Реклама на ЦДИ
 18.04.2024

Досуг / Путешествия  | весь раздел

Записки из Ловозерских тундр: чем заняться на Белом море – путь от побережья до Пскова

11.10.2020 15:33 ЦДИ, Псков

Туристы выбирают для себя самые приемлемые направления, чтобы посмотреть что-то новое и красивое, чтобы сделать оригинальные снимки, получить яркие впечатления. А еще есть туристы, которые едут куда-то, ради охоты, рыбалки и промыслов. Совмещают приятное с полезным.

В предыдущих частях истории о путешествии команды из Санкт-Петербурга, Костромы и Пскова мы рассказывали о пути через Кольский полуостров, к перевалу Геологов, к водам Сейдозера, о подъеме на Лысую гору и прощании команды. Но путь псковского корреспондента на этом не закончился. Впереди еще было Белое море. Путешественники из Санкт-Петербурга Дмитрий и Татьяна, а также новый участник из Москвы Михаил, еще неделю изучали местность Русского Севера.

По пути из Кандалакши мы сделали короткую остановку, чтобы подняться на гору, которая является импровизированной смотровой площадкой. Вид оттуда захватывает дух, а главное, есть возможность без проблем припарковать автомобиль у подножия и не мешать дорожному движению. Подъем наверх крутой, но многочисленные тропы, нахоженные туристами, показывают кратчайший путь. Один минус… путешественники в прямом смысле слова эти тропы заср… кхм… превратили в общественный туалет. Идешь от автостоянки и не знаешь, куда наступить, чтобы не вляпаться! Ситуация, которая так возмущала меня возле стелы полярного круга. Очень хочется верить, что для тех, кто решает «присесть» по «большим» делам прямо на самой тропе, есть отдельный котел на одном из кругов ада по Данте.

Тем, кто смог пробраться чистым на вершину, природа дарит умопомрачительный вид. Хочется сидеть здесь с чаем из термоса часами. А какой здесь был бы вид на рассвет или закат! Поставлю галочку на будущее, чтобы обязательно вернуться!

Ловись, рыбка большая и маленькая

На Белое море едут ради промысловых пород рыб, ради мидий и морской капусты. Север богат на дары, но так было раньше… Местные жители, живущие на морском берегу, отмечают, что рыбы в водах стало непростительно мало.

- А все потому, что раньше люди брали не больше, чем им нужно, и всем хватало! А сейчас сетями все перекрывают, вылавливают на продажу много. Море нищает! Малькам и то вырасти не дают! «Детей» ловят! - говорят владельцы дома в Сосновке, у которых мы остановились на постой.

Поселок Сосновка, недалеко от более крупного центра Умба, здесь наша команда жила какое-то время. Приятный милый домик, электричество в котором от солнечных батарей и ветряка, но с удобствами на улице и баней. В одну сторону – лес, в другую сторону – море, в третью сторону – озеро. Жители поселка заядлые рыбаки пользуются выгодным положением. Рано утром хозяева дома отправляются ставить сети и живут по часам «морским», точно зная, когда прилив, когда отлив и где самые-самые рыбные места.

- Сейчас Север не уважают... перебиваемся, как можем. Зарплаты не самые лучшие. А так, как у нас полярный круг проходит через половину территории полуострова, то есть случаи, когда людям надбавки за работу в заполярье одним платят, а другим - нет! - продолжают рассказывать хозяева дома.

Истории местных жителей за время нашего тут пребывания сводились к тяготам современности - с работой в районе туго, с зарплатами тоже, промысловых видов становится меньше настолько, что местные иногда в ужасе от того, насколько пусты их сети.И об этом здесь говорит практически каждый.

- Раньше бывало рыбу приносишь, а там одна на целую ванну! А теперь... ай! - махнул рукой хозяин дома. - Да и города наши сейчас душат «вахтой». Предприятиям иногда выгоднее возить людей к нам на вахту, чем платить местным! А нам то тут как жить тогда?

При первой же возможности я рванула на побережье, чтобы посмотреть закат над водной гладью. Кстати, с собой не было ни карт, ни навигатора, море ведь по описанию местных - в двух шагах!

- У тебя же компас есть? - уточнил Дмитрий, показывая направление нужной тропинки через лес.

- Есть! - ответила я.

- Ну все! - усмехнулся он, благословляя меня на фотоохоту.

Идти до моря всего ничего. На побережье на волнах тихо покачивалась старая рыбацкая лодка.

Местные рассказали, что с этого берега рыбачит семейная пара, где оба супруга в очень почтенных годах. Пока мужчина уходит в море, его жена ждет на берегу. А потом они идут домой, как и пришли - вместе. Множество лодочек как вдоль берега, так и на воде - рыбаки все еще ждут свою добычу. Ради морской рыбалки сюда тоже очень часто приезжают туристы. Рыбачат везде, где только могут подозревать удачное место. Некоторые даже прямо с моста кидают удочки в поисках форели.

Но у наших попутчиков рыбалка хоть и была, но не настолько удачная, как планировалась. «И в третий раз закинул старик невод»... местной рыбы мы все-таки отведали. Но больше всего поймали, когда позже стояли палаточным лагерем на Вяле.

На реке Вяла недалеко от территории заказника федерального значения мы встали лагерем на местности, разрешенной для туристов. Для своей безопасности у нас были с собой противомедвежьи шашки. Дикие животные иногда выходят за границы заповедников и заказников. Им человеческие границы не указ. Иногда в лесу встречались разворошенные явно медвежьей лапой муравейники. Но за все время мы не встретили ни одного медведя, зато повстречали друзей по интересам, которые приехали из Москвы и уже к нашему приезду раскинули свой лагерь, ходили за грибами, на охоту и рыбалку. Поэтому первая рыба, выловленная и приготовленная в этих местах - щука. Мы накрыли большой общий стол, чтобы приломить хлеб. Мужчины, как и полагается, мерились охотничьим и рыболовным снаряжением, рассказывали об успехах и травили байки о пойманных трофеях.

А потом, немного позже, мы в довесок к не самой лучшей погоде получили совершенно "диких" соседей, которые приехали ночью и встали лагерем на соседнем пяточке. Они устроили там грандиозную дегустацию алкоголя, вперемешку с хмельной рыбалкой и музыкой на весь лес. Мы гадали, а не утонет ли кто из них, пока с нетрезвого глаза будет ставить сети? Мы косились на них, как на убогих, непонимающих, что в лес ездят ради леса, но с людьми перебравшими спорить не было смысла. Но когда через несколько дней три их машины выбирались по раскисшей от дождей дороге и скрылись в неизвестном направлении - мы были счастливы остаться в тишине.

Позже у успехам добавились свежевыловленные окуни, которые после приготовления шли только влет, как семечки, несмотря на большое количество мелких косточек.

Но как не крути, самый лучший улов был у нас - у девушек. Мы отправились искать новое место для стоянки, потому что погода снова обещала быть дождливой. Но что-то пошло не так, и мы принесли такое количество грибов, что чистить их пришлось чуть ли не половину ночи. Такое количество было набрано без особого труда, при условии, что до нас уже несколько мешков вынесли и увезли с собой наши боевые товарищи-москвичи.

Вахта по заготовке грибов

На Север в конце августа едут не только ради охоты и рыбалки, но ради грибов и ягод. Так как ягодами мы наелись по пути к Сейдозеру так, что морошку еще долго видеть не могли, то грибы собирали повсеместно. Всю дорогу мы встречали грибников, которые корзинами забивали свои машины и рассказывали, как засолят пару десятков банок. Так как погода не была к нам благосклонна, в дождливые дни мы чистили и готовили грибы. Вопрос сохранения их решался легко - достаточно отворить, засолить и заполнить тару, чтобы довести грибы до города.

Мы приготовились к дождю, растянули тенд над костром, расположили его под углом, дабы стекала вода. Один край пришлось привязать к машине. Вот так целый день готовки-варки грибов обеспечен. На самом деле это распространенный способ заготовки. Многие путешественники, для которых Кольский полуостров и республика Карелия не являются дальним светом, запасаются здесь грибами и ягодами, чтобы закатать множество банок на зиму.

После килограммов грибов на Вяле, погода и время загнали нас обратно в Сосновку, а уж там дожди так дожди! Полило пуще прежнего! Два дня безделья из-за непогоды... Вокруг еще много уникальных мест, а погода заставляла сидеть на месте. Чувствовалось, как уходило время. В дождь на море делать было нечего. Я прошла по берегу почти до самой Умбы, а полоса вдоль воды только камни, водоросли и выброшенный волной мусор в отлив.

В крайний день перед выездом, погода наконец-то сжалилась, и как на Сейдозере выглянуло солнышко, воздух прогрелся и лес начал просыхать. Местные жители рассказали, что никогда на Севере в этих местах не было белых грибов и лисичек. Что ж... вызов принят! За день мы прошли через лес 20 километров и насобирали почти 30 килограммов только чистых белых грибов! Когда мы вернулись в поселок с полными пакетами такого добра, на нас посмотрели с великим удивлением. Сказали, что теперь мы стали местной легендой, ведь никто здесь столько не собирал!

Дорога домой

Возвращаться в Псков я планировала поездом, чтобы потом пересесть на скоростной поезд "Ласточка". Так как Дмитрий и Михаил продолжали свой отпуск дальше, а у нас с Татьяной время уже заканчивалось. Вот только когда я брала билеты, свободных мест на нужный поезд уже не было за несколько месяцев, поэтому я взяла на другой этого же дня, который шел после полуночи. И вот тут я ошиблась... потому что так сосредоточилась на дате выезда, что забыла - после полуночи другие сутки! Следующий поезд, билет должен был быть куплен на другую дату!

Нас с Татьяной по плану должны были завезти в Кандалакшу и посадить на поезд, а я поехала бы следующим, прокуковав на вокзале часов семь с лишним... Поэтому когда я приехала на вокзал, в надежде, что на нужном поезде кто-то отказался от билета и получится поменять, я узнала... что мой уже давно ушел! И тут же мы узнали, что поезд Татьяны по какой-то неведомой причине должен отправиться на час позже, а ее никто не предупреждал!

Но этот час по сути спас меня. Я успела купить другой билет. До Санкт-Петербурга, как я планировала сначала, поездов не было от слова совсем. Зато было последнее единственное место до Петрозаводска на поезде Татьяны. А там той же "Ласточкой" только из Карелии прямым маршрутом десять часов... и вот он Псков! На редкостное везение, это оказался самый короткий маршрут.

До Петрозаводска в поезде меня развлекал попутчик, который долгое время работал кочегаром на Севере, потому переехал жить в Санкт-Петербург, а теперь приезжает навещать внука. Он рассказывал, как несколько раз натыкался на медведя в здешних тундрах.

- Помню, как один из наших инженеров сделал охотничий нож. Говорит, от медведей защищаться! Спрашиваю, да как же? А он отвечает: «А бежать когда, перед собой ветки рубить буду!», - смеялся попутчик Игорь.

Вот так под истории еще одного жителя Севера мы и ехали до Петрозаводска. А там, рано утром я вышла на станции и меня встретил только зарождающийся рассвет! От вокзала до набережной кажется рукой подать, но когда я бежала со своим огромным горным рюкзаком, чтобы увидеть рассвет в самом соку, то осознала, как ошибалась.

Яркие всполохи уже плясали по небу, а улица все не заканчивалась. Я боялась, что пропущу все самое лучшее. А ведь если бы поезд пришел вовремя, а не на час позже из-за позднего отправления, то я могла успеть без скоростной стометровки!

Но рассвет меня дождался, чтобы показать всю красоту раннего утра в республике Карелия. А потом "Ласточка" и добрый вечер, Псков!