Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Женский клуб / Жизнь  | весь раздел

Румия Калинина: Почему любовь может пройти через месяц, а может длиться всю жизнь

13.02.2019 12:20 ЦДИ, Псков

 

Накануне 14 февраля в воздухе витает любовь… Влюбленные парочки гуляют по улицам, сидят в кафе и на скамеечках в парке… А те, у кого нет пары, мечтают когда-то вот также пройтись, взявшись за руки, или прижавшись друг к другу, с любимым…

А еще можно уверенно утверждать, что люди ищут любовь, мечтают о любимом, чтобы жить с ним долго и счастливо…

 

Предлагаю сегодня поговорить о том, как же мы находим свою любовь, почему любовь, точнее увлечение, может пройти через месяц, а может длиться многие годы, что нас привлекает в пока еще незнакомом человеке, и что порождает в нас желание быт с этим человеком всю жизнь.

 

В процессе поиска и выбора «того единственного», каждый задается вопросом, правильный ли сделан выбор, действительно ли это и есть «твоя судьба» или надо еще поискать. В психологии семейных отношений существуют разные ответы на эти вопросы, в том числе достаточно экстремальные.

Одна крайность – идея, что у каждого человека есть его «половинка» и только с ней он будет счастлив всю жизнь. В основе такого представления лежит старинная легенда, изложенная устами Аристофана Платоном в своем сочинении «Пир». Эта легенда об андрогинах, существах, когда-то населявших нашу Землю и сочетавших в себе качества мужского и женского пола. Они были так могучи и самолюбивы, что перестали бояться богов. И решил Зевс ослабить людей, разделив их на две части – мужскую и женскую, и рассеяв их по всему свету. С тех пор люди ищут свои половинки, но не каждый находит. Это очень красивая идея, но очень грустная, т.к. обрекает большинство людей либо на одиночное существование, либо жизнь не со «своей» половинкой, что, согласитесь, выглядит достаточно безрадостно.

Другая крайность – точка зрения Н.И.Козлова (популярного в некоторых кругах психолога), который считает, что создать семью могут любых два человека, если только у них есть желание вступить в брак, даже, если они не знают друг друга.

Истина же, как всегда, лежит где-то посередине – для каждого отдельного индивида образуется некоторое «поле возможных избранников», обладающее теми или иными характеристиками, в пределах которого и осуществляется выбор. Таким образом, можно говорить об определенных факторах выбора супруга – кто и по каким признакам попадает в это «поле возможных избранников» - объективном (пространственно-временная близость) и субъективный (представление об идеальном партнере) факторе.

Рассмотрим все по порядку.

Статистика показывает, что в подавляющем большинстве случаев, будущие супруги живут (учатся, работают) рядом друг с другом, и разница в возрасте составляет 5 – 6 лет. В частности, будущие супруги чаще всего знакомятся по месту учебы или работы (немного меньше половины), несколько реже (одна треть) – в местах досуга и отдыха (кафе, клубы); каждая пятая пара знакомится через друзей или родственников, а каждая десятая – дружит с детства.

Очевидно, что вероятность встретить своего будущего супруга среди жителей своего же города, среди сослуживцев или сокурсников больше, чем среди жителей, скажем, племени Тимбухту (если вы не выезжаете за пределы страны).

Дальнейшее сужение поля выбора осуществляется за счет субъективного восприятия потенциальных партнеров, обусловленного идеальным образом партнера.

Образ любимого, идеального партнера складывается на протяжении жизни человека. На содержание этого образа оказывают влияние разные аспекты:

1. Стереотипы социального окружения, в котором воспитывается и живет человек

Здесь имеются в виду те ценности, которые присущи тому или иному социуму. Например, в определенном социальной группе считается, что девушка должна выйти замуж за финансово самостоятельного мужчину, при этом его образование не так и важно. В этом случае ухаживания «бедного студента» из интеллигентной семьи за девушкой с такими представлениями не будут иметь успеха. И наоборот, девушка, выросшая в социуме, где считается, что будущий муж должен быть образованным и иметь, как минимум, высшее образование, при этом его материальный статус не берется в расчет, будет благосклонна к такому юноше.

Стереотипы «правильного выбора» могут касаться:

- социального происхождения (рабочий, служащий и т.д.),

- национальности, материального достатка, опыта семейной жизни – например, 40-летний мужчина, ни разу не состоявший браке, может быть как привлекательной кандидатурой, так и вызывать настороженность, также как женщина, бывшая замужем и имеющая ребенка тоже по-разному будет восприниматься мужчинами,

- образования,

- состояния здоровья,

- увлечений – например, мужчина, увлеченный собственным автомобилем, может быть как привлекательным (пусть пропадает в гараже, чем неизвестно где и с кем), так и нет (его жена – автомобиль, а жена – лишь дополнение);

- наличие так называемых «вредных привычек» (курение, потребление алкоголя, азартные игры и т.д.);

- манеры поведения и пр.

2. Сходство/различие с родителем противоположного пола

Практически единственным образцом семьи, семейных отношений, для каждого человека является семья его родителей. Живя в семье, ежедневно наблюдая за взаимоотношениями между родителями, у молодого человека вырабатывается представление о его будущем супруге. Как и в предыдущем случае, это может быть как практически полное совпадение с родителем противоположного пола («моя будущая жена, должна быть веселой, неунывающей, уметь вкусно готовить, уметь поддерживать чистоту и уют в доме, как моя мама»), так и полная его противоположность («мой будущий муж должен быть заботливым и помогать мне по хозяйству, не пить, а не как мой отец – пьющий и проводящий время только со своими приятелями»).

3. Литературные и кино-герои, артисты, спортсмены и др. известные и публичные люди

Нередко на подростков, молодых людей оказывает сильное впечатление история жизни того или иного человека, которую он узнает из фильма, книги, передачи и т.д. Можно, например, мечтать о муже-супермене (сильном, рискующем, помогающем другим людям, выручающем из любой трудной ситуации) или о жене-супермодели (красивой, умеющей стильно одеваться, вызывающей зависть у окружающих). Особенностью в данном случае является нереальность существующего идеального образа. Даже если речь идет о реальном человеке, то, обычно, представляются его яркие, положительные черты. Это делает представляемый образ не жизнеспособным. Достаточно вспомнить героя фильма М.Захарова «Формула любви», который был влюблен в статую и отвергал другие – живые кандидатуры, т.к. они «будут есть макароны», что, по его мнению, очень неромантично.

4. Опыт общения с представителями противоположного пола

Безусловно, с возрастом, каждый человек накапливает представления о противоположном поле через реальное общение, взаимодействие с ним. Нередко именно этот опыт способствует корректировке, изменению того идеального образа, который сложился в подростковом возрасте и юности. Например, человек может узнать на своем опыте, что красивая внешность не всегда свидетельствует о доброй душе, искренности и порядочности. Ведь это только в сказках падчерица и добрая, и хороша собой, и по хозяйству управляется, а злые сестры – ленивы, уродливы и глупы.

Продолжение следует...


Румия Калинина, семейный психотерапевт, кандидат психологических наук



Распечатать:     Комментарии: 0

Добавить комментарий   Правила

Ваше имя:
Сообщение:

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.050266981124878