Реклама на ЦДИ
 24.11.2024

Аналитика  | весь раздел

ОСАГО: Вектор перемен

13.03.2009 13:56 ЦДИ, Псков

Широкий и представительный круг оценщиков автомобильного транспорта собрало в этом году традиционное заседание Круглого стола, посвященное анализу псковского рынка ремонтных услуг и обсуждению перспектив оценочного бизнеса в свете перемен на рынке ОСАГО с 1 марта. Заседание проходило в Торгово-промышленной палате Псковской области под председательством генерального директора Независимой экспертной компании «Мосэкспертиза-Псков» Ларисы Семеновой. Постоянно проводимый мониторинг рынка и лидирующий численный состав экспертов-автомобилистов этой компании объясняют добровольно исполняемую к ежегодному корпоративному форуму подготовительную работу – исследования по стоимости нормо-часа ремонтных работ в Пскове и области для автомобилей всех классов и возрастов.

За круглым столом региональные данные, необходимые для расчета стоимости восстановительных работ при ремонте автомобиля в Пскове, обсуждаются, корректируются с поправками на экспертную практику минувшего года и… утверждаются. В этом году под главным итоговым документом встречи стоят подписи руководителей одиннадцати псковских оценочных компаний. И это означает, что потерпевшие в ДТП смогут отстоять, в том числе в судах, свое право на страховое возмещение в сумме, достаточной для восстановления своего поврежденного транспортного средства.

За справедливостью – в суд

Сложившаяся практика работы ряда страховых компаний демонстрирует их устойчивое нежелание возмещать потери пострадавших в ДТП по договорам ОСАГО в достаточном для ремонта автомобиля объеме. Для урезания страховых выплат применяются всевозможные уловки. Немало  псковских страховых компаний организуют расчет стоимости восстановительного ремонта в Москве или Санкт-Петербурге. Итоги таких расчетов оказываются весьма скромными в части суммы, подлежащей выплате потерпевшему. Как видится из столиц, и стоимость нормо-часа у нас должна быть гораздо меньше, чем есть в реальности, и работы некоторые вполне можно опустить, а немолодые машины отечественного производства можно и самому кисточкой покрасить. Такая тенденция  экономить средства особенно усилилась в условиях кризиса, который не мог не затронуть страховой бизнес. Вот и получается, что зачастую псковские автомобилисты в случае аварии ни коим образом не защищены в положенном объеме. Независимые эксперты признают, что и их заключения иногда подвергаются остракизму и секвестированию в страховых компаниях. И тогда перед владельцами авто становится выбор: ремонтировать машину за свои «кровные», а то и самостоятельно, вооружившись кисточкой и молотком, или же вступать в судебные прения со страховщиками, отвоевывая право ремонтировать авто в специализированном сервисе. 

Позиция псковских оценщиков в этом вопросе единодушна: нельзя попустительствовать ухудшению качества автомобильной среды в регионе, нельзя провоцировать дешевые ремонты и появление на дорогах «металлолома». Цеховая этика оценщиков и уже множественные судебные прецеденты позволяют говорить о том, что принятый и утвержденный ими на Круглом столе документ становится надежной защитой интересов псковских автомобилистов в суде. Все, кто находит в себе решимость и силы цивилизованно спорить со страховщиками по сумме ущерба, имеют возможность опереться на консолидированное мнение большинства псковских оценщиков.

Что изменилось 1 марта?

Особую актуальность вопрос утверждения единой базы при оценке повреждений автомобилей после ДТП получает сегодня с учетом кардинальных нововведений в системе выплаты страховых сумм. Напомним, что с 1 марта 2009 года начали действовать поправки в законодательство, которые дают возможность страховым компаниям вместе с автовладельцами перейти на цивилизованный способ урегулирования убытков при ДТП - в соответствии с европротоколом. Так называемый европейский протокол применительно к ОСАГО означает прямое урегулирование убытков (когда потерпевший обращается в «свою» страховую компанию) и их упрощенное оформление в случае не слишком серьезных ДТП. Казалось бы, что может быть проще, а главное - естественней. Это давно ожидаемые изменения, введение которых неоднократно откладывалось. ОСАГО, являющееся до сих пор наиболее массовым видом страхования, так и не создало понимания между страховщиками и страхователями, поскольку клиенты страховых компаний получали деньги совсем не там, где их платили. Не создавалось логической взаимосвязи между выбором страховой компании и качеством последующего обслуживания. Прямое урегулирование решит эту задачу и заставит серьезно отнестись к выбору страховщика. Пострадавший в ДТП получит возможность обратиться в «свою» страховую компанию. Таким образом, те страховые компании, которые грамотно и профессионально обслуживали и обслуживают своих клиентов, получат от введения упомянутых новшеств больше плюсов, чем минусов. Но для страховщиков прямое возмещение означает и проблему взаиморасчетов с компанией виновника, и серьезный рост внутренних издержек. Очевидно, к этому готовы не все. Эксперты прогнозируют уход со страхового рынка в течение 2009 года до половины компаний.

Однако больше всего страховщиков волнует прогноз роста страхового мошенничества при введении упрощенного оформления ДТП, когда участники ДТП должны будут самостоятельно определить виновника, составить соответствующий документ (протокол) и направить его страховщикам. Это возможно в тех случаях, когда не нанесено ущерба жизни или здоровью участников аварии, а также в случае нанесения материального ущерба в пределах 25 000 рублей и при участи в ДТП не более двух автомобилей. При всех очевидных плюсах (отсутствие необходимости ждать приезда сотрудников ДПС на место происшествия, возможность убрать транспортное средство с проезжей части, дабы не мешать транспортным потокам и не создавать «пробки») такая схема вызовет всплеск страхового мошенничества и, как ответную реакцию, подозрительность сотрудников страховых компаний.

За годы действия закона об ОСАГО большинство страховых компаний уже сформировали свою репутацию, и сегодня автомобилисты наслышаны, кто добросовестно выплачивает страховые компенсации, кто старается их оспорить, кто по каждому случаю проводит нешуточное расследование и пытается всеми легальными способами увильнуть от,  казалось бы, закономерного возмещения убытков. В схеме прямого регулирования все эти составляющие имиджа компаний станут их главным достоянием, обеспечивающим поток клиентов. В условиях глобального финансового кризиса порядочность и лояльность к клиентам в рамках программ обязательного страхования ответственности станет для страховых компаний залогом выживания. И наоборот.

Условие корректной оценки: ориентир на реалии псковского ремонтного рынка

В условиях прямого урегулирования убытков единообразие  расчетов стоимости восстановительного ремонта, выполненных разными экспертами, приобретает особое значение.

«Мы не должны быть пристрастны, не должны становиться на сторону автовладельцев, но, соблюдая баланс интересов их и страховых компаний, должны ориентироваться на реалии псковского ремонтного рынка и при этом помнить, что автомобиль, отремонтированный на посчитанные нами деньги, нужно восстановить до доаварийного уровня безопасного участника движения» - сформулировали свое кредо псковские независимые эксперты-оценщики.

В итоге заседания главный документ для своей работы – о средней стоимости нормо-часа ремонтных работ в псковских сервисных центрах подписали руководители одиннадцати  экспертных компаний. Высказывались, правда, сомнения, что указанные в соглашении цифры сохранятся в условиях быстро растущих цен и набирающего оборота кризиса, но тогда можно будет вернуться к обсуждению. Главное, теперь у псковских оценщиков есть единая легитимная база. А еще немаловажно, что среди казалось бы конкурирующих организаций с каждым годом накапливается опыт цеховой поддержки и обсуждаются планы совместных будущих семинаров и встреч.

Ася Замараева,

для Центра Деловой Информации.



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают