Стиль / Красота | весь раздел
Месяц счастья: первому псковскому магазину «Ив Роше» - 20 лет
8 августа 2016 года исполняется 20 лет со дня открытия в Пскове первого магазина «Ив Роше». Поклонниц и поклонников косметики, производимой этой знаменитой французской компанией, ожидает целый месяц подарков, сюрпризов, щедрых акций. В преддверии праздника мы встретились с директором магазинов «Ив Роше» в Пскове (а теперь уже и в Санкт-Петербурге) Еленой Семеновой, чтобы вспомнить - как начиналась и развивалась история успеха «Ив Роше» в нашем маленьком городе.
- Елена Анатольевна, девяностые годы прошлого века были временем непростым, мягко говоря. Как вы решились тогда открыть в российской провинции магазин одного из самых известных европейских брендов?
- Достаточно просто. Так получилось, что я вынуждена была завершить свою трудовую деятельность в школе. Случилось это внезапно, в один день я стала безработной. Но потом мои друзья предложили мне съездить на обучение в Финляндию, а именно в то время компания «Ив Роше» очень динамично развивала свои отношения со скандинавскими странами, активно выходила на этот рынок. И у нас была практика в их Центрах красоты в Хельсинки. Я загорелась идеей открытия магазина в Пскове. В России на тот момент «Ив Роше» присутствовала уже пять лет, магазины работали в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Но Псков никак не подходил под стандарты, декларируемые компанией: магазины могли быть открыты только в городах с населением не менее 500 тысяч человек, учитывался и уровень доходов жителей городов-претендентов. Тем не менее, мне очень нравилась эта идея, и вопросом открытия первого магазина «Ив Роше» в Пскове я занималась не менее двух лет. И в 1996 году мы открылись! Но контракт у нас был только на один год.
- Но как же всё-таки удалось добиться такого решения со стороны компании?
- Как оказалось, четкая цель и упорство в ее достижении тоже многое значат. Тот первый контракт подразумевал строгую оценку финансовых показателей. И эти показатели оказались прекрасными, мы приложили для этого колоссальные усилия. К слову, в 1996 году мы стали 29-м магазином «Ив Роше», открытым в России. Сейчас их более 450. А затем, уже в 1997 году, в компанию пришел замечательный новый менеджер, занимавшийся российским рынком, Филипп Дофине. Он как-то быстро нас заметил, и следующий контракт был заключен уже на три года, потому что все надежды мы полностью оправдали. И с 2000 года у меня пожизненный контракт с «Ив Роше».
Сейчас псковское представительство входит в элиту партнеров компании в России. Тут надо отдать должное французам: если человек работает с ними долго, то для них это очень много значит. Такое долговременное надежное партнерство обеспечивает внимание, поддержку, большое количество преференций. В общем-то, и бизнес компании строится на отношениях с людьми, а не с, скажем так, юридическими лицами. Ведь «Ив Роше» - это семейная компания. Сейчас фирмой управляет Брис Роше - внук покойного Ив Роше (основатель бизнеса скончался несколько лет назад, мы встречались в 2000 году, когда отмечали Миллениум в его резиденции в Марокко). Также в состав управления семейной компании входят сыновья основателя - Жак и Даниэль, внучка Наоми. Поэтому в их деле ставка делается на личность.
- Эта ставка помогла открыть в Пскове второй магазин «Ив Роше»? Ведь население города не выросло, да и доходы не особенно увеличились...
- Да, семь лет назад мы открыли второй магазин, и это тоже далось нелегко. Мы даже сняли специальный фильм, чтобы убедить руководство: город развивается, 50% его населения живет на Завеличье, и мы обязательно должны там присутствовать! Разрешение было получено, и магазин открылся в ТК «ПИК 60» - в соответствие со всеми профессиональными стандартами компании. Насчет доходов псковичей - трудно не согласиться. Они и сейчас не велики. Но вы знаете, даже сегодня, когда курс евро просто безумный, у нас цены поднялись всего на 11%. «Ив Роше» ушел в убыток только ради того, чтобы остаться на российском рынке и быть лояльным к нашему потребителю.
- Каков сегодня диапазон цен в наших магазинах «Ив Роше»?
- Самый дешевый наш продукт стоит 99 рублей (гели для душа), а самый дорогой - парфюм 2900 рублей. При том, что средняя цена на парфюм класса «люкс» сейчас начинается от пяти тысяч рублей. А наш парфюм - это «люкс», но от 1600. Знаете, есть такое замечательное слово «масстиж», в нем объединились престиж и цена, которая психологически ближе к ценам масс-маркета. Так вот по качеству продукты «Ив Роше» - это люксовые, престижные продукты по весьма лояльным ценам.
- Такая ценовая политика наверняка служит залогом ответной лояльности клиентов?
- Безусловно. Но еще раз подчеркну, что эта лояльность обусловлена не только ценой, но и качеством продукции, и очень дружелюбным маркетингом.
- К вопросу о качестве: вся косметика фирмы «Ив Роше» изготавливается из натуральных компонентов. Для российского потребителя это важно?
