Реклама на ЦДИ
 29.11.2024

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

Каким бы мог стать Псков, но так и не стал. Набережная реки Великой

08.02.2017 09:16 ЦДИ, Псков

Центр Деловой Информации продолжает цикл очерков о том, как мог преобразиться наш город, если бы все задуманные проекты воплощались в жизнь. Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, самую многострадальную территорию областного центра - набережную реки Великой, которую нередко называют «Парадным лицом Пскова». Любимое место для прогулок псковичей, предмет ожесточенных споров чиновников, общественников и градостроителей, некогда средоточие кафе-«шалманов» под открытым небом, а ныне не то отреставрированное, не то капитально отремонтированное рекреационное место туристического кластера «Псковский».

От Арестантской до рекреационной

В это трудно поверить, но до середины XIX века набережной Великой практически не существовало. По берегу здесь было невозможно не то что ездить, но даже ходить, а река порой подступала под самые крепостные стены. Однако с 1858 года облик набережной стал потихоньку формироваться. Именно тогда были созданы террасы для проезда экипажей и первые прогулочные дорожки. Правда, набережную называли тогда как-то даже обидно - Арестантской.

С тех пор, конечно, утекло немало воды. И набережная изменилась неузнаваемо. Чего только стоит строительство в 1929 году ТЭЦ-18, здание которой буквально врезалось в стену вдоль реки Великой. С 2004 года теплоэлектроцентраль не функционирует и с тех пор постепенно руинируется. Многие псковичи признают, что эти совсем не графские развалины уродуют вид города, но снести этого «монстра» нельзя - он является памятником архитектуры, редким для Пскова образцом стиля конструктивизма. Хотя еще в 50-е годы градостроители всерьез подумывали о переносе ТЭЦ из центра города. Но настоять на своем не смогли.

В 60-е годы на набережной появилось еще несколько объектов, которые вписались в облик набережной, прямо скажем, со скрипом. Гребную базу и вовсе построили за счет части крепостной стены, предварительно снесенной. Здание музучилища также было признано современными градостроителями диссонирующим объектом и планировалось к «архитектурной адаптации». Чтобы это не означало, мы этого так и не увидели.

1965 год

Набережная в том виде, в котором она существовала до конца 2014 года, сложилась в период проектных работ в 70-80-х годах. Тогда же, кстати, появился сквер Породненных городов в верхней части крепостной стены, который в каком-то смысле стал заключительным аккордом в советской истории набережной. Часть работ выполнили московские архитекторы, часть псковские. В частности, под руководством главного архитектора города Бориса Поплавского сформировалась причальная часть набережной от ул. Профсоюзной до ул. Георгиевской. Тогда это было актуально: люди активно пользовались водным транспортом, по реке курсировали теплоходы и «Ракеты», на которых можно было отравиться на острова в Псковском озере или даже в Тарту.

И в советское время набережная была прекрасна и функциональна. О ней известные архитекторы даже в книгах писали. Между прочим, в 80-е здесь тяжелая военная техника ходила в дни форсирования. Попробуйте выпустить танк или БТР на набережную сейчас. Что от нее останется? Зачем же понадобилось ее переделывать?

Набережная превращается, набережная превращается… в элегантный кластер

В 2011 году с легкой подачи на тот момент руководителя комитета по туризму и пространственному развитию Натальи Труновой в Пскове на свет родился проект - туристско-рекреационного кластера «Псковский», обещавший превратить наш город в туристическую мекку.

Гостиницы, торгово-развлекательные комплексы, фитнес-залы, досуговые центры - все это перечислялось взахлеб, вместе с реконструкцией основных общественных пространств города, в том числе набережных и парковых зон. Осваемые суммы назывались не менее впечатляющие.

На этом этапе еще никто не догадывался, что проект принесет с собой несколько скандалов, срывы сроков, энергичное противостояние чиновников и общественности и даже уголовное дело (подрядчика обвинили в хищении 4,6 млн казенных рублей). Так себе бэкграунд, прямо скажем.

Да и началось все как-то странно. В 2010 году объявили открытый конкурс на разработку научно обоснованной модели капитализации территории набережной реки Великой от Ольгинского моста до моста имени 50-летия Октября. Победителем стал единственный (!) участник - тюменская компания «СибЭкоСистема», подрядчиком выступила компания «Стройград» - тоже не местная, из Санкт-Петербурга. При этом никого не смутило, что у проектировщиков нет опыта работы в городской среде с историческим наследием.

Псковские же архитекторы участия в конкурсе не принимали: установленные сроки оказались слишком малы, чтобы выдать на гора проект с освоением значительных средств. Как же тогда компания из Тюмени успела? Этот вопрос мы сочтем за риторический.

В соответствии с условиями конкурса, подрядчик должен был предусмотреть реконструкцию набережных с обустройством прибрежной полосы, укрепить берег, разместить пешеходные дорожки и смотровые площадки, автопарковки, сезонные кафе, торговлю сувенирами, общественные туалеты, подсветку пешеходных маршрутов и смотровых площадок, а также элементы малых архитектурных форм. Должны были быть сформированы новые туристские маршруты и осуществлено функциональное зонирование территории набережной. Как видим, не все из конкурсных «обязаловок» воплотились в жизнь. С туалетами, торговлей, новыми маршрутами и автопарковками вышло как-то не очень.

Впрочем, бог с ними, с туалетами. Тема серьезная, не спорим, но проблемы посерьезнее начались у проекта еще на стадии концепции. Даже далекие от архитектуры и краеведения псковичи негодовали. Одних возмущали без разбора вырубаемые деревья, других - стремление неадекватно задрать уровень набережной, третьих - материал, шпунт, который грозился превратить набережную в унылую «пристань для барж».

«Городу предложен дорогостоящий и равнодушный косметический ремонт уже существующих территорий - без единой новой мысли, способной качественно реконструировать гимнографический профиль Пскова», - отмечала тогда председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева. Да и сейчас она считает, что проект реконструкции набережной реки Великой не воссоздал ни одну из ее исторических функций и не принес ей нового прочтения.

Неудивительно, что впоследствии руководитель ООО «СибЭкоСистема» Маргарита Демина на всякий случай осторожно подчеркивала, что согласно техническому заданию, ее компания занимается благоустройством, а не реставрацией набережной. «Мы присвоили участкам набережной определенные имена, но архитектура не пострадала, все объекты, впрочем, как и «дух места» - остаются в целости и сохранности», - уверяла она.

Поехали! Ой, нет…

Реконструировать псковскую набережную по проекту тюменской компании ООО «СибЭкоСистема» начали в апреле 2012 года. Но недолго музыка играла. Из-за многочисленных замечаний, которые возникли по ходу проведения работ, губернатор Псковской области Андрей Турчак принял решение об их приостановке.

Впоследствии специально созданная рабочая группа сформировала варианты конструктивных и архитектурных решений по доработке проекта реконструкции набережной, в том числе при участии псковских архитекторов. Общественные организации Пскова назвали такое решение «исторической победой» в диалоге с властью, однако итогом противостояния стала заморозка проекта почти на год: обустройство набережной возобновилось только в 2013 году.

Да и потом не то реконструкция, не то благоустройство набережной двигались с пробуксовками. Сроки неоднократно переносились, пока чиновники не изобрели оптимальный вариант - на вопрос «Когда?» они неизменно отвечали «Скоро». Лишь глава Пскова Иван Цецерский неосторожно заявил, что город ждет красивую набережную к красивой дате - 1111-летию первого упоминания Пскова в летописи. Не дождался. Впрочем, недоделанную набережную тогда все же «приоткрыли», чтоб уж совсем не сесть в лужу с очередными обещаниями.

Дальше - больше: у «Стройтехнадзора» возникли претензии к сметам подрядчика. Были выявлены «задвоенные» статьи расходов. Снова вышел скандал, результатом которого стала очередная приостановка работ. А потом под пристальным вниманием Счетной палаты оказался участок от Ольгинского моста до моста 50-летия Октября. И не столько территория, сколько документы в отчете о проделанных здесь работах и установленных кованых скульптурах. Так, в проектно-сметной документации говорилось о покупке скамейки, качели, мостика и фонаря. Предполагалось, что они обойдутся подрядчику в 109 тысяч рублей. Однако в актах приемки стоимость каждой фигуры выросла до миллиона и больше. Очередной конфуз, обернувшийся «уголовкой».

Набережная 2.0

Худо-бедно, но работы все-таки шли. Согласно измененному проекту, увеличение ширины набережной  решили делать минимальным, так же, как и подъем уровня нижней линии: высота парапета стала около 1,8 м вместо 2,7 м, как планировалось ранее.

Удлинять набережную на 50 м, как планировали тюменские проектировщики, тоже не стали. Вместо этого предложили провести демонтаж существующей аварийной лестницы у здания старой Гребной базы и соорудить новую каменную.

Большие споры у общественности вызвало и зонирование набережной. Предполагалось разделить ее на шесть зон: «Аллея дружбы», «Мир Детства», «Псков водный», «Семья», «Гармония» и «История». Однако такой подход оценили далеко не все.

«Это решение малопрофессионально по своей сути, оно скорее дизайнерское, нежели архитектурно-ландшафтное. Более того - проект, который был представлен нашему вниманию, мягко говоря, не учитывает многих особенностей естественного ландшафта», - комментировала Ирина Голубева.

В итоге с зонированием набережной вышло вообще не очень понятно, по бумагам оно как бы есть, но его как будто бы и нет. То есть невооруженным взглядом увидеть некоторое территориальное деление можно, но вслух об этом предпочитают больше не говорить.

Любопытно, что практически в каждой зоне предполагалось установить информационные стенды и указательные знаки. Возможно, они очень хорошо спрятаны, но псковичам, а главное, гостям города, их увидеть не удалось. Очень странно получилось, туристический кластер без основного фактора работы с туристами - навигацией.

По проекту асфальт и брусчатка изначально должны были быть цветными, но положили обычное серое покрытие, выполнили штамповку, а потом покрасили из пульвелизатора. Да-да, покрасили. Еще одна причина такого спорного решения - замечания градоначальников. «Асфальт требует более частого ремонта, чем брусчатка. И как мы будем делать ямочный ремонт на цветном асфальте?», - испуганно интересовались они. И все бы ничего, вот только псковичи отмечают, что вся эта краска давно выцвела, размылась и смотрится… жалко.

Скульптурных композиций должно было быть намного больше. Для «Аллеи дружбы», например, заявлялись скамейка «Псковитянка» и скульптура «Встреча двух друзей». Для «Пскова водного» - панно «Великий водный путь «Из варяг в греки» на фасаде набережной и скульптуры-барсы. Но у нас и существующие скульптурные композиции вышли финансовым боком, тут уже не до панно и «встреч друзей».

Кстати, Наталья Трунова в свое время предположила, что «барсы» могут стать памятниками, рядом с которыми все будут фотографироваться. По факту эпицентром сэлфи стала надпись «Россия начинается здесь». Изначально в проекте ее не было, также как и памятника Солдату Первой мировой войны, штык которого стал настоящим магнитом для вандалов. Но выстрелила она лучше, чем все тюменские предложения. К слову, на входе к берегу со стороны ул. Детской псковичей и туристов встречает еще один «незадекларированный» в проекте элемент - кованый Китоврас.

С «Детской зоной» вышло хоть и не совсем по проекту, но вполне прилично. Однако малых форм мы и тут не досчитались. Да и заявленных в проекте альпийской горки и миксбордеров что-то не видно. К тому же проектанты рассчитывали, что здесь появится детское кафе на 30 посадочных мест и ограждение из живой изгороди из низкорослых кустарников. Видимо, мы это получим в обозримом будущем?

Не обошлось без курьезов и с зоной «Семьи». В проекте указано, что такое пространство на набережной создается как продолжение территории рядом с дворцом бракосочетаний на ул. Детской. Новобрачные частенько спускаются к реке, почему бы действительно не организовать для них что-нибудь тематическое? Вот только дворец бракосочетаний скоро переедет, если верить властям.

А ведь специально для молодоженов здесь собирались сделать ручей из камня с мостиком, установить икону Псковской богоматери - покровительницы семьи, обустроить два(!) кафе, организовать подпорные стенки в виде сидений из гранита и поставить несколько символических скульптур. Особый интерес у псковичей вызвали столбики с цепью, на которые предполагалось вешать популярные у брачующихся памятные замки. Многие посчитали такое украшательство спорным, к тому же в проектной документации была допущена забавная ошибка - сковывать брак предлагалось не «навеки», а «на веки». Как говориться, а теперь тушь. Тут впору радоваться, что не реализовали.

Впрочем, не все так плохо. Здесь получилось одно из самых популярных у псковичей мест на набережной. Мостик через газон, интересные качели и гнезда аистов - все это выглядит симпатично. Прошлым летом за возможность сфотографироваться на интересной скамейке с кованым деревцем выстраивались очереди.

А вот зона «Гармонии» получилась откровенно скучной. Здесь все изначально ограничивалось благоустройством. Даже отрендеренных картинок «Как должно быть» в проекте нет. Разве что в исходном варианте предлагалось сделать спуск к реке более цивилизованным. Но, вероятно, на гребной базе, такие порывы не оценили.

Зона «Истории» в проектном варианте примечательна не только строчкой «на спуске с ул. Георгиевской выполнить подпорные стенки в граните Bianco Romano, используемые в качестве сидений», но и тем, что здесь должен был стартовать новый туристическо-познавательный маршрут на «паровозике», который бы катал туристов вдоль набережной. Ни того, ни другого что-то не видно.

Отдельного внимания заслужил объект, лишь косвенно относящийся к проекту реконструкции - пресловутое здание бывшей ТЭЦ. Конечно, никто его не снес, да и не собирался - «Это ж памятник!». Но изначально в проекте сооружение собирались использовать в очень интересном ключе - в темное время суток на него хотели проецировать изображения - Псковского Кремля, например. Проецировать что-нибудь тематическое планировали и на стене возле спуска к реки на ул. Профсоюзной. Затея весьма интересная, но, к сожалению, реализована она так и не была.

Что получили

Конечно, набережная реки Великой стала выглядеть лучше. Да, она, может, и не идеальна, но здесь чисто, светло и опрятно. Немного обидно, что многие цветастые идеи проектировщиков при реализации «поблекли». По факту мы получили, скорее, «50 оттенков серого». Но деятели культуры уверяют, что для исторического наследия такая умеренность очень кстати. «И без этого китч какой-то получился», - ворчат они.

Псковичи между тем с досадой отмечают, что бетон повсюду уже крошится, фонари горят через один, поэтому по вечерам гулять здесь откровенно страшно. Омрачают картину отреставрированной набережной и никак не облагороженные спуски к ней.

Вряд ли проектом предусматривалось и то, что большинство фонарей на набережной должны стоять внаклонку. И это уже стало поводом для грустного сарказма со стороны псковского архитектора Владимира Шуляковского.

«Город Псков известен своей средневековой архитектурой, для которой характерно отсутствие симметрии, прямых углов, четких вертикалей. Традиция эта продолжается и в наше время. Все у нас слегка криво, перекошено и сбито с оси. Например, фонари, установленные на набережной Великой совсем недавно, в большинстве своем стоят внаклонку, криво», - написал он в соцсети.

Многих огорчает качество укладки клинкерной брусчатки на набережной. Вместо ровной поверхности получились волны. Обращают внимание жители города и на то, что после дождей лужи подолгу не уходят, а плиты на бордюре у самой воды уже «вспучиваются».

Председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева считает, что на набережной «все не доделано, все не закончено», как будто взялись делать, но бросили на полпути. В качестве показательного примера она называет амфитеатр рядом с ул. Детской. По замыслу архитектора он не должен был получиться таким… примитивным.

Наверное, перед нами тот самый редкий случай, когда могло быть еще хуже, если бы все проектные «хотелки» были воплощены в жизнь. Впрочем, в процессе работ и согласований потерялось и немало интересного, поэтому мысль о том, что могло быть и намного лучше, тоже не дает покоя.

Александр Серединин


Cюжет:  Каким мог бы стать Псков



Распечатать:     Комментарии: 32

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают