Реклама на ЦДИ
 18.04.2024

Инфраструктура / Благоустройство  | весь раздел

«Это был бы подарок подрядчику»: десять фактов о стройке на берегу Великой

04.04.2013 20:27 ЦДИ, Псков

Что происходит с набережной реки Великой в Пскове, почему строительные работы надолго замерли, и когда они, наконец, будут закончены? Почему до сих пор закрыт Детский парк? Правда ли, что администрация города отказывается перечислять подрядчику деньги? Чего в действительности добились псковские архитекторы, протестуя против тюменского проекта? Псковская Лента Новостей разбирается в тонкостях строительного надзора.

фото: Глеб Костин
 
Реконструкция набережной реки Великой и другие строительные работы в рамках туристско-рекреационного кластера весь прошлый год подогревали общественную дискуссию. Тема нередко приобретала скандальный оттенок, особенно пока шла борьба за изменение первоначального проекта ООО «СибЭкоСистема», и отчасти потом, когда в остановке работ на набережной областные власти фактически обвинили руководство города. В скором времени, если когда снег наконец растает, начнется строительный сезон. На 2013 год запланированы новые масштабные работы по ТРК «Псковский», и псковичи с опаской ждут новые заборы, вдобавок к имеющимся.
 
Чем ближе лето, тем выше интерес к судьбе Детского парка и набережной Великой. О том, каковы перспективы сдачи объектов, как вообще оцениваются и принимаются строительные работы, каковы полномочия муниципального заказчика при общении с подрядчиком, нам рассказала директор МБУ города Пскова «Стройтехнадзор» Светлана Исекеева.
 
Напомним: став участником ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», Псковская область с 2011 года строит свой собственный туристско-рекреационный кластер. Строительные работы в рамках ТРК «Псковский» начались в 2012 году с реконструкции Детского парка, набережной реки Великая от Ольгинского моста до моста им. 50-летия Октября и строительства набережной вокруг Кремля. Инициатором и идейным вдохновителем проекта был бывший комитет Натальи Труновой по туризму, инвестициям и пространственному развитию, но формальным заказчиком выступает управление городского хозяйства Пскова.
 
1. Подрядчик знал, во что ввязывался – полностью согласованная проектно-сметная документация и проект муниципального контракта размещается на сайте госзакупок в момент объявления конкурса. Свою заявку участник готовит, исходя из озвученных заказчиком объемов работ и финансирования. Напротив, заказчик, рассматривая заявки, понятия не имеет, с кем придется работать. Закон о госзакупках не дает возможности заранее узнать, ни какая есть производственная база у будущего подрядчика, ни сколько у него рабочих, сколько техники, ни «место жительства» возможного подрядчика и т.д. «Отсеять» фирму конкурсная комиссия может только на стадии предварительного рассмотрения заявок из-за несоответствия комплекта документов требованиям аукциона (есть долги, нет допусков СРО). Но для выбора победителя остается только один критерий: цена. «Из-за этого, к сожалению, и в городе, и в области очень много проблем. Потому что часто выигрывает подрядчик, у которого есть только стол директора в какой-нибудь квартире и человек, отвечающий на звонки. А иногда и человека такого нет», - рассказывает Светлана Исекеева. Когда объемы и сложность работы превосходят собственные ресурсы, приходится нанимать субподрядчиов или дополнительные бригады. В нашем случае, когда прошли конкурсы по кластеру, оказалось, что контракты по всем трем объектам достались одному и тому же подрядчику – ООО «СтройГрад». Это генподрядная организация, которая зарегистрирована в Петрозаводске и до этого никогда не работала в Пскове.
 
2. Согласно контрактам, заказчик контролирует ход и результаты стройки, оценивает качество и оплачивает принятые объемы по актам выполненных работ. Оплате подлежат только а) фактически и б) качественно выполненные работы. В случае обнаружения недостатков, заказчик вправе заставить подрядчика переделать работу. Он также имеет право запретить применение материалов или технологии, которые не обеспечивают должное качество. По условиям контрактов, УГХ передало функции заказчика по осуществлению строительного контроля муниципальному бюджетному учреждению города Пскова «Стройтехнадзор». Специалисты МБУ подключились в мае 2012 г., и с тех пор постоянно выезжают на объекты, замеряют, проверяют, заказывают лабораторные исследования и так далее. «Надо отдать должное, с первого дня подрядчик стал работать с нами нормально», - говорит Светлана Петровна. Все замечания учитываются, более того – в сложной ситуации подрядчик не стесняется спросить совета. При этом с 2013 года функции муниципального заказчика по новым объектам в рамках кластера перейдут к государственному казенному учреждению Псковской области «Управление капитального строительства».
 
3. Основанием для оплаты служат подписанные акты выполненных работ (так называемые процентовки) и справка о стоимости работ и затрат. Процентовки подписываются на основании утвержденных смет, т.е. объемы принимаются по факту качественно выполненных работ, а расценки берутся по смете. Акты выполненных работ обязательно визируются «Стройтехнадзором», и только потом попадают на подпись к заказчику. Проблема с набережной реки Великой заключалась в том, что согласованных смет у ООО «СтройГрад» не оказалось. Сметы, которые предоставлял подрядчик, невозможно было оплатить без нарушения закона. «Понятно желание подрядчика получить деньги, которые не нужно зарабатывать, но мы не могли подписать бумаги именно в таком виде», - говорит директор «Стройтехнадзора».
 
4. Ошибка не в пользу заказчика возникла на стадии размещения заказа – в стоимость контракта по сводному сметному расчету в конкурсной документации вошли расходы на проектные работы и экспертизу (которые ранее город уже оплатил), и технический надзор. При этом в ведомости объемов работ эти статьи отсутствовали: «И очень радостный подрядчик эту очень приличную сумму распределил на свои строительно-монтажные работы». Лишние деньги в контракте обнаружил и сам «Стройтехнадзор», и затем Росфиннадзор, выписавший соответствующее предписание. А суммы немаленькие. По набережной Великой набегало 20,5 млн. рублей, по набережной Псковы – 1,6 млн. руб. и еще 5,9 млн. – по Детскому парку. Итого: порядка 28 млн. рублей – хватило бы, например, чтобы отремонтировать с десяток крыш. «Это был бы подарок подрядчику», но «Стройтехнадзор» к таким подаркам оказался не расположен. Понадобилось несколько месяцев и десятки совещаний у замгубернатора с участием прокуратуры и всех, всех, всех, чтобы 28 млн. рублей, тонким слоем размазанные по всей смете, были правильно оформлены. Подрядчик спорил до последнего, но в итоге был вынужден согласиться, «потому что изначально они понимали, что не правы, но очень хотелось эти деньги получить». Теперь эти суммы выделены в отдельные строчки и «положены на полочку», до дальнейших распоряжений. Наверное, областная администрация будет согласовывать в Москве, можно ли перераспределить их на другие виды работ или придется уменьшить стоимость контракта. Уже известно, что часть «спасенных» денег пойдет на оплату технадзора – весь прошлый год эта работа выполнялась авансом.
 
5. Помимо принципиального спора по завышенным сметам, возникла еще одна техническая проблема – внесение изменений в проект. Как мы помним, псковские архитекторы и члены ВООПиК грудью встали на защиту фасадного вида Пскова от «варварских» решений «СибЭкоСистемы». Градостроительный совет Пскова 10 июля 2013 года нашел приемлемый компромисс, он был скреплен подписью губернатора. Однако по закону вносить любые изменения в проект можно только в рамках авторского надзора, а «СибЭС» поначалу восприняла эту затею в штыки. Потребовались длительные согласования архитектурных и технических решений, рассказывает Светлана Петровна. В итоге договорились, что «нижняя набережная» укорачивается до существующих размеров, ее уровень опустился приблизительно на 0,6 м по сравнению с проектной отметкой. С авторским надзором на сегодняшний день уже согласован и спуск на набережную для маломобильных групп населения, и место расположения амфитеатра, и его конструкция. «Вся эта работа проделана только благодаря поистине героическим усилиям псковских архитекторов – Ларисе Нуколовой, Владимиру Луговому, которые свое свободное от работы время посвящают решению проблемы по благоустройству», - подчеркивает Светлана Исекеева. Обратная сторона медали: такое множество изменений в проект тянет на административное правонарушение. Ну а что поделаешь?..
 
6. Только два новых решения еще не согласованы и не внесены в проект. Это ставит и подрядчика, и заказчика в неудобное положение: «В контракте прописано, что подрядчик работает по документации, разработанной «СибЭС», с «СибЭС» подписан договор на авторский надзор. Они как авторы проекта отвечают за все, что происходит на объекте. Подрядчик не имеет права выполнять работы, если они не согласованы или заказчиком, или автором проекта». Принципиально согласована и лежит на рассмотрении у «СибЭС» конструкция железобетонных «фартуков», закрывающих металлический шпунт. Единственный, до сих пор вообще не согласованный момент – это высота парапета на нижней набережной. По решению Градсовета и специальному решению Псковской городской Думы высота парапета уменьшается с 0,8 м до 0,35 м. Проектировщики настаивают, что 35 см – это слишком мало, хотя на речных причалах вообще никакие парапеты не ставятся. Архитекторами предложен компромиссный вариант: уменьшение парапета до 0,35 м с условием дополнительного легкого ограждения, наименее нарушающего внешний вид набережной. И все же директор «Стройтехнадзора» рассчитывает в скором времени согласовать последние изменения с авторским надзором и утвердить, наконец, сводный сметный расчет: «Об архитектурных решениях можно спорить бесконечно долго, но споры не помогают сдвинуть дело с мертвой точки. Подрядчику необходимо понимать, что и как он должен выполнять. Иначе и в это лето он простоит, а набережная так и останется в разрушенном состоянии».
 
7. Стоимость фактически выполненных работ на набережной до сих пор не превысила выплаченный аванс. Говорить о том, что подрядчик не работал из-за отсутствия финансирования не совсем правильно, считает Светлана Исекеева. Она приводит следующие данные. По состоянию на 1 апреля 2013 года подрядчиком выполнено работ: по Детскому парку – на 44% от суммы контракта; по набережной Псковы – на 42% от стоимости контракта; по набережной Реки Великой от Ольгинского моста до моста им. 50-летия Октября ориентировочно подрядчик выполнил объем работ на сумму 122,6 млн. рублей, что составляет 28% от суммы контракта. Между тем, учитывая аванс и две процентовки за июнь и июль, выплаченные с учетом погашения аванса, ООО «СтройГрад» получил порядка 161 млн. рублей. Напомним, что с августа акты выполненных объемов работ по «большой набережной» в оплату не подписывались в связи с отсутствием согласованной сметы: «Нельзя было производить оплату, если у нас еще не согласован сводный сметный расчет. Если мы принципиально не знали, какое решение будет принято. Ведь основные споры-то закончились буквально перед Новым годом…». По контрактам: «Благоустройство Детского парка» и «Реконструкция набережной реки Великой и реки Псковы от Троицкого моста до Ольгинского моста» оснований для отказа в оплате выставленных подрядчиком счетов на сегодняшний день нет. Эти объекты вообще могли сдать в прошлом году – но, видимо, настроения не было.
 
8. Заказчик не имеет права проверять внутреннюю хозяйственную деятельность предприятия – не его забота, что там лежит у подрядчика на складе. Поэтому когда «СтройГрад» говорит о том, что полученные средства пошли на закупку материалов или были перераспределены по объектам, приходится верить на слово. На набережной Великой, действительно, лежат запасы свай. «Вполне вероятно, что теперь они уже близки к отработке этого аванса. Но на тот момент, когда шли споры, слишком рано было говорить, что у них нет денег», - считает Светлана Петровна.
 
9. Бетонный «фартук», под которым надо спрятать металлический шпунт – самая сложная и дорогая задача в проекте. Город столкнулся с необходимостью найти поставщика, который смог бы в очень сжатые сроки изготовить и передать подрядчику в монтаж железобетонные конструкции. Администрация города с просьбой помочь обратилась в несколько организаций, но «только ЗАО «Строительная фирма «ДСК» согласилось выполнить ориентировочно 400 изделий в необходимые сроки. Это говорит о том, что в этой организации работают не равнодушные люди, переживающие за внешний вид нашего города и готовые помочь делом, а не словом», - рассказывает Светлана Исекеева.
 
10. Споры между подрядчиком и муниципальным заказчиком завершены, констатирует руководитель «Стройтехнадзора». Кстати, с января в «СтройГрад» сменился руководитель – вместо Ильи Филиппова пришел Кирилл Жемчугов, главный инженер предприятия. «Сейчас с подрядчиком идут конструктивные разговоры, никакого отторжения против всех этих решений уже нет. Подрядчик понимает, что нужно работать, закрывать контракт и уходить», - говорит Светлана Исекеева. Работы возобновятся с приходом весны – в холода работать с бетоном сложно. Кстати, бетонирование на «большой» набережной хотели было сделать зимой – но не нашли технической возможности выполнить электропрогрев бетона, без которого невозможно качественно сделать работу. В общем, можно надеяться, что обе набережные и Детский парк действительно будут завершены к концу этого года. Причем Детский парк подрядчик обещает сдать к Дню города.
 
Светлана Прокопьева
 
P.S.
 
11. Невозможно удержаться и не привести еще один факт про реконструкцию набережной: в Сквере породненных городов планируется покрасить асфальт. Да, да, покрасить асфальт. По проекту он изначально должен был быть цветным, но цветной в Пскове не делают. Так что, положили обычный серый, выполнили штамповку, а потом в сухую погоду нанесут специальный красящий состав (технология была опробована около банка ВТБ-24 в Детском парке). Надо, конечно, как-то выкручиваться – вся изюминка проекта в цветном асфальте.


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.028029918670654