Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Инфраструктура / Доступная среда  | весь раздел

Кирюша первый! – Особенный мальчик в обыкновенной псковской школе

02.09.2019 19:00 ЦДИ, Псков

Вот уж казалось бы банальное -  «первый раз в первый класс». А как сильно звучит в контексте того, о чем сегодня я хочу вам рассказать. Такого еще не было в нашем городе.

Обыкновенные, привычные нам первосентябрьские звонки. Обыкновенные белые банты, астры в маленьких пальчиках, обыкновенное волнение бабушек и одергивание мам: «Поправь рубашку!». Все было сегодня ровно так же, как и в прошлом году, как и пять лет назад. Вспомнилась даже моя первая линейка – с ума сойти, как давно! Но только одно было сегодня впервые. Среди малышей, которые еще и понятия не имеют, что же это такое – школа -  или имеют одно только понятие – стоит на первой в своей жизни линейке не обыкновенный, а особенный мальчик. Он идет в обыкновенную школу, к обыкновенным учителям. А для нас это чудо – в Пскове это впервые, чтобы в простой класс шел ребенок с Синдромом Дауна.

 

 

Кирюша

О том, что у ребенка Синдром Дауна родителям сообщили сразу же, как только Кирюша появился на свет.

- Это повергло нас в шок, - рассказал мне четыре года назад, во время нашей первой встречи, папа Кирилла Андрей Николаев. – Но хорошо, что в городе есть специалисты, которые нам объяснили все, рассказали про эту проблему.

- За всех, кто столкнулся с каким-либо диагнозом своего ребенка, я не могу судить, - делится со мной мама Кирилла Надежда. – Всякие мысли приходят и приходили в голову, без этого никак. Это тяжело.  Но отказываться… -  из соседней комнаты до нас доносится хохот мальчишки, папа закинул его себе на плечи. -  Я советую, наоборот, не слушать никого! Забирать, забирать…

Они сразу приняли решение – сделать жизнь Кирилла такой, какой она должна быть у каждого ребенка. Правда, для этого потребовалось больше сил. Кроме развивающих центров, которые посещал мальчик, психологов, дефектологов и логопедов, с Кириллом беспрестанно занимались домашние – во время еды, на прогулке, в лифте – просили назвать цвета проезжающих мимо машин, назвать цифру на табло, посчитать предметы… Было важно научить Кирилла учиться. Играть с другими ребятами на площадке.

- В любви должны расти эти дети, - рассказывает Надежда. – Я читала, если ребеночек будет расти дома, если он любим, он отдаст стократ… Он будет развиваться, тянуться… - она говорит медленно, и я понимаю, что стоит за этими паузами… Надежда вытирает слезу и улыбается:  – Я его просто очень люблю.

Кирилл пошел в обыкновенный детский сад. Андрей и Надежда хотели, чтобы он находился, рос и развивался в том самом обществе, в котором ему всегда придется жить. Но без проблем не обошлось.

- Со стороны родителей мы столкнулись с непониманием, - рассказывает мне Андрей. – Я думаю, это не от злости человеческой, а скорее всего, от недостатка информации о Синдроме Дауна и о таких людях. В первую очередь, о том, что они безопасны для общества. Не несут агрессии, и, наоборот, своей добротой еще могут показать пример обычным детям.

 

 

Пришлось изучить законодательство - кто же должен отвечать за инклюзию в образовательных учреждениях? Пару раз Андрей ходил на прием к руководителям управлений образования, потом еще два раза к заместителю губернатора Вере Емельяновой. В письменных обращениях он просил пригласить в сад психолога. Но не для Кирилла. А для родителей обыкновенных ребят. Специалист должен был донести достоверную информацию о Синдроме и, таким образом, снять напряжение. Общество должно понять – Кирилл не опасен. Спустя некоторое время беседа психолога с родителями состоялась. Это ли помогло, но постепенно у Кирилла появились друзья.

- Самое главное, что Кирилл находился среди говорящих детей, - делится Андрей, папа особенного мальчика. – Что, несомненно, положительно сказалось на развитии его речи. Как бы хорошо с Вами не занимались учителя в России, все-таки в Англии вы английский язык выучите намного быстрее и лучше.

 

Сегодня

Ему восемь. Он стоит на линейке перед своей будущей школой - псковским лицеем №4 -  и смотрит выступление хореографического коллектива. В финале все аплодируют – хлопает в ладоши и Кирюша. На импровизированную сцену выбегает мальчишка в костюме Домовенка. Все смеются – смеется и Кирилл. Его не отличишь от остальных ребят – примерно такого же роста, как и одноклассники, в такой же форме.  У него так же, как и у всех, выскочил борт рубашки из-под школьных брюк. Он тоже принес цветы и  вручил их своей первой учительнице. Выделяют только горящие на солнце светлые локоны.

 

Учиться Кирилл все-таки будет по адаптивной программе. Основные предметы он будет изучать индивидуально, в отдельном классе, в небольшом «кабинетике», говорят учителя. С мальчиком продолжат работать педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог. С ним рядом всегда будет тьютор. А вот физкультура и  технология будут проходить с одноклассниками. На переменах, в столовой, на школьных экскурсиях Кирилл будет рядом с детьми.

- Он будет посещать школу каждый день, - рассказывает замдиректора 4-го лицея Наталья Матвеева. - Нагрузка у него будет больше за счет коррекционно-развивающей области, занятий со специалистами.

На мой вопрос о том, не возникнет ли проблем с родителями других детей, заместитель директора отвечает честно – на сто процентов сказать сложно.

 - У нас уже есть дети с ОВЗ, которые обучаются по адаптивной программе, есть инклюзия, в тех классах проблем нет, - рассказывает Наталья Матвеева. - Но мы понимаем, что здесь особый случай – отличия будут более видимы и для детей, и для родителей. Мы надеемся, что справимся с этой ситуацией. Будет работать и педагог-психолог, социальный педагог, и опытные учителя. Я не могу гарантировать сто процентов, потому что мы живем в обществе, в котором мы только начинаем принимать и уважать. Но с нашей стороны мы постараемся сделать все возможное, чтобы избежать негативных моментов.

У них многие спрашивали – зачем это вам? Вы же мучаете ребенка, ставите его в неловкое положение, порождаете агрессию. Но Андрей и Надежда были непоколебимы в своих намерениях.

- Ну, никак я не могу поверить в то, что лучше ребёнка подготовит к жизни в обществе обучение в специализированном учреждении, нежели среди тех, кто и будет являться этим обществом, - написал мне в сообщении Андрей за день до линейки.

 

Первый

- Волнуетесь? – спрашиваю я Надежду. Мы с ней стоим в толпе пап и мам, бабушек и дедушек, и наблюдаем за Кириллом. Рядом с ним – отец. Мальчик с любопытством слушает, что говорят со сцены, внимательно следит за выступающими, которые попеременно выходят на школьное крыльцо с микрофоном.

Она кивает молча.

- А Кирилл?

- Неа, - улыбается Надежда. – Ну, в школу и в школу.

Кирюша, не смотря на диагноз, читает стихи, любит петь, танцевать и даже посещает театральный кружок.  Я смотрела на него и думала, что первый звонок в этом году прозвенел не только для белых бантиков и маленьких галстучков. Он прозвенел для каждого из нас – как символ чего-то нового, чему нам всем еще предстоит научиться.

«Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира, - пишет  президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина. -  Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям».

Кирюша – первый ребенок в семье. И как это обычно бывает, появление первенца меняет жизнь родителей. Появление Кирюши изменило не только жизнь Андрея и Надежды. Вслед за этим особенным мальчиком в обыкновенный детский сад пошел еще один ребенок – знакомый семьи Николаевых. Кирилл не просто первый в семье. Он первый в нашем городе.

- Я вот думаю, как нам с Кириллом повезло… - девочка на сцене поет про первый звонок. Кирилл смотрит на нее, мы с его мамой не сводим глаз с него самого. – Он ведь такой ласковый. Меня, Ксюшу, братика любит. Ну, а папу так вообще… Прижимается к нему, - Надежда подтягивает сжатые кулаки к своему лицу, стискивая щеки. – Вот так и повторяет: «Люблю, люблю, люблю!».

Ольга ЛОССКАЯ

 



Распечатать:     Комментарии: 108

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают