Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Досуг / Кино  | весь раздел

Гамбургский счет по-выборгски и приветы псковичам с большого экрана

26.08.2013 13:52 ЦДИ, Псков

В Выборге прошел XXI фестиваль российского кино «Окно в Европу». Своими впечатлениями от большого кинопросмотра делится Ольга Пятковская.

Продолжение. Начало здесь и здесь.

В Выборге художественные фильмы оцениваются дважды. По своим критериям лучшие конкурсные работы выбирают профессионалы, члены жюри - и параллельно идет независимое зрительское голосование, по итогам которого также вручается приз - «Золотая ладья». Это и есть так называемый «Выборгский счет». В отличие от других кинофестивалей, «Окно в Европу» проводит его давно, с 2001 года.

Если фильм, получивший наибольший зрительский балл, лидирует в заметном отрыве от других, победитель объявляется один. Если несколько фильмов имеют близкие или даже одинаковые баллы, победителей может быть два и три.

За годы проведения «Окна в Европу» в конкурсе «Выборгский счет» победителями становились четыре фильма Станислава Говорухина (см. КОНКРЕТНО). Видно, что выборгская кинопублика проявляет к мэтру отечественного кино постоянную любовь, но все же иногда  «изменяет» ему с другими авторами - и тогда «Золотые ладьи» плывут из Выборга  в разных направлениях 

В этом году соперником Говорухина в зрительской любви выборжан стал Александр Велединский, при этом их обоих обошла… дама.  «Московские сумерки» Алены Званцовой получили 8,8, а «Географ глобус пропил» и «Weekend»  - по 8,5.

Здесь стоит, пожалуй, немного объяснить принцип формирования пакета предложений конкурса «Выборгский счет». Напомню, в выборгском фестивале художественные фильмы демонстрируются в двух основных  программах:  в рамках конкурса игрового кино и в рамках знакомства зрителей с новинками экрана. В первую попадают  только самые новые работы: специальная комиссия их отбирает для участия, исходя из поданных авторами заявок, и эти фильмы в ходе фестиваля оценивает жюри. К слову, именно на этих просмотрах режиссер часто произносит сакраментальную фразу: «Сегодня мы будем вместе с вами полностью смотреть наш фильм первый раз». Во вторую попадают работы тоже новые, но уже хотя бы раз показанные - к примеру, участвовавшие  в «Кинотавре». В Выборге ими дополняют конкурсный показ, давая зрителям возможность, во-первых, увидеть еще больше киноновинок, и, во-вторых, посмотреть картины,  уже получившие призы-то есть, как бы отмеченные «знаком качества».

В XXI «Окне в Европу»  в конкурс «Выборгский счет» помимо фильмов конкурса «Осенние премьеры» входили семь картин, отмеченных наградами отечественных и международных фестивалей последнего года:

1. «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ», реж. Александр Велединский (Главный приз 24-го ОРКФ «Кинотавр», приз «За лучшую мужскую роль» (Константин Хабенский), приз им. М. Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» (Алексей П. Зубарев), приз жюри кинопрокатчиков на 24-м ОРКФ «Кинотавр»; Гран-при «Золотой Дюк» по результатм зрительского голосования на   IV Одесского МКФ).

2. «ИУДА», реж. Андрей Богатырев (Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли (Алексей Шевченков) ММКФ-2013).

3. «МОРЕ», реж. Александра Стреляная (Приз компании «Газпром нефть» и специальный приз жюри за удачное соединение документального и игрового кино на ХI МФ «Дух огня»; Приз за лучшую женскую роль (Таисия Крамми) первого Национального кинофестиваля дебютов «Движение» в Омске).

4. «НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ», реж. Алексей Федорченко (Ди плом гильдии киноведов и кинокритиков, приз имени Григория Горина за лучший сценарий (Денис Осокин), приз за операторскую работу (Шандор Беркеши) 24-го ОРКФ «Кинотавр»; Приз зрительских симпатий на VII Международном кинофестивале «Зеркало» им. Андрея Тарковского).

5. «СТЫД», реж. Юсуп Разыков (Приз ФИПРЕССИ 48-го Международного Кинофестиваля в Карловых Варах).

6. «WEEKEND (УИК-ЭНД)», реж. Станислав Говорухин (Фильм открытия 24-го ОРКФ «Кинотавр»).    

7. «ЧАПАЕВ ЧАПАЕВ», реж. Виктор Тихомиров (Приз зрительских симпатий «Серебряный грифон» Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Фестиваль Фестивалей»-2013).

Все эти фильмы заслуживают внимания и стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране.

Но, конечно, у них будет  разная аудитория.

Как мы видим, в оценке одной из представленных работ во многом  совпали зрители Одессы и Выборга. Фильм, где главный герой – учитель, стоит, я думаю, прежде всего смотреть самим учителям и старшеклассникам (маркировка 16+), причем ради этого возродить форму внеклассной работы «культпоход в кино», тем более, что фильм выйдет на экраны в ноябре, в разгар учебного года. Стоит его смотреть также родителям, в семьях которых растут дети-школьники.  Про коллизии сюжета (как «Географ глобус пропил») любители кино уже все знают, поскольку фильм получил Главный приз «Кинотавра» в 2013 году. Фильм снят по книге музейного работника из Перми Алексея Иванова, но с некоторым «апгрейдом» описанных в ней событий: из «лихих 90-х» их перенесли в наши дни.

Второй фильм-победитель «Weekend» снят тоже по книге. И здесь «подтяжка» еще более сильная. Произведение «Лифт на эшафот» написал  французский автор Ноэль Калеф в 1956 году В 1957 году по роману режиссёром Луи Маллем — представителем «новой волны» во французском кинематографе—был снят фильм с тем же названием, в котором главные роли сыграли Жанна Моро, Морис Роне, Жорж Пужоли, Лино Вентура. В Выборге Станислав Говорухин, представляя зрителям свой фильм, сказал, что в прокат он выйдет тоже под названием «Лифт на эшафот». Основное действие фильма происходит в уик-енд, во время которого главный герой (артист Максим Матвеев) в конце рабочего дня, выйдя из кабинета через окно по карнизу, убивает аудитора (в романе - ростовщика), инсценировав это как самоубийство. Уже спустившись в машину, герой вспоминает, что  забыл в кабинете важный документ, и возвращается за ним. А на обратном пути застревает в лифте, поскольку в здании полностью отключают электричество на выходные…

Кадр из фильма «Weekend»

В итоге он проводит свой уик-енд в лифте, где нет даже мобильной связи, а его машину угоняют и совершают двойное убийство. Все  улики показывают на героя, и он сначала все отрицает, потом сознается в совершенном им преступлении, но следователь (Виктор Сухоруков) ему не верит… В общем, это вроде бы мастерски снятый и психологически выверенный фильм о том, что «без вины вины не бывает»… Но некая искусственность перенесения французской действительности на нашу мне постоянно мешала… Если герои встречаются где-то на Тургеневской-так, наверное, это Москва? А где же тогда море в нескольких часах езды с пустым отелем на берегу?  И почему  следователь вдвоем с помощницей? Но я камень в мэтра бросать не стану. Я убеждена: если бы Говорухин снял одно только «Место встречи изменить нельзя», ему уже за это можно было бы ставить памятник при жизни.  

Фильм «Иуда» очень понравился мне и многим моим знакомым, и этот фильм подробно, тщательно, с уважением к тексту и теме, действительно создан по произведению Леонида Андреева «Иуда Искариот» (а не «по мотивам» - с авторским размахом вольностей вокруг текста, как в «Метели»).

«Чапаев. Чапаев» - фильм, что называется, не мой, но очень может быть интересен молодому поколению, выросшему в время расцвета скетчей, пародий, КВНа и разных «Камеди Клаб»

 Как выразился один (кстати, молодой)  кинокритик,  перефразируя Салтыкова-Щедрина, это некий «Ералаш» для детей изрядного возраста» - с участием  героев Гражданской войны и освоения Арктики, а также героев-любовников и просто пионеров. И этот ералаш, вполне возможно, отражает реальное содержимое файла «История Отечества» в головах современных отроков и отроковиц.

Не видела сама, но слышала много хороших отзывов от представителей прессы о фильмах «Стыд» и «Небесные жены луговых мари».

А что касается приветов псковичам с большого экрана, которые добавят интереса именно нашей публики к этим работам, то я таких рассмотрела два.

В говорухинском «Уик-енде» роль секретарши главного героя  исполняет Юлия Пересильд.

Кадр из фильма «Weekend»

Кто не помнит, Юлия - псковичка по рождению, после 1 курса ПсковГУ она отправилась покорять Москву, и это у нее получилось. Юлия  сегодня – востребованная актриса, она работает в театре, снимается в кино, участвует в телесериалах.  В новом фильме она великолепно выглядит, хорошо играет и говорит с забавным прибалтийским акцентом, который ей очень идет.

А У Александры Стреляной в фильме «Море», снятом далеко от Пскова, можно услышать псковские голоса. За кадром в конце звучит известная  песня со словами «И все-таки море останется морем…». И звучит она - внимание! - в исполнении хора бабушек острова Залита Псковской области. Как сказано дальше в титрах, запись сделана в экспедиции 2006 года Алексея Ланеева.

Неожиданно, но приятно. Я даже предположить не могла, что  услышу об этом маленьком острове с большого экрана. Хотя с упоминанием Пскова на фестивале я сталкиваюсь не впервые.

В 2009 году фильмом открытия здесь была картина «Преображение» Владимира Хотиненко (в прокате шел под названием «Поп») с Сергеем Маковецким в главной роли -­ о деятельности русской православной миссии в Псковской области в годы Великой Отечественной войны. И я письменно на ПЛН и устно в рассказах советовала всем посмотреть этот фильм, поднимающий новую для кино тему и сделанный настоящим мастером, глубоко погрузившимся в материал.

Продолжение следует. В заключительной части своих фестивальных  впечатлений я расскажу о «круглом столе» по теме  «Куда уходит зритель?» и о трех фильмах, на которые, по моему мнению, псковскому зрителю непременно надо сходить­!

КОНКРЕТНО

За годы проведения «Окна в Европу» в конкурсе «Выборгский счет» победителями становились фильмы «Приходи на меня посмотреть» (2001 год), «Звезда», «Кукушка» «Война» (2002 год), «Небо. Самолет. Девушка»,  «А поутру они проснулись», «Бедный, бедный Павел» (2003 год), «Водитель для Веры», «Свои», «Папа» (2004 год), «Не хлебом единым» (2005 год),  «Мне не больно», «Граффити», «Питер FM» (2006 год), «Артистка», «Ванечка», «Русская игра» (2007 год), «Пассажирка», «Плюс один», «Улыбка Бога, или Чисто одесская истрия» (2008 год), «Видримасгор, или история моего космоса», «Одна война», «Какраки» (2009 год),  «…В стиле jazz», «Неадекватные люди», «Тридцать седьмой роман» (2010 год), «Два дня», «Пять невест», «4 дня в мае» (2011 год), «Соловей-разбойник»,  «Поклонница», «Я буду рядом» (2012 год).

Общие итоги конкурса «Выборгский счет» в 2013 году опубликованы на официальном сайте кинофестиваля «Окно в Европу» и выглядят так (фильмы перечислены в хронологической последовательности показа в дни фестиваля).

«Она»                                 7,1
«Деливеранс»                    5,68
«Чапаев,Чапаев»               5,89
«Секс,кофе,сигареты»       5,68
«Зимний путь»                    7,64
«Иуда»                                 7,98
«Стыд»                                 7,54
«Собачий рай»                     8,34
«Московские сумерки»        8,8
«Метель»                              5,5
«Море»                                 6,82
«Небесные жены луговых мари»     7
«Шахта»                                7,29
«ЖЖ»                                     6,36
«Прозрение»                         6,76
«Лыах»(Мотылек)                 7,75
«Географ глобус пропил»    8,5
«Weekend»                            8,5
«Тяжелый случай»                6,28
«Пельмени»                           6,21


Cюжет:  Новое кино - по итогам кинофестиваля в Выборге



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.043560028076172