Реклама на ЦДИ
 27.11.2024

Эксперты / Владимир Зубов  | все комментарии

Псковская Масленица: богатая, веселая, широкая?

28.02.2014 18:15 ЦДИ, Псков

Последние годы Масленицу в Пскове как только не величают - она и скандальная, и амбициозная, и масштабная, и даже Всероссийская. Но ведь еще каких-то сто лет назад Масленица у нас (да и по всей стране) определялась самыми лестными эпитетами - богатая, веселая, щедрая, широкая, честнАя. ЦДИ попробовал применить к традиционному празднику традиционные определения. Вот что у нас получилось.

Богатая?

В январе 2010 года, когда губернатор Андрей Турчак говорил, что у Пскова есть все шансы стать признанной столицей русской Масленицы, он, в частности, предрекал, что это мероприятие «должно позитивно сказаться на экономическом потенциале всей области».

Что же имеем в сухом остатке? С точки зрения чиновников, псковский бизнес поверил в Масленицу, а усилия по финансовому обеспечению блинного торжества медленно, но верно перемещаются с хрупких плеч областного бюджета на местных предпринимателей. По-другому все равно не получится, поскольку денег на масштабный праздник выделяют с каждым годом все меньше. Сравним: в 2010 году на проведение было выделено 14 млн рублей, и устроили отличный разгуляй - в хорошем смысле. Потом было 9 млн, 7 млн, 5 млн, а сейчас - всего 3 млн рублей.

Объем гостевых трат был рекордным для псковской Масленицы только в 2010 году. Это понятно - активная рекламная кампания привлекла на праздник втрое больше туристов по сравнению со следующей Масленицей, 2011 года, и вдвое больше псковичей. В общем, дальше было скучнее и хуже. Хотя надежда на коммерческую привлекательность проекта все еще есть. Городское или Всероссийское, но, по мнению, властей, это мероприятие за четыре года уже должно начать приносить ощутимый доход - как это делают «Железный град» или «Исаборг».

- Псковский бизнес охотно откликается на участие в Масленице, - отмечает председатель государственного комитета Псковской области по культуре Александр Голышев. – Но проекты должны постепенно выходить на окупаемость, зарабатывать деньги.

О насущной необходимости привлечения бизнес-сообщества к организации и прямому участию в оргкомитете праздника, с постепенной передачей его представителям ключевых ролей говорят и в Институте регионального развития, изучавшем феномен псковской Масленицы с научно-экономической точки зрения. В частности, в отчете за прошлый год черным по белому написано: «Спонсорство праздничных мероприятий должно стать максимально комфортным и гарантировать спонсору возможность участия в приятии решений относительно программы, ценовой политики, территории и других аспектов проведения праздника».

А вот сам бизнес оценивает свою роль в богатой Масленице мероприятии несколько иначе. Так, по словам президента Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимира Зубова, «для бизнеса вопрос окупаемости стоит не так остро».

- В большей степени важен процесс продвижения торговой марки, осознанное участие с целью раскрутки бренда и получения соответствующей репутации, - считает Владимир Зубов. - Обычно такие мероприятия не окупаются, они важнее с точки зрения коммуникации и благотворительности. Социальный эффект здесь выше, чем экономический.

Словам Владимира Зубова вторит глава НП «Псковский мед» Вячеслав Михайловский:

- В этом году в Масленице примут участие 19 наших пчеловодов. Продаж не ожидаем. Скорее, для нас важно само участие, возможность заявить о себе: знаем, что на торговых рядах будет и привозной мед, надо чтобы наш мед был рядом. Цены будут средними: около 330 руб. за кг меда.

Кстати, организаторы гарантируют качество товаров, которые будут продавать в этом году на Масленице. По словам председателя областного комитета профсоюза «Торговое единство» Любови Сукмановой, «все продукты будут проверенными». Таким образом, устроители мероприятия попытаются избежать ошибок прошлых лет, когда опросы показали, что остывшие масленичные блины, шашлыки, пирожки и прочий фастфуд не способствуют росту выручки.

 Мнение эксперта:

  Андрей Филатов:   генеральный директор ГК «Ресторанный партнер»  

- В этом году на точках питания будут сковороды, а значит, настоящие блины (не из микроволновки), будут драники, жареная картошка, горячий свежезаваренный чай - все в ганзейском стиле. 

  подробнее

По мнению руководителя ГУ ПО «Институт регионального развития» (ИРР) Сергея Дамберга, «роста среднего чека не будет: сейчас цены эластичны. Повысят цены - потеряют клиентов».

Опыт псковских праздников показывает, что необходимо не только качество ассортимента, но и его расширение: «Людям скучно просто есть блины», - говорит президент ТПП области. О реструктуризации спроса свидетельствуют и исследования ИРР: в 2013 году оборот блинов потерял почти в два раза (около 1,7 млн руб.), и эти деньги были потрачены на пирожки и шашлыки. Суммы потребительских праздничных в отчете ИРР вообще все сплошь в миллионах рублей Посетители охотно стали тратить деньги на развлечения (катание на лошадях, детском паровозе и проч.), что позволило увеличить оборот развлекательных сервисов в три раза. Гости охотно тратились на приобретение одежды, что увеличило оборот мероприятий почти на 1,3 млн руб. Сувениры дали те же финансовые обороты, что и в прошлом году.

- Есть же ориентиры, - сетует Андрей Филатов, - зарубежные ярмарки в Вильнюсе, Риге. Мы продаем на ярмарках китайский ширпотреб, а они - мастеровые ремесленные сувениры. Мы разные, мы сегодня не ценим профессионализм и не продаем вещи с энергетикой.

По мнению одного из постоянных экспертов ЦДИ Дениса Шумакова, для того, чтобы обеспечить аутентичный ассортимент, местных сил недостаточно: «сложно проводить ярмарки в городе, где не особенно развит малый продуктовый и прочий бизнес и нет даже ни одной мелкой пекарни. Надо готовиться заранее и привлекать посторонние силы». Поощряя местных производителей кнутом и пряником («Надавать пенделей производителям сувенирки — все эти их горшки-карандаши-гвозди: давно пора разбавить более современной и функциональной продукцией. Светильник «Пожар на Псковских башнях», кстати, может стать хитом» - из высказываний Дениса на форуме сайта губернатора), в то же время необходимо обратить внимание на соседей, привезти их на ярмарку, «предварительно обеспечив условиями проживания и таможенными преференциями». Соседи - не только Прибалтика, но и белорусы, поляки. «Вообще надо вспомнить о том, что мы - торговый город», - считает Денис.

Тех, кто подсчитывает деньги богатой Масленицы, частенько упрекают в том, что традиционный праздник - это все же не ярмарка, а зрелище, праздник. Действительно, а как обстоят у нас дела с «веселой» Масленицей?

Веселая?

Издревле на Руси Масленица считалась самым веселым и беззаботным праздником, озаренным радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы... То ли псковичи обожают зиму, то ли у них есть заботы поважнее, чем радоваться, но Масленица сейчас - совсем не то, что раньше: в пляс пускаются разве что ребенок или «подозрительная личность».

По мнению Андрея Филатова, «мы ждем праздника, но не умеем быть непосредственными, мы зажаты в своих комплексах. Нам нужен концерт, а не праздник. Поменялась ментальность: раньше всем домом катали яйца, сейчас - нет».

Сергей Дамберг смотрит на проблему с несколько иной точки зрения: «Надо отказаться от морально устаревших программ. Публика у нас благодарная, но невозможно кормить ее постоянно псевдонародным китчем». Причем, с точки зрения Сергея, именно программа, а не бюджетное финансирование играет ключевую роль в привлечении интереса к празднику: «Люди ценят качество, особенно в сервисе. Невозможно веселить одной только самодеятельностью. Блины должны быть не в микроволновке. Должен быть профессиональный подход к делу. Я не в курсе нынешней программы, есть ли в ней что-то новое. Пожелаю удачи организаторам!»

Кстати, в этом году ИРР не будет проводить ставший уже традиционным обсчет и анализ Масленицы.

- К выводам мы уже пришли, опубликовали их, - объясняет Сергей Дамберг. - Исследовали, чтобы сформулировать предложение. А исследовать ради того, чтобы исследовать, - уже не будем. По словам руководителя, ИРР и Псковский драматический театр могли бы в этом году стать соорганизаторами Всероссийской Масленицы. Возможно, это способствовало бы реализации в жизнь одной из рекомендаций ИРР по прошлой Масленице: «В качестве дополнений к кулинарной программе должны разрабатываться единый музыкальный ряд и насыщенное интерактивное сопровождение – как компоненты, наиболее эффективно формирующие единую и эксклюзивную праздничную атмосферу Масленицы». Но помешали две причины: небольшой бюджет праздника, а также недавно прошедший Пушкинский фестиваль - «если бы был хотя бы месяц перерыва»... В итоге на вопрос о том, пойдет ли он на Масленицу, Сергей Дамберг ответить затруднился.

Нельзя не согласиться с Андреем Филатовым, считающим: «событие - это сам человек. Для того чтобы праздник состоялся, надо поверить в себя, свои возможности, не писать в интернете о том, как все плохо - взять и сделать что-то хорошо». По его мнению, в этом году у Масленицы есть все шансы для того, чтобы пройти интересно и зрелищно - при условии интересной программы и активности гостей. А будет весело - и народ подтянется!

Широкая?

Богатство и веселье Масленицы нераздельно связаны с ее широтой, то бишь количеством гостей. Так, по убеждению Владимира Зубова, «если половина города будет участвовать в празднике, если на него приедут гости из других регионов - тогда появится экономическая выгода».

Согласно данным исследований ИРР, количество гостей Масленицы прошлого года  удерживалось на уровне 2012 года, однако доля туристов в общем числе участников праздника сократилась с 13,2% до 10,5%. Потери объясняются «недобором» традиционных для Пскова гостей-петербуржцев и туристов из других российских регионов. По сравнению с масленичными мероприятиями 2010 года (когда псковский блинный фестиваль впервые был объявлен «Всероссийским»), количество привлеченных в город туристов сократилось в 2,8 раза, и, в целом, туристический трафик праздничных выходных вполне сопоставим с обычным мартовским уик-эндом. Численность псковичей на празднике также уменьшилась - на треть.

Что нас ждет в этом году, говорить, конечно, рано. Тем не менее: по словам президента Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-запада «Астур» Гелены Самохваловой, услуги отелей, включающих проживание, питание и масленичную программу (например, база отдыха «Заозерье» в Пушгорах, «Двор Подзноева» в Пскове), на данный момент проданы почти 100%-но. По мнению Гелены Самохваловой, сыграло свою роль «сарафанное радио» - главный двигатель торговли.  Запрос псковских отелей на сайте бронирования booking.com показал, что на 1 марта этого года в большинстве псковских отелей мест либо не осталось, либо в наличии - последние номера.

В то же время многие операторы туриндустрии сомневаются в большом наплыве туристов. Екатерина, сотрудница одной из турфирм, рассказала ЦДИ, что сейчас «бархатное межсезонье»:

- Основной сезон длится с мая по ноябрь. В феврале-марте народу приезжает очень мало - так было всегда. К тому же в этом году непонятно что с погодой. Думаю, если есть фанаты встречи Масленицы в глубинке, то это, как правило, индивидуальные туристы: они более мобильны, могут задерживаться или не задерживаться там, где хотят, так как программы достаточно продолжительны.  Не стоит забывать также о том, что другие города (Углич, Владимир, Иваново, Калуга, Суздаль, Ярославль) предлагают отметить Масленицу у себя.

Расспросы об интересе туристов к Всероссийской Масленице вызывают здоровый  скепсис: «держите меня семеро!!! что они сделают, чтобы привлечь туристов? миллион блинов напекут??? да пусть хотя бы пройдут-проедут по городу!! Грязь, мусор, плохие дороги, закрытая смотровая площадка в Кремле... Обычный набор. Когда в прошлом году 8 марта народ по Кремлю не знал, как пройти (было безумно скользко и нигде не песчинки), я не знала, к кому обращаться - к городским властям?.. Вот любим мы пыль в глаза пустить каким-то грандиозным замыслом, а про то, что Псков должен быть привлекательным и ориентированным на туриста всегда - об этом никто не думает...»

***

Знаете ли вы, что не только на крещенской, но и на масленичной неделе было  принято гадать? Так вот, многие из заявлений, сделанных на заре Всероссийской Масленицы, смахивают на предсказания. Через три года Всероссийская Масленица в Пскове выйдет на точку рентабельности и станет самоокупаемой: это Андрей Турчак, 2010-й. «Масленица - это вызов Пскова России»: Игорь Гаврюшкин. «В Пскове сохранена самая аутентичная Масленица»: Александр Голышев.

Видимо, гадание было какое-то неаутентичное... Потому что псковская Масленица сегодня - это, похоже, вызов нашей бедности, неумению радоваться и замкнутости.

Елена Никитина



Распечатать:     Комментарии: 4

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать: