки в ст.93. Заказчик может заключать договора с единственным поставщиком по 34 пунктам (до 28 декабря их было 28). Например, в число таких «единственных» добавили элетроэнергетику. Впервые добавился пункт об аренде, правда, с оговоркой: только если аренда оказывается для обеспечения функций организации, то договор можно заключать без проведения соответствующих процедур

3. Статьей 31 вводится новая норма для участников торгов: теперь категорически запрещено прямое участие в закупках родственников заказчиков.

4. До недавних пор Закон был просто процедурным (то есть обсуждать можно было практически только процедуру размещения) - сейчас на любом этапе закупку можно опротестовать, снять ее даже на этапе планирования - посредством жалобы в органы финансового контроля, Прокуратуру, казначейство и т.п. Планируется, что важную роль в этом будет играть институт общественного контроля: все закупки будут обсуждаться, а значит, любая общественная организация сможет обжаловать планы заказчика. Впрочем, общественность пока мало готова к контролю за госзакупками: согласно опросу «Российской газеты», 62% россиян знают о нюансах закона о контрактной системе лишь в общих чертах.

«В связи с вступлением в силу нового закона и поправок к нему, безусловно, работать станет сложнее, - отметила Ольга Милонаец, - но надо понимать, что все поправки предусмотрены с важной целью - скорректировать привычные схемы действий, убрав соблазн обратиться к единственному и постоянному исполнителю заказа. До прошлого года существовало много возможностей заключать договоры с «дружественными» компаниями. Например, если не было участников торгов, заказчик выбирал их сам. Сейчас - придется выяснять, по какой причине сложилась такая ситуация: возможно, выдвинуты неправильные условия или завышены цены. Повторные процедуры будут проводиться до тех пор, пока кто-нибудь не придет».

А индивидуальные предприниматели против!

В разговоре с Ольгой Милонаец мы не могли не обсудить отношение псковского бизнеса к законам о госзакупках. Не секрет, что многие считают систему электронных торгов нечестной коррупционной схемой, позволяющей предельно занижать стоимость контрактов и тем самым «выбивать» из игры менее крупных участников.

По мнению Ольги Милонаец, индивидуальные предприниматели в большей степени по привычке говорят о сложностях электронных торгов: «Сейчас количество несостоявшихся аукционов огромно. Малый бизнес просто не выходит на электронные площадки, - здесь Ольга вспомнила анекдот о человеке, который просил небеса о выигрыше в лотерее и не удосужился пойти купить лотерейный билет (в нашем случае - заполнить заявку или получить ЭЦП). - Около 40% аукционов признается несостоявшимися по причине отсутствия участников. Бизнесу важно вовремя проснуться: они не участвуют в аукционах и ждут, когда к ним придут. Но в условиях закона о контрактной системе так можно и не дождаться: выиграет только тот, кто подаст единственную заявку».

Каков может быть вывод из всего сказанного? Изучать ФЗ№44 надо и заказчику, и бизнесу, причем чем раньше - тем лучше. «Пока что основной интерес к сложностям нового закона проявляют заказчики - ведь они рискуют быть оштрафованными, - объясняет Ольга Милонаец. - И если бизнес не начнет интересоваться основными правилами игры по-новому, он будет упускать контракты. В общем и целом новый закон и поправки к нему направлены на развитие конкуренции, предоставление бизнесу ряда преференций и, безусловно, эффективные закупки (это надлежащее качество за разумные деньги, да и конечно на остановку «разыгравшегося разума».

КСТАТИ

Процент обращений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по вопросам контрактной системы очень высок. Как сообщили ЦДИ, в феврале на базе УФАС планируется проведение «круглого стола» с бизнес-сообществом  (вход свободный), в ходе которого будут освещены новеллы ФЗ№44 и обсуждены проблемы применения законодательства (следите за информацией на сайте Псковского УФАС России).

Елена Никитина


Cюжет:  УФАС



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.040930032730103