Реклама на ЦДИ
 09.11.2024

Компетентно  | весь раздел

Прогнозы на рынке труда: о гастарбайтерах, пенсионерах и эффективных контрактах

18.09.2012 09:15 ЦДИ, Псков

ЦДИ предлагает вниманию работодателей и работников обзор последних событий, результатов исследований и нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к рынку труда.

Повышать оклады сотрудникам собирается лишь половина российских работодателей

В этом году повышать зарплаты своим сотрудникам собираются 54% российских работодателей. Год назад сделать это планировали 51%, а в кризисном 2010-м - только 34%. Об этом сообщает компания Grant Thornton International, подведя итоги очередного  исследования предпринимательских настроений в мире.

Доля российских предпринимателей, планирующих повышать зарплаты своим работникам, оказалась ниже, чем среднемировой показатель (65%). Это 33 место в списке. Судя по данным Grant Thornton, он близок к среднему показателю по Евросоюзу (59%), но гораздо ниже, чем в странах БРИК (69%), Северной Америке (78%), странах АСЕАН (79%) и в Латинской Америке (86%).

Столь вялое повышение зарплат в частном секторе России эксперты связывают со снижением темпов роста ВВП, падением зарплатоемкости ВВП и ростом налоговой нагрузки на бизнес.

Показатель зарплатоемкости (отношение суммарной номинальной зарплаты занятого в экономике населения к объему национального ВВП) аналитики ФБК отслеживают на основе официальных данных с 2007 года. До 2009-го доля зарплат в ВВП росла (с 23,6% до 40%), а в следующие два года снижалась - до 38,8% и 36,8% соответственно.

«В 2011 году в России суммарная ставка социальных страховых платежей была поднята с 26% до 34%. Это, как и предупреждали многие, спровоцировало активный уход бизнеса в тень. Отсюда относительно невысокий прирост зарплат и, как следствие, на фоне роста ВВП (на 4,3%) резкое снижение показателя зарплатоемкости ВВП», - полагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

С ним согласна главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. По ее расчетам, в 2013-2015 годы темпы роста реальной зарплаты (с учетом роста инфляции) в стране снизятся с 3% (в 2012-м) до 1,5% в ближайшие три года.

Без гастарбайтеров не обойтись

Такой вывод следует из прогноза, опубликованного на сайте Минэкономразвития РФ.

Фото: snegopad.net

В 2015 году численность населения трудоспособного возраста сократится почти на 4 млн человек по сравнению с 2011 годом (с 87,4 млн до 83,5 млн человек). В то же время будет расти численность старшего поколения и детей. В 2015 году стариков станет больше на 2,7 млн, а детей - на 1,8 млн.

В этой связи России не остается ничего другого, как повышать свою миграционную привлекательность. В результате такого «макияжа» ежегодный приток мигрантов будет составлять 320-326 тыс. человек, а численность населения РФ вырастет на 0,5 млн человек (с 143 млн в 2011 году до 143,5 млн в 2015-м).

Кстати, согласно подпрограмме «Внешняя трудовая миграция» (о проекте Государственной программы «Содействие занятости населения  на 2013-2020 годы» читайте ниже) уже со следующего года в РФ начнут осуществляться меры по привлечению  квалифицированной рабочей силы из-за рубежа и снижение незаконно работающих иностранных граждан. Планируется также  усовершенствовать миграционное законодательство в части привлечения, использования и учета иностранных работников.

Программа по развитию рынка труда станет более эффективной

В преддверии прогнозируемой на 2013 год очередной волны кризиса министерство труда и социальной защиты населения РФ подготовило проект государственной программы «Содействие занятости населения на 2013-2020 годы» (с полным текстом программы можно ознакомиться на сайте министерства).

Цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. В результате реализации программы должны быть созданы условия «для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда».

Программа состоит из трех частей (подпрограмм): «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда».

Первая часть программы нацелена на содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске работы (инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, люди предпенсионного и пенсионного возраста), а также на помощь безработным (трудоустройство и социальная поддержка). 

О содержании подпрограммы «Внешняя трудовая миграция» сказано выше. Что касается подпрограммы «Развитие институтов рынка труда», то она «позволит ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты, приведет к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом». Причем национальная система квалификаций, включающая не менее 800 профстандартов (подробнее - читайте ниже), будет создана уже к 2015 году.

Стоимость новой программа поддержки занятости населения оценивается в 595 млрд рублей. При этом более 70% средств из федерального и региональных бюджетов (436 млрд рублей) планируется выделить на борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест, профессиональное обучение и повышение трудовой мобильности россиян. Еще 135 млрд пойдут на привлечение иностранных работников и 23 млрд рублей - на развитие институтов рынка труда. Сейчас проект госпрограммы проходит согласование в заинтересованных ведомствах.

А вот на очередную индексацию пособий по безработице средств в бюджете не нашлось. По словам главы департамента занятости населения Минтрудсоцзащиты РФ Татьяны Блиновой, это сделано «исходя из параметров бюджета и по решению правительства». Таким образом, минимальное пособие сохранится на прежнем уровне - 850 рублей, максимальное - 4,9 тыс. рублей. 

Стандартизируют всех!

Правительство РФ одобрило проект федерального закона, который будет регулировать вопросы разработки профессиональных стандартов. Если закон примут, то тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам будут производиться с учетом профессиональных стандартов.

По сообщению официального сайта Минтрудсоцзащиты РФ, ведомство совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов уже приступило к подготовке плана по разработке  профессиональных стандартов.

Согласно законопроекту (опубликован на сайте Минтрудсоцзащиты РФ 30 августа) планируется законодательно определить понятие «профессиональный стандарт» и порядок его утверждения.

Если закон будет принят, то тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам станут производиться с учетом профессиональных стандартов. С учетом профстандартов также будут устанавливаться тарифные системы оплаты труда.

Предлагаемые дополнения в ст. 195.1 ТК РФ конкретизируют понятие «квалификация работника» («уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности») и понятие «профессиональный стандарт»  («требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности»). В период до 2015 года должно быть разработано не менее 800 профессиональных стандартов.

Как подчеркивают в Минтрудсоцзащите РФ, «для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации».

Родители-одиночки получат дополнительные гарантии

В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 259 Трудового кодекса Российской Федерации». Если законопроект будет принят, то направление в командировки и привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни родителей-одиночек, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, будет невозможно без их письменного согласия (сейчас такая норма действует в отношении родителей-одиночек, воспитывающих детей в возрасте до пяти лет включительно).

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отсутствие гарантий для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей старше пяти лет, может ставить их «в трудную ситуацию, при которой дилемма «или работа, или ребёнок» имеет ярко выраженный характер».

Поясним, что российское законодательство устанавливает четырнадцатилетний возраст, как рубеж, при достижении которого у ребенка  согласно Гражданскому, Уголовному и Трудовому кодексам появляются дополнительные права и обязанности. По Трудовому кодексу  14 лет - это также возраст, до достижения которого за ребёнком необходим повышенный уход.

С работниками госучреждений будут заключать «эффективный контракт»

Минтрудсоцзащиты РФ опубликовал проект Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы. Окончательный вариант Программы должен быть внесен в правительство до 1 декабря 2012 года.

Приоритетными целями Программы определены «обеспечение достойной оплаты труда в бюджетном секторе экономики, развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики». Отмечается, что  реализация Программы должна также повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг.

В случае утверждения Программы правительством РФ трудовые отношения между работником и работодателем (государственным или муниципальным учреждением) будут заключаться на основе «эффективного контракта». Как указывается в проекте, введение «эффективного контракта» должно способствовать «наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот».

Это значит, что госучреждения должны составить системы оценки эффективности деятельности своих работников, разработать системы оплаты труда, учитывающие различия в сложности выполняемой работы, системы нормирования труда работников учреждения и т. д.

Реализация Программы предполагает решение следующих задач: установление взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг; создание механизма стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы; прозрачного формирования оплаты труда для учреждений, их структурных подразделений и конкретных работников; исключения избыточных контрольных функций.

Планируется также создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет ассигнований  бюджета, установить соотношение средней зарплаты руководителей и работников этих организаций и другие подобные индикаторы, которые сейчас нередко являются предметом трудовых конфликтов.

Проект Программы также предусматривает повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и медицинских работников, преподавателей образовательных учреждений, научных сотрудников, работников учреждений культуры, социальных работников.

Надзор за соблюдением трудового законодательства будет усилен

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Документ вступит в силу спустя семь дней после официальной публикации (пока не опубликован).

Надзор будет проводиться в отношении любых работодателей: юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, а также в отношении иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. При этом будут проводиться как плановые, так и внеплановые документарные и выездные проверки.

Предмет надзора - соблюдение работодателями требований трудового законодательства (полнота и своевременность выплаты заработной платы, соблюдение требований охраны труда, выполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных ранее при  осуществлении федерального государственного надзора).

Будут проводиться как плановые, так и внеплановые документарные и выездные проверки. Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании ежегодных планов не чаще, чем один раз в 3 года. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства - общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов, для микропредприятия - 15 часов в год. Основанием для внеплановых проверок будут являться заявления (жалобы) работников.

В постановлении указано, что решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суде, а  решения главного госинспектора труда РФ - только в суде.

Подготовил Николай Челондай

 

 

 

 

 

 

 

 



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают