Эксперты / Петр Слепченко | все комментарии
Концепция закона о контрольно-надзорной деятельности требует существенных доработок - Петр Слепченко
Устранение административных барьеров, оптимизация государственного контроля и противодействие коррупции – о необходимости решения этих задач в России говорят уже не первый год. Увы, не одну из этих задач пока нельзя считать полностью решенной.
Впрочем, это не значит, что правительство нашей страны не работает над ними. Например, идет активная работа над реформой контрольно-надзорной деятельности. Для разработки концепции нового закона, регулирующего проверочные мероприятия, привлечены сразу две инстанции: министерство экономического развития по поручению президента и Высшая школа экономики по контракту с президентской администрацией. Об этих проектах ЦДИ уже писал ЗДЕСЬ>>>.
Сегодня ведется активное обсуждение концепции Минэкономразвития, и нельзя сказать, что все эксперты довольны проектом. Петр Слепченко, как общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности, также принимает участие в дискуссии. Он уверен, что концепция нуждается в существенных доработках, учесть которые нужно уже сегодня, чтобы не было слишком поздно впоследствии. Ведь если правительство утвердит эту концепцию, то надзорные органы начнут работать по новой модели уже со следующего года.
Петр Слепченко
Не поиск нарушителей, а контроль рисков
Минэкономразвития в своей концепции законопроекта «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации» предлагает изменить сами подходы к проверкам бизнеса. Вместо задач поиска нарушителей и вменения штрафов министерство вводит понятие риск-ориентированной модели, при которой власти будут работать по принципу минимизации потенциальных угроз для населения, а в идеале должны учитывать, как проверочные мероприятия скажутся и на предпринимателях.
Также в концепции закона вводится понятие Единого реестра проверок и неоднократно указывается на необходимость наделения отдельного федерального органа государственной власти функцией регулятора контрольно-надзорной деятельности. Эту функцию предлагается возложить на Минэкономразвития России.
Предполагается, что новый закон станет базовым, определяющим и регулирующим все вопросы, связанные с контролем и надзором.
Подводные камни новаций
Минэкономразвития, согласно концепции, предлагается наделить методологической функцией и функцией оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности. В то же время установку целевых показателей и контроль над эффективностью деятельности органов контроля предлагается передать на уровень правительственной комиссии. По мнению регионального бизнес-уполномоченного Петра Слепченко, такое разделение может привести, с большой долей вероятности, к размыванию ответственности.
Кроме того, в концепции закона отменяется ограничение максимального количества проверок предпринимателей, при этом сохранены требования по их минимальному количеству.
«Если в базе будут допущены ошибки, если не правильно будет выработана методика оценки рисков, то предпринимателей проверками могут просто замучить», - отмечает бизнес-омбудсмен.
«Неудобство работы» контролирующих органов – не аргумент
В ходе обсуждения концепции закона представители контрольно-надзорных органов неоднократно высказывали предложения по прекращению действия федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№294-ФЗ).
«При этом достаточных доводов в поддержку этой позиции не приводится. Единственное объяснение - «неудобство работы» для контролирующих органов. Причем под «неудобствами» понимаются не какие-то процедурные моменты, а ограничения в количестве проверок и в необходимости их согласования. Но ведь для того этот закон и создан, чтобы у контролирующих органов не было некой вседозволенности», - подчеркивает Петр Слепченко.
По его словам, 294-й закон и так достаточно выхолощен, с 2008 года в нем делались многочисленные поправки и дополнения. На сегодняшний день около 50 видов контроля уже под этот закон не попадают или попадают лишь частично. Полная отмена федерального закона в отсутствие всесторонне проработанной концепции закона приведет к фактической ликвидации единственного комплексного законодательно оформленного механизма защиты прав предпринимателей в сфере контроля и надзора. Новый закон о КНД должен сосуществовать с 294-ФЗ или его аналогом, но не подменять его, уверен уполномоченный.
Вызывает сомнения и инициатива передать предприятия с минимальными рисками для КНД из-под сферы государственного контроля в частные руки или в иные альтернативные формы.
«Здесь есть опасность, как говорится, уйти от волка и нарваться на медведя, - считает Петр Слепченко. - Когда из-под государственного ока уйдут малые риски, в частных механизмах контроля могут появиться предпосылки для создания неких картельных схем и барьеров для входа на рынок. Создастся некий клуб, в который ни для кого другого попасть не получится. Все это может привести к дополнительным поборам для предпринимателей».
«Без меня меня женили»
Особую тревогу вызывает тот факт, что в концепции закона недостаточно проработаны вопросы, связанные с защитой прав предпринимателей. В частности, деятельность омбудсмена по защите прав предпринимателей при президенте РФ в ней описана лишь один раз, и то вскользь.
«Речь, конечно, идет не о количествах упоминаний или о статусе, а о важных деталях, которые нельзя упустить. Мы достаточно долго со стороны института бизнес-уполномоченного анализировали ситуацию и пришли к мнению, что к обсуждению концепции в основном привлечены представители контрольно-надзорных органов. Безусловно, в таких условиях тяжело говорить о том, что интересы бизнес-сообщества будут учтены в полной мере. По нашему мнению, чтобы избежать перекосов, к дискуссии нужно подключать представителей делового сообщества», - уверен уполномоченный.
О важности учета мнения предпринимателей говорит и тот факт, что около 12% обращений в адрес региональных бизнес-омбудсменов связаны с жалобами на нарушение прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Бизнес-уполномоченные призвали привлечь к участию также «Деловую Россию», Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опору России» и Торгово-промышленную палату для того, чтобы совместными усилиями переломить негативные тенденции концепции, в которой интересы предпринимателей не будут учтены по остаточному признаку.
«Мы за то, чтобы риск-ориентированная модель была проработана более четко с точки зрения механизмов учета интересов предпринимателей. Мы за то, чтобы более четко были проработаны механизмы саморегулирования по низкорисковым сферам деятельности. Мы за то, чтобы не отменять верхние ограничения по количеству проверок. Наконец, мы за то, чтобы закон, который защищает права предпринимателей, охватывал как можно большее количество сфер контроля, чтобы не возникло контрольно-надзорной анархии. Может быть, есть смысл несколько снизить темп разработки концепции, но сосредоточиться при этом на ее качестве и учете баланса интересов», - подчеркивает Петр Слепченко.
Обсуждение продолжается
Все рекомендации от лица института уполномоченных были структурированы и оформлены в виде официального письма, направленного в адрес экспертного совета при правительстве РФ для рассмотрения и обсуждения. Также эта информация была направлена в министерство экономического развития и министру Михаилу Абызову, которые возглавляет экспертный совет при правительстве РФ.
Михаил Абызов
В июле Михаил Абызов собрал совещание, на котором рассматривался ход разработки новых законопроектов Минэкономразвития и ВШЭ. Также был рассмотрен положительный опыт работы в сфере КНД правительства Москвы.
В процессе обсуждения представители аналитического центра «Форум» предложили создать исчерпывающий реестр, в который бы вошел список всех требований, видов контроля и самих контрольно-надзорных органов. Однако это предложение вызвало полемику. К примеру, высказывалось мнение, что создание такого перечня лишь усложнит жизнь предпринимателей.
«На мой взгляд, это вопрос спорный, - комментирует Петр Слепченко, присутствовавший на встрече, - но в любом случае определенность для предпринимателей лучше, чем неопределенность. Я придерживаюсь мнения, что создавать такие исчерпывающие перечни необходимо, но при этом к этой работе нужно обязательно привлечь институт бизнес-омбудсмена и представителей предпринимательского сообщества. Если составление перечня будет поручено самим контролирующим органам, то они могут вписать в документ все, что можно и что нельзя».
Уполномоченный донес до министра мнение, что существующая в сегодняшнем виде концепция Минэкономразвития еще сыра и нуждается в доработках. При этом ее обсуждение происходит очень формально, без привлечения предпринимательского сообщества. В этом случае неизбежны перекосы в сторону лоббирования интересов контролирующих органов.
Подводя итог встречи, министр Михаил Абызов поручил собрать мнения «Большой четверки» (Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», «Деловая Россия») и института уполномоченных и провести в ближайшее время заседание экспертного совета, на котором заслушать позиции всех сторон, в том числе Минэкономразвития и Высшей школы экономики.
«Таким образом, замкнулся некий цикл управленческого контроля. Это очень важно для подобных базовых документов, которые затрагивают такое большое количество предпринимателей. Учет мнения бизнеса, - как самих предпринимателей, так и общественных объединений, - должен быть более внимательный и детальный. Мы надеемся, что мнение предпринимателей будет услышано и необходимые коррективы в концепции законопроектов будут внесены», - заключил Петр Слепченко.
Александр Серединин
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции