Реклама на ЦДИ
 23.11.2024

Женский клуб / Жизнь  | весь раздел

«50 оттенков» по-псковски

22.02.2018 15:45 ЦДИ, Псков

«50 оттенков серого» - это экранизация популярного романа со сценами насилия. Правозащитники говорят, что в реальности женщины гораздо чаще сталкиваются с насилием, чем можно было бы предположить: в том или ином виде это происходит в каждой 4-й семье. Увы, в большинстве случаев все не заканчивается «и жили они долго и счастливо».

 «А, может, вы себя сами палкой побили?» - такие вопросы в псковских судах задают женщинам, подвергнувшимся насилию в семье.

Мы взяли интервью у руководителя Кризисной службы  «Независимого социального женского центра» Елены Яблочкиной. Поговорили о том, права ли народная мудрость «бьет  - значит, любит», с каких незаметных сигналов начинается насилие в семье и, если это уже случилось, как защитить себя и детей.

- Как возник ваш Центр?

- Организация появилась в 1995 году, цель была - помощь женщинам: быть успешной в бизнесе, семье, проявляли политическую активность. А в 96-м году нам предложили принять участие во всероссийском исследовании по проблеме насилия, для нас эта тема была новой. И получилось, что с  96-го года мы стали заниматься этой проблемой и оказывать помощь женщинам, которые подвергаются насилию в семье или подвергаются другим видам насилия: сексуальному, экономическому, физическому, психологическому. Все это может быть в семье, а может и в обществе.

У нас открылся телефон доверия, сейчас это: 75-45-45. В настоящее время этот телефон работает с 10 до 19 часов. Нам помогают и студенты-психологи ПсковГУ, которые как волонтеры работают на данной линии, также есть специалисты, которые проводят супервизии и курируют данную службу. Люди, которые оказываются в кризисных ситуациях, нуждаются в  помощи психолога. Иногда человеку самому тяжело увидеть выход, но выход обязательно есть.

Обязательно в случаях, связанных с насилием в семье, нужна правовая помощь. С нашим центром сотрудничают несколько юристов.  Они помогают, если женщина готова идти в суды, решать, с кем остается ребенок, решать вопрос раздела имущества. Если в отношении нее совершалось физическое насилие и есть доказательная база – то, конечно, нам адвокаты в помощь.

Когда у нас есть финансирование, у нас работает реабилитационный центр, где женщина может круглосуточно находится, где ей уже непосредственно оказывается психологическая и правовая помощь. Идет составление плана действий, что женщине необходимо сделать, чтобы изменить жизнь.

- Сколько к вам обратилось людей за время работы Центра?

- Около 7 тысяч  за все время нашей службы. Количество обращений разное по месяцам.  Допустим, когда мы проводим информационную кампанию (вывешиваем баннер на «Империале» или запускаем ролики в автобусах), то в месяц бывает и по 10 обращений. Обращаются либо сами женщины, либо, чаще, их знакомые, которые видят, что человек находится в такой ситуации. Тогда мы рекомендуем хотя бы дать информацию о телефоне доверия.

Есть и федеральный телефон доверия – 8-800-7000-600.  Звонок из райцентров на псковский телефон платный, на федеральный – бесплатный.

- Какой процент людей из тех, кто к вам звонят, реально что-то меняет?

- Небольшой, к сожалению. Но ситуации у людей разные. Есть те, кто приходит, и им уже сейчас нужна правовая помощь. Но по судам люди ходить не любят. Сейчас у нас в процессе два судебных разбирательства.

- Давайте поговорим о социальных мифах, которые мешают людям обратиться за помощью. Многим в семьях говорили: «надо терпеть», «развод – это плохо», «бьет – значит, любит». И много всего еще. «Ребенку нужен отец, хоть какой». « Хоть плохонький, да свой». «Да кому ты, разведенка, нужна будешь?» Думаю, все это слышали…

- Эти мифы и стереотипы  есть в нашем обществе, и они пока очень сильны, к сожалению. Когда проводим образовательные мероприятия даже для специалистов, которые в своей работе сталкиваются с женщинами, которые подвергаются насилию в семье или с детьми из таких семей, то мы видим, насколько эти мифы влияют даже на них! Это и про «ребенку нужен отец, какой бы он не был», «милые бранятся – только тешатся», «бьет – значит, любит» и всякая другая гадость. Эти стереотипы имеют свойства оправдывать обидчика. Что женщина сама своим поведением провоцирует мужчину, а мужчина бедный-несчастный. Вот это и не помогает женщинам идти за помощью. Но общество должно понимать, что насилие – это всегда преступление. Не имеет  человек никакого права унижать другого ни словесно, ни физически, ни сексуально, ни экономически. Кстати, от мужчин мы тоже слышим, что женщины могут психологически действовать – да, могут, и мы не отрицаем, что насилие может происходить и в отношении мужчин. Женщины тоже бывают агрессивными. Но по статистике, более 90% пострадавших – это женщины.

- Вернемся к фразе, что «ребенку нужен отец, хоть какой». Так ли это?

- Дети в  семьях, где совершается насилие, тоже очень страдают, даже если в отношении них не происходит насильственных действий.   Дети берут модель поведения родителей за основу. Просто потому что другой у них нет. Эта модель транслируется в отношениях с другими ребятами: отсюда повышенный уровень агрессии в школе. Также здоровье детей ухудшается. Все психосоматические заболевания и все последствия, что по здоровью имеет женщина – бессонница, депрессия, вплоть до онкологии – та же самая симптоматика наблюдается у детей. Это доказано научными исследованиями. Мальчики из таких семей берут модель поведения агрессивного папы в свою семью, не потому, что им так хочется и нравится, а просто потому, что они не видели другого. В них закладывается: кто сильный, тот и прав. Они не будут вести разговоров, либо будут сразу идти в драку, либо по-другому показывать свою силу и подавлять. Девочки из данных семей, к сожалению, выбирают партнеров достаточно агрессивных.

Повторюсь, это патология, когда мужчина унижает детей и женщин – тех, кого он должен априори защищать. Первое, что нужно понять: это не нормально.

- Сколько у нас в обществе таких семей, в которых есть насилие?

- По статистике, в каждой 3-4 семье в той или иной степени имеются факты насилия. Мы в работе отделяем конфликт и насилие.

- В чем разница?

- Люди могут выяснить отношения, но в конфликте общение  идет на равных. Оно может быть шумным, скандальным, с битьем посуды, даже дракой. Но никто никого не боится. Люди общаются на равных. Конфликт всегда эпизодичен и имеет какой-то завершение. Что-то нам не понравилось: не ту тарелку дали, не туда цветок поставили – и вот, мы решаем, что с этим делать. Договорились -  и конфликт исчерпан.

В ситуации насилия всегда есть цикличность, то есть она имеет свойство повторяться. И с этой цикличностью – ужесточаться.  Может всё начаться  с психологического воздействия, манипулирования, а со временем это может закончиться физическим насилием. Здесь бывают и экономические, и сексуальные моменты. Когда один  человек через данные разные виды действий подавляет другого. Чтобы понять разницу конфликта и насилия  важно помнить – всегда в центре насилия лежит власть и контроль одного человека над другим. И разными способами один человек другого начинает подавлять. И в насилии всегда  есть страх. Если женщина сама себя начинает убеждать: может, это любовь, может, он так вот ревнует, заботиться … Если есть страх в отношениях, это уже не любовь.

- Читала, что в таких ситуациях все начинается постепенно. «Не общайся с этими подругами, не носи эту юбку…»

- Да, важно сказать, что не все женщины могут сразу понять, что в отношении них началось подавление.  То есть, когда идет ограничение на передвижение и общение, когда просматривают ваш телефон, смс-ки, куда ты звонила, кто тебе звонил. Когда встречает плотно  с работы. И постоянно человек должен отчитываться, где человек находится. Начинается с того, что «мне не нравятся твои подруги и если бы не я  - твой луч света в темном царстве, ты бы вообще пропала или была бы проституткой». «И хорошо, что есть я. А подруги бы научили тебя только плохому. Пускай они к нам не приходят, они мне не нравятся». И девушка, если не говорит, что ей важно с ними встречаться, то она идет на уступку, чтобы не расстраивать любимого.

- И тем самым ограничивает свой круг общения, что сужает ее диапазон видения мира…

- Конечно. Здесь же происходит изоляция человека. Можно было начать с семьи: «Я же не на твоих родителях женился. Пусть они к нам не ходят, и мы не будем». Потом: «Зачем ты работаешь? Тебе, что, мало денег? Я достаточно зарабатываю. Да ты на работе своей фигней страдаешь. Женское дело - сидеть дома и варить борщ, заниматься детьми». Хорошо, когда женщине нравится быть домохозяйкой. Это почетно и уважаемо, если это в ваших интересах. Получается, что женщина без работы и профессионально себя теряет. Хотя и так есть период – когда женщина сидит с детками. Период беременности и сидения с маленькими детьми – это самый уязвимый период. Если в семье начинало уже проявляться насилие, то в данный период оно имеет свойство обостряться и ужесточаться. Женщина находится в финансовой зависимости, конечно, ей не так легко принять решение уйти куда-то с маленьким ребенком.

- У насилия есть цикличность?

- Да, есть фаза напряжения и фаза самого насилия, , а потом, то, что вводит женщин в заблуждение – это третья фаза «медовый месяц». Когда человек, который совершил насилие, понимает, что он совершил плохой поступок. То есть, это психически здоровые люди, которые осознают все нормально. И они начинают извиняться: «Ой, я был не прав, мы ж так друг друга любим! У нас же все было хорошо, да и вспомни, как все было хорошо. И обязательно  будет хорошо. Мы просто устали. Давай съездим в отпуск!» Начинаются цветы, подарки… И женщина часто верит: «Человек мне пообещал, он же сказал, что исправится».  И если не отреагировать никак, что если еще раз, то наша семья разрушится. То цикл продолжится. Он может проходить в течение года или десяти лет. Все индивидуально.

Но со временем фаза «медовый месяц» уходит. Остается только фазы напряжения и насилия. Сама женщина чувствует эту фазу напряжения и иногда идет на обострение, чтобы уже произошло насилие, произошла разрядка. Потому что ждать, когда это свершится – тоже достаточно тяжело.  Когда уходит фаза «медовый месяц», это говорит о том, что у людей выстроена психологическая зависимость друг от друга. И женщине уже внушено, что она никто и звать ее никак. Особенно если ей каждый день говорят, что она плохая мать, что она фригидна, профессионально никто. Насколько бы женщина ни была стержневой, сильной, даже любой стержень может пошатнуться.

Она начинает думать: «Если я попала в такую ситуацию, значит, я правда никто и слабачка?» Это то, что проговаривают клиенты, когда приходят на психологическую консультацию. «Может, он прав? Ну как можно такое терпеть? Я же реально не могу ничего сделать». Начинает вспоминать, что она была успешной в бизнесе, как могла в это попасть? Женщина начинает обвинять себя, отсюда может пойти разрушающее поведение. «Он сказал, что везде меня найдет». Страх.  

- Поэтому женщины боятся уйти?

- Иногда они говорят: вот я уйду, а вдруг вот он меня убьет? Это вот «убьет» может случиться вообще  в любой момент. Причём , как в отношении женщины, так и в отношении обидчика, когда после многолетнего  насилия женщина в состоянии аффекта может убить своего обидчика.

На консультациях мы всегда проговариваем план безопасности. Хорошо, когда важные  документы , ценные вещи находятся у женщины в определенном месте. Когда человек знает о службах, которые могут помочь; когда можно позвать соседей на помощь и они могут вызвать полицию. А иногда нужно просто покидать дом моментально, потому что жизнь дороже.

И здесь надо взвешивать, сколько еще можно бояться. Сколько ты еще готова в этом страхе жить?

Достаточно часто идет запрос изменить мужчину. «Ну он же бывает хорошим, если бы он все время такой был». Но мы не можем менять других людей. Как правило, мужчину все очень устраивает. Он на работе ведет себя так, дома ему и готовят и обстирывают, и он может эмоционально разрядиться: как «грушу» использовать свою любимую.

- Кто в зоне риска? Бытует мнения, что в такую ситуацию попадают только женщины из маргинальных слоев.

- Это тоже миф, что в такую ситуацию попадают необразованные женщины из социально низких слоев. А еще сюда алкоголизм примешивают. Иногда ребята, которые не пьют, они еще большие «затейники». Более извращенно и более жестко проявляют насилие. Это может произойти в любой семье. Женщина может быть успешна, и в карьере, и в бизнесе. Она может работать в правоохранительных органах (такие случае были). Казалось бы, она знает правовое поле. Хотя оно сейчас у нас ухудшилось.

- Вы про закон о декриминализации насилия?

- Да, это не в пользу наших клиенток. «Закон о насилии» рассматривается аж с 95-96 года. Первые заходы были на принятие этого закона. Сейчас года три собирали подписи, и вроде он был на столе у президента. Но пока имеем то, что имеем. Принятый в 2016 году закон о декриминализации ухудшает ситуацию. Все эти административные наказания – это вообще несерьезно. Не так-то просто доказать факт насилия. Сама пострадавшая должна уметь  правильно составить правовой документ, а это не все юристы умеют. Надо пройти судебно-медицинскую экспертизу и хорошо бы, чтобы она была грамотно составлена. Чтобы на суде потом не говорили: «А, может, вы сами себя побили палкой?» Но, несмотря на такое положение дел, у нашего Центра есть выигранные дела. Главное, помнить, что выход есть всегда, даже если сейчас вы его не видите. И важно помнить, что помощь есть всегда.

- Многие думают, что за помощью обращаться стыдно.

- Просить помощи - это нормально. Это не показатель слабости ни для мужчины, ни для женщины. Это значит, что ты хочешь развиваться, иначе  - застой и деградация. Через боль ты приобретаешь опыт и, порой, только потом мы понимаем, для чего нам это было дано. Здесь же нарабатывается и стержень. Даже если с одним специалистом произошла встреча неудачно  - все равно не останавливайтесь, обратитесь в другие службы. Надо обязательно писать заявление в полицию, и для того чтобы в будущем на этого мужчину можно было составить портрет в суде, чтобы доказать, что он неоднократно совершал нападения. Вызвав полицию, не оставляйте все на словах, пусть пишут документ. У нас в стране как всегда: должен быть документ. Тогда ведомства начинают работать. Говорят, что при бытовом насилии женщины гораздо чаще убивают мужчин. А я на это говорю: по данным фактам женщин судят всегда. А рассмотреть, что этому предшествовало? В большинстве случае, она годами подвергалась насилию. Просто произошел выплеск критической массы. В состоянии аффекта она наносит удар обидчику. В личных консультациях мы тоже говорим: летально все может закончиться как для мужчины, так и для женщины. Вас могут толкнуть в ванне или на кухне – острый угол – и всё. Так и женщина может толкнуть.

- Как избежать попадания в такую ситуацию?

- Важно понимать, что происходит в семье. Если вы чувствуете, что то, что вам сказали  - вам не нравится, озвучьте это. Телепатов тут нет. Если мне не понравилось, как что-то произошло, я это проговариваю, но не обвиняю человека что «ты дурак». Я говорю о себе, что в моей семье этого не будет. Я начинаю это выстраивать и смотрю, моему партнеру вообще  важно то, что со мной происходит, то что я говорю? Если ему все равно, то для меня информация, а я  с кем живу? Герой ли это моего романа? Так же может и мужчина проанализировать. Обратите внимание на отношения в родительской семье вашего возлюбленного. У нас был случай, когда клиентка судилась с мужем, который ее избивал. К нам в Центр приходила мать этого мужчины и возмущалась, что мы – такие плохие, защищаем пострадавшую, а не ее милого сыночка.

И еще о мифах часто считается, что женщина сама виновата, как-то провоцирует мужчину. Как в истории с изнасилованиями: «Зачем она надела короткую юбку – значит, сама хотела».  Нет, насилие это всегда насилие! Этому нет оправдания.

Ваша жизнь принадлежит только вам, и это вам решать, как ее прожить.

Беседовала Александра Милованова



Распечатать:     Комментарии: 0

Добавить комментарий   Правила

Ваше имя:
Сообщение:

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают