Реклама на ЦДИ
 24.04.2024

Интервью  | весь раздел

Малый бизнес в режиме кризиса находится постоянно – Федор Кочевин, гендиректор Псковской инженерной компании

23.10.2012 12:34 ЦДИ, Псков

Осень – время философов и поэтов. Я же, пиная классическую золотую листву, иду по улице Школьной к зданию Псковской Инженерной компании для того, чтобы побеседовать с генеральным директором Федором Кочевиным о бизнесе, то есть иду по делу.

Зайдя в огромный кабинет, теряю выстроенную схему беседы. Множество картин, расставленных по всему периметру, мольберт, краски, кисти создают атмосферу для совсем иных тем общения.

И естественно, мой первый вопрос о живописи.

- Я не художник, но пишу с удовольствием, - отвечает Кочевин. - Научившись в далеком прошлом смешивать краски на холстах, не могу остановиться. На самом деле очень интересно делать свет цветом, создавать объемные изображения. Тем самым пытаюсь быть оригинальным. Философию своей живописи стараюсь выразить в среде природных явлений, мне очень нравится небо, поэтому его здесь больше всего. Но живопись - не бизнес для меня. Лишь небольшую часть работ продаю с целью купить новые холсты краски и рамы, поддерживая нулевую рентабельность творчества.

Федор Кочевин

Придя в себя, задаю вопрос не по «бумажке», но по теме: как же соотносится одно с другим – творчество и бизнес? Мне всегда казалось, что это вещи взаимоисключающие, требующие от человека слишком больших усилий для развития таких разных сторон его личности.

- Конфликта в этом я не вижу. Свободное нерабочее время использую для того, чтобы отражать свой  внутренний мир. На хлеб же зарабатываю в качестве директора. В последний время работы слишком много, так что за три месяца практически ничего не рисовал. Бизнес – это мир внешний, в нем приходится быть руководителем, во всем придерживаться монетарных принципов построения отношений, как с заказчиками работ, так и собственными сотрудниками. Здесь я должен обеспечивать движение денег от покупателя услуг к исполнителям работ с учетом налогового бремени и всего прочего. К тому же, рынок – среда жесткая, в нем нужно не только держать компанию на плаву, но и обеспечивать ее высокий конкурентный уровень.

- Расскажите, пожалуйста, как вы все-таки пришли к мысли о том, чтобы идти в бизнес?

- Наверное, как и все в конце 80-е годов. До этого мы успешно занимались наукой в Псковском государственном политехническом институте. Когда началась разруха, многие, и мы в том числе, остались без работы. Если помните, в то время инженеры занялись челночной торговлей и другой деятельностью не по специальности. Наш коллектив решил остаться в среде технологий. В 1991 году учредили свое частное предприятие, постепенно расширяли спектр услуг, нарабатывали базу и выжили. Сейчас занимаясь сетевыми технологиями, сложными системами электроснабжения, постепенно восстанавливаем свое, почти забытое научное  направление: «активные магнитные подшипники». Наше предприятие достаточно известно на рынке инженерных услуг, мы реализовали множество высокотехнологичных проектов, для министерства обороны, РЖД, Центрального Банка России.

- Компания существует уже более 20 лет. Получается, что вы пережили все кризисы российской экономики?

- Вы знаете, мы относимся к малому бизнесу. Думаю, многие согласятся с тем, что в нашей стране этот сектор в режиме кризиса находится постоянно. Причина одна - это постоянное стремление государства нас развивать и о нас заботится. Приведу вам пару последних нововведений. Первое – это добровольно-принудительная отправка всех нас в саморегулирующие организации (СРО). Второе – электронные торги.

Раньше до отмены лицензий, мы за них платили 70 000 рублей один раз в пять лет, теперь за пять лет мы заплатим в СРО 1 050 000 рублей. К тому же мы обязаны страховать свой бизнес на сумму 50 000 рублей в год. Иначе СРО не выдаст нам разрешение на работы. Это в 15 раз больше стоимости лицензии. Авторитетно могу заявить: во всем остальном ничего не произошло, на качество и количество наших работ не повлияло.

Электронные торги, на мой взгляд, – это самое выдающееся изобретение государства за всю историю моего существования. Попробуйте вникнуть. Всем без исключения строителям известно - цена любого проекта определяется сметной документацией. Смета содержит цены на все без исключения работы. Они публикуются в государственных справочниках «Федеральные Единые Расценки» и «Территориальные Единые Расценки». Справочники ежегодно обновляются, и нам приходится раз в год их покупать – это обходится в среднем 40 000 рублей. Структура цены, определенная государственными нормами включает заработную плату, налоги, накладные расходы, прибыль. На электронные торги выставляются проекты по государственным заказам и расценкам – это тоже известно всем. Давайте я приведу вам результаты последних электронных торгов, на которых мы поучаствовали.

Стартовая цена проекта в соответствии со сметой - 4 761 559,60 рублей.

Цена победителя торгов - 189 584,66 рублей.

- Как такое возможно? Стоимость упала в 25 раз?

- Я не знаю. Могу только пояснить, что если цена на работы в результате торгов упадет лишь на 10%, предприятие уже останется без прибыли, если ниже, то либо государству не заплатят налоги, либо работник получит меньшую зарплату. А если цена падает в 25 раз, значит – это абсурд, в котором работать прибыльно и честно невозможно, и когда меня вызывают на комиссию в налоговую инспекцию по причине убыточной деятельности, я туда не иду. Мне нечего сказать. Могу лишь с вашей ленты новостей обратиться к президенту:  если этот бардак не прекратится – мы прекратим свою деятельность. Почему к президенту? Потому что без него ничего не решается.

- Так почему же вы до сих пор существуете?

- Существуем… поэтому что уже ко всему привыкли. К тому же у меня, если заметили, кадры молодые и настойчивые. Даже в этих условиях мы держим уровень зарплаты выше среднего по городу. Это все, что мы сейчас обеспечиваем: заработная плата плюс текущие расходы.

- Что компания предпринимает для улучшения ситуации?

- Развиваем коммерческий и научный бизнес. Пытаемся находить более прибыльные работы. Вероятнее всего постепенно уйдем от СРО и от электронных торгов, но выживем.

- В российском бизнесе вообще и в псковском в частности есть такая давняя традиция: решать существующие проблемы предпринимательства, уйдя в политику.  Почему вы не становитесь политиком?

- С 2000 по 2006 год я общался со многими политиками, участвуя в процедуре банкротства колхоза им. Залита (Федор Георгиевич родом с легендарных Талабских островов – ред.). Тогда я поставил себе цель – спасти имущество хозяйства, которое было создано жителями островов, начиная с Великой Отечественной войны. Судился в самых разных судах, обращался к политикам всех уровней – от  районной администрации до управления делами президента. Никто из них не проявил политической воли, в противовес узаконенному беззаконию. В итоге хозяйство развалили, но до сих пор кто-то с кем-то судится, что-то из остатков ранее могучего колхоза продается и перепродается. Если вы соберете никому ненужную макулатуру, образовавшуюся в этом процессе, и подсчитаете время, потраченное государственными структурами на всю эту бездарную возню, то уверяю вас, вы интуитивно поймете: сумма государственных расходов уже в разы превышает балансовую стоимость колхоза им. Залита, без всякого сомнения. А ведь достаточно было одному значимому политику, разобравшись по существу, принять надлежащее решение в рамках закона с целью прекратить тот беспредел, который длиться по сей день. Поскольку этого не произошло – я политиком быть не хочу.  

- То есть вы не видите пользы от политических структур государства?

- Я не увидел тогда и сейчас не вижу государственной политики в целом, не могу определить функционал нашей страны.

На мой взгляд, государством должны быть мы, а те, кого мы назначаем (выбираем), должны обеспечить за наши деньги безопасность границ, общность всех без исключения природных ресурсов, внутренней порядок,  защиту частной собственности и свободу слова. Это все! Больше ничем они заниматься не должны. У нас же наоборот. Государство – это те, кто занимается всем, чем не надо, а мы просто жители, за которых решается практически все. Именно по этой причине имеет место показуха, коррупция, скрытая и открытая спекуляция природными ресурсами и все остальное, вытекающее из перевернутого в сознании представления о государственности. В  частности, проблему, как и зачем вырыть колодец должны решать те, кому этот колодец нужен, а не президент Российской Федерации. Все другие проблемы тоже должны решать мы сами, но никак не политики. Этого, к сожалению, нет. Нисколько не удивлюсь, если Государственная Дума примет закон «О порядке утреннего пробуждения граждан в России».

Я думаю, надо в качестве основы развития государства принять путь передачи ответственности за все что происходит и будет происходить от существующего государства к его гражданам. Лишь тогда мы начнем жить нормально, и не будем критиковать власть. Ее не за что будет ругать. Распределить ответственность можно и нужно – оптимально это 80% к 20%.    

- Вы пытаетесь нарисовать какую-то идеальную картину, утопический Город Солнца…

- Да. Но ведь всем уже надоело обсуждать и рассуждать: куда деваются бюджетные средства? почему плохо строятся дороги? сколько должны стоить томографы и от чего Путин полетел впереди журавлей, а не сзади? Все видят, что сейчас мы имеем ту же самую монополию власти, что и в Советском Союзе, при отсутствии аналогичной структуры общества. А это гораздо хуже чем…. Поэтому, пора задуматься над тем, как подвинуть народ, т.е. нас на саморегулирующие принципы существования.

- Но ведь народ российский не инициативный, инертный.

- Как же? Вспомните 90-е! Оделись, обулись, в магазинах, в которых практически ничего не было, появилось все! Ельцин, которого очень многие беспощадно критикуют, на мой взгляд, Великий Государственный Деятель лишь потому, что заставил нас самостоятельно принимать решения и жить, пусть с огромными издержками, в криминальной среде, но ведь заставил.

- Как вы считаете, мы будем когда-нибудь жить хорошо? Когда экономика наладится?

- Мы - нет. До тех пор пока не придет в норму баланс ответственности между нами и властью, мы не сможем нормально, свободно и в достатке жить. Если вы хотите понять, как мы живем сейчас, поезжайте на остров Залита с населением в 100 человек, там вы увидите реальную модель нашего государства. А затем подумайте, как скоро наступит время, когда на том же острове будет проживать 2000 – 3000 человек, обеспечивающих себе нормальную жизнь. Бывали времена, когда на тех же островах проживало до 5000 человек. Я далеко не пессимист, но все процессы происходят во времени. Его слишком мало.

- Может, тогда в другую страну уехать – туда, где порядка больше?

- Зачем ехать туда, где вас не ждут. Давайте жить дома.

- Но захочет ли власть развивать инициативу народа?

- Захочет. Говорят, что в настоящее время власть – это деньги, а деньги – это власть. Но, уверяю вас, пройдет совсем немного времени и все договорятся до точки. Я далеко не сторонник революций и всяких потрясений. Уже как-то надоело. Мы живем в эпоху информационных технологий, сейчас все могут общаться друг с другом. Технологии развиваются очень быстро, поэтому появляется все больше возможностей договориться. Я думаю, это еще возможно.

Возвращаясь к Талабску. Лично я с очень большим недоверием отнесся к программе Андрея Анатольевича Турчака по возрождению островов, хотя заранее ему благодарен лишь за то, что он за это взялся. Собственно, что за два года сделано:

- закуплен странного вида дощатый причал на бочках, который то ли утонул, то ли просто пропал;

- построено очень подозрительное предприятие с тремя лодками и одним никогда не работающим холодильником;

- положена (в диковину) плитка на части берега, для чего - никому не понятно;

- отремонтировано здание школы и часть водопровода, но не до конца.

Что-то наверняка сделано еще, но я этого не увидел. В целом, ничего хорошего не получилось. Но следует ли обвинять в этом власть? Нет. Любые проекты, а тем более программы возрождения, должны иметь надлежащее управление. Власть управлять проектами не может по определению. У власти нет должных механизмов. При этом население, наблюдающее за возрождением со стороны, прямого участия в разработке проекта не принимало и ответственности ни за что не несет. Отчетность за растраченные деньги в свободном доступе отсутствует. При таких обстоятельствах результат очевиден.

