Новости | весь раздел
К кассам самообслуживания в супермаркетах быстрее привыкает молодежь
Сервис по поиску высокооплачиваемой работы развивает онлайн-рекрутинг и 20 лет проводит социологические исследования. В условиях нехватки линейного персонала ритейлеры активно внедряют кассы самообслуживания — мы решили выяснить, как меняется отношение общества к терминалам автоматизации торговли. В опросе приняли участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны.
В ноябре 2025 года сфера розничной торговли находится на первом месте по числу вакансий (данные по РФ). На фоне снижения числа вакансий по российскому рынку труда в целом показательно, что в ритейле спрос на персонал снизился меньше, чем по всему рынку. При этом прирост количества резюме в сфере розничной торговли значительно ниже, чем по рынку труда в целом. 8 из 10 торговых предприятий характеризуют ситуацию с подбором персонала
Среди представителей сильного пола традиционный формат оплаты остается более популярным: 52% мужчин выбирают расплачиваться у кассира, в то время как КСО отдают предпочтение 42%. Среди женщин картина кардинально иная: 58% предпочитают самостоятельно сканировать товары, и только 36% — пойти к кассиру.
Среди россиян до 35 лет сторонников технологичных решений больше всего: 69% выбирают самообслуживание, и лишь каждый четвертый (25%) — кассира. Причем молодежь привыкает к терминалам самостоятельной оплаты быстрее тех, кто старше: в 2024 году КСО выбирали 52% респондентов моложе 35 лет, Среди опрошенных 35—45 лет сейчас 49% — за КСО и 45% — за кассира. Среди россиян старше 45 лет популярнее традиционный формат: 56% пойдут к кассиру, и только 38% — к терминалам.
Россияне с зарплатой от 150 тысяч рублей в месяц предпочитают оплачивать покупки в традиционном формате (56%), а среди тех, кто зарабатывает меньше, обычные кассы и КСО имеют поровну сторонников.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 390
Время проведения: 17—21 ноября 2025 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, живущее в населенных пунктах, где розничные магазины оборудованы кассами самообслуживания
Размер выборки: 1600 респондентов