- Более чем. Если вернуться к истории семейного бизнеса «Ив Роше», то я напомню, что это компания, которая сама выращивает до 70% сырья для своей будущей продукции, сама эта сырье перерабатывает, производит уникальные продукты, разрабатываемые в собственных же научных лабораториях, и сама продает их. Компаний, работающих в области косметологии по тем же принципам, в мире единицы. Основные производственные объемы «Ив Роше» сосредоточены в городе Ля-Гассийи. Мы там были — это просто сказочное место в Нормандии, совершенно конфетный городок с населением 50 тысяч человек, вокруг которого огромные цветочные поля: только календулы 19 гектаров, а еще там выращивают василек, мальву, ромашку аптечную, ромашку римскую, арнику, другие цветы и растения. На этих полях установлено около 200 ульев. И практически все население работает в компании. Когда-то мэром этого города был Ив Роше, и он фактически создал для этого места градообразующее производство. Там сейчас 4 завода (пятый работает в Бельгии). Это огромные предприятия, занимающиеся выпуском косметики и парфюмерии на натуральной растительной основе. «Ив Роше» - это абсолютное эко. К слову, в состав фирмы входит еще около восьми компаний, которые торгуют детской экологической одеждой, постельным бельем, пищевыми натуральными добавками.
- Экологичность предполагает консерватизм?
- В отношении качества - да. При этом «Ив Роше» следует всем последним модным тенденциям. В год обычно выпускается более 700 наименований продукции, из них - 150 новинок. В этом году новинок будет 300! При этом меняется не только и не столько упаковка, меняется суть. Вот есть такая серия Les Plaisirs Nature («Плезир натюр» - «Удовольствие от природы», знаменитый слоган), которая выпускается с 70-х годов прошлого века. Если раньше это были моно-продукты с какой-то одной домимнантой (кокос, малина, ежевика), то сейчас это сложные сочетания - например, лимон-базилик, или другие более сложные ароматы, с несколькими доминантами и с несколькими свойствами. Кстати, в этом году поменяли Riche Creme - крем «Риш», ему 50 лет, каждые 9 минут в мире продается этот крем! Там доминантной на сегодня стало масло тысячи роз (с тысячи лепестков роз собирается 1 грамм этого масла), это абсолютный хит.
Вообще, у «Ив Роше» потрясающая лаборатория в Париже на 2 тысячи рабочих мест. С момента создания продукта до его выхода на рынок проходит около двух лет: идея, апробирование, тестирование, разработка упаковки. Не случайно сотрудники фирменной сети (управляющие магазинов, старшие продавцы) проходят обучение два раза в год: весна-осень. Директора магазинов, держатели контрактов собираются один раз — весной, где в течение недели занимаются не только освоением новых стратегий и тактик, но и знакомятся со всеми информационными потоками. Девиз компании «Наука и природа во имя красоты» - не набор красивых слов, это суть ее работы.
- А со стороны клиентов приходится сталкиваться с проявлениями консерватизма? Например, гендерного? Псковские мужчины пользуются косметикой «Ив Роше»?
- Мужчины должны выглядеть хорошо, и они сейчас сами всё больше склоняются к выполнению этого долга перед собой и другими. Те, кому сегодня от 35-40 лет, те, кто занят в бизнесе, всё чаще сами покупают продукты ухода за собой. Хотя больше всё же такие покупки делают женщины для своих мужчин. Но понимание того, что уход за собой - это часть жизни современного человека, это признак современного человека, уже есть практически у всех. У нас сейчас очень агрессивная окружающая среда, и это ощущают на себе все люди вне зависимости от пола. Для мужчин у нас несколько линеек парфюма и ухода, куда входят и дезодоранты, и гели для души, и кремы после бриться, успокаивающие кремы, кремы для глаз. В «Ив Роше» прекрасные мужские туалетные воды. Во-первых, они все класса «люкс», во-вторых, они все - вне возраста. И если мужской парфюм от «Шанель» стоит от шести тысяч рублей, то в нашем случае шикарный мужской парфюм можно приобрести за 1,5 тысячи. Парфюм от «Ив Роше» - это очень хороший подарок.
- А у вас есть любимый аромат «Ив Роше»?
- Люблю Tendre Jasmin. Я вообще очень люблю жасмин, сама его выращиваю - на даче четыре сорта.
- И последний вопрос, если позволите. Как первый магазин «Ив Роше» будет праздновать свое 20-летие?
- Целый месяц! 8 августа у нас будет большой праздник, но каждую августовскую неделю наших друзей ждут новые события. Так, с 1 по 7 августа у нас будут дни флэш-макияжа, с клиентами будет работать профессиональный визажист, с 9 по 16 можно будет пройти компьютерную диагностику кожи. С 15 по 21 августа у нас работает стилист, и гости смогут сделать экспресс-укладку. А с 22 по 28 августа будут проходить консультации по парфюму.
А 27 августа 2016 года мы открываем магазин уже в Петербурге. В прошлом году компания «Ив Роше» сделала нам предложение об открытии пяти магазинов в северной столице, и вот - первый из них открывается по адресу: станция метро «Рыбацкое», торговый комплекс «Порт Находка». Уже закончен ремонт, набран персонал, всё готово к открытию. Следующий петербургский магазин планируется открыть в феврале 2017 года. Таким образом, мы выходим уже на рынок крупного города. Для нас это очень важно. И приятно, что новые открытия происходят в юбилейный год.
Беседовала Елена Ширяева