Бизнес / Деловая среда | весь раздел
Пропаганда делает свое «черное дело» - директор Эстонско-Российской палаты предпринимателей
Рубль стремительно падает, нефть дешевеет, Центробанк говорит о двузначной инфляции в начале 2015 года, а правительство - об импортозамещении. Взаимоотношения российских предпринимателей и их зарубежных коллег на таком оне нельзя назвать стабильными. Как оценивают текущее положение дел эксперты? За комментариями Центр Деловой Информации обратился к директору Эстонско-Российской палаты предпринимателей Владимиру Полежаеву.
- Владимир Александрович, нет ли у вас впечатления, что между Россией и даже ее ближайшими соседями по Европе опускается своеобразный «железный занавес»? Во многом такое впечатление складывается на фоне информационных войн: достаточно взглянуть на ряд российских СМИ и, скажем, Delfi.ee. Причем, очевидно, что это процесс двусторонний. Вовлекается ли бизнес в откровенные «антироссийские» и «антиевропейские» настроения, или предприниматели стараются дистанцироваться, понимая, что «мухи отдельно, а котлеты отдельно».
- Да, есть такое впечатление. По моим наблюдениям государственные структуры поддержки бизнеса и экспорта Эстонии после обострения ситуации сократили количество мероприятий и вообще упоминаний, связанных с Россией.
Если же брать нашу организацию, то с осени резко упало число обращений за приглашениями по деловым визам как раз со стороны россиян. А вот количество виз, с оформлением которых мы помогаем эстонским предпринимателям, осталось на прежнем уровне. Причем не изменился и этнический состав ходатайствующих: и русские, и эстонцы продолжают ездить по делам в Россию.
Полностью согласен, что информационный фон в СМИ нагнетает обстановку, побуждает занять ту или иную позицию, но нормальные люди всегда стараются несколько дистанцироваться от всего этого. Конечно, пропаганда делает свое «черное дело» и искажает видение ситуации в соответствии с «генеральной линией», шумы и голоса невозможно выключить из жизни. На межличностном же уровне все гораздо проще и дружелюбнее.
В плане бизнеса сложившаяся ситуация ощутимо влияет на тех, кто только планирует выходить на зарубежный рынок. Естественно, негативно. Неопределенность не способствует принятию инвестиционных решений. Те же, кто уже работает в России, будут стремиться остаться, пока это возможно.
- Каким образом сказывается на эстонских предпринимателях, работающих на экспорт, политика импортозамещения со стороны российских властей? Есть ли выходы из сложившейся ситуации, насколько они эффективны?
- На тех, кого санкции затронули, а это, в основном, сельхозпроизводители, они сказываются негативно. В качестве выхода на государственном уровне предпринимаются попытки продвижения на рынки Африки и Азии. Но, на мой взгляд, все это несерьезно.
- Отразилась ли текущая экономическая и политическая обстановка на совместных эстонско-российских и российско-эстонских предприятиях?
- В основном, нет. Я недавно модерировал конференцию, где выступал один из успешнейших предпринимателей Эстонии Хиллар Тедер. Его основной бизнес - строительство и аренда гипермаркетов на Украине, он ведет его совместно с российскими партнерами. На его дела повлияла ситуация на Донбассе, так как в Донецке были куплены участки под развитие, с которыми в данный момент ничего невозможно сделать, это да. А так, чтобы политические взгляды граждан двух государств, Эстонии и России, помешали бы им вести взаимовыгодные экономические отношения... С точки зрения бизнеса и его принципиальных целей такое поведение неадекватно.
- Каким вы видите дальнейшее развитие ситуации?
- В итоге, уверен, все наладится, и жители Эстонии будут более довольны жизнью, чем сейчас. Также и россияне.
- Приходилось слышать, что малому и среднему бизнесу в сложных геополитических отношениях выделена роль холопа в поговорке «Паны дерутся - у холопов чубы трещат». Неужели роль бизнеса в охладившихся отношениях Европы и РФ столь незначительна?
- Почему же незначительна? Зависит от ситуации и альтернатив. Видимо, на данном этапе для людей, принимающих решения, ситуация складывается таким образом, что альтернативы видятся еще более негативными.
Могут ли в принципе предприниматели влиять на политику своего государства? Малые предприниматели, тем более по одиночке, кардинально вряд ли. Хотя государство все же склонно прислушиваться к малому бизнесу, если интересы совпадают и другие факторы не перевешивают.
- Можно ли в условиях сегодняшнего дня обойти санкции, оставаясь в правовом поле?
- Белорусы стараются.
- Остались ли возможности для выгодной совместной работы у России и Эстонии?
- Да, по тем направлениям, которые не затронуты взаимными санкциями.
Знаете, любая проблемная ситуация также несет и возможности. Если говорить на примере Эстонии, то ход мысли может быть следующим: раз уж СМИ усердно «рекламируют» российскую угрозу, так давайте, например, выведем на рынок такой продукт, как компактное бомбоубежище, которое каждый может вырыть у себя на участке. Думаю, для заводов железобетонных конструкций это посильная задача - продумать и реализовать такой стандартный проект, а пресса наверняка поможет его продвижению бесплатной рекламой.
Если серьезно, то интересное направление - работа с украинским бизнесом на Россию через Эстонию как посредника. Тенденция активизации этого направления чувствуется, но насколько сильно оно развивается, сказать не берусь, статистики пока нет.
Беседовал Александр Серединин
Cюжет: Новый кризис - комментарии экспертов
Пропаганда делает свое «черное дело» - директор Эстонско-Российской палаты предпринимателей
Бизнес еще долго будет расплачиваться за жульническую политику Центробанка - Владимир Зубов о кризисе
Будет сложнее, чем в 2008 году - Дмитрий Матвеев
Текущий кризис будет более мягким, чем предыдущие - председатель псковской «Опоры России»