А, что если предложить населению островов самостоятельно разработать программу собственного возрождения, переложив тем самым ответственность за ее результаты, на народ и всей политической волей поддержать инициативу граждан, вложить в эту инициативу государственные средства (других нет и пока быть не может), освещать в прессе ход реализации принятых проектов, финансовые показатели? Я убежден результат будет иным. Конечно, вы скажите, народ по известным причинам не сможет надлежащим образом оформить программу, не сможет выполнить локальные проекты и тем более не сможет их самостоятельно реализовать. Это очевидно. Здесь, как раз, и нужен механизм, - умное передаточное звено между народом и властью под названием «дирекция программы возрождения», состоящая из двух, трех технически-грамотных управленцев.     

- Вы говорите, что очень много денег используется не по целевому назначению. Все время мучает вопрос – их кто-то ворует? И почему так много? А вот с вашей точки зрения, сколько человеку надо для счастья?

- Это не я говорю, это все говорят, от бедного крестьянина до президента.

Для счастья?  Если у вас есть где жить, то на одного человека в семье 30 000 рублей вполне достаточно. Если нет, надо прибавить сюда еще сотню тысяч, чтобы без рабских ипотек откладывать на приобретение жилья. При заработке в 50 000 на человека вы сможете уже управлять своими финансами, позволите себе иметь машины, нормально раз в год где-то отдохнуть. Доход в 100 000 на человека причислит вас к  среднему классу. Этой суммы достаточно практически всем.

- Но у нас в стране многие покупают жилье, а машин так много, что скоро им негде будет ездить. При этом средняя заработная плата всего лишь в пределах 20 000 рублей.

- В нашей стране есть понятие теневой экономики. В ее пределах объем средств  исчисляется триллионами рублей, это озвучил не я, а премьер-министр. И что с этим делать - никто не знает. Если посмотреть со стороны трезво, то получается народ сам по себе, государство само по себе. При этом количество счастья у всех значительно больше, чем предполагает статистика.

Кстати о статистике. Попробуйте сориентироваться в бизнес-среде Псковской области. Вы просто не найдете достоверных данных ни об одном секторе предпринимательства. Нет таких источников информации, где публиковался бы рейтинг предприятий, результаты их деятельности их проблемы и  достижения. Например, работая в Финляндии, я обратил внимание на то, что весь малый бизнес в каждом городке на виду. Подводятся итоги, определяются и награждаются самые предприимчивые, публикуется статистика успехов и неудач. Может быть, и у нас пора показать народу кто чего стоит среди предприятий малого и не только малого бизнеса, глядишь, в электронных торгах принимали бы участие только рейтинговые известные народу компании, способные реально платить налоги, зарплаты и качественно выполнять работы.

- А если бизнесмен только начинает свое дело? Откуда у него будет репутация, где взять первоначальный капитал?

- Это решать каждому, кто желает начать свой бизнес. Для того чтобы найти себе применение опять же необходимо иметь четкое представление, - чем заняться? Репутацию заслужить не сложно, просто надо старательно работать. Но получить исчерпывающую информацию, чего не хватает в нашем городе, куда приложить инициативные руки, заведомо зная, что ваш труд будет востребован, и, следовательно, доходен, не удастся. Ее нет. Поэтому многие интуитивно делают то, что умеют. Получить первоначальный капитал в качестве очень дорогих кредитов можно, но вернуть слишком сложно, опять же по причине принятия решений наобум.

Я думаю, организацией информационного бизнес-пространства и должны заниматься СРО, может быть тогда они станут нам полезны, особенно тем, кто хочет стать предпринимателем.  

- Где в «лихие» 90-е где псковские предприниматели брали деньги на развитие?

- 90-е для нашей компании были хорошим временем. Нам давали возможность работать на площадке института, за что мы очень благодарны его тогдашнему директору профессору Николаю Петровичу Солнышкину. Мы поначалу не платили арендную плату, совмещали работу, развивали компанию, не на пустом месте.

- А что сейчас?

- Сейчас у нас собственный офис, есть все для работы: специалисты, инструмент и техника, комплект разрешительных документов, но нет никакой уверенности в том, что завтра в среде государственной власти не появиться новых инициатив и законов, направленных на дальнейшее «развитие» малого бизнеса.

Беседовала Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 19

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.030014038085938