Торгово-Промышленная Палата | весь раздел
Бизнес еще долго будет расплачиваться за жульническую политику Центробанка - Владимир Зубов о кризисе
Рубль стремительно падает, нефть дешевеет, Центробанк говорит о двузначной инфляции в начале 2015 года. Как оценивают ситуацию псковские эксперты?
К непростой текущей ситуации в российской экономике привели алогичные действия правительства, а прежде всего - Центрального Банка РФ. Таким мнением поделился с корреспондентом ЦДИ президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Он считает, что мегарегулятор действует вопреки здравой логике и практике финансового рынка, а у предпринимательского сообщества невольно возникает вопрос о профессиональной пригодности работников ЦБ и Минфина.
«Весь сегодняшний тремор, происходящий в экономике страны, связан отнюдь не с падением цен на нефть, а с совершенно безрассудной политикой наших финансистов, которые делают все наперекор стабилизации рубля. Возникает вопрос, почему таким людям доверяет наш президент? Я считаю, что Госдума совершенно правильно возбудила расследование по факту дестабилизации экономики и курса рубля», - высказался он.
Владимир Зубов считает, что население страны в этом случае выступает «спонсором» этих мероприятий. Ведь все они отражаются на ценах.
- Владимир Анатольевич, курсы валют, мягко говоря, не радуют. Как они отражаются на всех нас?
- Доллары и евро нужны как некое промежуточное средство для спасения своих активов. И у граждан, и у банков. Поэтому сейчас и идет активная ажиотажная скупка, а Центробанк активно финансирует коммерческие банки дешевыми деньгами, которые они используют не на развитие предпринимательства, потому что бизнес под такие сумасшедшие проценты деньги просто не возьмет, а на скупку тех же самых долларов и на их перепродажу на повышенном курсе.
Сейчас доходность этих операций у банков составляет около 400% годовых. Ни один бизнес не даст такого подъема. У нас совершенно смещены акценты от поддержки бизнеса в поддержку банковского сектора. И как бы наш президент не ругал спекулянтов прилюдно, по факту наше государство в лице банковских групп активно их поддерживает. Мы же в виде населения и бизнеса, который представляет Торгово-промышленная палата, вынуждены за эту, можно сказать жульническую, политику расплачиваться.
Я думаю, что эта ситуация затянется достаточно надолго. Потому что реальных конкретных шагов по выходу из этой ситуации нет. Этот кризис нельзя сравниваться с кризисами 1998 или 2008 годов. В первом случае он закончился за два дня, во втором – за месяц. Тогда госбанкам запретили давать в долг коммерческим банкам, и это пресекло спекуляции на рынке валют. И все встало на круги своя. Сейчас же они активно осуществляются через специальную схему сделки РЕПО…
Сегодня происходит изъятие «лишних» денег из карманов граждан. По моему мнению, государство, ориентируясь на сырьевую экономику, не создало мощного производственного сектора, зато напечатало много необеспеченных денег. Теперь происходит процесс их изъятия.
- Если говорить о предпринимателях, кому достается в этой ситуации крепче? Малому и среднему бизнесу или «крупняку»?
- Под основной удар попал средний и малый бизнес, потому что крупный бизнес знает, что может диктовать свою волю правительству. Как вы думаете, кто основные претенденты на получение денег из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния? Казалось бы, все эти нефтяные отчисления специально складывались, чтобы поддержать в случае критических ситуаций самую незащищенную часть населения России – пенсионеров, обездоленных людей и так далее.
Оказывается, нет. Первыми заявки на средства фонда выставили: Роснефть, которая хочет получить 3,2 трлн рублей, банк ВТБ, Газпром и Газпромбанк. То есть те организации, которые говорили, что они флагманы, что они спасают Россию и зарабатывают прибыль. Но не Россию они спасают, а самих себя и тех чиновников, которые почему-то даже при таком уровне кризиса позволяют себе получать зарплату в 50 млн долларов ежегодно.
- Наверняка, негативная ситуация в экономике скажется и на рынке трудоустройства?
- Безусловно. Полагаю, в 2015 году будет вал сокращений. Пока люди еще терпеливо ждут и финансируют свой персонал из существующих запасов. Не исключено, что они потратят весь свой резерв на сохранение персонала, потому что более ценного актива у бизнеса нет. Но многих все-таки вынудят расстаться с частью сотрудников, а государство опять будет в проигрыше. Потому что социальная нагрузка увеличится - нужно будет оплачивать пособия безработным. Получится снежный ком увеличения социальных обязательств при снижении реальных финансовых поступлений. Бизнес-то не работает!
- Кризис связан исключительно с геополитической ситуацией, или он был неизбежен в любом случае?
- Такая сложная ситуация сейчас не только у нас, она усугубляется по всему миру. Каждое государство готовится к такой ситуации заранее, для этого есть научные мозги. Наша страна, к сожалению, с этим домашним заданием справилась на «двоечку».
Бизнес соседних государства, и в целом Европы сегодня чувствует себя тоже не очень хорошо, потому что их продукция, которая экспортировалась, стала не нужна, а внутренний рынок перенасыщен. Чувствуют себя хорошо только американцы и китайцы, потому что одни генерируют деньги, ничем не обеспеченные, другие за эти деньги производят товар для всего мира.
- Можно ли было предотвратить этот кризис или хотя бы смягчить его последствия?
- Рассуждать в сослагательном наклонении «чтобы было бы, если бы», наверное, не совсем правильно. Однако, я считаю, все было бы иначе, если бы в свое время деньги Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вкладывались в развитие промышленности. Мы только в прошлом году созрели для понимания, что промышленность и производство являются одним из базисов экономики. До этого и слышать об этом никто не хотел.
В свое время ТПП РФ подготовила три концепции, разработки которых началось еще при руководстве Евгения Примакова. Наконец-то на них обратили внимание. Но, если бы уже в то время деньги были направлены на закуп самого современного оборудования для импортозамещения, мы бы уже имели современные заводы, которые могли бы переориентироваться на выпуск высокотехнологичной продукции. И рынок труда был бы заполнен, и места с высокой заработной платой появились, на которые устраивались бы наши толковые выпускники, а не уезжали за границу. Это бы и демографическую проблему решало.
Сейчас нужно дать полную свободу бизнесу. Ни в одной развитой стране бизнес не платит такого количества налогов, как у нас. При этом в правительстве наблюдается отсутствие единомыслия по этом вопросу. Одни говорят, что налоги надо снизить, другие - повысить. Рождаются сомнительные проекты с 22 сборами на муниципальном уровне. Хорошо, что они не прошли общественный фильтр и возмущение общественных организаций, представляющих интересы бизнеса.
Во всех государствах, если хочешь развивать бизнес – дай на это деньги. В той же самой Европе ставка рефинансирования составляет 0%. Если же ты держишь деньги на депозите, то тебе дают ставку - минус 0,2%. Таким образом, если свободные деньги находятся у тебя на счете, то через год они уменьшаться на 0,2%, а не увеличатся. У нас же получается, что мы поставили высокую ставку рефинансирования - 9,5%, она же является и учетной ставкой Центробанка. И тем самым мы только разгоняем инфляцию.
В таких условиях только криминальные виды бизнеса способны принести хороший финансовый результат, чтобы можно было и кредиты отдавать и на эти заемные деньги получить какую-то прибыль.
- Понятно, что давать советы в таких непростых условиях дело неблагодарное. Но можно ли как-то компенсировать негативные явления?
- Здесь уже ничего не компенсируешь. Здесь важно удержаться, а оставшиеся средства распределить разумно. Для этого нужно произвести оптимизацию своего персонала и затрат. Внимательно посмотреть, какие направления сейчас могут быть востребованы и оплачиваемы.
Сейчас набирает обороты такая ситуация, когда все всё продают. Готовы продать даже то, чего нет. И все стремятся получить предоплату. Ее перечисляют, а потом начинается волокита. «Ой, извините, мы ошиблись, товар был на складе, но закончился. Теперь он будет уже по другой цене. Деньги вернуть не сможем, мы уже заплатили налоги. Хотите, подавайте на нас в суд». И не факт, что эта организация будет жива,к моменту, когда вы суд выиграете.
Полагаю, что будет идти вал подобных мошенничеств. Поэтому не стоит надеяться на предоплату, нужно стараться вести бизнес по факту наличия товара.
В этой ситуации некорректно могут вести себя и европейские компании - и не оплачивать поставленную продукцию, потому что они почувствовали, что в таком противостоянии России и Европы они могут так поступать. Этот вопрос мы в Торгово-промышленной палате решаем с нашими коллегами из Эстонии, Латвии и Литвы с привлечением квалифицированных юристов, чтобы вывести этих мошенников на чистую воду. Но это тоже процесс достаточно длительный и стоит определенных денег.
Полагаю, в дальнейшем будет еще больше обращений и в Торгово-промышленную палату за советом и за юридическими консультациями. Проблем уже стало больше, это видно по тому, как активизировались предприниматели.
- Может быть импортозамещение, о котором так много говорят в последнее время, станет спасением для отечественного бизнеса?
- К сожалению, у нас в стране не были созданы финансовые условия для импортозамещения. Из-за отсутствия импорта образовался дефицит товаров. Ну а предприниматели использовали законы рынка и подняли цены.
Мы бы и хотели воспользоваться теми преимуществами в виде освобождающихся ниш от отсутствия импорта, но получается, что предприниматели закрывают это только повышением цен, потому что рынок эти цены «съедает», а куда деваться.
Кроме того, импорт продолжает поступать на наши прилавки, просто делает это окольными путями. И я думаю, что это отчасти выгодно, на это смотрят сквозь пальцы, только по отдельным особо вопиющим случаям начинают поднимать бунт. Потому что, если бы этого не было, ситуация была бы еще более плачевной.
В таких условиях работать невозможно. Говорят, давайте производите, вот вам ниша – не стало импортных товаров. Но как можно производить, если до этого определенные товары производили импортеры, предприниматели других государств, поэтому не было смысла с ними конкурировать, соответствующее оборудование не закупалось, и вообще в сторону этого производства не смотрели. И сейчас нам эти технологии не продадут, потому что они находятся под запретом. Поэтому бизнес просто не в состоянии оперативно откликнуться на внешние вызовы.
- Напрашивается вопрос – «Что же делать?»
- Кризис никогда не длится вечно. Задача государства - хотя бы дать ориентиры и показать реальные действия по выходу из этого состояния, чтобы был виден свет в конце туннеля, тогда и жить будет несколько легче. Хочется надеяться, что этот Новый год будет не самым проблемным, но я не верю, что кризис закончится в 2015 году. 2016 год, скорее всего, будет еще более проблемным. Так что пока мы двигаемся от плохого к худшему.
Самое главное не унывать даже в этой не совсем приятной атмосфере и находить позитивные моменты. Основной позитив заключается в том, что слабые компании, те которые, выживали за счет своей нагло-агрессивной политики, с рынка уйдут. Останутся в основном только те компании, которые имеют достаточный потенциал для консервации и сохранения персонала. Они смогут занять нишу ушедших.
Cюжет: Новый кризис - комментарии экспертов
Пропаганда делает свое «черное дело» - директор Эстонско-Российской палаты предпринимателей
Бизнес еще долго будет расплачиваться за жульническую политику Центробанка - Владимир Зубов о кризисе
Будет сложнее, чем в 2008 году - Дмитрий Матвеев
Текущий кризис будет более мягким, чем предыдущие - председатель псковской «Опоры России»
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции