Реклама на ЦДИ
 30.11.2024

Бизнес / Торговля  | весь раздел

«В отличие от наемного сотрудника бизнесмен способен взять на себя ответственность», – Олег Спириков

31.07.2012 09:39 ЦДИ, Псков

Центр Деловой Информации продолжает публикацию серии интервью с руководителями ведущих предприятий области. Оценка экономической ситуации, сложившейся на Псковщине, бизнес-прогнозы, рецепты успеха - все это и многое другое наши читатели смогут узнать из первых уст.

Нашим очередным собеседником стал Олег Спириков, директор сети магазинов электроники «Метро». Распространенный среди псковских бизнесменов имидж «без галстука» в его случае может быть c неожиданным дополнением: «без айпэда» и «без зарплаты». У него обычный кнопочный телефон без особых наворотов, о чем он не без удовольствия (или тайного злорадства?) сообщает своим друзьям в разговоре, касающемся аренды немаленького коммерческого помещения. А что до зарплаты, то у Олега Спирикова ее действительно нет. Собственный бухгалтер даже не принимает от него больничные листы – что по ним начислишь? После таких открытий волей-неволей почувствуешь себя белым человеком – с айпэдом и расчетником в кармане. Одно но: ты не руководитель «Метро», а офисный планктон. Как же стать если не миллионером, то хотя бы директором – узнал у Олега Спирикова корреспондент Центра Деловой Информации.

- Олег Геннадьевич, вы родом из Алтайского края. Насколько сложно было обустраиваться в новом городе, почему выбрали именно Псков?   

- Я приехал в Псков в 1989 году из Барнаула. В родном городе к этому моменту успел с отличием закончить  местный машиностроительный техникум. Встал вопрос о дальнейшем пути. По семейным обстоятельствам мы нашли обмен с Псковом и переехали. Выбрали этот город, потому что у матери есть новгородские корни, а Новгород недалеко от Пскова, плюс климат здесь мягче сибирского.

- И что вы сделали первым делом, оказавшись в Пскове?

- Пошел работать. Мы приехали зимой. До сдачи вступительных экзаменов летом надо было чем-то заниматься. Всю зиму и весну работал токарем на АВАРе, точил детали для ремонта автомобилей.

- А сейчас бы смогли что-нибудь «изобразить» на станке?

- Не знаю даже… Да, наверное, и сейчас бы смог что-то выточить.

- В какой институт поступили?

- Тогда он назывался Псковский филиал Санкт-Петербургского технического университета. Выбрал экономику. Но надо было на что-то жить, поэтому учебу постоянно совмещал с работой. Тогда очень популярны были студенческие отряды. Благодаря им я начал работать проводником, уже с 1 курса. В начале 90-х ездил на поезде Псков-Москва. Попутно начал возить дефицитные товары. В то время дефицитом было все, включая кофе или, например, вино. Потом нашел еще одно направление работы. Наш радиозавод в то время выпускал электронные игрушки - типа "Ну погоди". В Польше они пользовались большим спросом, поэтому я стал их возить оптом через Литву. А чтобы не ездить порожняком, на обратной дороге в Литве закупал оптом одежду. У меня была точка на Пушкина, напротив драмтеатра. Вставал в 4 утра, чтобы успеть занять место (порой за него приходилось в буквальном смысле слова - бороться), приходил туда с раскладушкой и торговал.

- Тяжело было совмещать работу и учебу?

- Тяжело, но можно. Я умудрился тогда еще и быть старостой курса. А до красного диплома не дотянул совсем немного: надо было пересдать всего 3 четверки. Политех многое мне дал в плане профессионального развития, экспириенса. Например, в студенческие годы я ездил в учиться в бизнес-школе в Девентер. Это небольшой городок в Голландии. Поездки организовывали Сергей Николаевич Горбунов (директор завода Псковмаш). Летом голландцы приезжали в Псков, отобрали 5 лучших студентов, которые и поехали в Голландию, где получили сертификаты об обучении. Освоенный маршрут и налаженные связи пригодились мне, когда я самостоятельно поехал в Голландию за автомобилем. Оттуда, кстати, я привез свои первые пять автомобилей, на которых ездил. Помню как сейчас: поехал за своей первой машиной, купил реэкспортную "копейку" за 300 долларов. По счетчику от Неймегена до Пскова 2300 км. Таможенники тогда не верили своим глазам: студент на "копейке" возвращается через кучу границ в Псков.

- То есть вы человек достаточно рисковый. Свой первый магазин вы тоже открывали в не совсем стандартных условиях.

- Да, «Метро» открылось 16 октября 1998 года - в разгар августовского кризиса. Меня спрашивали все: «Не боишься»? Каждый день менялись цены на импортные товары. Поэтому отслеживал курсы валют. Не держал денежные массы, а покупал на них товар, ведь он девальвации не подлежит. Сейчас скачки на валютном рынке также происходят, но в общем и целом ситуация более-менее стабильная.

- С вашей точки зрения, в нынешних условиях проще наладить бизнес, чем тогда, когда вы начинали?

- Нет. Сейчас это сделать сложнее. Есть такое понятие - глобализация экономики. В 90-е экономика была в зачаточном состоянии после социализма. Потребности людей не были удовлетворены. Можно было сгенерировать миллион идей, ведь все сферы были в зачаточном состоянии.

- Вы говорите, что сейчас ситуация стабильная, но в отличие от конца 90-х, когда вы выходили на рынок, сейчас у вас гораздо больше конкурентов: в Пскове открылось много сетевых магазинов крупных брэндов. Как вы себя чувствуете при таких соседях?

- Живется непросто. Но мы сохраняем репутацию лидера низких цен. Отслеживаем цены, участвуем в акциях, чтобы снизить цены для покупателей.  Мы берем не наценкой, а количеством.

- Многие жалуются на то, что в большом магазине, напичканном самой разной техникой, теряешься. Еще больше теряешься, когда даже продавец-консультант не может грамотно разъяснить тебе преимущества одного товара перед другим. Как вы решаете кадровую проблему?

- Если сравнивать покупателей тогдашних и нынешних, то сейчас люди стали все же более информированными, требовательными и компетентными. Вот вы же знаете, что такое стиральная машина класса А.

- Нет, не знаю.

- В таком случае вам точно надо побеседовать с нашими консультантами. Они все расскажут и объяснят. С проблемой кадров мы не знакомы: у нас нет текучки, есть даже те, кто работает с самого открытия магазина, значит, их устраивают условия работы. Это квалифицированные специалисты, способные дать консультацию практически по любому вопросу. Продавец и отличается от покупателя тем, что он более компетентен.

- 101% успеха при этом – в личности руководителя. По вашему опыту – какие качества необходимы человеку, который возглавляет торговую структуру?

- Умение работать с коллективом, находить подход к людям, уметь разрешать конфликты - начиная с графика работы, заканчивая зонами работы. Например, есть среди консультантов те, кто предпочитает продавать  «белую» технику (это стиральные машины, холодильники) и те, кто фанатеет от «черной» (телевизоры). Но продавец должен быть универсальным, надо искать какой-то баланс интересов. Руководитель должен уметь создать команду. Это же не просто коллектив, а общность, у которой есть цель, которая знает пути достижения этой цели.

Кроме того, грамотный руководитель создает систему поощрений. Прежде всего, финансовых - в виде хорошей зарплаты. Мы практикуем кроме этого еще поездки на конференции. Наши сотрудники ездили в Москву, Прагу, Вену, в Иорданию. Это позволяет совместить полезное с приятным.

- Но умение выстроить отношения с коллективом не обязательно приводит человека в кресло руководителя. Он может стать душой коллектива или внештатным руководителем кружка «Сделай сам», в чем же все-таки специфика?

- У руководителя, работающего на потребительском рынке, должна быть интуиция: какой продукт сейчас интересен и какими могут быть способы его подачи потребителю. Уметь делать так называемую «отстройку от конкурентов», то есть выделить себя из ряда других игроков. Еще одно качество - трудолюбие.

Наконец, бизнесмен берет на себя ответственность, в отличие от наемного сотрудника. Кроме него, никто не решит проблемы. У меня, кстати, нет зарплаты – этим я отличаюсь от своих подчиненных. Живу на доходы от бизнеса.

- Олег Геннадьевич, вы по образованию экономист, и, вероятно, можете оценить нынешнее состояние экономики и спрогнозировать ее развитие в ближайшем будущем? 

- Сейчас ситуация лучше, чем в 2011-м, этот год стабильнее, но что будет дальше - не уверен, слишком многие макроэкономические показатели говорят о негативе. Мы слишком сильно привязаны к ценам на нефть. Так как я работаю в сфере ритейла, для меня важно, чтобы у людей были деньги. Не будет у потребителей денег - не пойдут они в магазин, что бы ты ни делал.

- Может быть, подойти к этому вопросу иначе? И влиять на уровне законодательном, пойти в политику и принимать какие-то решения, чтобы у людей деньги не пропадали?

- В марте прошлого года я баллотировался в городскую Думу в качестве самовыдвиженца. Такое решение принял, потому что вижу проблемы, которые есть у нас, и могу предложить пути их решения. Я вожу сына в обычный детский сад, поликлинику. Понимаю, что надо что-то делать. Я плачу налоги - ежемесячно более 300000 рублей. Куда уходят эти деньги? По результатам голосования победил мой соперник, но в будущем - не знаю, может, предприму еще попытку.

- И какие у вас планы в свете всего того, что вы рассказали и спрогнозировали? Может быть, откроете еще одну точку «Метро»?

- Магазин новый открывать не планирую пока - если только в ближайшие полгода не увижу хорошую площадку. Я сейчас занят реализацией нового проекта: собираюсь открывать Мебельную галерею на 3-ем этаже «Максимуса». В ней будут представлены предметы мебели и интерьера крупных ритейлеров. Уже закончен ремонт. Дальше - пуск в эксплуатацию, заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями... Думаю, откроем к осени.

- То есть вы решили пойти по пути диверсификации бизнеса. А в жизни у вас тоже несколько увлечений? Как вы проводите свободное время? Может быть, вы тайный собиратель марок?

- Я увлекаюсь спортом, кросс пробегаю каждый день уже на протяжении 12 лет. Это для меня как выпить чашку кофе с утра. Люблю в боулинг поиграть.

Так что марки не собираю. Читаю много, но не художественную литературу, а бизнес-периодику -  «Эксперт», «Форбс». Стараюсь сохранять квалификацию: в бизнесе очень важна информация. Всегда надо знать, что надо потребителю.

- Олег Геннадьевич, ответьте напоследок: кем вы мечтали стать в детстве?

- Не помню уже. Хотя нет, вспомнил - водителем. Это мужская профессия, на дороге надо брать ответственность за ситуацию на себя.  Здесь, как и в бизнесе – все зависит только от тебя.

Елена Никитина


Cюжет:  Бизнес-интервью



Распечатать:     Комментарии: 12

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают