Реклама на ЦДИ
 12.12.2024

Интервью  | весь раздел

Юрий Киселев о судьбах псковских усадеб и жизни музея

25.11.2008 18:59 ЦДИ, Псков

В будущем году исполнится 30 лет как Псковскому музею был присвоен статус «заповедника». Между тем Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей – заповедник (ПГОИАХМЗ) имеет более чем столетнюю историю, так как открыт музей был в 1876 году.  Сегодня в состав Псковского музея-заповедника входят филиалы в районах области, среди которых единственные в стране мемориальные музеи М. П. Мусоргского, С. В. Ковалевской, И. М. Виноградова, Ал. Алтаева (М.В. Ямщиковой). В Плюсском районе в 1995 году были открыты  экспозиции в  восстановленных старинных усадьбах Вечаше и Любенске. 

О том,  что сегодня представляет собой Псковский музей-заповедник, а также хранителем каких древностей он является,  мы побеседовали с его директором – Юрием Киселевым.

Юрий Николаевич, как вы реагируете на мнения некоторых граждан, которые почему-то полагают, что в провинциальных музеях смотреть нечего?

Достаточно хотя бы раз посетить провинциальный музей, чтобы понять:  это уникальное образование. Даже самый маленький музей имеет свои раритеты. Среди них -  картины великих художников,  произведения известных мастеров, редкие книги. В каждом музее находится какая-то уникальная вещь, экспонат, предмет, представляющий для данного города или деревеньки огромную духовную, культурную или историческую ценность. Это может быть что угодно – икона из разрушенной  церкви, орден боевой славы односельчанина. Собрание Псковского музея-заповедника провинциальным не назовешь, оно является одним из крупнейших на Северо-Запада России. В фондах  Псковского музея-заповедника находятся более 600 тысяч единиц хранения. Причем, фонды ежегодно увеличиваются. Безусловно, способствует этому место расположения Пскова и его более чем 1100-летняя история. Археологические раскопки постоянно пополняют музей новыми артефактами.

Уникальным  и наиболее полным является собрание псковских икон –  их около 900 единиц хранения. Крупнее нигде в мире нет. 

В Псковском музее-заповеднике неплохое собрание живописи, которое включает полотна В. Боровиковского, Ф. Рокотова, О. Кипренского, К. Брюллова, В. Тропинина, Г. Семирадского, И. Айвазовского, И. Репина, М. Шагала, Б. Григорьева, В. Татлина, М. Шемякина, К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева и других известных художников.

В последнее время много говорится об уникальности археологического собрания Псковского музея-заповедника. Чем оно интересно?

Археологическая коллекция Псковского музея-заповедника насчитывает 220 тысяч единиц хранения.  Есть раритеты. Например, все слышали о знаменитой находке 2005 года – погребальной камере X века. Процесс открытий продолжается до сих пор. В этом году археологами на территории Пскова были открыты еще несколько погребальных камер. Сейчас новые археологические находки в стадии передачи Псковскому музею-заповеднику. Традиционно, по окончании археологического сезона в музее проходит  выставка.  Сейчас мы активно готовимся к открытию совместной  с Псковским археологическим  центром выставки новых находок 2008 года.

Какие из археологических находок вы бы выделили?

Собрание археологии интересно не в разбивке на отдельные  предметы быта, украшения, монеты…  Прежде всего, оно интересно нам своим культурным срезом. Для нас это единственный источник о раннем периоде нашей малой родины.  Найденные археологами  фрагменты керамики, кожи, предметы быта – все это в целом говорит о насыщенной жизни средневекового Пскова.  Разбирая это собрание, мы с каждым новым пластом уходим в глубь псковской истории.

Нельзя не сказать о собрании редких книг и рукописей. Самый древний памятник - греческая рукопись на пергамене IX века. Она попала из собрания Симона (Тодорского) – одного из псковских владык в  XVIIIвеке. Его библиотека была передана Псковской духовной семинарии, а после 1917 года поступила в собрание Псковского музея-заповедника.

Раритетом, имеющим общероссийское значение, является Елеазарово Евангелие XVI века. Происходит это Евангелие из Елеазаровского монастыря, где создавалась знаменитая государствообразующая идея «Москва - третий Рим». Это живой  свидетель этих событий.

Одновременно большой пласт составляют краеведческие фонды, которые имеют региональную значимость. Преимущественно это фонды наших земляков-ученых. Например, мы располагаем богатейшим фондом  Леонида Алексеевича Творогова. Такие фонды для нас имеют  непреходящую ценность.

Кроме того, Псковский музей-заповедник является хранителем  уникальной коллекции псковского серебра, в которой сосредоточены изделия псковских серебряников. Псковские мастера-серебряники не менее славны, чем псковские зодчие, отстроившие храм Василия Блаженного в Москве.

Псковский музей-заповедник является хранителем архитектурных жемчужин. Головной музей расположен в Поганкиных Палатах -  здании второй половины XVII века, где жил богатейший псковский купец  Сергей Иванович Поганкин. Псковский музей-заповедник -   хранитель фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, который в  XII веке был расписан фресками артелью мастеров из Византии. Это уникальнейший   по своему содержанию памятник, достойный мирового признания. Музей является также хранителем фресок храма Рождества Богоматери Снетогорского монастыря, а также фресок храма Успения Богоматери в селе Мелётово.  

Сотрудниками музея было проведено исследование по посещаемости Псковского Кремля, на территории которого находится музейный объект - Приказная палата.  О чем говорят результаты?

По нашим данным, в пик туристического сезона - с мая – по октябрь, Псковскую область посещают гости из разных стран, преимущественно европейских. И это достаточно  серьезный посетитель. Общее впечатление, которое складывается у туристов о Пскове, конечно же, самое благоприятное. Псковский Кремль является одной из любимых и посещаемых достопримечательностей Псковской области. Гости интересуются Приказной палатой, которая входит в состав Псковского музея-заповедника и находится тоже на территории Кремля.  Мы планируем расширить комплекс музейных услуг, предоставляемых экскурсантам.

В будущем году исполнится 30 лет музейному объединению -  когда Псковский музей-заповедник пополнился филиалами в разных районах области. Сегодня, как известно, происходит  другая история - процесс  перехода филиалов музея в муниципальные образования. Тем не менее, эту дату музейное сообщество не обойдет вниманием?

Ни в коем случае. Вместе с ныне существующими  филиалами,  и уже муниципальными музеями, мы будем готовить юбилейные мероприятия. Действительно, многие филиалы, которые ранее входили в состав Псковского музея-заповедника, отделяются. В ноябре передан в ведение муниципального образования  Пыталовский музей, а литературно-художественный музей в Борках  сейчас находится в стадии отделения. За эти 30 лет было сделано многое. Сегодня  музеи  уходят в свободный полет окрепшими, методически подкованными, с интересными фондовыми коллекциями. Муниципальные музеи имеют большое значение для своих районных образований. В качестве примера  можно привести Островский район Псковской области, где расположен уникальный музей боевой славы. Этому музею можно только позавидовать, поскольку коллекция  оружия времен Великой Отечественной войны  - одна из самых полных.

В составе объединения и музеи  Пскова: это музей Юрия Павловича Спегальского, 100-летний юбилей которого мы будем отмечать в 2009 году. Уникальной в своем роде является музей-квартира В. И. Ленина,  который  в 1900 году прожил в Пскове 83 дня, дом-музей «Искры». Во многих городах такие музеи канули в Лету, но мы сочли важным их сохранить. Как мне кажется, эти музеи сейчас неоправданно забыты. По сути «Искра»  - это городская усадьба некоего Бочкарева. Ее интересно посмотреть даже с точки зрения быта горожанина начала ХХ века.

Учитывая, что многие филиалы Псковского музея-заповедника переданы муниципальным образованиям, какова судьба усадеб  Мусоргского, Римского-Корсакова, Ковалевской,  Алтаевой, которые, как известно, находятся в Псковской области?

Эти четыре усадьбы, связанные с именами известных личностей, по-прежнему будут входить в состав Псковского музея-заповедника. Сегодня туристы из России и зарубежья едут в усадьбы Римского-Корсакова,  Мусоргского,  Ковалевской,  Маргариты Ямщиковой-Алтаевой. Мусоргский и Римский–Корсаков внесли огромный вклад в культуру своей страны, а книги для детей, которые писала Маргарита Ямщикова под псевдонимом  Алтаев,  будут интересны всегда. Конечно, эти музеи-усадьбы мало «раскручены», и над этим предстоит работать.  Мы понимаем, что турист, который приезжает в эти имения, хочет получить и ряд сервисных услуг. Если перед городским музеем подобных проблем не возникает, то у музея, расположенного в глубинке, есть ряд нерешенных проблем с сервисом, таких как размещение, питание.  

К примеру, музей-усадьба Софьи Ковалевской в Полибино до сих пор не имеет своей экспозиции, так как там еще не завершена реставрация. Дом сам по себе замечательный, это  помещичья усадьба. К сожалению, у нас нет миллионов на окончательную реставрацию усадьбы Софьи Ковалевской в Полибино, но есть эскизы будущей экспозиции, которые можно представить в интерьере комнат. С директором музея Софьи Ковалевской - Валентиной Павловной Румянцевой -  мы решили вывесить в тех незавершенных залах эскизные проекты будущих экспозиций.

Кстати, туристы говорят о  том, что каждая из этих  усадеб имеет свою неповторимую ауру?

На мой взгляд, люди едут в усадьбы специально за тем, чтобы прочувствовать атмосферу, осознать, что по этим местам два века назад гуляли великие люди, оставившие след в нашей культуре. Кстати, в 2009 году  мы будем отмечать юбилейные даты, связанные с именами композиторов М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова.  Нами составлена и отправлена заявка на участии в федеральной  целевой программе «Культура России». Если Министерство культуры РФ обратит внимание и окажет финансовую поддержку, мы сможем благоустроить усадьбы великих композиторов.

Я считаю, что один из самых незаслуженно забытых туристами музеев  - это музей-усадьба Ямщиковой-Алтаевой, которая находится в Плюсском районе в  30 км от села Вечаша, где расположена усадьба Римского-Корсакова. Сегодня на Псковской земле сохранилось очень мало деревянных усадеб. Даже Михайловское, Тригорское, Петровское в 1918 году были сожжены и восстановлены заново. Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить сохранившиеся в первозданном виде деревянные усадьбы Псковской области.  Усадьба Маргариты Ямщиковой уцелела, и сегодня там можно увидеть интересные  мемориальные вещи детской писательницы.

Быть может, действительно выход в том, чтобы  привлекать покровителей, благотворителей, которые помогали бы  поддерживать усадьбы в надлежащем состоянии? Или все же это абсолютная утопия?

Чтобы такие шаги предпринимать, нам необходимо очень серьезное и взвешенное законодательство. Стоит привести пример из европейской практики. Например, Венеция  -  палаццо, 16 век. Обременения, наложенные на арендатора, который приобретает  памятник, весьма велики. Мало того, что он не имеет права развешивать по замку тарелки-антенны, вставлять пластиковые окна  и, не дай Бог,  производить перестройки, так еще и раза два-три  в неделю к  нему будут приходить туристы и разгуливать по замку.  В европейской практике на арендатора возлагаются очень серьезные обязательства. 

Безусловно, усадьбам Мусоргского, Римского-Корсакова нужны покровители. И в Псковской области есть положительные примеры подобного сотрудничества. Например, судьба усадьбы в Холомках сложилась как нельзя благоприятно, когда несколько лет назад под свою опеку ее взял Санкт-Петербургский политехнический институт и стал восстанавливать. 

Усадьбы Мусоргского или Римского-Корсакова  вполне могли бы опекать консерватория или какой-то крупный музыкальный центр, оркестр с мировым именем. Эти организации стали бы первыми потребителями музейной услуги. Какой-нибудь научный центр мог бы взять под свое покровительство музей Софьи Ковалевской в Полибино. Наверное, выход в том, чтобы выстраивать взаимовыгодное партнерство с  различными общественными институтами, бизнесом.

Юрий Николаевич, какие из последних проектов стали для музея  особенно значимыми?

Безусловно, открытие Картинной галереи, который мы смогли создать на средства, выделенные Администрацией Псковской области. В галерее Псковского музея-заповедника установлены одни из лучших в Европе повесочных систем для картин, которые на выставке музейного оборудования в Швейцарии  получили золотую медаль. Конечно, еще многое предстоит нам доработать и на это необходимо время и средства. Но стремиться есть к чему. В наших планах – открытие в головном здании музея еще четырех выставочных залов. Согласно  решению ученого совета музея,  планируется создать экспозицию западно-европейской живописи и книжной гравюры. Коллекция западно-европейской живописи происходит из собрания архимандрита Алипия. Есть мысль  открыть зал псковской провинциальной живописи 19 века. Таким образом, получится полная экспозиция живописи, дающая представление о нашем художественном собрании. Чтобы осуществить задуманное, будем пытаться выходить на различные  министерские, областные программы, гранты,  На входе в музей мечтаем установить пандус, микролифт для людей с ограниченными физическими возможностями.  

Какие-то крупные издательства сотрудничают с Псковским музеем-заповедником?

В последнее время у нас сложись прочные партнерские отношения с московским издательством «Северный паломник», редактором которого является пскович Сергей Обух. Недавно мы с ним обсуждали наши дальнейшие издательские планы. Два интересных проекта будут реализованы уже в 2009 году.  Говорить о том, что именно нами запланировано,  пока не буду. Но цель проектов едина - пропаганда собрания Псковского музея-заповедника и древностей псковских.

Беседовала Елена Студина,

ИА «Росбалт».



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают