Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Досуг / Кино  | весь раздел

Красоты Питера, белорусский фольклор и вечно актуальный Пушкин - еще три фестивальных фильма будут явно интересны псковичам

27.08.2013 09:15 ЦДИ, Псков

  В Выборге прошел XXI фестиваль российского кино «Окно в Европу». Своими впечатлениями от большого кинопросмотра делится Ольга Пятковская. Сегодня,  в День российского кино - заключительная часть.

Кроме тех киноновинок, о которых шла речь в первых трех частях, есть еще три фильма, которые, по моему мнению, будут интересны псковичам: «Санкт-Петербург», «Вот это любовь!» и «Дубровский».

Первый был показан в рамках «окна в окне»: в этом году впервые на фестивале в отдельную программу выделили фильмы копродукции, снятые совместно российскими и зарубежными кинематографистами, причем программа эта называлась, как и сам фестиваль - «Окно в Европу».

Второй фильм был показан в программе «Гала-премьеры», а третий стал фильмом закрытия фестиваля.

Эти картины не участвовали в конкурсе «Выборгский счет», но мне, зрителю из Пскова, каждая по-своему понравилась. И я их рекомендую посмотреть, тем более что у двух из них прокат вроде бы намечается.

Прокат

Вообще же с прокатом российских картин дела обстоят хуже, чем с их производством. Уже не впервые я сталкиваюсь с ситуацией, когда с жаром рассказывая после фестиваля о чем-то, что меня потрясло, наталкиваюсь на простой встречный вопрос: «а когда мы это сможем посмотреть?». И на него у меня нет ответа. Последний пример - из прошлого года. Фильм Виталия Мельникова «Поклонница» - это история любви Антона Чехова и Лидии Авиловой. Великолепная картина, в которой прекрасно все, так и не попала на широкий экран. В этом году я видела в питерском Доме кино в продаже диск. Сейчас понимаю, что это, пожалуй, был единственный с моей стороны шанс донести фильм до зрительской аудитории своих псковских друзей.

 Проблемой озабочены и сами кинематографисты.

В рамках XXI фестиваля российского кино «Окно в Европу» состоялся круглый стол «Куда уходит зритель?». Об особенностях российских зрителей и их практиках киносмотрения сообщали представители компаний «Невафильм», «MovieResearch» и «TNS Россия» .

В частности, были представлены результаты всероссийского мониторинга кинозрителей. Исследование проводил Невафильм Research при участии кинотеатров во всех федеральных округах страны, крупнейших сервисов по запросу в интернете, а также портала Kinopoisk.ru.

Согласно первым результатам опроса, все более заметными становятся различия в выборе способов просмотра фильмов в разных возрастных группах: подростки больше других смотрят кино в сети «ВКонтакте», взрослые люди старше 30 лет предпочитают легальный кинопросмотр в домашних условиях. Старшие используют бесплатные и платные сервисы видео по запросу, диски, телевидение,  тогда как в возрастной группе 18–29 лет жестко конкурируют торренты и кинотеатры. Используемые для просмотра дома устройства также становятся все более мобильными с возрастом респондентов: телевизору отдают предпочтение после 40 лет, в 18–24 года зрителям привычнее обращаться с компьютером, а вот к мобильному устройству больше всех склонны подростки.

На основании анализа полученных данных о причинах просмотра фильмов тем или иным способом исследователи  пришли к следующим выводам. На долю эфирного ТВ выпадают лишь случайные зрители, которые «наткнулись» на какой-то фильм в эфире (65 процентов телезрителей).  Те, кто смотрит фильмы в кинотеатрах, чаще всего ждали выхода любимых картин и торопились посмотреть их на большом экране (свыше 45 процентов кинозрителей). Дискам отдали предпочтение те, у кого дома стоит большой телевизор или система домашнего кинотеатра (35 процентов).  Бесплатные сайты и сервисы видео по запросу собирают свою аудиторию преимущественно благодаря предоставлению возможности посмотреть фильм в любое удобное время (это отметили свыше 50 процентов ответивших).

Вопрос «Куда уходит зритель?», вынесенный в название дискуссии, самих кинематографистов волновал, как мне показалось, несколько меньше, чем исследователей. Режиссеры, снимающие кино, хотят, чтобы оно попадало на экраны и двигалось к зрителю прямым и традиционным способом. А вот зрители, которыми на кинофорумах являются все участники просмотров, не могли не задуматься над другим вопросом – «Куда уходят деньги?» - и даже попытались найти способ, чтобы получить на него ответ.

В день, когда проходил «круглый стол», в программе игрового кино сначала был"Тяжелый случай", а после него «на ужин» давали "Пельмени". То и другое, да еще в такой последовательности, оказалось  практически непереваримо. И тогда в кулуарах стал звучать вопрос-парафраз «круглого стола»    - «Куда уходят деньги?». Возникла чудовищная ситуация: оказалось, что фестивальное кино порой уже не понимают даже профессиональные кинокритики! Фильмы, снятые при господдержке из Фонда кино (она составляет в среднем 1 млн долларов), должны быть, по идее, ориентированы на массовый просмотр. Но мы увидели те, что выглядят как неприкрытый режиссерский нарциссизм с невнятным месседжем, а иногда - как сущее издевательство над зрителем.

И именно в тот вечер в пресс-сообществе возникла идея предложить организаторам фестиваля на следующий год привезти чиновника из Минкульта, чтобы спросить у него, по каким критериям определяются получатели финансирования, какова степень ответственности автора за произведенный продукт. Наибольшей остроты  «вопрос налогоплательщиков» достиг на следующий день на пресс-конференциях, посвященных двум названным выше фильмам. А само предложение о проведении «круглого стола» по теме  "Куда уходят деньги?" было высказано кинокритиками и киноведами уже 14 августа во время Открытого заседания жюри. Тогда же одним из них было остроумно замечено, что объявленное «кино морального беспокойства» часто вызывало беспокойство у зрителей,  но никак не у авторов, вполне довольных собой!

Картины

Но вернемся к экрану.

Фильм «Санкт-Петербург» (82 мин., 16+) снят молодыми о молодых и для молодых.

Часть съемочной группы фильма

Но мне тоже было очень интересно. И будет, я думаю, вообще интересно аудитории в университетских городах, где есть студенты, их родители и педагоги. Всем хочется видеть красивые, эмоционально насыщенные, возвышенно закрученные истории любви. Кстати, снят фильм очень убедительно. Атмосфера возникновения чувства, борьбы и сомнений создана достоверно, а  на  откровения вселенского масштаба авторы отнюдь не претендует.  Историю любви в нем играют российские актеры и один английский. Фильм идет на английском языке с субтитрами.  Двое героев, оказавшихся сыновьями одного отца,  любят одну девушку. При этом у одного день расписан по минутам, к тому же он снимает кино. А второй ничем не занят, он вообще в поиске и свободен по жизни, поэтому становится на время ее учителем танцев. Сама героиня, прекрасно зная английскую поэзию, бросает университет и пытается поступать в Театральную академию, чтобы быть рядом с первым, которого она любит. Но за время занятий танцами при подготовке к экзамену  понимает, что, наверное, совершала ошибку… В общем, любовь в треугольнике все герои теряют, но англичанин находит дело жизни - и  потом в Лондоне преподает танцы детям. Съемочная группа в Выборге держалась дружной группой во главе с профессором Леонидом Мозговым. А исполнители главных ролей Терри Суини и Константин Малышев так подружились во время съемок, что часто ходили по городу вдвоем.

«Вот это любовь!» (94 мин., 16+) - веселая комедия с несколько пафосным названием, но действительно смешная!

Действие происходит на просторах соседней Беларуси, где героиня из Москвы колесит по следам героя, которому хочет вернуть бумажник… Вы спросите: а что тут интересного? В сюжете, может быть, и ничего. Но… В Пскове каждый второй либо ездил в Беларусь, либо ездил через Беларусь, либо у него теща в Беларуси, либо соседи родом оттуда, либо он у белорусов привык покупать сыр, колбасу и масло на рынке, либо ему нравится лечиться там в «президентском» санатории, либо он поехал делать операцию в Минск, потому как там дешевле… Поэтому все фишки фильма про соседей-бульбашей  псковичам-скобарям будут понятны и близки. Приключения героинь сопровождаются саунд-треком с включением незабвенных «Песняров» и «Сябров» (вспомните хотя бы «Косив Ясь конюшину»!...), а красоты белорусских озер и замков действительно впечатляют. Среднему поколению стоит не  пожалеть полутора часов в субботний вечер, чтобы «выйти в свет» и именно отдохнуть, отключившись от всех проблем.

А вот фильм «Дубровский» (123 мин, 16+) стоит смотреть уже по другим мотивам.

Он от проблем не отключит - наоборот, заставит о них задуматься. Например, о том, насколько велик Пушкин, если написанное им 200 лет назад по-прежнему актуально. Авторы сказали, что сценарий их социальной драмы писался задолго до событий, которые теперь в фильме легко «читаются»: «Речник», Кущевка, приморские партизаны, будто ничего не изменилось в российской действительности. Фильм мощно сделан, к тому же Дубровского играет Данила Козловский. На пресс-конференции перед фильмом  к нему было больше всего вопросов, даже интересовались, насколько ему помогли в работе над ролью годы, проведенные в Кадетском корпусе. После просмотра больше вопросов было к авторам сценария, но они их отвели легко: так, мол, у Пушкина, у вас есть претензии к Александру Сергеевичу? К Александру Сергеевичу у меня претензий нет. Некоторые сценарные решения, правда, кажутся не вполне завершенными -- и как бы не лежащими в одной временной плоскости. В фильме  прибывший из столицы Дубровский-Дефорж  возглавляет народную борьбу за справедливость и предлагает для этого  сначала добиваться отмены решения через суд, потом - через некие современные финансово-юридические методы с использованием информационных технологий, а кончается все похищением чемодана с евро, и купюры в конце в лесу разносит ветер. Но дела это принципиально не меняет. «Дубровского» надо идти смотреть - как ходим мы смотреть «Анну Каренину» даже в зарубежной постановке. Потому что весь фильм ты все-таки соучаствуешь,  сопереживаешь и хочешь, чтобы восторжествовала эта самая справедливость по отношению к обездоленным… И это главное - тут нельзя не согласиться с Михаилом Брашинским (один из авторов сценария-О. П.)

Добавлю, что фильм в киноверсии на экраны выйдет осенью, а потом еще будет телепоказ на НТВ полной версии из пяти серий. Режиссер Александр Вартанов, когда его зрители в Выборге благодарили после просмотра, советовал непременно смотреть еще и телевариант. Журналисты на узком междусобойчике порешили, что романтической линии героев, довольно пунктирно обозначенной в кино, видимо, не пожалеют пары часов на телеэкране… В общем, нас ждет римейк того самого: «Спокойно, Маша, я Дубровский». В новом фильме герой откроется героине образом, более близким Пушкину, чем в давней экранизации с Михаилом Ефремовым, откуда и запомнилась всем это фраза. 

Известно, что для работы над своим романом Пушкин изучил много историй судебных тяжб болдинских и псковских помещиков. Его неоконченное произведение теперь дописывают другие - в том числе языком киноромана… Но мне все равно хочется воскликнуть: «Ай, да Пушкин! Ай, да … сын!». И направить всех в библиотеку. Ведь в ожидании фильма вполне можно успеть перечитать пушкинский текст. 

 


Cюжет:  Новое кино - по итогам кинофестиваля в Выборге



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.0211501121521