Реклама на ЦДИ
 28.04.2024

Бизнес / Торговля  | весь раздел

Почему в Пскове исчезает компьютерная розница? Монолог знающего

31.07.2013 18:39 ЦДИ, Псков

Задача сети – оптом поймать «штучную» рыбу, и чем меньше ячейки, тем больше рыбной мелочи попадется.  Сети компьютерного ритейла мало чем отличаются от рыболовных.  Накрыть частой сетью, выдавить из ареала обитания конкурирующие виды и даже вывески не оставить. Выживают акулы?

ЦДИ неоднократно писал о том, что локальным розничным магазинам приходится нелегко в условиях жесткого прессинга со стороны сетевых магнатов. С трудом выживают даже достаточно удаленные от центра магазины - шаговой доступности, в спальных районах.

Со схожими проблемами сталкиваются не только продуктовая розница или магазины бытовой химии, но и псковские фирмы, торгующие бытовой и цифровой техникой. Количество региональных профильных магазинов сокращается, некоторые постепенно уходят из розницы в корпоративный сектор.

Об этом мне рассказал при встрече мой знакомый IT-шник, работающий как раз в сфере продаж. Мы столкнулись с ним недалеко от места базирования известного сетевого ритейлера цифровой техники, который он тут же начал обвинять в покушении на жизнь псковских компьютерных магазинов.

- Механизм прост и уже отработан во многих городах России, - стал объяснять мне мой собеседник. - Приходят федеральные сети и начинают жестким демпингом и агрессивной рекламой выживать местную розницу. Обыватель, конечно, этому только рад. Ему кажется, что в сетях выбор больше, а главное - цены ниже. Но не все так просто. Ведь демпинг заключается не только в предложении низких цен для покупателей, но и в сознательном выдавливании конкурентов с рынка. Однако как только они захватывают рынок, от супер низких цен не остается и следа. Порой ценники даже становятся выше среднего. Ведь нужно компенсировать потери от демпинговых мероприятий. Так произошло в Ульяновске, Ярославле, Красноярске и многих других городах. За доказательствами далеко ходить не нужно, достаточно почитать их городские форумы.

Распаляясь, он уверял меня, что за время раскрутки магазина у покупателя складывается навязанный стереотип: «В этой сети дешевле», и тот уже не замечает, что покупает товары отнюдь не по самым выгодным ценам на рынке. Более того, этот стереотип сознательно поддерживается рекламными акциями. «На огромных билбордах может быть представлен не самый ходовой товар по весьма привлекательной цене, в то время как на остальные позиции цены могут быть на 10-20% выше, чем в других магазинах. Особенно на сопутствующие товары. Но у покупателя тумблер «Здесь все по низким ценам!» уже сработал», - горячился мой знакомый.

- Нууу, - отвечю я, - тут, знаешь ли, законы рынка работают. Выживает сильнейший и все такое. Повысит цены одна сеть - придет другая с выгодными предложениями. Покупатели внакладе не останутся.

Оказалось, я непатриотичный и недальновидный. 

- Рано или поздно, рынок будет четко поделен между крупными игроками, - объяснил мне мой IT-гуру, - и тогда никакого развития уже не будет, о низких ценах можно будет забыть. Простая математика. Огромные площади магазинов, большое количество персонала, затраты на транспортировку, все это отразится на ценниках. Никакой профит центральных офисов не будет вечно кормить убыточные регионалки. Возможно, цены будут повышать постепенно, чтобы сразу не шокировать публику, но в определенный момент они сравняются до «средней температуры по больнице. А еще - сети федеральные, отчисления с продаж будут утекать из нашей области, в то время как местные исправно платят в местный же бюджет. Регион попросту будет терять деньги, которых у него и так немного.

- Неужели, федеральные сети – это такие вурдалаки-монстры, пришедшие к нам в область с одной целью, уничтожить местную розничную торговлю? - удивился я, и невольно засмотрелся на витрины «упыря», все ярко, красиво, внутри - кондиционеры, сияющий хром и огромное пространство. Просто хайтек-утопия.

- Когда сети пришли к нам впервые и рынок еще рос, об этом речи, конечно, не шло, потому что всем хватало места, - попытался вернуть меня на землю собеседник. - Да и регионы для сетей не были приоритетным направлением. Сейчас развитие рынка сильно затормозилось, а федералы стали активнее зарабатывать на регионах, а это значит, что их политика стала гораздо более агрессивной, которая направлена, в том числе, и на уничтожение местной розницы. Ради этого они даже могут работать некоторое время себе в убыток.

- Ну да, у сетевиков действительно достаточно инструментов для захвата рынка, - подхватил я разговор, отвернувшись наконец от манящего мою кредитку цифрового царства. - У них, например, более выгодные условия закупки товара благодаря огромным объемам. Как следствие - цены могут быть ниже, чем в обычных магазинах. Если несетевая розница вступит в борьбу с сетевой на поле цен, то, скорее всего, это закончится убытками и закрытием бизнеса. Для такой конкуренции у независимых магазинов просто нет ресурсов. Даже госзакупки сегодня в основном выигрывают федеральные сети. И что же нашим делать? Сложить лапки или сбивать сметану?

 - Ты знаешь, готового решения у этой проблемы, пожалуй, нет, - задумался мой знакомый. – Может быть, властям стоит рассмотреть какую-то программу поддержки местной торговли? Ну а местным компаниям стоит сосредоточиться на своих преимуществах. Ведь у сетей зачастую нет «человеческого лица» и должного уровня помощи консультантов. Индивидуальный подход к клиенту – это важный конек несетевых магазинов. 

У местных магазинов есть еще одно преимущество – гораздо более интересный выбор комплектующих. Из-за слишком большого ассортимента товаров в целом сетевикам сложно предложить широкий выбор предложений в узких сегментах.  Кроме того, некоторые сетевые компании стремятся продавать компьютеры и отдельные комплектующие под собственным брендом. Где гарантия, что при этом брендуются качественные вещи, а не китайский ширпотреб? Для тех, кто привык выбирать товары проверенных марок, возможно, местные магазины предложат что-то куда более интересное».

Тут, наверное, вопрос лежит скорее в области притязаний. «Чайникам», как правило, подробные консультации даром не нужны. «Мне, чтоб интернет работал!» - вот и все критерии выбора. Такой покупатель не почувствует разницу между сетевым и не сетевым магазином. В свою очередь, человеку увлеченному, который привык скрупулезно собирать самостоятельно компьютер для себя или знакомых, деталька к детальке, может потребоваться и помощь консультанта, и наличие сервисного центра, и возможность тщательно подобрать комплектующие. Ему, скорее всего, потенциала сетевого магазина будет недостаточно, и он обратит свой взор в сторону привычного дружелюбного местного», - предположил мой собеседник.

- Может быть, стоит сосредоточиться на интернет-продажах? Это ведь сейчас в тренде? – верчу я в руках смартфон, купленный в сети.

Но мой собеседник лишь покачал головой. Он уверен, что интернет продажи у местных компаний складываются не очень удачно. Многие, кто пытался развивать это направление, хороших результатов достичь так и не смогли. «Лишь малая часть псковичей готова покупать товары через интернет, большинство предпочитает делать это в магазине, где можно посмотреть, потрогать, включить, вплоть до того, чтобы покрутить вентилятор в системе охлаждения», - добавил он.

Наш разговор оставил у меня противоречивые чувства. Может быть, мой друг накручивает?  Что думают об этом другие участники процесса? Несколько звонков и оказалось, что мнение моего знакомого не разделил ни один местный цифровой магазин. Директор фирмы «Комсэл», например, заверил меня, что проблем в связи с наступлением на пятки сетей нет и быть не может. Закрытие своего розничного магазина в здание банка на ул. Советской в фирме «Кластер» мне объяснили тем, что перекрытый Детский парк практически лишил его покупателей. «Цифровой мир» по официальной версии компании «ВПК» просто закрылся на ремонт.

- Как же так, - позвонил я своему знакомому IT-пессимисту, - ты мне одно говоришь, а вот в псковском ритейле говорят совсем другое?!

Он лишь вздохнул, а потом добавил: «Неужели ты сам не обращал внимания на витрины их магазинов и на уменьшившийся в разы выбор? Поверь мне, проблема прессинга федеральных сетей – это реальность, а те, кто ее отрицают – лукавят. Конечно, кто захочет признавать себя слабым игроком в любом бизнесе».

Я задумался. С одной стороны, я сам никогда не задумывался над тем, где покупать, скажем, новую видеокарту. Каждый раз я открывал интернет-странички магазинов и искал, где можно выгоднее купить в Пскове заранее выбранную или аналогичную по параметрам модель. Сравнивал, стоит ли взять нужный мне товар сразу там, где он есть в наличии, или стоит потерпеть пару дней доставки и сэкономить несколько сотен рублей. Иногда насмотренное находилось у местных, иногда в сетях. Честно говоря, каким-то ура-патриотизмом я руководствовался в последнюю очередь. Но меня всегда радовало, что есть выбор, и мне бы совсем не хотелось, чтобы его становилось меньше. 

Излишне обращаться за советом к IT-специалистам, чтоб понять, - чем короче список представленных на рынке компаний, тем хуже для покупателей.

Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 29

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.034790992736816