Реклама на ЦДИ
 28.04.2025

Новости  | весь раздел

Эксперты рассказали о влиянии штрафов на текучесть персонала

25.03.2025 16:14 ЦДИ, Псков

Компании, которые используют штрафы для сотрудников в качестве дисциплинарной меры, чаще сталкиваются с текучестью кадров. Такие меры снижают мотивацию персонала и повышают уровень негатива в коллективе, считает эксперт Роскачества, управляющий по консалтингу Beyond Taylor Александр Башков.

Согласно трудовому кодексу, штрафовать сотрудников за нарушения незаконно. В качестве дисциплинарного взыскания работодатель может сделать замечание, выговор, а в крайнем случае — уволить.

При этом если часть дохода сотрудника состоит из премии или другой переменной части оклада, то ее могут не выплатить в связи с невыполнением задачи, за которую она должна была быть выплачена. Это не будет противоречить законодательству, так как такие выплаты работодатель устанавливает на свое усмотрение.

Наблюдения Роскачества и Beyond Taylor показывают, что применение штрафов для сотрудников — это неэффективный инструмент управления, который не решает проблемы, а лишь маскирует их. Принципы клиентократии как альтернативной модели управления целом строго запрещают применять такие меры, чтобы избежать ухудшения общей атмосферы в коллективе и, как следствие, повышения текучести кадров.

«Штрафы создают атмосферу недоверия в команде, так как сотрудники могут считать обвинения несправедливыми, что приводит к ухудшению морального климата в коллективе. В дальнейшем пострадавшие от штрафов сотрудники могут начать действовать против компании из чувства мести, например, фальсифицируя данные или ухудшая результаты работы. В конечном итоге это негативно скажется на имидже компании как для потенциальных сотрудников, так и для клиентов», — считает Александр Башков.


По словам специалиста, из-за штрафов сотрудники не чувствуют, что их усилия ценятся. Систематическое применение штрафов ведет к большему числу увольнений, так как работники ищут более комфортные условия труда, чтобы защитить себя несправедливости. При этом штрафы не устраняют коренные причины проблем, а лишь создают видимость управленческой деятельности, что может усугубить ситуацию и препятствовать реальному улучшению.


«Лично знаю пример компании, где очень любили штрафы. В ней была огромная текучка кадров, причем уходили не только оштрафованные сотрудники, но и те, кто просто наблюдал — они понимали, что рано или поздно и их коснется эта участь. Да, руководитель преподносил штрафы как наказание за невыполнение обязанностей, при этом не сильно углублялся в разбирательства, почему же произошла та или иная ситуация. Не стремился исправить причины и не допускать их в дальнейшем, а считал, что наказание рублем сыграет большую роль. В итоге сотрудники боялись сделать что-то не по инструкции или регламенту, чтобы не быть оштрафованными. Поэтому часто  задерживались выполнения заказов, от чего в конечном итоге страдал клиент», — объяснил специалист.


Отсутствие конструктивной обратной связи из-за применения штрафов мешает выявлять и решать реальные проблемы в процессах компании, добавил Александр Башков.


«Вместо штрафов мы рекомендуем подход к системным разборам ошибок по принципу "черного ящика" в авиационной отрасли (там, если вдруг что-то случается, то пилота уже не оштрафуешь, можно лишь делать выводы) и последующей доработке системы, чтобы таких ошибок больше не допускать. В такой конфигурации команда не боится ошибаться и не боится брать на себя ответственность за результат», — заключил он.


 



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.