Реклама на ЦДИ
 08.11.2024

Эксперты / Елена Косенкова  | все комментарии

«Не предавать и не обманывать»: гендиректор фабрики «Славянка» Елена Косенкова о времени и о себе

28.08.2012 08:58 ЦДИ, Псков

Центр Деловой Информации продолжает публикацию серии интервью с руководителями ведущих предприятий области. Оценка экономической ситуации, сложившейся на Псковщине, бизнес-прогнозы, рецепты успеха - все это и многое другое наши читатели могут узнать из первых уст.

С генеральным директором ЗАО Псковская швейная фабрика «Славянка» Еленой Косенковой мы встретились 13 августа.

Елена Косенкова

Этот день стал для предприятия первым рабочим понедельником после летнего отпуска. У Елены Александровны, кстати, отдых продлится еще две недели, но она попросту не могла усидеть дома: тянет на работу.

О фабрике и отрасли

Естественно, наш первый вопрос - с каким настроением директор одного из ведущих предприятий города возвращается в свой кабинет?

- Выхожу на работу вместе с фабрикой. Хочется посмотреть как  воспримет коллектив  ремонт, сделанный  в цехах. В этом году удалось решить некоторые вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности. Прошла по цехам. Вижу настроение людей: улыбаются, глаза сверкают, видно, что соскучились по коллективу, работе. Конечно, не без трудностей: тяжело после отпуска вставать в первую смену. Но все интересуются новостями, спрашивают о реализации.

- Почему именно об этом спрашивают?

- От реализации зависит все. В июле мы не выполнили план. Лето вообще - период стагнации на потребительском рынке. Все в отпусках, выезжают в другие города России или за границу. Поэтому в июне-августе всегда есть небольшой спад, но в этом году по сравнению с прошлым падение все же более серьезное. Про август говорить пока рано, но думаю, что ситуация по итогам восьмого месяца также будет непростая.

- Судя по данным Псковстата, швейная промышленность в области сейчас одна из самых убыточных. Как вы считаете, каковы причины такой ситуации?

- Обратите внимание: если власти начинают говорить о необходимости поддержки той или иной отрасли, это значит, что предприятиям надо призадуматься. Во времена Советского Союза текстильное и швейное производство давало в бюджет стране 25% от общего количества налогов. Сейчас  около 40% дает таможня, а швейная отрасль - 0,25%. Многие предприятия перестают работать. Из 11 объединений  Северо-Запада осталось всего ничего.  Не миновала эта учесть и швейную отрасль Псковской области. Некогда были мощные швейные фабрики, а сегодня это небольшие предприятия с проблемами : где взять деньги на развитие , где найти работу.  Например, не стало Островской швейной фабрики, взамен появилось несколько мелких предприятий.

Пока мы не чувствуем поддержки властей. Российский союз промышленников и предпринимателей разрабатывал предложения по возможным мерам поддержки отрасли, в том, что касается налоговой, кадровой, социальной политики... Может, когда-нибудь и будут приняты меры, но пока их нет.

Ситуация непростая еще и потому, что когда заходит речь о господдержке, сразу появляются те, кто хочет спекулировать на этой теме. Недавний пример - банкротство Брянского камвольного комбината, одного из крупнейших текстильных предприятий России. Мы пробовали закупать у них для костюмов материал новых технологий, так называемый Супер100. На разработку этого материала было потрачено достаточно много средств. В итоге: ткань очень жесткая, нет в ней нужного лоска, к ней все липнет, к тому же такой материал уже производили когда-то в Литве. Получается, что деньги на комбинате потратили, произвели то, что не востребовано, в итоге страдает вся отрасль. Допустим, льготы будут введены, но долго ли они будут действовать, если люди будут хитрить? Стыдно…

Надо поддерживать отечественное текстильное производство, чтобы у нас были свои, а не привозные материалы. Но качественных российских производителей не так много, их можно по пальцам пересчитать. Вот и получится, что благодаря вступлению в ВТО пошлины на ввоз ткани повысятся, соответственно, повысится и стоимость изделий. А пошлины на ввозимый готовый текстиль будут снижены. Что будет покупать наш потребитель, как вы думаете?

- Какие шаги можно предпринять, чтобы избежать удорожания продукции?

- Путей не так много. В основном за счет внутренних ресурсов, сокращения рентабельности. Чтобы сохранить ценовую политику, можно, например, меньше платить работникам. Но учтите, что сейчас все подорожало, инфляция растет. Мы поднимали зарплаты в конце прошлого года и с 1 января текущего года в общем  на 15%, дальнейшее повышение невозможно. С моей точки зрения, снижение зарплат – не выход, а, скорее, шаг назад.

Поэтому изыскиваем другие возможности. Например, в сентябре у нас запланирована поездка в Италию и Францию. Будем обсуждать предложения по текстилю. Хотим договориться с западными специалистами и по вопросам дизайна изделий. Расширяем ассортимент: кроме костюмов, фабрика также шьет мужские куртки и пальто, создали три новых брэнда. Жизнь заставит - будем еще что-то изобретать. Ведь «Славянка» сегодня - это 1100 человек, мы не можем допустить, чтобы они остались без работы и зарплаты.

Так что ситуация сложная. Рынок сейчас остановился. Мы это почувствовали еще в феврале. А к лету ситуация стала особенно серьезной. Так что надеемся на лучшее и готовимся к худшему, ищем варианты.

- Как сейчас обстоит дело с кадрами? Многие сетуют на то, что молодежь не стремится получать рабочие специальности...

- Кадры для легкой промышленности сейчас готовят очень слабо. Все хотят быть дизайнерами, банкирами, а инженерами-текстильщиками - никто. Мы сотрудничаем с новгородским университетом, в ближайшее время ждем группу практикантов. С 1971 года мы тесно контактируем с лицеем №2, который дает нам рабочие кадры - закройщиков и портных.

 

О тонкостях женского руководства

- Вы начинали свою трудовую деятельность с самых первых ступеней производства. Насколько тяжело было подниматься по карьерной лестнице? И каково это - быть женщиной-руководителем?

- Я стала главным инженером Островской швейной фабрики в 23 года, затем - директором, после Острова - переезд в Псков. Так что у меня есть опыт,  сложившееся видение того, как надо себя вести по отношению к любому человеку: каждому надо найти свое место, достойное его и никого другого. Личные амбиции при этом не имеют значения. Ситуации на производстве случаются всякие, а выход один - тот, который устроит большинство коллектива. Например, не справляется начальник цеха со своими обязанностями. Опытный, давно работает на производстве, но из-за его нерасторопности страдают рядовые сотрудники, не выполняют план, не получают прогрессивку. Что надо сделать в такой ситуации, чьими интересами руководствоваться?

За долгие годы работы я ни разу не почувствовала себя неугодной, в том числе из-за того, что я женщина. С возрастом я стала более критичным человеком, вижу глубже, у меня есть мнение, которое я не побоюсь высказать.

- А есть какие-то качества именно женские, которые мешают в процессе управления? Например, пресловутая женская логика, интуиция или, может быть, мягкость?

- Наверное, жесткости не хватает в характере. Хотя есть мнение на фабрике, что мне лучше не попадаться под горячую руку. Я не считаю себя жестким руководителем. Я всегда говорю: лучше скажите мне правду. Если человек обманул меня хотя бы раз - уважать его перестану. Мое кредо: не предавать и не обманывать.

 

О препонах и профессионализме

- Что мешает в работе, если не считать внутренних качеств?

- В последние несколько лет издалось несколько законов, которые не способствуют развитию промышленности и мешают. Как говорится «хотели как лучше, а получилось как всегда».Мы подчас не понимаем некоторые законы. Каждый месяц к нам приходят проверяющие. Зачастую власти принимают нормативные акты и законы не во благо промышленности. Итоги проверок : штрафы и санкции, которые выросли во много раз. Кому от этого лучше?

- Но есть же возможность решения подобных проблем в рамках политической деятельности?

-  Да ,видимо, для кого-то есть,но не для легковиков. Когда я просила продать Островскую швейную фабрику «Силуэт»- отказали, ссылаясь на большое будущее фабрики. Просила разрешение открыть швейный цех, было сказано, «у нас есть фабрики». А сегодня, где они? В небытие. Я понимаю так. У руководства страны должна быть большая политическая сила, воля и финансы, чтобы выстоять текстильной и легкой промышленности страны. А может ничего делать не надо? ВТО все решит?

- Можно ли сказать, что вы разочаровались в большой политике и предпочли практику «малых дел»?

- Да, с некоторыми оговорками. Я была депутатом трех созывов Псковского областного Собрания. Депутатство в Псковском областном собрании действительно предполагает масштабную деятельность, в том числе в законотворческой области. Было по-разному. Может быть, и разочаровалась. К тому же, за плечами у меня был большой опыт . Да, сегодня у нас демократия, благодаря которой снивелированы острые углы, которые были в советское время. Но сейчас нет главного: мало профессионалов и ответственных людей. Кадры решают все, хотим  мы или нет, но это истина.

Они должны иметь уважение и поддержку  в обществе, проходить  серьезную профессиональную подготовку. В былые времена не делали скидок на пол, возраст. Если ты хотел работать - то у тебя для этого были все возможности. Например, я с первым ребенком была в декрете 1 месяц и десять дней, со вторым - чуть больше, 10 месяцев. Так что я не понимаю, когда женщина говорит, что она устала. Русская женщина умеет и может все. Да, мужчина должен содержать семью, но и женщина должна самореализоваться, ведь дети рано или поздно вырастут. В моем случае вопрос решался однозначно. Я стремилась работать. Приходилось часто ездить в командировки, сыновья оставались с соседкой, с подружкой. Была даже такая экстремальная ситуация: у меня с завтрашнего дня начинается декретный отпуск, а мне надо ехать в ночь в Питер из Острова на важное совещание. Сажусь в поезд, ни одной нижней полки, приходится залезать на верхнюю... И не ныли, не плакали. Сейчас сыновья уже взрослые, много внуков. Я богатая бабушка.

 

О личном

 

- Вы удивительно работоспособный человек. Как вы отдыхаете?

- Уж чего не умею делать, так это организовывать свой  отдых. В основном дома - с семьей, с внуками. Люблю в компании попеть песни. Современные не нравятся: они непевучие. Я родом из Харькова, поэтому мне дороги украинские народные песни, русские. Мы сестрой часто пели на два голоса. Это память о моих родных, которых уже нет рядом .

- Как сейчас живут на Украине?

- У кого есть свое дело - те живут нормально. А вот пенсионеры  испытывают трудности. Кстати, среди тех, кто покупает у нас костюмы, есть украинцы. Например, директор львовского театра оперы и балета.

 

Об имидже

- Кто еще из известных персон носит костюмы от «Славянки»?

- В вип-цехе шьют для Сергея Миронова, губернатора Новгородской и Кировской областей, многие высокопоставленные чиновники , руководители г.Москвы, аппарата президента также одеваются у нас. Часто нашу продукцию покупают прибалты: звонят, заказывают перед приездом по 5-6 костюмов.

Ведь мы действительно встречаем человека, а тем более руководителя по одежке. Очень важен имидж. Как можно уважать человека, который занимает ответственный пост, и доверять ему руководство чем бы то ни было, если он неопрятно одет? Если он не может за собой уследить - как он будет управлять другими?

Мы со своей стороны делаем все для того, чтобы русские мужчины ходили в самых красивых костюмах. Сейчас по уровню качества «Славянка» - одна из лучших в стране. Фабрика поставляет продукцию более , чем  600 покупателям по всей России, а также в Прибалтику, Украину, Беларусь, Молдавию, Казахстан, Монголию. У нас имеется сеть фирменной торговли,  открыты два магазина в Москве.  Приобрели 500 кв.м. в Санкт-Петербурге под склад оптово-розничной торговли, тем самым приблизили товар к покупателям  Северо-Запада.

 

О будущем

- Елена Александровна, в нашем разговоре вы озвучили много проблем, которые тормозят развитие швейной отрасли. Каким все-таки вы видите наше будущее?

- Будущее у России - хорошее. В любом отрезке времени есть свои трудности. Было ли легко, когда разваливался СССР? Мне мама говорила: «Я войну пережила. Но что предстоит пережить вам - не хочется даже и думать об этом». А в 2008 году, когда разразился кризис? Мы уже в мае тогда почувствовали, что что-то неладно на рынке. Но всегда я задаю себе вопрос: если не я, то кто? Уйду на пенсию, а что будет с коллективом? И справились же пять лет назад, несмотря ни на что, все вместе. 

Время сейчас не самое страшное, у нас все впереди. 70 лет ждали светлого будущего, так его и не увидели. Тянули лямку тогда, а сейчас – все пути открыты. Можно заниматься чем хочешь, очень много возможностей для самореализации. Мы не были в ВТО. Нам оно не надо. Но в то же время вступила страна в ВТО - и это заставляет нас думать о том, как выжить, как не останавливаться и продолжать трудиться несмотря ни на что.

Я по жизни оптимистка. Вместе с трудовым коллективом пережила все что было в нашей  стране , не упали духом , не снизили свои оъемы, не потеряли ни одного человека. И что бы не ожидало нас  в дальнейшем, все равно найдем способ выстоять и выжить. Не страшны нам никакие ВТО. Но мы должны понимать, что выживает только лучший и сильный. Вот к этому и будем стремиться. И очень надеюсь, что правительство РФ, губернатор и депутатский корпус Псковской области нам в этом помогут.

Беседовала Елена Никитина


Cюжет:  Бизнес-интервью



Распечатать:     Комментарии: 13

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать: